Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 18:19, контрольная работа
Добровольная сертификация проводится по инициативе физических или юридических лиц на договорных условиях между органом по сертификации и заявителем в Системах добровольной сертификации.
Системы добровольной сертификации чаще всего объединяют изготовителей и потребителей продукции, заинтересованных в развитии торговли на основе долговременных партнёрских отношений.
1. Организационная
структура системы
Добровольная сертификация проводится по инициативе физических или юридических лиц на договорных условиях между органом по сертификации и заявителем в Системах добровольной сертификации.
Системы добровольной сертификации чаще всего объединяют изготовителей и потребителей продукции, заинтересованных в развитии торговли на основе долговременных партнёрских отношений.
Одна из самых крупных систем добровольной сертификации является, Система добровольной сертификации услуг ГОСТ Р. Порядок проведения добровольной сертификации услуг устанавливают Правила функционирования Системы добровольной сертификации услуг ГОСТ Р, утверждённые 27 мая 2005 г. Система разработана Открытым акционерным обществом «Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации» (ОАО «ВНИИС»).
Система добровольной сертификации услуг ГОСТ Р (далее – Система) создана Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии с целью организации и проведения добровольной сертификации услуг (работ) при обеспечении необходимого уровня объективности и достоверности результатов сертификации.
Правила предназначены для применения всеми участниками Системы и другими заинтересованными физическими и юридическими лицами. На основе и в развитие Правил разрабатываются организационно-методические документы Системы. При сертификации в Системе соблюдаются следующие основные принципы:
- добровольность;
- открытость;
- бездискриминационный доступ и участие в процессах сертификации;
- объективность оценки;
- конфиденциальность и защита интересов заявителя;
- доступность информации.
Основными целями и задачами сертификации в Системе явля-ются:
· обеспечение потребителю гарантий в том, что сертифицированные услуги (работы) соответствуют требованиям, установленным в нормативных документах;
· повышение качества обслуживания и оказания услуг;
· обеспечение потребителя достоверной информацией об уровне обслуживания организаций, оказывающих услуги;
· оказание помощи потребителю в компетентном выборе исполнителя услуг;
· содействие развитию услуг посредством укрепления доверия юридических и физических лиц к организациям, оказывающим услуги;
· создание условий для обеспечения конкурентоспособности услуг (работ) на внутреннем и внешнем рынках.
2. Сертификация услуг. ГАТС.
Сфера услуг представляется
наиболее сложным предметом переговоров
в процессе вступления России в ВТО.
Присоединение к Генеральному соглашению
по торговле услугами (ГАТС) затрагивает
не только вопросы технических барьеров,
но и правила перемещения
Оказываемые населению услуги по функциональному назначению можно разделить на три группы:
1) материальные, обеспечивающие
восстановление (изменение, сохранение)
потребительских свойств
2) социально-культурные, обеспечивающие поддержание и восстановление здоровья, духовное и физическое развитие личности, повышение профессионального мастерства и т.п.;
3) юридическо-финансовые, обеспечивающие правовые юридические и финансовые (банковские) взаимоотношения.
3. Характеристика деятельности ИСО в области сертификации.
ISO (International Organization for Standardization) – Международная организация по стандартизации (ИСО) была основана в 1947 году. Штаб-квартира находится в Женеве (Швейцария). Эта неправительственная организация объединяет 110 национальных органов по стандартизации. В состав ИСО входит 91 страна мира, на долю которых приходится 95 % мирового промышленного производства. В её рамках функционирует порядка 180 профильных технических комитетов, около 650 подкомитетов и 2840 специализированных групп, в работе которых принимают участие приблизительно 30 тысяч экспертов. Центральный секретариат поддерживает контакты примерно с 500 международными организациями. Столь широкие связи позволяют безболезненно достигать консенсуса при разработке и утверждении новых стандартов.
Основная задача ИСО –
содействовать разработке повсеместно
признаваемых стандартов, правил и
других аналогичных документов в
целях облегчения международного обмена
товарами и услугами. К настоящему
времени разработано и
Основная деятельность ИСО
по сертификации – это организационно-
Основным итогом работы СЕРТИКО
было создание совместно
с МЭК, Международным торговым центром,
Конференцией ООН по торговле и развитию
материалов специального исследования
«Сертификация. Принципы и практика».
Этим фактом было закреплено возрастание
роли сертификации в международной торговле.
Единые организационно-методические документы
по сертификации, которые разработаны
и разрабатываются ИСО, содействуют гармонизации
процедуры сертификации, что, в свою очередь,
делает возможным взаимное признание
результатов сертификации даже при различиях
в национальных законодательных положениях.
ИСО содействует также в методическом
плане созданию систем сертификации в
тех странах, где они пока отсутствуют.
В работе КАСКО участвуют около 50 стран. Россию представляет Госстандарт РФ.
