Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 15:38, реферат
С годами логистика как научное направление приобретает все более широкое распространение. В настоящее время она выделилась в специальную дисциплину, тесно связанную с математикой, статистикой и рядом экономических наук.
Актуальность темы не вызывает сомнений, поэтому цель настоящей работы рассмотреть основные функции логистики и ее место в организационной структуре управления.
При выполнении работы использовались учебники, учебные пособия и монографии по логистике и маркетингу.
Введение..………………………………………………………………….................3
1 Место логистики в организационной структуре управления, понятие,
цели и задачи логистики…………………………………………………………….5
1.1 Представление о логистики……………………………………………………..5
1.2 Цель логистики…………………………………………………………………..8
2 Объекты исследования логистики, её функции………………………………...11
2.1 Материальный поток и его характеристики…………… …………………….11
2.2 Уровни логистики………………………………………………………………15
3 Организационная структура логистики на предприятии………………………19
3.1 Структурообразующие факторы………………………………………………19
3.2 Трёхуровневая организационная структура…… …………………………….20
3.3 Характеристики пирамидальной организационной структуры……………..25
3.4 Практическая реализация……………………………………………………...28
Заключение…………………………………………………………………………32
Список использованных источников…………………………
Частные задачи в логистике имеют локальный характер, они более динамичны и разнообразны: максимальное сокращение времени хранения продукции; сокращение времени перевозок; рациональное распределение транспортных средств; быстрая реакция на требования потребителей; оперативная обработка и выдача информации и т.п.
2 Объекты
исследования логистики, ее
Несмотря на достаточно
широкий спектр подходов к определению
логистики как науки и
Материальный поток (МП) - находящиеся в состоянии движения материальные ресурсы, незавершенное производство и готовая продукция, к которым применяются логистические операции или функции и которые связаны с физическим перемещением в пространстве (погрузка, разгрузка, перевозка, затаривание продукции, разукрупнение и т. п.).
Под материальными ресурсами (МР) понимаются предметы труда: сырье, основные и вспомогательные материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, сборочные единицы, топливо, запасные части, предназначенные для ремонта и обслуживания технологического оборудования и других основных фондов, отходы производства.
Незавершенное производство (НЗП) - продукция, не законченная производством в пределах данного предприятия.
Готовая продукция (ГП) - продукция, прошедшая полный производственный цикл и технический контроль на данном предприятии, полностью упакованная, сданная на склад или отгруженная потребителю (торговому посреднику).
Приведенные определения в известном смысле условны, так как сырье и полуфабрикаты также могут быть готовой продукцией, а последняя в свое время - материальными ресурсами для других товаропроизводителей.
МП характеризуется определенным набором параметров: номенклатура, ассортимент и количество продукции, габариты, вес, физико-химические характеристики груза, характеристики тары (упаковки) и т. п. Посмотрим на классификацию МП в таблице 1.
Таблица 1 - Классификация материальных потоков в логистике
Классификационный признак |
Виды материальных потоков грузоединиц |
Отношение к логистической системе |
Внешний МП Внутренний МП Входной МП Выходной МП |
Состав материальных ценностей |
Одноассортиментный МП Многоассортиментный МП |
Масштабность |
Массовый МП Крупный МП Средний МП Мелкий МП |
Характер и массивность грузоединиц |
Тяжеловесный МП Легковесный МП |
Степень совместимости грузоединиц потока |
Совместимый МП Несовместимый МП |
Консистенция грузоединиц потока |
МП насыпных грузов МП наволочных грузов МП товарно-штучных грузов МП наливных грузов |
Очевидно, что достаточно большое количество характеристик МП предопределяет специфический подход и индивидуальную классификацию для каждой отдельно взятой логистической системы. Например, для железнодорожного предприятия особенно важны следующие характеристики МП: объемный показатель, масса груза, физико-химические свойства и характеристики тары. Менее важен ассортимент перевозимой продукции. Для предприятия розничной торговли, напротив, номенклатура и ассортимент продукции имеют первостепенное значение и т.д.
МП может быть охарактеризован такими показателями, как интенсивность (другие аналогичные показатели - скорость, плотность и т.п.), под которой понимается количество объемных или весовых показателей (единиц) продукции, поступающей на вход логистической системы в единицу времени. Исходя из этого возможны следующие размерности МП: т/год, шт./ч, ед./сутки, п.м/ч, м2/год и др.
С каждым из вышеуказанных параметров связан определенный объем информации и со многими параметрами - финансовые показатели (издержки, цены, тарифы), а также разного рода ограничения. Однако следует иметь в виду, что зачастую во временном и пространственном аспектах информационные и финансовые потоки могут не совпадать с материальными.
В наиболее общем плане с позиции логистики исследуется возникновение, преобразование или поглощение МП в определенном экономическом объекте, функционирующем как целостная система. Таким образом, определяются действия, прикладываемые к МП в этой системе. Называются эти действия логистической операцией и логистической функцией (в обобщенном варианте - логистическими активностями).
