Принципы управления цепями поставок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 18:22, реферат

Краткое описание

Идеологию внедрения концепции УЦП необходимо рассматривать через призму развития интегрального подхода к логистике с учетом специфики российской экономики. Управление цепями поставок – это естественное продолжение и развитие интегральной концепции логистики в плане межфункциональной и межорганизационной координации. Задача эффективного УЦП всегда стояла перед предприятиями независимо от их профиля, национальной или территориальной принадлежности и существующей экономической модели. Современная практика УЦП неразрывно связана с планированием и оптимизацией ресурсов центральной компании ЦП и ее «трех сторон» в логистике, поэтому УЦП – это именно та концепция, которая сейчас очень активно изучается и обсуждается в экономически развитых и развивающихся странах.

Вложенные файлы: 1 файл

Принципы управления цепями поставок.docx

— 27.85 Кб (Скачать файл)

БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт повышения квалификации и переподготовки кадров по новым направлениям развития техники, технологии и экономики

Кафедра «Новые материалы и технологии»

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК

 

 

по дисциплине «Управление цепями поставок»

 

 

 

 

 

Слушатель группы № 411451/1 ___________ Ларченко А.

 

 

Проверил     ___________ Мендиетта Бустаманте

Хулио Фреди

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2013 
Термин «Supply Chain Management» – «Управление цепью/цепями поставок» — был предложен американскими консультантами (в частности, компанией «Артур Андерсен») в начале 1980-х гг. и впоследствии приобрел большую популярность [2, с. 14]. С 1989 г. ученые разных стран пытаются структурировать это понятие. Многие исследователи в США и ЕС противопоставляют SCM собственно логистике. Общая позиция сводится к тому, что логистика является частью более широкой бизнес-концепции — SCM. В 1998 г. Совет логистического менеджмента (США) пересмотрел определение логистики 1985 г.: «Логистика является частью процесса управления цепью поставок и представляет собой планирование, выполнение и контроль эффективности потока и запасов продукции, сервиса и связанной информации от точки зарождения до точки потребления в соответствии с требованиями потребителей» [3, с. 14].

Идеологию внедрения концепции УЦП необходимо рассматривать через призму развития интегрального подхода к логистике с учетом специфики российской экономики. Управление цепями поставок – это естественное продолжение и развитие интегральной концепции логистики в плане межфункциональной и межорганизационной координации. Задача эффективного УЦП всегда стояла перед предприятиями независимо от их профиля, национальной или территориальной принадлежности и существующей экономической модели. Современная практика УЦП неразрывно связана с планированием и оптимизацией ресурсов центральной компании ЦП и ее «трех сторон» в логистике, поэтому УЦП – это именно та концепция, которая сейчас очень активно изучается и обсуждается в экономически развитых и развивающихся странах.

В большинстве зарубежных источников определение «цепи поставок» более распространено, чем «управление цепями поставок». Одни ученые и специалисты определяют, что ЦП – это ряд фирм, пересылающих материалы и услуги. Обычно в производстве и доставке товара конечному потребителю в ЦП участвуют несколько независимых фирм: поставщики (производители) сырья, материалов и компонентов, производители готовой продукции, оптовые и розничные компании, перевозчики, экспедиторы и т.д. – все они являются звеньями ЦП, Другие говорят о ЦП как о сформированном альянсе фирм, доставляющих товары или услуги на рынок. Следует обратить внимание, что почти все определения включают в себя конечного потребителя в качестве звена ЦП. Одно из распространенных определений утверждает, что ЦП – это сеть организаций, участвующих посредством внешних и внутренних связей в различных процессах, приносящих прибыль в виде товаров и услуг, поставляемых конечному потребителю. Другими словами, ЦП состоит из нескольких фирм, как внешних (поставка товаров, услуг), так и внутренних (собственных подразделений центральной компании), а также конечных потребителей.

Синтетическое определение цепи поставок, основанное на обобщении мнения большинства зарубежных ученых и специалистов, звучит следующим образом: «Цепь поставок – это три или более экономические единицы (организации или лица), напрямую участвующие во внешних и внутренних потоках продукции, услуг, финансов и/или информации от источника до потребителя» [1, с. 4].

Управление цепями поставок как философия менеджмента основано на следующих принципах:

1) Системный подход, рассматривающий  ЦП как единое целое, предназначенное  для управления всем товарным  потоком и запасами от поставщика  до конечного потребителя.

2) Стратегическая ориентация  на совместные усилия синхронизировать  и конвергировать внутри- и межфирменные производственные и стратегические способности членов ЦП в единое целое.

3) Сосредоточение внимания  на потребителе для создания  уникальных, индивидуальных источников  ценности для покупателя, приводящих  к удовлетворению потребностей  потребителя [4, с. 27].

Опираясь на эти принципы, фирмы должны применять такие методы управления, которые позволят им действовать наиболее оптимальным способом. Для этого предпринимаемые действия можно разделить на 7 условных направлений:

  • интегрированное поведение;
  • взаимный обмен информацией;
  • взаимный обмен рисками и достижениями;
  • сотрудничество;
  • единые цель и задачи при обслуживании потребителей;
  • интеграция бизнес-процессов;
  • партнерство, основанное на долгосрочном сотрудничестве [4, с. 28].

Для того чтобы фирмы достигали максимальной эффективности в условиях нынешней конкуренции, они должны значительно улучшать свое интегрированное поведение для лучшей связи потребителей и поставщиков. Исходя из этого, концепция УЦП становится средством осуществления эффективного менеджмента в условиях усиления конкурентной борьбы. Для реализации этой концепции необходим ряд мер, которые представляют собой скоординированные действия между членами ЦП, например поставщиками, транспортными компаниями, производителями, для динамичных действий в ответ на запросы конечного потребителя.

