Системы контроля над уровнем состояния запасов на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 13:40, контрольная работа

Краткое описание

Контроль состояния запасов заключается в изучении и регулировании уровня запасов производственно-технического назначения, изделий народного потребления и т.к., имеющее целью выявить отклонения от норм запасов и принять оперативные меры для ликвидации отклонений.
Необходимость контроля состояния запасов обусловлена тем, что в случае выхода фактического размера запаса за пределы, предусмотренные нормами, у предприятия растут издержки. Контроль состояния запаса организуется на основе данных учета запасов, и может проводиться либо непрерывно, либо дискретно.

Содержание

1. Системы контроля над уровнем состояния запасов на предприятии 3
2. Транспортно-экспедиционное обслуживание в логистике (методика использования транспортного экспедитора) 11
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 21

Вложенные файлы: 1 файл

к.р. Логистика_Вариант_18.doc

— 260.50 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1. Системы контроля над  уровнем состояния запасов на  предприятии

Управление запасами предполагает организацию контроля их фактического состояния.

Контроль состояния  запасов заключается в изучении и регулировании уровня запасов производственно-технического назначения, изделий народного потребления и т.к., имеющее целью выявить отклонения от норм запасов и принять оперативные меры для ликвидации отклонений.

Необходимость контроля состояния запасов обусловлена тем, что в случае выхода фактического размера запаса за пределы, предусмотренные нормами, у предприятия растут издержки. Контроль состояния запаса организуется на основе данных учета запасов, и может проводиться либо непрерывно, либо дискретно.

На практике используются разные методы контроля, которые можно разделить на группы по следующим критериям:

порядок проверки: периодическая  или непрерывная;

пороговый уровень запаса: наличие или отсутствие;

величина заказываемой партии: одинаковая или разная.

Классификация систем контроля состояния запасов приведена  на рис. 1.

Рис. 1. Системы контроля состояния запасов

 

Контроль состояния  заказов может осуществляться по одной из следующих схем.

Система оперативного управления. Система предполагает принятие через определенные промежутки времени оперативного решения: "заказывать" или "не заказывать", и если заказывать, то какой объем товара (рис. 2).

Рис. 2. Система оперативного управления

 

Система равномерной поставки. Система предполагает заказ одинакового объема товара через равные промежутки времени (рис. 3).

Рис. 3. Система поставки равного заказа через равные промежутки времени

 

Система пополнения запаса до максимального уровня. Система предполагает заказ партий через одинаковые промежутки времени. Объем заказываемой партии будет равен разности установленного максимального объема запасов и фактического их уровня на момент учета. Объем заказа увеличивается на величину запаса, реализованного за период исполнения заказа (рис. 4).

Рис. 4. Система пополнения запасов до максимального уровня

 

По этой системе контроль состояния запасов проводится через равные промежутки времени посредством инвентаризации остатков. По результатам инвентаризации составляется заказ на поставку новой партии товара.

Размер заказываемой партии товара определяется как разность максимального запаса, предусмотренного нормой, и фактического запаса на момент проверки. Т.к. для выполнения заказа необходим определенный промежуток времени, то величину заказываемой партии требуется увеличить на размер планируемого расхода за этот период. Таким образом, размер заказываемой партии можно определить по следующей формуле:

Р = Змакс – (Зф – Звз),

где Змакс - максимальный запас, предусмотренный нормой;

Зф   -  фактический запас на момент учета;

Зt - запас, который будет израсходован в течение времени выполнения заказа.

На рис. 5 представлена графическая модель системы контроля за  состоянием запаса с  фиксированной периодичностью заказа.

Рис. 5. Система контроля за состоянием запасов с фиксированной  периодичностью заказа

Условные обозначения:

Т -       интервал времени, через который повторяется заказ – постоянная величина для данной системы;

t -        время, которое необходимо на размещение и исполнение  заказа;

P1, Р2....Рi, - величина отдельного, i-го заказа;

Змакс  -   максимальный запас, предусмотренный нормой;

Зф - фактический запас на момент учета;

Зt  - запас, который расходуется за время, необходимое для размещения и исполнения заказа;

А -       период времени с интенсивным спросом;

В  -       период времени с нулевым запасом.

