Служба логистики на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 15:38, реферат

Краткое описание

С годами логистика как научное направление приобретает все более широкое распространение. В настоящее время она выделилась в специальную дисциплину, тесно связанную с математикой, статистикой и рядом экономических наук.

Актуальность темы не вызывает сомнений, поэтому цель настоящей работы рассмотреть основные функции логистики и ее место в организационной структуре управления.
При выполнении работы использовались учебники, учебные пособия и монографии по логистике и маркетингу.

Содержание

Введение..………………………………………………………………….................3
1 Место логистики в организационной структуре управления, понятие,
цели и задачи логистики…………………………………………………………….5
1.1 Представление о логистики……………………………………………………..5
1.2 Цель логистики…………………………………………………………………..8
2 Объекты исследования логистики, её функции………………………………...11
2.1 Материальный поток и его характеристики…………… …………………….11
2.2 Уровни логистики………………………………………………………………15
3 Организационная структура логистики на предприятии………………………19
3.1 Структурообразующие факторы………………………………………………19
3.2 Трёхуровневая организационная структура…… …………………………….20
3.3 Характеристики пирамидальной организационной структуры……………..25
3.4 Практическая реализация……………………………………………………...28
Заключение…………………………………………………………………………32
Список использованных источников…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Служба логистики на предприятии.docx

— 121.51 Кб (Скачать файл)

Частные задачи в логистике имеют локальный характер, они более динамичны и разнообразны: максимальное сокращение времени хранения продукции; сокращение времени перевозок; рациональное распределение транспортных средств; быстрая реакция на требования потребителей; оперативная обработка и выдача информации и т.п.

2 Объекты  исследования логистики, ее функции

 

  •           2.1 Материальный поток и его характеристики.

 

Несмотря на достаточно широкий спектр подходов к определению  логистики как науки и инструмента  хозяйственной деятельности, ясно одно: основным объектом исследования, управления и оптимизации в логистике является материальный поток, а информационные, финансовые, сервисные и другие потоки рассматриваются в подчиненном плане.

Материальный поток (МП) - находящиеся в состоянии движения материальные ресурсы, незавершенное производство и готовая продукция, к которым применяются логистические операции или функции и которые связаны с физическим перемещением в пространстве (погрузка, разгрузка, перевозка, затаривание продукции, разукрупнение и т. п.).

Под материальными ресурсами (МР) понимаются предметы труда: сырье, основные и вспомогательные материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, сборочные единицы, топливо, запасные части, предназначенные для ремонта и обслуживания технологического оборудования и других основных фондов, отходы производства.

Незавершенное производство (НЗП) - продукция, не законченная производством в пределах данного предприятия.

Готовая продукция (ГП) - продукция, прошедшая полный производственный цикл и технический контроль на данном предприятии, полностью упакованная, сданная на склад или отгруженная потребителю (торговому посреднику).

Приведенные определения  в известном смысле условны, так  как сырье и полуфабрикаты  также могут быть готовой продукцией, а последняя в свое время - материальными ресурсами для других товаропроизводителей.

МП характеризуется  определенным набором параметров: номенклатура, ассортимент и количество продукции, габариты, вес, физико-химические характеристики груза, характеристики тары (упаковки) и т. п. Посмотрим на классификацию МП в таблице 1.

 

Таблица 1 - Классификация материальных потоков в логистике

Классификационный признак

Виды материальных потоков  грузоединиц

Отношение к логистической  системе

Внешний МП

Внутренний МП

Входной МП

Выходной МП

Состав материальных ценностей

Одноассортиментный МП

Многоассортиментный МП

Масштабность

Массовый МП

Крупный МП

Средний МП

Мелкий МП

Характер и массивность грузоединиц

Тяжеловесный МП

Легковесный МП

Степень совместимости грузоединиц потока

Совместимый МП

Несовместимый МП

Консистенция грузоединиц потока

МП насыпных грузов

МП наволочных грузов

МП товарно-штучных грузов

МП наливных грузов


 

 

Очевидно, что достаточно большое количество характеристик  МП предопределяет специфический подход и индивидуальную классификацию  для каждой отдельно взятой логистической  системы. Например, для железнодорожного предприятия особенно важны следующие  характеристики МП: объемный показатель, масса груза, физико-химические свойства и характеристики тары. Менее важен ассортимент перевозимой продукции. Для предприятия розничной торговли, напротив, номенклатура и ассортимент продукции имеют первостепенное значение и т.д.

