Состояние и перспективы развития логистики в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2015 в 17:51, доклад

Краткое описание

Актуальность ее заключается в том, что транспорт является связующим звеном меду предприятием производителем и потребителем. Кроме того, фактор логистики усиливает внешнеэкономические связи между государствами, способствует международному разделению труда. Сам процесс производства заканчивается именно в тот момент, когда товар доставлен потребителю. Фактор логистики является одним из важнейших при размещении производства. Для рационального размещения производства этот фактор нужно обязательно учитывать. Логистика играет большую роль в освоение территорий
Основной целью является изучение на основе современных источников научной и учебной литературы, статистики особенностей размещения и развития логистического комплекса РФ и обоснование возможных направлений его будущего развития.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1.Современное состояние логистики в России………………………………..6
2. Актуальные вопросы и тенденции развития логистики……………...7
2.1. Актуальность логистики в условиях экономики России………7
2.2. Основные факторы развития логистики………………………22
3. Проблемы и перспективы развития транспорта России…………...24
3.1. Будущие тенденции развития логистики в РФ………………...24
Заключение………………………………………………………………..........32
Список использованной литературы……………………………………………………………………….34

Вложенные файлы: 1 файл

полный документ.docx

— 70.94 Кб (Скачать файл)

Содержание 
Введение………………………………………………………………………….3 

1.Современное состояние логистики в России………………………………..6

2. Актуальные вопросы  и тенденции развития логистики……………...7 
       2.1. Актуальность логистики в условиях экономики России………7 
       2.2. Основные факторы развития логистики………………………22 
3. Проблемы  и перспективы развития транспорта  России…………...24 
       3.1. Будущие тенденции развития логистики в РФ………………...24 
Заключение………………………………………………………………..........32 
Список использованной литературы……………………………………………………………………….34  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

Тема «Состояние и перспективы развития логистики в России» является одной из важнейших тем в условиях становления в России рыночной экономики. Актуальность ее заключается в том, что транспорт является связующим звеном меду предприятием производителем и потребителем. Кроме того, фактор логистики усиливает внешнеэкономические связи между государствами, способствует международному разделению труда. Сам процесс производства заканчивается именно в тот момент, когда товар доставлен потребителю. Фактор логистики является одним из важнейших при размещении производства. Для рационального размещения производства этот фактор нужно обязательно учитывать. Логистика играет большую роль в освоение территорий 
Основной  целью является изучение на основе современных источников научной  и учебной литературы, статистики особенностей размещения и развития логистического комплекса РФ и обоснование  возможных направлений его будущего развития.  
Объектом  исследования в моей работе является состояние и перспективы развития логистики в России.  
Предметом исследования является:  
1) механизм  размещения логистического комплекса  РФ; 
2) процессы  управления размещением и развитием  транспорта, как отрасли экономики; 
3) основные  направления в решении проблем  логистики в стране. 
Состояние и развитие транспортной системы  имеют для Российской Федерации  исключительное значение. Транспорт, наряду с другими инфраструктурными  отраслями, обеспечивает базовые условия  жизнедеятельности общества, являясь  важным инструментом достижения социальных, экономических, внешнеполитических и  других целей. В современных условиях транспорт является одним из определяющих функциональных факторов повышения  темпов экономического роста 
В настоящее  время транспортная система в  целом удовлетворяет спрос на перевозки пассажиров и грузов. Начиная  с 2000г., рост транспортных услуг в  среднем в год составляет для  грузовых перевозок 3,8%, для пассажирских перевозок 6,7 % при ежегодном экономическом  росте в среднем около 6,1%. При  этом рост транспортных услуг распределен  неравномерно между различными видами транспорта. Это связано с проблемами развития отдельных видов транспорта и значительную региональную неравномерность. 
Так, в  последнее десятилетие происходило  ускоренное старение гражданского морского и речного флота, гражданской  авиации России, связанное с износом  судов, не сопровождающимся адекватным обновлением их парка. Это грозит вытеснением с рынка отечественных  перевозчиков, ростом безработицы среди  специалистов этих областей. 
Без комплексного и системного решения проблем  развития транспортной инфраструктуры, невозможно добиться удвоения ВВП, осуществить  качественный прорыв в экономике, повысить экономический потенциал регионов и конкурентоспособность отечественных  производителей, обеспечить достойное  качество жизни для российского  населения.  
В последние  годы в сфере законодательного обеспечения  этой сферы произошли существенные изменения, направленные на повышение  экономической эффективности ее деятельности. 
В результате реформирования федеральных органов  исполнительной власти, осуществленной в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 г. №314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", произошло слияние трех таких важных федеральных министерств, как Министерство транспорта, Министерство путей сообщения и Министерство связи в одно общее Министерство транспорта и связи России, которое положило начало проведению, одной из самых сложных и ответственных реформ в экономике страны. Главный выигрыш должен быть получен от улучшения взаимодействия на стыках различных видов транспорта, в первую очередь в местах перевалки грузов из вагонов в трюмы судов, на автомобили и т.д. 
Главными  нормативными документами, доработкой которых в 2004 году занималась, в основном, исполнительная ветвь власти - это "Стратегия развития транспорта в РФ до 2020 г." и федеральная целевая программа "Модернизация транспортной системы России”. Одобренная Государственным Советом и Правительством Российской Федерации Транспортная стратегия, доработана с учетом послания Президента, концепции реформирования бюджетного процесса и проведенной административной реформы. Это основополагающие программные документы, определяющие приоритетные направления развития транспортного комплекса страны на долгосрочную перспективу. 
В соответствии с этим в новой редакции Транспортной стратегии определены долгосрочные приоритеты государственной транспортной политики Российской Федерации, приоритетные задачи институциональных реформ на транспорте, реализации принципов государственно-частного партнерства, а также основные цели и целевые показатели развития транспортного  комплекса на период до 2020 года. В  свою очередь, положения Транспортной стратегии должны стать основой  для разработки и корректировки, федерального законодательства, федеральных  целевых программ, как на самом  транспорте, так и в смежных  с ним отраслях экономики. 
Реализация  транспортной стратегии Российской Федерации позволит достичь к 2020 году следующих основных результатов:   

