Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 08:53, статья
В статье определено влияние кластерной формы развития экономики на основные методы и инструменты логистики, рассмотрены особенности логистики туризма. Выявлена основная цель логистической инфраструктуры кластера - обеспечение взаимодействия элементов кластерной организации для повышения конкурентоспособности каждого участника кластера на основе использования преимуществ синергетического свойства.
«Предпосылки применения логистических методов в процессе кластеризации сферы туризма и рекреации».
Целесообразность
изучения вопроса кластеризации
обусловлена социально –
Основными преимуществами кластерной политики развития экономики являются:
- возможность
комплексного использования нау
- создание благоприятного
бизнес – климата, что
- повышение
конкурентоспособности
- повышение
инновационного потенциала
- улучшение
уровня жизни населения (
Основой кластерной политики являются взаимосвязанные производственные, инвестиционные, научные, общественные и посреднические структуры, объединенные географически и нацеленные на усиление конкурентных преимуществ компаний путем внутри - кластерного взаимодействия.
Изначально кластерное развитие являлось элементом общеэкономических кластерных политик (политики стимулирования инноваций), сейчас его можно определить как объект самостоятельной политики.
Кластерная форма развития экономики отражается не только на резидентах и их деятельности внутри кластера, но и на вспомогательных направлениях, таких как логистическая инфраструктура.
В рамках кластера зарождаются, видоизменяются и взаимодействуют различные виды потоков, которые являются объектами изучения и управления логистики. Особенности кластерной формы развития экономики оказывают влияние и на основные инструменты, методы логистики (Таблица 1):
Таблица 1 Особенности логистики, обусловленные кластерной формой
Характерные особенности кластеров |
Влияние на логистические методы и инструменты | |
1 |
Двойственный характер конкуренции: I.Соперничество за лучший результат работы между резидентами кластера, II.Нацеленность на общий результат работа кластера в целом, повышение уровня его конкурентоспособности |
Мобильность логистических методов исходя из цели резидента,
Необходимость
наличия инструментов как комплексного,
так и индивидуального |
2 |
Региональный характер предпосылок создания кластера |
Локальный характер применения логистических методов |
3 |
Вариантность инициатив создания кластера: - государственная, - частная, - комбинированная |
Инициатор, определяя стратегические цели создания кластера, выбирает методы логистического управления.
В рамках комбинированной формы формируются приоритетные объекты и субъекты управления, исходя из основ государственного – частного партнёрства |
4 |
Широкий спектр участников кластера (поставщики, финансовые институты, аналитические центры и т.д.) |
Возможность формирования логистической политики для конкретного кластера, что позволяет избежать неэффективного дублирование функций |
5 |
Экспортная или импортная ориентация продукции кластера |
Информационные и транспортные потоки кластера более остальных подвержены влиянию данной особенности, а именно – число каналов передачи, разные временные параметры, нормативно – правовая база различных стран, - определяет методы логистического управления потоками |
6 |
Высокий уровень инновационной направленности кластера |
Возможность применения
инновационных методов |
В целом, логистическую инфраструктуру можно определить как совокупность элементов логистической системы предприятия. К элементам такой инфраструктуры можно отнести производственные мощности, складские помещения, дорожные сети и т.п..
Логистика в туризме – это совокупность методов, направленных на планирование, контроль и управление операциями, совершаемыми в процессе формирования тура, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также в процессе передачи, хранения и обработки соответствующей информации. Из этого определения следует, что логистика является системой, содержащей функциональные области, каждая из которых решает определенные проблемы. В состав системы входят:
1. Информация -
планирование туров, обработка
2. Перевозка туристов - выбор вида транспорта и компании-перевозчика;
3. Кадровый состав;
4. Обслуживающее производство - подразделения логистики, которые
обслуживают процесс формирования тура и оказания услуг потребителю. [Т.Н. Одинцова УПРАВЛЕНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ ТУРФИРМ].
Именно инфраструктурный комплекс обеспечивает системный подход к наиболее полному удовлетворению широкого ассортиментного спроса потребителей различных категорий, это возможно за счет взаимосвязи со внешней средой, имея при этом необходимую внутреннюю систему организации. Внешняя среда и внутренняя система инфраструктуры воздействуют на все существующие потоки, определяя их масштабы, направленность, динамику и интенсивность, в свою очередь и потоки через систему обратной связи преобразуют внешнюю среду и внутреннюю организацию, приспосабливая (адаптируя) их к имеющимся нуждам.
Туристская отрасль сегодня представляет собой единый комплекс, который включает множество подотраслей, дополняющих друг друга, обеспечивающих заданные темпы роста и производства туристских и вспомогательных услуг. Развитие и внедрение механизма логистического управления связано с привлечением резервов финансовых, трудовых, административных и других видов ресурсов.
Логистическая система туристско-
Иногда, логистическая инфраструктура является протокластером экономического кластера, в нашем случае, туристско – рекреационного. При данном варианте, логистическая инфраструктура обеспечивает протекание потоковых процессов между производителями важных для конкретной территории товаров или услуг, сопряженным видами деятельности и потребителями, а также другими инфраструктурными образованиями.
Источниками получения синергетического эффекта при создании логистической инфраструктуры кластера являются:
- централизация
- финансовая экономия за счет сокращения трансакционных издержек;
- взаимодополняемость в области НИОКР:
- экономия, обусловленная масштабами деятельности;
- совместное использование территориальных материальных и нематериальных ресурсов.
Являясь инфраструктурным элементом экономического кластера, логистический протокластер способствует решению следующих задач:
1) обеспечение эффективного
территориального построения
2) оптимизация процесса
доставки с участием
3) создание системы оперативного
взаимодействия, планирования и
диспетчерского регулирования
4) формирование логистической
информационной системы,
В заключении, стоит отметить, что вне зависимости от отраслевой принадлежности кластера, основной целью создания и функционирования логистической инфраструктуры является обеспечение взаимодействия элементов кластерной организации в целях повышения конкурентоспособности каждого участника кластера на основе использования преимуществ синергетического свойства.
Информация о работе Предпосылки применения логистических методов в процессе кластеризации экономики