В
процессе реализации этих целей MRP-система
обеспечивает поток иановых количеств
MP и запасов продукции за время, используемое
для данирования. MRP-система начинает свою
работу с определения, сколько и в какие
сроки необходимо произвести конечной
продукции, затем определяет время и необходимые
количества MP для удовлетворения по-1ребностей
производственного расписания.
DRP-системы
представляют собой график (расписание),
который координирует весь процесс
поставки и пополнение запасов
ГП в дистрибью-щвной сети. Для
этого формируются расписания
для каждого звена ЛС, вязанного
с формированием запасов ГП, которые
затем интегрируются в общее требование
для пополнения запасов ГП на складах
фирмы или оптовых посредников. DRP-системы
позволяют достичь некоторых конкурентных
преимуществ в маркетинге и логистике,
а именно: улучшить уровень сервиса за
счет уменьшения времени доставки ГП и
удовлетворения ожиданий потребителей,
улучшить продвижение новых товаров на
рынок, улучшить координацию управления
запасами ГП и т. п.
Функционирование
DRP-систем базируется на потребительском
спросе, который не может контролироваться
фирмой, поэтому неопределенная внешняя
среда накладывает дополнительные требования
и ограничения в политике управления запасами
ГП в распределительных сетях в отличие
от систем MRP, где производственное расписание
контролируется фирмой - изготовителем
ГП и поэтому условия более определенны.
DRP-си-стемы планируют и регулируют уровни
запасов на базах и складах фирмы в собственной
товаропроводящей сети сбыта или у оптовых
торговых посредников.
В
последние годы на многих западных
фирмах при организации производства
и в оперативном менеджменте получила
распространение логистическая концепция
"стройного производства" , Эта
концепция по сути является развитием
концепции "точно в срок" и включает
в себя элементы логистических систем
KANBAN и MRP. Сущность внутрипроизводственной
логистической концепции "стройного
производства" выражается в творческом
соединении следующих основных компонентов:
высокого качества, небольшого размера
производственных партий, низкого уровня
запасов, высококвалифицированного персонала,
гибких производственных технологий.
Концепция
"стройного производства" частично
основывается на принципе "тянущих
систем". Применительно к этой
концепции данный принцип означает:
отсутствие складов, только минимальные
запасы на полках, все запасы - на рабочих
местах, т. е. следует использовать лишь
те компоненты, которые необходимы для
удовлетворения заказа потребителей.
В
зарубежной практике среди прочих логистических
концепций за последнее десятилетие
большое распространение получили
различные варианты концепции реагирования
на спрос (demand-driven techniques - DDT). Эта концепция
разрабатывалась в основном как модификация
концепции RP в плане улучшения реакции
на изменение потребительского спроса.
Наиболее известными являются четыре
ее варианта:
- концепция
"точки заказа (перезаказа)" (re-order
point, ROP);
- концепция
"быстрого реагирования" (quick response,
QR);
- концепция
(логистическая стратегия) "непрерывного
пополнения запасов" (continuous replenishment,
CR);
- концепция
"автоматического пополнения запасов"
(automatic replenishment, AR).
3.
Современная концепция
логистики.
Изучение
и применение логистики основывается
на понимании основной идеи логистического
подхода, новизна которого состоит,
прежде всего, в смене приоритетов
между различными видами хозяйственной
деятельности в пользу усиления значимости
деятельности по управлению материальными
потоками. Система взглядов на усовершенствование
хозяйственной деятельности путем рационализации
управления материальными потоками выступает
концепцией логистики. Основные положения
данной концепции можно сформулировать
так:
1.
Системное построение логистики
предприятия на основе методологии
общей кибернетической теории
систем с фиксацией основных
моментов системного подхода:
цели создания системы логистики;
обоснованного выбора ее элементов и структуры,
направленных на достижение поставленной
цели; функционирования этой системы,
ее взаимодействия с внешней средой; анализа
результатов деятельности и сравнения
их с поставленной целью.
2.
Главное в процедуре организации
материального потока – это учет потребностей
рынка. Нет необходимости организовывать
материальный поток, затрачивая на него
ресурсы и усилия, если нет полной уверенности
в том, что эти товары будут пользоваться
спросом на рынке, найдут сбыт, своего
потребителя. Для того чтобы убедиться
в этом, предварительно на этапе планирования
и организации материального потока исследуют
потребности рынка. Кроме этого, проводят
расчеты возможных объемов продажи товара,
чтобы убедиться, что окупятся затраты
на производство этого товара, и можно
получить прибыль, достижение которой
является основной целью логистической
системы.