-будет завершено создание единой опорной транспортной сети без разрывов и “узких мест”;  
-подвижность населения вырастет на 50%;  
-большинство населенных пунктов будет иметь круглогодичный доступ к основным наземным транспортным коммуникациям; 
-восемь из десяти российских семей смогут активно пользоваться автомобилем;  
-значительно повысятся комфортность и качество сервиса пассажирского транспорта;  
-доля отечественных портов в обслуживании внешнеторговых грузопотоков возрастет с нынешних 75 до 85%;  
-грузоемкость ВВП снизится на 8-10%;  
-скорость грузового сообщения увеличится на 15-20%, а на основных международных транспортных коридорах - на 20-30%;  
-доля тоннажа отечественного торгового флота, зарегистрированного в национальных реестрах, вырастет с 35 до 50%;  
транзитные перевозки через территорию России достигнут 60-70 млн. тонн в год;  
-показатель числа погибших на 1000 автомобилей снизится на 50%

 
  
  
  

1.Современное состояние логистики в России

 

 

Современное состояние  логистики в России характеризуется  рядом противоречивых моментов. С  одной стороны, на фоне значительного  роста интереса к логистике, как  со стороны фирм, так и отдельных  правительственных институтов объективно существует и недостаточное восприятие ее в целом в обществе. Для большинства  образованного населения логистика все еще представляется чем-то загадочным, как в свое время, генетика или кибернетика. К сожалению, многие высшие руководители компаний и чиновники различного ранга весьма смутно представляют себе потенциальные возможности логистики в плане улучшения бизнеса, повышения конкурентоспособности российских фирм, решения макроэкономических и социальных задач. Катастрофически не хватает дипломированных логистических менеджеров, а также популярных изданий, раскрывающих содержание логистики в целом и отдельных ее функциональных областей. Буквально несколько месяцев назад наконец-то открыта соответствующая специальность в высшей школе. Явно недостаточна роль средств массовой информации в популяризации логистики, хотя хорошо известно: чтобы получить качественно новый результат, идея должна овладеть массами.  
  
         Отечественная экономика переживает сейчас непростой период, когда необходим поиск путей выхода из затянувшегося кризиса. Одним из таких путей, как показывает мировой опыт, является построение логистических систем. Для России формирование и развитие логистических производственных, торговых, транспортных и информационных систем имеет первостепенное значение, так как позволит ускорить интеграцию нашей страны в мировое экономическое и информационное пространство. Уже сегодня наша страна участвует в международных проектах TEDIM, UNCTAD, TACIS по созданию региональных транспортно-логистических и телекоммуникационных систем, сети логистических центров в торговле и на транспорте. Разработан и внедряется ряд федеральных и региональных программ и проектов, элементами которых являются логистические системы (федеральные программы:             "Возрождение торгового флота", "Дороги России", "Терминал", "Российская сеть региональных информационно-аналитических центров" и другие.).  
         На российском рынке логистические концепции и системы в бизнесе продвигают в основном зарубежные фирмы и предприятия с долевым участием иностранного капитала. Отечественные компании пока еще в подавляющем большинстве настороженно относятся к внедрению логистических инноваций. Однако, несмотря на сложную экономическую ситуацию, перспективно     мыслящие руководители многих фирм, зачастую интуитивно чувствуя потенциал логистики в плане получения конкурентных преимуществ и упрочения                   
своего  положения в бизнесе, или основываясь  на западном опыте,        стремятся внедрить логистические концепции и системы.  
  

2.Актуальные  вопросы и тенденции развития  логистики 
2.1. Актуальность логистики в условиях экономики России

 