 

Интенсивность спроса, которая характеризуется углом наклона  участков кривой, описывающей изменение запасов, в данной модели величина переменная (т.к. угол наклона на различных участках ломаной различен).   А  т.к. заказ осуществляется через одинаковые интервалы времени, то объем заказываемой партии будет различным в разных периодах. Естественно, данную систему можно применять только тогда, когда имеется возможность заказывать партии, неодинаковые по величине (к примеру, в случае применения контейнерной доставки заказываемого товара данная система неприменима). Кроме того, если доставка или размещение заказа обходится дорого, данная система не используется. К примеру, если спрос за предыдущий период был незначителен, то объем заказа также будет незначителен, что возможно лишь при условии незначительности связанных с выполнением заказа расходов.

Характерной чертой данной системы является также и то, что в ней возможно возникновение дефицита. Как видно из рис. 5, если спрос вдруг усилится (то есть график круто уйдет вниз –   участок А), то запас товара закончится до наступления срока подачи заказа. Следовательно, данная система применима только тогда, когда возможные потери от дефицита для предприятия также не имеют значения.

Таким образом, можно сделать вывод,  что  система контроля за состоянием запасов с фиксированной периодичностью заказа  используется в следующих случаях:

- условия поставки дают возможность получать заказы партиями, различными по объему,

- расходы  по размещению заказа и на доставку относительно малы,

- сравнительно невелики потери  от  возможного дефицита.

На практике по данной системе можно заказывать один из многих товаров, закупаемых у постоянного поставщика, товары, на которые уровень спроса относительно стабилен, малоценные товары и т. д.

Система с фиксированным размером заказа при периодической проверке фактического уровня запаса (с пороговым уровнем запаса). Фактический уровень запасов уточняется через одинаковые промежутки времени. Решение о заказе фиксированного объема товара принимается в том случае, если товарный запас в момент учета оказывается ниже или равен установленному предельному уровню товарных запасов. В обратном случае принимается решение "не заказывать" (рис. 6).

Рис. 6. Система с фиксированным размером заказа при периодической проверке фактического уровня запаса (с пороговым уровнем запаса)

Система с фиксированным  размером заказа при непрерывной  проверке фактического уровня запаса (с пороговым уровнем запаса) (рис. 7)

Рис. 7. Система с фиксированным размером заказа при непрерывной проверке фактического уровня запаса (с пороговым уровнем запаса)

.

Партия постоянного объема заказывается в момент достижения запасом предельного значения.

 
 Рис. 8. Система контроля за состоянием запасов с фиксированным размером заказа

В такой системе контроля за состоянием запасов размер заказа на пополнение запаса является фиксированной величиной. Промежутки времени, через которые производится размещение   заказа, в  этом случае могут быть различными (рис. 8).

Нормируемыми величинами в данной системе выступают размер заказа, величина запаса в момент размещения заказа (точка заказа) и величина страхового запаса. Заказ на поставку размещается при снижении наличного запаса до точки заказа. Как следует из рис. 8, после размещения заказа запас продолжает сокращаться, так как на доставку заказанного товара требуется определенный промежуток времени t. Величина запаса в точке заказа выбирается в таком размере, чтобы в рабочей  ситуации за время t запас не стал ниже страхового. В случае непредвиденного увеличения спроса (линия графика резко пойдет вниз -  участок  А  графика), или же нарушения срока поставки (t>1 -  участок В  графика), будет работать страховой запас. В этом случае коммерческая служба предприятия должна принять меры, которые обеспечат дополнительную поставку. Очевидно, такая система контроля предусматривает защиту предприятия от образования дефицита.

На практике данная система используется преимущественно в следующих случаях:

— значительные потери в результате отсутствия запаса;

— значительные расходы по хранению запасов;

— высокая стоимость  заказываемого товара;

— значительная степень неопределенности спроса;

— наличие скидки в зависимости от объема заказа.

Система с фиксированным  размером заказа предполагает постоянный учет остатков для определения точки заказа. Если на предприятии широкая номенклатура материалов (или ассортимента на торговом предприятии) то необходимым условием для применения данной системы является использование технологии автоматизированной идентификации штриховых кодов.

