Предпосылки применения логистических методов в процессе кластеризации экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 08:53, статья

Краткое описание

В статье определено влияние кластерной формы развития экономики на основные методы и инструменты логистики, рассмотрены особенности логистики туризма. Выявлена основная цель логистической инфраструктуры кластера - обеспечение взаимодействия элементов кластерной организации для повышения конкурентоспособности каждого участника кластера на основе использования преимуществ синергетического свойства.

Вложенные файлы: 1 файл

Предпосылки применения логистических методов в .doc

— 48.00 Кб (Скачать файл)

«Предпосылки применения логистических методов в процессе кластеризации сферы туризма и рекреации».

Целесообразность  изучения вопроса кластеризации  обусловлена социально – экономическим  эффектом данного направления взаимодействия комплекса связанных между собой отраслей.

Основными преимуществами кластерной политики развития экономики  являются:

- возможность  комплексного использования научно – технологического, природно – климатического, исторического, экономического и т.д. потенциала территории государства;

- создание благоприятного  бизнес – климата, что способствует  привлечению инвестиций в отрасль -  специализацию кластера;

- повышение  конкурентоспособности компаний  – резидентов кластера за счет  дополнительных возможностей внутри кластерного взаимодействия;

- повышение  инновационного потенциала путем  конкретизации направлений развития  отрасли и использования возможностей  научно – исследовательских,  аналитических организаций, входящих в состав кластера;

- улучшение  уровня жизни населения (появление  дополнительных рабочих мест, повышение уровня заработной платы, приток инвестиций в развитие территории) и т.д..

Основой кластерной политики являются взаимосвязанные производственные, инвестиционные, научные, общественные и посреднические структуры, объединенные географически и нацеленные на усиление конкурентных преимуществ компаний путем внутри - кластерного взаимодействия.

Изначально  кластерное развитие являлось элементом  общеэкономических кластерных политик (политики стимулирования инноваций), сейчас его можно определить как объект самостоятельной политики.

Кластерная  форма развития экономики отражается не только на резидентах и их деятельности внутри кластера, но и на вспомогательных  направлениях, таких как логистическая  инфраструктура.

В рамках кластера зарождаются, видоизменяются и взаимодействуют различные виды потоков, которые являются объектами изучения и управления логистики. Особенности кластерной формы развития экономики оказывают влияние и на основные инструменты, методы логистики (Таблица 1):

Таблица 1 Особенности логистики, обусловленные кластерной формой

 

 

Характерные особенности кластеров

Влияние на логистические методы и инструменты

1

Двойственный  характер конкуренции:

I.Соперничество за лучший результат работы между резидентами кластера,

II.Нацеленность на общий результат работа кластера в целом, повышение уровня его конкурентоспособности

Мобильность логистических  методов исходя из цели резидента,

 

Необходимость наличия инструментов как комплексного, так и индивидуального управления информационными, людскими, материальными и т.д. потоками

2

Региональный  характер предпосылок создания кластера

Локальный характер применения логистических методов

3

Вариантность инициатив создания кластера:

- государственная,

- частная,

- комбинированная

Инициатор, определяя стратегические цели создания кластера, выбирает методы логистического управления.

 

В рамках комбинированной  формы формируются приоритетные объекты и субъекты управления, исходя из основ

государственного – частного партнёрства

4

Широкий спектр участников кластера (поставщики, финансовые институты, аналитические центры и т.д.)

Возможность формирования логистической политики для конкретного  кластера, что позволяет избежать неэффективного дублирование функций

5

Экспортная  или импортная ориентация продукции кластера

Информационные  и транспортные потоки кластера более  остальных подвержены влиянию данной особенности, а именно – число  каналов передачи, разные временные  параметры, нормативно – правовая база различных стран, - определяет методы логистического управления потоками  

6

Высокий уровень  инновационной направленности кластера

Возможность применения инновационных методов информационной логистики


В целом, логистическую инфраструктуру можно определить как совокупность элементов логистической системы предприятия. К элементам такой инфраструктуры можно отнести производственные мощности, складские помещения,  дорожные сети и т.п..