 
Деятельность  компании на рынке обуславливается  ее основной целью - миссией, определяющей ее деловую активность, поведение  на рынке и ведущей к ее финансовому  благополучию и стабильности.  
Жесткая конкуренция на рынке, появление  новых, более дешевых и достаточно эффективных разработок, заставляют пересмотреть существующие принципы функционирования компании.  
Многие  устоявшиеся понятия и принципы работы, которые были вполне приемлемыми  и устраивали руководство компании, начинают заметно тормозить динамику развития бизнеса и требуют детального анализа и пересмотра с целью  их совершенствования. Для сохранения своих рыночных позиций компаниям  необходимо предпринимать определенные усилия в направлении повышения  уровня технологичности и эффективности бизнес-процессов. Появляется настоятельная необходимость изыскания дополнительных возможностей дальнейшего снижения уровня затрат и себестоимости продукции, повышения уровня качества обслуживания потребителей, реорганизации и реструктуризации компании с целью повышения эффективности бизнеса.  
Речь идет о перестройке бизнеса на основе логистического подхода. При этом затрагиваются  различные (экономические, социальные, технические, технологические, организационные, правовые, научные, психологические, экологические, и др.) аспекты деятельности людей. Во многих случаях это представляет собой довольно болезненную процедуру.  
Для руководителей  большинства российских компаний логистические  методы управления достаточно хорошо известны. В то же время они используются лишь в отдельных случаях и  на уровне интуиции. Это ставит перед  представителями российской науки  актуальную задачу разработки фундаментальной  научной и методологической основы эффективного использования логистической  концепции в бизнесе.  
В последние  годы современные логистические  концепции успешно применяются  ведущими российскими компаниями в  стратегическом и оперативном управлении основными сферами бизнеса. Внедрение  современного логистического управления в практику бизнеса позволяет  повысить организационно-экономическую  устойчивость компании на рынке. Использование концепции логистики является одним из основных резервов снижения уровня общих затрат ресурсов компании.  
Советом логистического менеджмента США  было дано следующее определение  логистики: "Логистика есть процесс  планирования, управления и контроля эффективного (с точки зрения снижения затрат) потока запасов сырья, материалов, незавершенного производства, готовой  продукции, услуг и сопутствующей  информации от места возникновения  этого потока до места его потребления (включая импорт, экспорт, внутренние и внешние перемещения) для целей  полного удовлетворения запросов потребителей".  
Логистика - это бизнес-концепция, базирующаяся на вовлечении отдельных взаимосвязанных  элементов в общий процесс  с целью предотвращения нерационального  расходования ресурсов компании. Логистика  рассматривается как один из инструментов бизнеса, позволяющий экономить  ресурсы компании.  
По данным Европейской логистической ассоциации за 2005 год, применение логистических  разработок позволяет сократить  время производства товаров на 25%, снизить себестоимость производства продукции до 30%, сократить объемы материально-технических запасов  от 30 до 70%.  
Основной  задачей логистики является оптимизация  внутренних и внешних материальных потоков, а также сопутствующих  им информационных и финансовых потоков, оптимизация бизнес-процессов с  целью минимизации общих затрат ресурсов.  
Логистический процесс должен протекать с соблюдением  основного правила логистики - правила "7R":  
1R (right product) - нужный товар;  
2R (right quality) - необходимого качества;  
3R (right quantity) - в необходимом количестве;  
4R (right time) - в нужное время;  
5R (right place) - в нужное место;  
6R (right customer) - нужному потребителю;  
7R (right cost) - с требуемым уровнем затрат.  
Сущность  классического определения общих  целей функции логистики таково, что потребитель должен получить необходимые по качеству и количеству товары, в нужное время, в нужном месте, от надежного поставщика с      хорошим уровнем обслуживания (как до осуществления продажи продукции,      так и после нее) и при заданном уровне общих затрат.   
Как видно, успех в "обращении" потенциальных клиентов в фактические зависит от оперативности и расторопности в выполнении требований заказчика. Несоблюдение хотя бы одного из этих требований может привести к потере потребителей и соответствующей доли рынка. Это может быть проиллюстрировано примерами отказа потребителей от продукции, предлагаемой компанией, например, по причине длительного срока выполнения заказов.  
Логистическая деятельность носит интегрированный  характер и простирается от момента  возникновения потребности в  продукции до момента удовлетворения данной потребности.  
Логистическое управление компанией можно определить как сквозное (интегрированное) управление бизнес-процессами по продвижению продукции  и сопутствующих ему потоков  от источника его возникновения  до конечного потребителя с целью  достижения максимальной эффективности  деятельности компании.  
Логистическое управление в компании выполняет  функции организации, планирования, регулирования, координации, контроля и анализа. Одной из важнейших  задач логистического менеджмента  в компании является координация  логистических функций и согласование целей с поставщиками, подрядчиками и потребителями.  
Объектом  логистического управления являются потоки, потоковые процессы, любые процессы, связанные с перемещением чего-либо.  
Логистическое управление компанией можно также  рассматривать как систему, увязывающую  в единое целое управление как  внутренними бизнес-процессами, так  и бизнес-процессами партнеров.  
В основе логистического управления компанией  лежит идея непрерывного мониторинга  всей логистической цепи. Взгляд на бизнес компании в данном ракурсе  открывает множество преимуществ. Руководство получает возможность  увидеть насколько эффективно используются те или иные ресурсы, выявить источники  потерь, оптимизировать деятельность сотрудников в целях улучшения  конечных результатов деятельности компании.   
  
Эффективное использование принципов и методов логистики позволяют руководству компании высвободить финансовые средства на дополнительные инвестиции.  
Внедрение логистического управления позволит также  снизить уровень запасов продукции  в снабжении, производстве и сбыте, ускорить оборачиваемость вложенного капитала, снизить себестоимость  производства, обеспечить удовлетворение потребностей потребителей.  
В центре внимания системы логистического управления должен находиться процесс выполнения заказов потребителей.  
Наблюдается тенденция повышения уровня требований, предъявляемых потребителями к  качеству обслуживания. С развитием  рыночных отношений потребители  получают все больше возможностей для  сравнения и выбора лучшего обслуживания.  
Качество  логистического обслуживания - это  удовлетворение потребностей потребителей, выраженное в надлежащем выполнении заказов, отсутствии ошибок, эффективном  предоставлении услуг и постоянном стремлении к повышению уровня обслуживания, соответствии уровня обслуживания стандартам потребителя, условиям договора или  обычно предъявляемым требованиям  к качеству обслуживания.  
Система управления логистическим обслуживанием  основана на следующих основных принципах:  
- ориентация  на потребителя;  
- ориентация  на бизнес-процесс;  
- ориентация  на предотвращение ошибок и  сбоев; 
- ориентация  на постоянноесовершенствование.  
Основными концепциями логистического обслуживания являются концепции Customer Satisfaction и Consumer Service. Их суть - построение таких отношений  с потребителем, в рамках которых  возможно решение практически всех проблем потребителя на основе изучения его потребностей ("клиент всегда прав"). Основной задачей является помощь потребителю сделать свой бизнес        более эффективным и прибыльным. Для этого рекомендуется провести   подробный анализ "болевых точек" потребителя.   
В силу своей ярко выраженной ориентации на конечного потребителя логистический подход значительно отличается от апробированных на российском рынке технологий простой дистрибьюции, что налагает определенные требования на функционирование компании вообще и службы логистики в частности.  
Необходимо  провести работу по выработке единообразной  стандартизированной логистической  терминологии. Специалисты функциональных подразделений компании должны говорить на одном языке, оперировать схожими  терминами и понимать друг друга.  
  