В области сертификации ИСО сотрудничает с МЭК. Основополагающим руководством в области сертификации считается Руководство 28 ИСО/МЭК «Общие правила типовой системы сертификации продукции третьей стороной», содержащее рекомендации по созданию национальных систем сертификации. В развитие этих документов были приняты Руководства 38 – 40, в которых изложены общие требования к органам сертификации и надзора, а также к испытательным лабораториям. Одно из требований к лаборатории – наличие системы обеспечения качества работы.
В области сертификации ИСО
занимается исключительно
4. Этапы сертификации систем качества.
Сертификация систем обеспечения
качества на соответствие стандартам
ИСО серии 9000 широко развита в
зарубежных странах. Зарубежные специалисты
считают, что сертификат соответствия
на систему обеспечения качества
даёт фирме немало выгод и преимуществ.
Он доказывает надёжность партнёра по
бизнесу. Страховые компании отдают
предпочтение таким фирмам при страховании
от ущерба за некачественную продукцию.
Сертификат на систему качества –
весомый аргумент в пользу заключения
контракта на поставку товара: западные
эксперты отмечают, что в ближайшем
будущем на едином европейском рынке
до 95 % контрактов будут заключаться
только при наличии у фирмы-поставщика
сертификата на систему качества.
При возникновении судебных исков,
связанных с некачественной продукцией,
такой сертификат расценивается
как доказательство невиновности фирмы.
Наличие сертификата на систему
качества стало обязательным условием
участия в различных тендерах.
Сертификация системы качества положительно
отражается и на внутренних делах
предприятия: в процессе подготовки
к сертификации системы качества
производство приводится в соответствие
с особенностями рыночной экономики;
облегчается процедура
Сертифицированная система
качества характеризует способность
предприятия стабильно
Развитие рыночных отношений
в России, а также её внешнеэкономические
задачи стимулировали Госстандарт
России принять
в 1995 году программу работ по развитию
сертификации систем качества в РФ. В соответствии
с этой программой была разработана и
принята «Система сертификации систем
качества и производств», которая называется
«Регистр систем качества» (далее – Регистр).
Это система добровольной сертификации,
но она составляет часть государственной
российской системы ГОСТ Р, которая, как
известно, представляет собой систему
обязательной сертификации. Решение о
вхождении новой для РФ добровольной системы
в систему ГОСТ Р принято сознательно
и мотивировалось известностью системы
ГОСТ Р в России и зарубежных странах,
где её сертификат и знак соответствия
находят признание. Не случайно и знак
соответствия Регистра систем качества
отличается от знака системы ГОСТ Р лишь
подписью «Регистр» над знаком и указанием
номера стандарта ИСО под знаком. Всё это
направлено на ускорение признаваемости
российских сертификатов на системы качества
в РФ и за рубежом.
Регистр как система организован в соответствии с действующим законодательством, правилами по сертификации и государственными нормативными документами России, а также европейскими и международными правилами и нормами в области сертификации систем качества. Основные направления деятельности Регистра: сертификация систем качества; сертификация производств; инспекционный контроль за сертифицированными системами качества и производствами; международное сотрудничество в интересах взаимного признания сертификатов на системы качества [13].
Практическая деятельность по сертификации систем качества в России регламентируется основополагающими государственными стандартами:
- ГОСТ Р 40.001;
- ГОСТ Р 40.003;
- ГОСТ Р 40.005.
5. Цели экологической сертификации.
Цель экологической
Актуальная сфера
Большое внимание уделяется оценке экологически новых видов продукции и процессов, для которых, прежде всего, необходимо установить соответствующие требования в нормативных документах.
В западноевропейских странах экосертификация достаточно развита. Она дополняет обычную сертификацию и почти всегда носит обязательный характер.
6. Международная
система сертификации
Идея создания
международной системы
К 1985 г. сформировалась новая международная система – МЭКСЭ – система МЭК по испытаниям электрооборудования на соответствие стандартам безопасности. Цель системы – содействие международной торговле электрооборудованием, эксплуатация которого осуществляется обычными потребителями, а не специалистами в области электротехники. К такого рода продукции относятся многочисленные виды электробытовых изделий: бытовое электрооборудование, сетевая электронная аппаратура, светотехнические товары, медицинская электроаппаратура, электронно-вычислительная техника и др. Сертификация таких изделий на безопасность почти во всех странах мира предусмотрена законодательными положениями по защите прав потребителей.
Основным способом устранения
технических барьеров в торговле
электрооборудованием является взаимное
признание результатов
Процедура принятия в члены Схемы СБ включает подачу заявки с приложением отдельных документов, после рассмотрения которой комитетом сертификационных органов Схемы СБ назначаются эксперты для проверки соответствия заявителя требованиям к участнику Схемы. Эксперты на местах оценивают его компетентность, дееспособность, опыт, знания в области стандартизации сертифицируемых изделий.
Главный критерий признания национального органа по сертификации в Схеме СБ строгий – это проведение сертификации на соответствие стандартам МЭК не менее, чем по десяти заявкам в течение двух лет, предшествующих проверке. Таким образом оценивается такой параметр, как опыт. Все расходы по контрольным испытаниям оплачивает кандидат. Схема СБ непрерывно совершенствуется. В частности, упрощается процедура признания и инспекционного конт-роля.