Данную систему иногда называют «двухбункерной» (two-bin system), так как запас хранится как бы в двух складах-бункерах. Поначалу удовлетворение спроса производится из первого бункера. Точкой заказа является окончание запасов в этом бункере. В этот момент одновременно направляется заказ поставщику и открывается второй бункер для снабжения потребителя. В момент прибытия заказанного товара запас во втором бункере должен быть не ниже страхового. При распределении заказа, поступившего от поставщика, вначале полностью заполняется второй бункер. Оставшееся количество товара используется для заполнения первого.

Эта модель позволяет визуально представить себе текущий запас, так как здесь текущий запас – это то количество запаса, которое физически вытекает из обоих бункеров, обеспечивая непрерывность производственного или торгового процессов между очередными поставками.

Система с  двумя уровнями при периодической  проверке фактического уровня запаса (с пороговым уровнем запаса). Фактический уровень товарных запасов проверяется через равные промежутки времени. Если он оказывается меньше минимального или равен ему, то принимается решение заказывать партию, равную разности максимального товарного запаса и фактического запаса на момент проверки с увеличением на ожидаемую реализацию за время выполнения заказа. Если фактический товарный запас больше минимального, то принимается решение "не заказывать" (рис. 9).

Рис. 9. Система с двумя уровнями при периодической проверке фактического уровня запаса (с пороговым уровнем запаса)

Система с двумя уровнями при непрерывной проверке фактического уровня запаса (с пороговым уровнем запаса). Решение заказать партию принимается при достижении порогового запаса. Размер заказываемой партии принимается равным разности максимального товарного запаса и порогового уровня, с увеличением на ожидаемую реализацию за время выполнения заказа (рис. 10).

Рис. 10. Система с двумя уровнями при непрерывной проверке фактического уровня запаса (с пороговым уровнем запаса)  

 

2. Транспортно-экспедиционное  обслуживание в логистике (методика использования транспортного экспедитора)

Транспортная система – это крупный и сложный народнохозяйственный комплекс, который включает совокупность производственных объектов и органов управления. Основная цель транспортной системы – наиболее полное удовлетворение потребностей экономики и населения в организации рациональной перевозках грузов и пассажиров посредством совершенствования работы всех видов транспорта и взаимодействия их с другими отраслями экономики, внедрения более эффективной технологии перевозок, сокращении удельных транспортных затрат, расходов ресурсов на перевозку грузов и пассажиров, осуществления мер по уменьшению сроков доставки и повышению сохранности грузов.

Основным направлением решения поставленных задач является развитие транспортно-экспедиционного обслуживания (ТЭО) предприятий, организаций и учреждений экономики.

Организуя по поручению и от имени грузовладельцев весь спектр работ, которые связаны с отправкой и получением грузов, специализированная экспедиционная служба берет на себя функции организатора транспортного процесса.

Осуществление операций и услуг, сопутствующих процессу перевозки, таких как оформление транспортной документации, информирование о сроках доставки, прием, сдача и сопровождение грузов, выбор вида подвижного состава, проведение расчетов, а в случае необходимости выполнение погрузочно-разгрузочных работ и хранения грузов, дает возможность службе ТЭО оказывать прямое влияние на рост эффективности работы отправителей, получателей и транспортных узлов.

Наиболее распространено транспортно-экспедиционное обслуживание при завозе и вывозе грузов с железнодорожных станций, морских и речных портов, при междугородных автомобильных перевозках, а также при вывозе грузов с баз снабженческо-сбытовых организаций.

Сегодня имеются разные взгляды на структуру и функции транспортной экспедиции, следовательно, существуют различия и в определениях, что следует понимать под ТЭО. При этом стремительное развитие данного вида деятельности, значительный рост ее объемов и расширение сферы требуют установления единой терминологии и перечня функций, без чего решение основных вопросов организации и управления обслуживанием довольно проблематично.

Потребность в транспортной экспедиции объясняется тем, что грузы не могут транспортироваться без организации вспомогательных работ, сопутствующих перевозочному процессу, которые выполняются на всем пути следования грузов от отправителя до получателя.

Информация о работе Системы контроля над уровнем состояния запасов на предприятии