Одним из наиболее важных ресурсов, определяющих степень эффективности деятельности компании, являются люди.  
Одним из важных условий проникновения логистической  идеи во все сферы бизнеса компании является наличие высококвалифицированных  специалистов по логистике.  
В настоящее  время ощущается определенный недостаток специалистов, имеющих не только опыт практической работы, но и владеющих  фундаментальными теоретическими знаниями в области логистики. Хорошие  специалисты по логистике должны обладать знаниями из различных областей, а также знать общие взаимосвязи  между функциональными областями  бизнеса.  
Основными принципами кадровой политики в компании должны являться следующие положения:  
- человек  является главным решающим элементом  в логистической системе компании;   
- необходимо обеспечивать условия для постоянного повышения уровня профессиональной квалификации сотрудников, так как квалификация работника прямо влияет на степень его мотивации и отношение к своей работе;   
- применение методов руководства, направленных на то, чтобы помочь сотруднику лучше выполнять свои должностные обязанности, а именно:   
- устранение атмосферы боязни. Например, из-за страха получить выговор из-за задержки в подготовке договора, менеджер по продажам может допустить ошибки в формулировании условий договора. Или из-за боязни отказа в заключении договора он обещает потенциальному клиенту поставку точно в срок, хотя в данной конкретной ситуации это может быть невыполнимо. Если же ошибки влекут за собой определенные санкции, то сотрудник предпримет меры для того, чтобы их скрыть или переложить ответственность на другого человека;                                                                                           - устранение барьеров по вертикали (проблемы коммуникации между руководителями и сотрудниками);  
- устранение  барьеров по горизонтали (проблемы  коммуникации между сотрудниками  функциональных подразделений);  
- выдвижение  требований постоянного совершенствования  персонала;  
- отказ  от жестко установленных норм;  
- ясное  представление сотрудниками политики  компании;  
- согласование  краткосрочных требования с долгосрочной  стратегии.  
  
Одним из условий распространения  концепции логистики в России, как основы построения бизнеса, является готовность российского предпринимателя  к кардинальному изменению отношения  к потребителю и партнерам  по бизнесу.  
  
Несколько слов о подготовке специалистов по логистике.  
В вузах  преподаются по сути лишь основы логистических  знаний. Необходимо разработать систему  прохождения студентами программы  стажировок и практик в компаниях. Для сравнения, в университетах  Европы производственная практика занимает половину времени, отведенного на образование  в области логистики. Необходимо совершенствовать методики преподавания логистических дисциплин, особенно в системе бизнес-образования. Наблюдается  недостаток квалифицированных преподавательских  кадров.  
  
Необходимо разрабатывать программы  обучения и повышения уровня квалификации сотрудников службы логистики компании на плановой основе. Это исключит ошибки специалистов в выполнении операций, что в дальнейшем позволит исключить  возникновение проблем в ходе выполнения заказа, сбои в общем  логистическом процессе, повысить уровень  качества обслуживания, расширить рынок  потребителей и, в конечном счете, повысить репутацию компании.  
Необходимо  обеспечить первоочередное обучение и  повышение уровня квалификации сотрудников, непосредственно отвечающих за выполнение заказов клиентов компании.  
Логистическая система компании эффективно работает на потребителя тогда, когда основные элементы системы, такие как закупки, производство, хранение, транспортировка  и распределение, функционируют  как единый четко отлаженный механизм. Этого невозможно добиться, если в процессе выполнения заказов потребителей сотрудники функциональных подразделений, достаточно профессионально реализуют свою часть функций по выполнению заказа, но не несут ответственности за результаты выполнения заказа в целом.  
  
Если отдельное функциональное подразделение  не в состоянии сыграть свою роль в реализации механизма выполнения заказов потребителей, то усилия специалистов всех других подразделений компании могут быть совершенно напрасными.   
  
"Цепь надежна настолько, насколько надежно ее самое слабое звено".   
  
В этой связи необходимо постоянное согласование деятельности      сотрудников всех подразделений, занятых выполнением заказа.   
  
Организационные концепции, лежащих в основе функционирования компаний, имеющих традиционные функциональные подразделения и                    компаний, организационная структура управления которых построена            на основе логистического подхода, существенно отличаются.   
  
Компании с функциональным подразделением характеризуются:   
  
- сильной специализацией специалистов функциональных подразделений (закупки, склад, сбыт, и т.д.); 
- ярко  выраженной формализацией;  
- наличием  связанных информационных систем;  
- централизацией  принятия решений;  
- и высоким  уровнем интенсивности контроля.  
  
В свою очередь, организационная концепция, лежащая в основе разработки и  внедрения службы логистики в  компании, предполагает:  
  
- низкий уровень специализации,  наличие специалистов-универсалов;  
- исключение  формализма;  
- наличие  несвязанных информационных систем;  
- децентрализацию  принятия решений;  
- низкий  уровень интенсивности контроля.  
  