МП может быть охарактеризован такими показателями, как интенсивность (другие аналогичные показатели - скорость, плотность и т.п.), под которой понимается количество объемных или весовых показателей (единиц) продукции, поступающей на вход логистической системы в единицу времени. Исходя из этого возможны следующие размерности МП: т/год, шт./ч, ед./сутки, п.м/ч, м2/год и др.

С каждым из вышеуказанных  параметров связан определенный объем  информации и со многими параметрами - финансовые показатели (издержки, цены, тарифы), а также разного рода ограничения. Однако следует иметь  в виду, что зачастую во временном  и пространственном аспектах информационные и финансовые потоки могут не совпадать  с материальными.

В наиболее общем  плане с позиции логистики  исследуется возникновение, преобразование или поглощение МП в определенном экономическом объекте, функционирующем  как целостная система. Таким  образом, определяются действия, прикладываемые к МП в этой системе. Называются эти  действия логистической операцией  и логистической функцией (в обобщенном варианте - логистическими активностями).

Логистической операцией (элементарной логистической активностью) называется любое действие, не подлежащее дальнейшей декомпозиции в рамках поставленной задачи исследования или менеджмента, связанное с возникновением, преобразованием  или поглощением материального  и сопутствующих ему потоков (информационных, финансовых, сервисных).

К логистическим  операциям относятся, например, такие  действия, совершаемые над материальными  ресурсами или готовой продукцией, как погрузка, разгрузка, затаривание, перегрузка с одного вида транспорта на другой, сортировка, консолидация, разукрупнение, маркировка и т.п.

Логистическими  операциями, связанными с сопутствующими информационными и финансовыми  потоками, могут быть сбор, хранение и передача информации о материальном потоке, расчеты с поставщиками и  покупателями товаров, страхование  грузов, передача прав собственности  на товар и т.п.

Логистической функцией (комплексной логистической активностью) называется обособленная совокупность логистических операций, направленных на реализацию поставленных перед логистической  системой и (или) ее звеньями задач.

Среди комплексных  логистических активностей на уровне организации бизнеса принято  выделять следующие:

а) базисные (присущи практически любому товаропроизводителю):

- снабжение (закупки);

- производство;

- сбыт (распределение);

б) вспомогательные (поддерживающие):

- складирование;

- транспортировка;

- сервисная поддержка;

- информационная  поддержка.

Объединение логистических  операций в логистические функции прежде всего зависит от вида логистической системы, т.е. от набора функциональных подсистем в конкретной логистической системе. Поэтому одним из наиболее важных понятий в логистике является понятие логистической системы.

Логистическая система (ЛС) - сложная организационно-завершенная (структурированная) экономическая  система, которая состоит из элементов-звеньев (подсистем), взаимосвязанных в едином процессе управления материальными  и сопутствующими потоками, причем задачи функционирования этих звеньев  объединены внутренними целями организации  бизнеса и (или) внешними целями (рис. 1.6).

 

2.2 Уровни логистики

 

Возможность планирования различных операций и проведения анализа уровней элементов логистической  системы предопределила ее разделение на макро- и микрологистику. Макрологистика решает вопросы, связанные с анализом рынка поставщиков и потребителей, выработкой общей концепции закупок и распределения. Объектами, контролируемыми макрологистикой, являются юридически независимые предприятия. Взаимодействие между ними базируется на товарно-денежных отношениях и регламентируется соответствующими договорами и контрактами, имеющими правовую силу. Микрологистика решает локальные вопросы отдельных фирм и предприятий. Объектами, контролируемыми микрологистикой, являются функциональные службы и подразделения одного предприятия или фирмы, подчиненные его администрации. Взаимодействие между ними базируется на бестоварных отношениях и регламентируется в административном порядке. В таблице 2 представлена структура функций макро- и микрологистики.