3.
Приоритет распределения товаров
над их производством, т.е. считается,
что важнее спланировать и
предусмотреть распределение и
сбыт товаров, чем их произвести. На
первый взгляд это кажется некоторым парадоксом.
Однако на самом деле ненужные товары,
которые не отвечают по каким-нибудь параметрам
рынка, не найдут своего потребителя или
на рынке будут проданы по заниженной
цене, что может привести к убыткам. На
их производство будут потрачены некоторые
ресурсы, которые не окупятся, что не позволит
начать новый логистический цикл без дополнительных
затрат.
4.
Необходимость установления оптимального
уровня обслуживания клиентов (под
клиентом понимается какой-либо потребитель
товаров, работ, услуг, предложенных предприятием
на рынке). На первый взгляд кажется, что
согласно второму принципу логистики,
чем выше уровень обслуживания, тем лучше,
так как при этом в полной мере удовлетворяются
потребности клиентов. Однако, чем выше
уровень обслуживания, тем выше расходы
на производство и доставку товаров потребителю,
и, следовательно, выше цена товаров. Поэтому
следует выбирать обоснованное компромиссное
решение по уровню обслуживания: он должен
быть не очень низким (чтобы не потерять
клиентов) и не слишком высоким (чтобы
расходы не были чрезмерными).
5.
Анализ логистической цепочки
необходимо вести с конца процесса,
т.е. от пункта прибытия или
назначения материального потока
в направлении, обратном материальному
потоку. Также и каждая логистическая
операция в цепочке должна проектироваться
так, чтобы наилучше соответствовать потребностям
и условиям следующих операций (в направлении
материального потока).
6.
При усовершенствовании или проектировании
какого-либо отдельного звена логистической
цепочки следует рассматривать не изолированно
это звено, а всю логистическую цепочку
и проанализировать, как изменения в одном
звене логистической цепочки повлияют
на весь материальный поток и общие результаты
логистического процесса.
7.
Выполнение расчетов и использование
в технико-экономических обоснованиях
решений по организации грузопотока
стоимости каждой элементарной
логистической операции, как в
материальной подсистеме материального
потока, так и в подсистеме
его информационного обеспечения.
8.
Выбор вариантов логистической
системы на основании сравнения
их технико-экономических показателей.
Следует не просто рассматривать
различные возможные варианты
технических и организационных
решений, а и определять по
ним технико-экономические показатели
и на основе их сравнения выбирать оптимальные
решения и варианты.
9.
Соответствие всех решений по
планированию и организации материальных
потоков общей стратегии предприятия.
10.
Наличие и использование наиболее
полной информации о товарах, материальных
потоках, производителях и потребителях
товаров, логистических посредниках, законах,
нормативных актах и т.д. Детальные описания,
массивы и справочники по всем указанным
направлениям составляют при разработке
информационного обеспечения логистики.
11.
При организации и осуществлении
материальных потоков необходимо
создавать и поддерживать деловые,
партнерские отношения с другими
предприятиями – участниками
логистической цепочки – на
основе учета взаимных интересов
и компромиссов. Очевидное противодействие
между участниками логистического процесса
приведет к дополнительным препятствиям
и задержкам логистического процесса,
конфликтным и даже вражеским отношениям,
в условиях которых стает сложнее организовать
эффективные материальные потоки.
12.
Ведение учета
логистических расходов
на протяжении
всего логистического
процесса. Одна из
основных задач
логистики – управление
расходами при
доведении материального
потока от первичного
источника сырья
к конечному потребителю.
Поэтому система
учета расходов производства
и обращения участников
логистических процессов
должна выделять расходы,
которые возникают в
процессе реализации
логистических функций,
формировать информацию
о наиболее значимых
затратах. При соблюдении
этого условия появляется
возможность использовать
важный критерий оптимального
варианта логистической
системы – минимум совокупных
расходов на протяжении
всей логистической
цепочки.
Использованные источники.
- Логистика:
Учебное пособие/ под ред. Б.А. Аникина.
- М: ИНФРА-М, 1999.-327 с.
- Плоткин Б.К.
Основы логистики: Учебное пособие,-Л:
Изд-во ЛФЭИ, 1991ю- 54 с.
- http://logistic-info.org.ua/sovremennaja-koncepcija.html