Для систематизации логистических  процессов, а также внедрения  логистического управления в повседневную деятельность компании, необходимо создание самостоятельного подразделения в  организационной структуре компании - службы логистики, находящейся в  прямом подчинении руководства компании.  
В организационной  структуре компании почти все  функции управления взаимосвязаны  с логистической системой. Поэтому  служба логистики должна тесно взаимодействовать  с различными функциональными подразделениями  компании. Служба логистики взаимодействует  с основными функциональными  подразделениями, обеспечивая оптимизацию  их деятельности и системную устойчивость компании.  
  
Работа по координации выполнения заказов не должна подменяется работой  по управлению выполнением заказов, связанных с решением множества  организационных задач в ходе выполнения логистических операций.   
  
Служба логистики не должна физически подменять собой соответствующие функциональные подразделения компании. В большинстве случаев количество и объемы заказов могут быть такими, что они не позволят специалистам службы логистики качественно и детально охватить все аспекты выполнения заказов. В этой связи необходимо разграничивать процесс управления заказами от процесса собственно координации. Перед службой логистики ставится задача не разрешения возникающих проблем и конфликтных ситуаций, а их анализ и перераспределение по другим службам компании, не погружение в многочисленные, порой сугубо технические детали процесса выполнения заказа, а координация укрупненных блоков задач.   
Однако без имеющейся в структуре управления компанией службы логистики такая интеграция невозможна. Это препятствует эффективному функционированию компании, делает невозможным ее дальнейшее развитие, что остро ставит вопрос о необходимости реорганизации структуры управления.   
Известно, что компаниям, осуществляющим поиск зарубежных партнеров или инвесторов и при этом обладающих развитыми логистическими службами, отдается предпочтение.  
Служба  логистики играет роль одного из основных подразделений, без которого реализуемые  товары были бы лишены одного из главных  потребительских свойств - быть доступными потребителю.   
Создание службы логистики позволит увязать в единую систему задачи логистического управления внутренними бизнес-процессами компании с бизнес-процессами партнеров и потребителей.  
В структуре  службы логистики все функции, необходимые  для эффективного выполнения заказа, объединяются в мощный централизованно-управляемый  механизм, позволяющий решать заказы практически любой сложности  ответственно, слаженно и профессионально.  
Понимание выгод эффективного взаимодействия функциональных подразделений и  службы логистики, наличие эффективной  системы коммуникации между подразделениями, поддержка руководства компании способны внести значительный вклад  в реализацию стратегической цели компании.   
Кантер, известный немецкий специалист по организационному поведению, отмечал, что "истинная свобода состоит не в отсутствии структуры, т.е. в возможности для работников выйти из-под контроля и делать, что им заблагорассудится, а, скорее в четкой структуре, которая позволяет людям работать в установленных рамках самостоятельно и творчески". Такая структура управления может быть составлена на основе разработки должностных инструкций специалистов.  
Очень важным представляется разработка системы  четкого распределения должностных  обязанностей специалистов по логистике.   
Должностные обязанности - это основные функции, которые могут быть поручены полностью или частично работнику, занимающему данную должность с учетом технологической однородности и взаимосвязанности работ, позволяющих обеспечить оптимальную специализацию сотрудников.   
Одной из важных задач специалиста по логистике является определение возможных способов и методов реагирования на воздействующие факторы внешней среды - политические, экономические, правовые, технические, технологические, социальные, экологические, и др.  
Одна из главных задач специалиста по логистике - проанализировать ситуацию, выяснить интересы каждого звена  в цепи "производство-потребление" и скоординировать их деятельность. Цель логистика - организовать весь маршрут  продвижения заказа таким образом, чтобы минимизировать затраты на каждом звене этой логистической  цепи.   
Логистик - это профессиональный "скряга", который чуть ли не единственный во всей логистической цепи думает над тем не как заработать, а как сэкономить.  
Выбор методов  снижения уровня логистических затрат осуществляется с учетом таких факторов, как сложность логистической  системы компании (например, количество складов-потребителей, складов-источников, сложность и характер связывающих  их маршрутов), количество видов продукции (ассортимент, упаковка, требования к  режиму транспортировки), объемы перевозок, период планирования, количество видов  используемого транспорта, режим  работы транспортных компаний и т.д.  
Начинать  необходимо с изучения действующей  системы учета материального  потока, с создания "фотографии" процесса, определения "узких мест" в системе учета и контроля.  
Контроль  над всей цепочкой создания стоимости  является также одним из эффективных  способов минимизации затрат на взаимодействие. Это способствовало к созданию вертикально  интегрированных компаний, столь  характерных для российского  бизнеса, в частности, группы "Русский  алюминий".   
Вертикальная интеграция обеспечивает возможность контроля над всей цепочкой создания добавленной стоимости. Применяется так называемая "закрытая" корпоративная организационная структура, не позволяющая внешним компаниям предложить более эффективные решения для отдельных звеньев этой логистической цепи. Таким образом, снижается уровень затрат на взаимодействие.  
Для сохранения конкурентоспособности на рынке  компании рекомендуется выбрать  либо глобальный масштаб деятельности, приводящий к значительному снижению уровня затрат на единицу продукции (в качестве примера можно привести бизнес группы "Русский алюминий"), либо глубокую специализацию, позволяющую  быть только одним из элементов в  цепочке создания стоимости - но лучше  всех.  
Наблюдается тенденция преобразования системы  бизнес связей производителей, поставщиков  и потребителей во взаимосвязанную  систему гибких альянсов, или так  называемых сетей. Альянсы снижают  затраты на взаимодействие компаний между собой и с конечным потребителем.  
Существует  несколько способов снижения стоимости  продукции - начиная от снижения доли собственной прибыли до получения  определенных скидок на закупочные цены от поставщика. Однако наиболее действенным  является способ снижения себестоимости  продукции путем сокращения непроизводительных расходов на различных этапах логистического процесса. Достичь существенного сокращения расходов можно путем реструктуризации звеньев логистической цепи, совершенствованием всего логистического процесса в целом. При этом выявляются скрытые резервы, позволяющие существенно снизить уровень затрат и, в конечном счете, уменьшить стоимость продукции.  
  