Логистика в  туризме – это совокупность методов, направленных на планирование, контроль и управление операциями, совершаемыми в процессе формирования тура, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также в процессе передачи, хранения и обработки соответствующей информации. Из этого определения следует, что логистика является системой, содержащей функциональные области, каждая из которых решает определенные проблемы. В состав системы входят:

1. Информация - планирование туров, обработка заказов, прогнозирование спроса;

2. Перевозка  туристов - выбор вида транспорта и компании-перевозчика;

3. Кадровый состав;

4. Обслуживающее  производство - подразделения логистики,  которые

обслуживают процесс  формирования тура и оказания услуг  потребителю. [Т.Н. Одинцова УПРАВЛЕНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ ТУРФИРМ].

Именно инфраструктурный комплекс обеспечивает системный подход к наиболее полному удовлетворению широкого ассортиментного спроса потребителей различных категорий, это возможно за счет взаимосвязи со внешней средой, имея при этом необходимую внутреннюю систему организации. Внешняя среда и внутренняя система инфраструктуры воздействуют на все существующие потоки, определяя их масштабы, направленность, динамику и интенсивность, в свою очередь и потоки через систему обратной связи преобразуют внешнюю среду и внутреннюю организацию, приспосабливая (адаптируя) их к имеющимся нуждам.

Туристская отрасль сегодня  представляет собой единый комплекс, который включает множество подотраслей, дополняющих друг друга, обеспечивающих заданные темпы роста и производства туристских и вспомогательных услуг. Развитие и внедрение механизма логистического управления связано с привлечением резервов финансовых, трудовых, административных и других видов ресурсов.

Логистическая система туристско-рекреационной  зоны – это упорядоченная интегрирующая все сферы туристско-рекреационной деятельности система с целью достижения желаемого результата (максимального удовлетворения запросов туристов) с минимальными затратами времени и ресурсов путем оптимального сквозного управления потоками услуг, информационными, финансовыми, кадровыми, туристскими потоками. [20]

Иногда, логистическая  инфраструктура является протокластером экономического кластера, в нашем  случае, туристско – рекреационного. При данном варианте, логистическая  инфраструктура обеспечивает протекание потоковых процессов между производителями важных для конкретной территории товаров или услуг, сопряженным видами деятельности и потребителями, а также другими инфраструктурными образованиями.

Источниками получения синергетического эффекта при создании логистической инфраструктуры кластера являются:

- централизация исследовательской  работы (рыночных исследований, инновационных  исследований, маркетинговых исследований  и т.д.);

- финансовая экономия  за счет сокращения трансакционных издержек;

  - взаимодополняемость в области НИОКР:

 - экономия, обусловленная масштабами деятельности;

- совместное использование территориальных материальных и нематериальных ресурсов.

Являясь инфраструктурным элементом  экономического кластера, логистический  протокластер способствует решению следующих задач:

1) обеспечение эффективного  территориального построения транспортно  - логистического комплекса кластера  для обслуживания грузопотоков  и пассажиропотоков;

2) оптимизация процесса  доставки с участием нескольких  видов транспорта;

3) создание системы оперативного  взаимодействия, планирования и  диспетчерского регулирования в  транспортных узлах и обеспечения  для потока оптимального сервисного  обслуживания;

4) формирование логистической  информационной системы, обеспечивающей процесс информационного обмена участников кластера [Евтодьева Т.Е. Логистические кластеры: сущность и виды, 2011].

В заключении, стоит  отметить, что вне зависимости  от отраслевой принадлежности кластера, основной целью создания и функционирования логистической инфраструктуры является обеспечение взаимодействия элементов кластерной организации в целях повышения конкурентоспособности каждого участника кластера на основе использования преимуществ синергетического свойства.


Информация о работе Предпосылки применения логистических методов в процессе кластеризации экономики