Взаимный обмен информацией, связанный с интегрированным характером ЦП, необходим ее членам для осуществления философии УЦП, особенно при планировании и мониторинге основных бизнес-процессов. Из этого можно сделать вывод о том, что в качестве необходимого условия эффективного УЦП должно выступать частое обновление информации среди членов цепи. Обмен информацией – это стремление собрать стратегические и тактические данные и сделать их доступными для всех членов ЦП. Открытый обмен такой информацией, как данные об уровне запасов, прогнозы сбыта, стратегии продвижения товара и рыночные стратегии, снижает недоверие между партнерами по поставкам и приводит к повышению производительности цепи.

Эффективному УЦП требуется также взаимный обмен рисками и достижениями, который важен для осуществления будущих целей и сотрудничества между членами ЦП, что способствует преимуществу в конкурентной борьбе. Это сотрудничество означает схожие или дополнительно скоординированные меры, принятые фирмами, имеющими совместные деловые отношения, для создания лучших общих и/или индивидуальных результатов, совместно ожидаемых с течением времени. Сотрудничество не ограничено условиями текущей сделки, а осуществляется на нескольких уровнях менеджмента; при этом используется межорганизационная координация всех членов ЦП. Оно начинается с совместного планирования и завершается совместным контролем с целью оценки работы членов ЦП, а также цепи в целом. При тесной связи такие совместные действия означают кооперативное или скоординированное проведение наиболее важных мероприятий.

При совместных планировании и оценке эти процессы проводятся на протяжении многих лет. Дополнительно к планированию и контролю необходимо сотрудничество для снижения уровней товарных (материальных) запасов в ЦП и повышения эффективности затрат по всей «длине» цепи. Далее члены ЦП должны объединяться в разработке новой продукции и принятии решений касательно ее характеристик. Наконец, совместным действием также является разработка систем контроля качества и технологий доставки.

При этом если все члены ЦП будут иметь общую цель при обслуживании потребителей, то в итоге это будет успешным бизнесом. Постановка единой стратегической цели для всех членов ЦП является формой интеграционной политики, которая возможна только в том случае, если между членами ЦП есть взаимопонимание культур и методов управления. В целом же интеграция политики ЦП направлена на избежание нерационального расходования ресурсов и одновременно позволяет участникам ЦП при меньших затратах становиться более эффективными.

В общем случае существуют четыре стадии интеграции ЦП.

Стадия 1. Представляет собой исходную ситуацию. ЦП является функцией разрозненных логистических операций внутри центральной компании и характеризуется постепенным накоплением запасов, независимыми и несовместимыми системами и процедурами контроля, а также функциональной сегрегацией с внутренними подразделениями компании и контрагентами.

Стадия 2. Внимание менеджмента центральной компании ЦП фокусируется на внутренней интеграции, характеризующейся большим вниманием на снижение затрат, чем на улучшение показателей деятельности, создание буферных запасов; первоначальной оценке внутренних компромиссов и реактивном отклике на запросы потребителей.

Стадия 3. Достижение внутренней корпоративной интеграции, Характеризуется полным охватом внутренних бизнес-процессов от снабжения до распределения; среднесрочным планированием; скорее тактическим, а не стратегическим подходом к управлению логистикой; акцентом на эффективность; расширенным использованием электронного документооборота; непрерывным улучшением обслуживания потребителей.

Стадия 4. Достижение интеграции ЦП с помощью расширения сферы интеграции за пределы центральной компании для охвата всех поставщиков и потребителей.

Эффективное УЦП реализуется рядом партнерств. При этом необходимо, чтобы партнеры создавали и поддерживали долгосрочные связи. Эти связи распространяются за пределы действия контракта, иногда до неограниченного срока, в то же время число партнеров должно быть невелико, чтобы содействовать более тесному сотрудничеству.

Чтобы оставаться конкурентоспособным и увеличить свои преимущества, необходимо рассматривать все процессы в цепи создания стоимости: от поставщиков сырья до обслуживания потребителя. Никакие отношения между партнерами в ЦП не должны остаться незамеченными. Это дает возможность достичь оптимума для всей цепи в целом. Управление ЦП выступает как раз за такой глобальный подход и стремится к организации, управлению и дальнейшему развитию единой цепочки создания стоимости, начиная с добычи сырья и кончая сервисным, обслуживанием продукта у конечного потребителя.

Систематическое соединение всех процессов между предприятиями в цепочке создания стоимости содержит в себе интеграцию всех видов логистической и производственной деятельности внутри ЦП, начиная с прогнозирования потребностей клиентов, распределения заказов и дистрибьюции готовой продукции, подключая затем сюда производство и заканчивая закупками комплектующих и сырья. Таким образом, перекрываются все функциональные виды логистической деятельности: снабжение, поддержка производства, дистрибьюция, складирование, транспортировка. Главной целью является снижение запасов при одновременном повышении уровня готовности к отправке заказа и улучшении использования логистических мощностей [4, с. 34].

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Menizer, J.T. Defining Supply Chain Management / J.T. Menizer //Journal of Business Logistics. 2001. V.22. №2. P.4.
  2. Сергеев, В.И. Еще раз к вопросу о терминологии в логистике и управлении цепями поставок // Логистика и управление цепями поставок. 2006. № 5. С. 6-18.
  3. Сергеев, В.И. Управление цепями поставок в России – миф или реальность? // Логистика и управление цепями поставок. 2004. № 1. С. 14-33.
  4. Сергеев, В.И., Сергеев, И.В. Логистические системы мониторинга цепей поставок. Учеб. пособие / В.И. Сергеев, И.В. Сергеев. М. : ИНФРА-М, 2003. 172 с.

 


Информация о работе Принципы управления цепями поставок