Решение задач оптимизации бизнеса  невозможно без соответствующего информационного  сопровождения логистического процесса.   
  
Наиболее сложной является структура движения информационных потоков, в центре которой находится служба логистики.  
  
Важно правильно и рационально  организовать внутренние информационные потоки в компании путем разработки, внедрения и использования информационных систем для управления материальными  и финансовыми потоками. Такие  системы позволяют специалистам службы логистики принимать правильные управленческие решения при выполнении разнообразных логистических операций.  
  
Необходимо разработать единую систему  автоматизации информационных потоков  взамен изолированной информационной системы каждого подразделения  компании.  
  
В последнем случае одна и та же информация о заказах потребителей заносится  в базы данных несколько раз, поскольку  отсутствует интеграция между информационными  системами подразделений. Это приводит к непроизводительным дополнительным затратам рабочего времени сотрудников, снижению эффективности их труда, раздробленности  внутреннего информационного потока, а также ошибкам и искажениям при ручном переносе данных из одной  системы в другую. Кроме того, сами информационные системы внутри отделов могут использоваться неэффективно, что объясняется недостаточным  уровнем подготовки сотрудников  в освоении систем и ее ненастроенностью под конкретные потребности логистической  системы компании.  
  
Логистическая информационная система - это, прежде всего, мощный инструмент управления, способствующий повышению  эффективности работы компании, ее конкурентоспособности и, следовательно, увеличить доход, поскольку оперативная  и достоверная информация о ходе дел, предоставляемая системой, позволит быстро принимать правильные решения, оперативно менять политику компании и быть готовым к любым изменениям рыночной ситуации.  
  
Благодаря целенаправленным организационным, плановым и контрольным мероприятиям возможно, с одной стороны, воспрепятствовать  созданию излишних запасов продукции, а с другой - устранить такой  недостаток, как отсутствие готовности к поставкам.  
  
Соблюдение жизненного цикла продукции, от которого зависит уровень запаса продукции в распределительной  сети.  
  
Решение любых проблем должно быть системным.  
  
Процесс формирования сети поставщиков  продукции должно быть более организованным. Им должен заниматься отдел закупок (отдел логистики) совместно с  отделом маркетинга. Должно быть проведено  маркетинговое исследование рынка  продукции, составлена база данных поставщиков, отражающая их характеристики (сроки  поставки, размер скидок, цены на продукцию, наличие, надежность выполнения договорных обязательств, компетентность персонала, наличие системы отслеживания заказа и др.). Исходя из полученной информации на научной основе необходимо выбрать  наиболее оптимальные группы поставщиков, с которыми должны быть заключены  соглашения, определяющие взаимовыгодные принципы сотрудничества.   
  
Компания должна придерживаться стратегической ориентации не на одного, а на нескольких ведущих производителей и поставщиков рынка, в том числе мирового.   
  
Обеспечение единого и непрерывного процесса снабжения потребителя в необходимом количестве и заданного качества является одной из важнейших гарантий эффективного функционирования компании.  
  
Перед мультивендорной компанией  стоит задача размещения заказов  на поставку продукции одновременно у большого числа производителей. Ясно, что при этом сроки изготовления, доставки и условия расчетов с  поставщиками совершенно не совпадают. В этой связи задача определения  точки заказа должна сводиться к  задаче оптимизации ресурсов компании с тем, чтобы в конечном итоге к указанному в договоре с заказчиком сроку поставки скомплектовать весь заказ на своем складе.  
  
В условиях длительных сроков поставок, вопрос соблюдения сроков поставки стоит  особенно остро. В этих условиях снабженческая  логистика ориентирована на всемерное  сокращение сроков поставки, особенно в тех случаях, когда срок поставки критического заказа у поставщика близок к оговоренной в контракте  дате поставки потребителю.  
  
- своевременное размещение заказов  и проверку отчета для перезаказов,  что исключит заказы, сделанные в последнюю минуту.  
- налаженная система поставок;  
  
Управление цепью поставок является существенным фактором успешного бизнеса.   
  
Ожидается, что уровень конкуренции станет еще более жесткой, увеличится ценовое давление со стороны потребителей. Потребителю будет значительно проще проводить сравнение продукции, ограничения на перевозку товаров в Европе практически исчезнут.  
  
Компании будут вынуждены создавать  российские, европейские и мировые  логистические цепи, соответствующие  постоянно повышающимся требованиям  потребителей.  
  
Использование Интернета изменит  скорость и структуру логистического процесса в непредвиденных в прошлом  объемах. Ожидается глобальная реструктуризация логистических сетей.  
Наблюдается тенденция роста объемов производства. Однако в целом заметного рывка  в развитии экономики не произошло.  
  
Необходимо разработать гибкие производственно-логистические  системы, позволяющие программировать  материальные, финансовые и информационные потоки в соответствии с объемами и потребительскими характеристиками каждого заказа.  
  