Логистической операцией (элементарной логистической активностью) называется любое действие, не подлежащее дальнейшей декомпозиции в рамках поставленной задачи исследования или менеджмента, связанное с возникновением, преобразованием или поглощением материального и сопутствующих ему потоков (информационных, финансовых, сервисных).
К логистическим
операциям относятся, например, такие
действия, совершаемые над материальными
ресурсами или готовой
Логистическими операциями, связанными с сопутствующими информационными и финансовыми потоками, могут быть сбор, хранение и передача информации о материальном потоке, расчеты с поставщиками и покупателями товаров, страхование грузов, передача прав собственности на товар и т.п.
Логистической функцией
(комплексной логистической
Среди комплексных логистических активностей на уровне организации бизнеса принято выделять следующие:
а) базисные (присущи практически любому товаропроизводителю):
- снабжение (закупки);
- производство;
- сбыт (распределение);
б) вспомогательные (поддерживающие):
- складирование;
- транспортировка;
- сервисная поддержка;
- информационная поддержка.
Объединение логистических операций в логистические функции прежде всего зависит от вида логистической системы, т.е. от набора функциональных подсистем в конкретной логистической системе. Поэтому одним из наиболее важных понятий в логистике является понятие логистической системы.
Логистическая система
(ЛС) - сложная организационно-
2.2 Уровни логистики
Возможность планирования
различных операций и проведения
анализа уровней элементов
Таблица 2 - Структура функций логистики на макро- и микроуровнях | |
Вид логистики |
Структура функций |
Макрологистика |
Анализ рынка поставщиков и потребителей |
Концепция распределения и потребления | |
Складирование и стратегическое размещение складов | |
Виды транспорта | |
Направление движения транспорта | |
Процесс транспортировки | |
Пункты поставки | |
Схемы распределения | |
Концепция поставок и производства | |
Общая информационная система | |
Микрологистика |
Уровень входных запасов |
Управление промежуточными запасами | |
Уровень выходных запасов | |
Перемещение изделий внутри предприятия | |
Транспортно-складские и погрузочно-разгрузочные работы |
Звеном логистической системы (ЗЛС) называется некоторый экономически и (или) функционально обособленный объект, не подлежащий дальнейшей декомпозиции в рамках поставленной задачи анализа или построения логистической системы, выполняющий свою локальную цель, связанную с определенными логистическими операциями или функциями.
В звеньях логистической системы материальные и другие сопутствующие потоки могут сходиться, разветвляться, дробиться, изменять свое содержание, параметры, интенсивность и т.п. Таким образом, звенья логистической системы могут быть трех типов: генерирующие, преобразующие и поглощающие.
В качестве звеньев логистической системы могут выступать предприятия - поставщики материальных ресурсов, производственные предприятия и их подразделения, сбытовые, торговые, посреднические организации разного уровня, транспортные и экспедиционные предприятия, биржи, банки и другие финансовые учреждения, предприятия сервиса и т.п.
Наряду с понятием «логистическая система» в западной и отечественной литературе повсеместно используется понятие «логистическая цепь». Логистическая цепь (ЛЦ) - множество звеньев логистической системы, линейно упорядоченных (оптимизированных) по материальному (информационному, финансовому) потоку с целью проектирования определенного набора логистических функций и (или) издержек.
В экономической литературе встречается также понятие «логистическая сеть», которую можно определить как полное множество звеньев логистической системы, взаимосвязанных между собой по материальным и сопутствующим потокам.
Основным объектом
анализа интегрированной
Логистический цикл может быть отнесен к базисным активностям (снабжению, производству, сбыту) или к поддерживающим активностям.
Обычно в структуре логистического цикла выделяют следующие циклы-составляющие:
- цикл заказа;
- цикл создания (поддержания) запасов;
- цикл обработки заказов потребителей;
- цикл организации закупок и размещения заказов;
- цикл доставки МР или ГП;
- производственный (операционный) цикл;
- цикл сбора заказов
потребителей и подготовки
- цикл анализа и подготовки отчетов.
3 Организационная
структура логистики на
3.1 Структурообразующие факторы.
Отсутствие структур логистики на предприятиях России — скорее результат исторически сложившихся систем управления и неспособности представить службу логистики, чем выраженное нежелание.
Организационная структура службы логистики и ее подразделений (отделов или групп) зависит от целого ряда факторов, к которым относятся следующие:
3.2 Трёхуровневая организационная структура.
В теории и практике организации
службы логистики на предприятиях существует
так называемая классическая трехуровневая
организационная структура
Общее управление
Вице-призедент по логистике
Программное управление
Оперативное управление
Руководители групп
Менеджеры
Рисунок 1 – Классическая
структура трехуровневой