 

 

Таблица 2 - Структура функций  логистики на макро- и микроуровнях

Вид логистики

Структура функций

Макрологистика

Анализ рынка поставщиков  и потребителей

Концепция распределения  и потребления

Складирование и стратегическое размещение складов

Виды транспорта

Направление движения транспорта

Процесс транспортировки

Пункты поставки

Схемы распределения

Концепция поставок и производства

Общая информационная система

Микрологистика

Уровень входных запасов

Управление промежуточными запасами

Уровень выходных запасов

Перемещение изделий внутри предприятия

Транспортно-складские и  погрузочно-разгрузочные работы


 

Звеном логистической  системы (ЗЛС) называется некоторый  экономически и (или) функционально  обособленный объект, не подлежащий дальнейшей декомпозиции в рамках поставленной задачи анализа или построения логистической  системы, выполняющий свою локальную  цель, связанную с определенными  логистическими операциями или функциями.

В звеньях логистической  системы материальные и другие сопутствующие  потоки могут сходиться, разветвляться, дробиться, изменять свое содержание, параметры, интенсивность и т.п. Таким  образом, звенья логистической системы  могут быть трех типов: генерирующие, преобразующие и поглощающие.

В качестве звеньев  логистической системы могут  выступать предприятия - поставщики материальных ресурсов, производственные предприятия и их подразделения, сбытовые, торговые, посреднические организации  разного уровня, транспортные и экспедиционные предприятия, биржи, банки и другие финансовые учреждения, предприятия  сервиса и т.п.

Наряду с понятием «логистическая система» в западной и отечественной литературе повсеместно  используется понятие «логистическая цепь». Логистическая цепь (ЛЦ) - множество звеньев логистической системы, линейно упорядоченных (оптимизированных) по материальному (информационному, финансовому) потоку с целью проектирования определенного набора логистических функций и (или) издержек.

В экономической  литературе встречается также понятие  «логистическая сеть», которую можно определить как полное множество звеньев логистической системы, взаимосвязанных между собой по материальным и сопутствующим потокам.

Основным объектом анализа интегрированной логистической  системы является ее логистический цикл (функциональный цикл логистики) - интегрированная по времени совокупность функциональных циклов (циклов, связанных с логистическими активностями). По сути дела логистический цикл задает структурную основу интегрированной логистической системы.

Логистический цикл может быть отнесен к базисным активностям (снабжению, производству, сбыту) или к поддерживающим активностям.

Обычно в структуре  логистического цикла выделяют следующие  циклы-составляющие:

- цикл заказа;

- цикл создания (поддержания) запасов;

- цикл обработки  заказов потребителей;

- цикл организации  закупок и размещения заказов;

- цикл доставки  МР или ГП;

- производственный (операционный) цикл;

- цикл сбора заказов  потребителей и подготовки документации;

- цикл анализа  и подготовки отчетов.

 

3 Организационная  структура логистики на предприятии

 

3.1 Структурообразующие факторы. 

 

Отсутствие структур логистики  на предприятиях России — скорее результат  исторически сложившихся систем управления и неспособности представить  службу логистики, чем выраженное нежелание.

Организационная структура  службы логистики и ее подразделений (отделов или групп) зависит от целого ряда факторов, к которым  относятся следующие:

  • направление производственно-хозяйственной деятельности предприятия или организации;
  • размеры и мощность предприятия (занимаемая площадь, объем станочного парка);
  • количество наименований, типов, марок, сортов и размеров материально-технических ресурсов, используемых на предприятии;
  • структура материально-технических ресурсов, потребляемых предприятием, по направлениям производственно-хозяйственной деятельности;
  • количество поставщиков материально-технических ресурсов и их территориальное расположение;
  • назначение и количество складов на предприятии, предназначенных для хранения материально-технических ресурсов;
  • наличие в собственности предприятия магистральных и внутризаводских транспортных средств, их количество по видам и типам; количество потребителей промежуточной или конечной готовой продукции, выпускаемой предприятием.

3.2 Трёхуровневая организационная структура.

 

  • В зависимости от перечисленных факторов и других факторов внешней и внутренней среды устанавливается соответствующая организационная структура службы логистики на каждом отдельном промышленном предприятии или в торгово-посреднической организации.
  • В теории и практике организации  службы логистики на предприятиях существует так называемая классическая трехуровневая  организационная структура службы логистики . Рассмотрим её подробнее не рисунке 1.

    Общее управление


    Вице-призедент по логистике

    Программное управление

    Оперативное управление

    Руководители групп

    Менеджеры


     

     

     

     

     

     

     

     

    Рисунок 1 – Классическая структура трехуровневой организации  службы логистики на предприятии

     

    Информация о работе Служба логистики на предприятии