Организация перевозок грузов - это  сложный логистический процесс, затрагивающий множество ключевых аспектов деятельности не только самих  перевозчиков, но и других субъектов, обеспечивающих их организацию и  контроль над выполнением. Реализация каждого функционального этапа  этого процесса приводит к возникновению  материальных, информационных и финансовых потоков и, как следствие, к затратам, определяющим, в конечном итоге, и уровень цен на товары. По оценкам специалистов, транспортные расходы составляют от 40 до 60% от общей цены продукции. Снижение уровня этих затрат является одной из важнейших задач транспортной логистики, занимающейся решением оптимизационных задач перемещения требуемого количества продукции в нужное место, лучшим маршрутом за требуемое время и с наименьшими затратами.  
  
По данным Европейской логистической ассоциации за 1999 год благодаря применению принципов логистики производительность труда работников компаний, занятых на транспортировке грузов, увеличилась в целом на 10%.   
  
Одним из основных условий повышения доли рынка транспортных услуг, предоставляемых российскими перевозчиками и экспедиторами, является достижение высокого уровня качества транспортно-логистического обслуживания, отвечающего международным стандартам. 
  
Необходима разработка системных  отраслевых и межотраслевых стандартов, регламентирующих экспедиторскую деятельность при реализации мультимодальных  транспортных проектов. 
  
  
С точки зрения грузоотправителей  необходимо, чтобы транспортные компании могли предоставить следующие услуги:  
  
- предоставлять скидки на свои  тарифы;  
- иметь  небольшие сроки доставки;  
- предоставлять  информацию о доставке;  
- иметь  возможность складировать товар  для последующей доставки;  
- переадресовывать  заказ;  
- возможность  организовать систему слежения  за прохождением заказа. 
  
При осуществлении транспортно-складских  операций перед специалистами службы логистики стоит задача как можно  большей минимизации запасов  продукции, хранящейся на складе. Главным  принципом системы складского контроля компании должен являться принцип Just in time. Вся продукция должна заказываться строго под конкретного потребителя  и после подтверждения факта  оплаты. Служба логистики должна организовать работу таким образом, чтобы продукция  доставлялась с таможенного склада или от поставщика непосредственно  на склад получателя. Тем самым, достигается  сокращение затрат на погрузо-разгрузочные операции, складирование, хранение, транспортировку  и устранение опасности появления  неликвидов.  
  
Предметом изучения распределительной  логистики является процесс развоза  продукции с производства, либо с  распределительного (логистического) центра по торговым точкам (складам) для  дальнейшей его реализации покупателям. Задача заключается в обеспечении  гарантии наличия торгового ассортимента на складах потребителей при минимальном  уровне запасов и минимальных  транспортных расходах на обработку  заказов и их доставку.   
  
Наряду с нарастающей конкуренцией и развитием дистрибьюторской сети, существует много возможностей для успешного развития торгового бизнеса. Одним из перспективных направлений является создание распределительных структур, объединяющих производителей, оптовиков, логистических провайдеров и розничных сетей. Согласование действий участников такой структуры, определение единых стратегических целей, идентичный уровень используемых технических средств и оборудования, технологий и информационного обеспечения на всех этапах доведения продукции до конечного потребителя позволят:  
- сократить общие затраты распределительной системы;   
- оптимизировать ассортимент продукции с учетом потребностей конечных потребителей;   
- сократить количество торговых посредников до оптимального уровня;   
- повысить уровень обслуживания, как для конечного потребителя, так и для бизнес-партнеров.   
  
Задача эффективного распределения продукции, прежде всего, волнуют владельцев крупных дистрибьюторских, оптовых торговых и производственных компаний. Обычно функцию планирования и реализации распределения продукции возлагают на службы логистики, департаменты операций и т.д. Специалисты данных подразделений обрабатывают заказы с торговых складов, определяют необходимое количество транспортных средств, порядок объезда складов, заказывают автомобильные транспортные средства, контролируют осуществление развоза продукции, организуют работу складов и др 
  
Задача, решаемая руководителями данных подразделений, формулируется довольно просто: "Минимизировать расходы  на распределение продукции при  сохранении требуемого уровня качества обслуживания потребителей".  

2.2. Основные  факторы развития логистики 

Интерес к проблемам развития логистики  в промышленно развитых странах  исторически был связан, прежде всего, с причинами экономического характера. В условиях, когда рост объемов  производства и расширения внутринациональных и микрохозяйственных связей привели  к увеличению издержек сферы обращения, внимание предпринимателей сконцентрировалось на поиске новых форм оптимизации  рыночной деятельности и сокращения затрат в данной сфере. 
Развитие  логистики помимо стремления фирм к  сокращению временных и денежных затрат, связанных с товародвижением, определили следующие 2 фактора: 
-Усложнение  системы рыночных отношений и  повышение требований к качественным характеристикам процесса распределения. 
-Создание  гибких производственных систем. 
Значительное  воздействие на развитие логистики  оказал переход от рынка продавца к рынку покупателей. Если в допереходный период решение о выпуске продукции  предшествовало разработке сбытовой политики, то в условиях перенасыщения рынка  императивом стало требование о  формировании производственных программ в зависимости от объемов и  структуры рыночного спроса. 
Приспособления  к интересам клиентуры в условиях острой конкуренции потребовало  от фирм-изготовителей продукции  адекватной реакции на эти условия, и результатом стало повышение  качества обслуживания, и, прежде всего, сокращения времени выполнения заказов  и соблюдения согласованного графика  поставок. Тем самым фактор времени  наряду с ценой и качеством  продукции стал определять успех  функционирования предприятия на современном  рынке. 
Усложнение  проблем реализации при одновременном  росте требований к качеству процесса распределения вызвало у фирм продуцентов аналогичную реакцию  относительно своих поставщиков  сырья и материалов. В итоге  образовалась сложная система связей между различными субъектами рынка, которая потребовала модификации  существовавших моделей организации  в сфере снабжения и сбыта. 
Активно развернулись работы по оптимизации  отдельных направлений товародвижения. Замена традиционных конвейеров роботами привела к значительной экономии живого труда и созданию гибких производственных структур. Но работа по принципу «малыми  партиями» повлекла соответствующие  изменения в системе обеспечения  производства материальными ресурсами  и сбыта готовой продукции. Во многих случаях поставки больших  объемов сырья, полуфабрикатов и  конечной продукции стали не только не экономичны, но и просто не нужны. В связи с этим отпала необходимость  иметь большие складские емкости  на предприятиях и возникла потребность  в транспортировке грузов небольшими партиями, но в более жесткие сроки. При этом возросшие расходы на перевозку в значительной мере покрылись  за счет сокращения складских издержек. 
Кроме факторов, непосредственно определивших развитие логистики, необходимо отметить и факторы, способствовавшие созданию возможностей для этого: 
Использование теории систем и компромиссов для  решения экономических задач. 
Ускорение НТП в коммуникациях, внедрение  в хозяйственную практику ЭВМ  последних поколений, используемых в сфере товародвижения. 
Унификация  правил и норм по поставке товаров  во внешнеэкономической деятельности, устранение различного рода ограничений  импортных и экспортных и т.д. 
Формирование  концепции логистики было ускорено разработкой теории систем и теории компромиссов. В соответствии с первой, проблема товародвижения стала рассматриваться  как комплексная. Важнейшее требование теории заключается в обязательном анализе всех составляющих системы  товародвижения, их внутренних и внешних  взаимосвязей. 
Урегулирование  взаимоотношений в рамках логистики  стало возможным с помощью  теории компромиссов. Именно на ее основе достигается эффект, устраивающий систему  в целом. Применительно к товародвижению выбираются решения, оказывающие позитивное воздействие на сокращение общих  затрат или повышение суммарной прибыли, хотя бы и в ущерб деятельности отдельных подразделений фирмы. 
Важную  роль в создании объективных возможностей для развития логистики сыграл технический  прогресс в средствах связи и  информатики. Применение современных  средств информационного отслеживания материальных потоков способствует внедрению «безбумажной» технологии. При такой системе на всех участках маршрута в любое время можно  получить исчерпывающую информацию о грузе и на основе этого принимать  управленческие решения. С помощью  «компьютерной логистики» на протяжении всей цепи обслуживания осуществляется анализ деятельности фирмы и дается оценка ее положения по сравнению  с конкурентами. Информационные системы  обеспечивают также данные о емкости  рынка и его насыщенности товарами. 
Были приняты  меры по регулированию международного товародвижения, с целью упростить, минимизировать или устранить факторы, усложняющие прохождение товаропотоков. В результате было сокращено время  нахождения грузов в пути, повышена точность их доставки и сохранности, уменьшены запасы материальных ценностей  на приграничных зонах. 
Одновременно  создавались международные распределительные  центры, менялись схемы размещения складов. Тара, подвижной состав и  технические параметры путей  сообщения унифицировались, что  позволяло использовать автоматические системы считывания и адресования  грузов. Увеличение объемов материальных потоков в международных сообщениях диктовало необходимость устранения чрезмерной детализации правил и  норм, установленных на двусторонней основе. Начался процесс координации  инвестиций в создание межнациональной  логистической инфраструктуры.  

 
3. Проблемы  и перспективы развития транспорта  России 
3.1. Будущие тенденции развития логистики в РФ

 
     Логистика как сегодня, так и в будущем  будет основным фактором в конкурентной борьбе. Успех в конкурентной борьбе между предприятиями и сетями единой цепочки создания стоимости, между странами и экономическими регионами определяется в первую очередь уровнем компетенции  в логистике. Так, исследования, проведенные  на предприятиях, доказывают положительную  взаимосвязь между эффективной  логистикой и успехом в предпринимательской  деятельности. Что касается стран  и регионов, то здесь сравнительные  исследования проведены не были. Однако многое говорит в пользу гипотезы, что логистика в значительной мере определяет успехи отдельной страны или отдельного региона. Исключительное значение, которое имеет логистика сегодня и которым будет обладать в будущем, объясняется в первую очередь современными представлениями о логистике, а во-вторых, современным и будущим состоянием развития систем создания стоимости и экономических структур.  
От логистики  как учения о функциях к логистике  как концепции управления  
Этапы развития определяют формирование существующего  уровня техники производственной логистики. Первый этап развития определяет логистику  как функциональную специализацию  на деятельности по пространственной и временной трансформации грузов (= логистика как учение о функциях). Ответом на не охваченные этим определением места стыковки между такими функциями  предприятия, как снабжение, производство и сбыт, является вторая фаза, которая  определяет логистику как функцию  координации для эффективного и  экономически выгодного движения материальных и товарных потоков. Вторая фаза развития является своего рода переходной на пути от рассмотрения логистики как учения о функциях к рассмотрению ее как  учения об управлении. Логистика как  учение об управлении и как концепция  управления представляет собой третью фазу развития и соответствующий  ей существующий уровень техники.  
Она основывается на логистическом подходе к системе  создания стоимости. Системы создания стоимости, если их рассматривать с  логистической точки зрения, являются системами потоков.  
Современное представление о логистике можно  сформулировать следующим образом: логистика представляет собой концепцию  управления для разработки, организации, управления и реализации эффективного и экономически выгодного движения объектов (грузов, информации, денег  и персонала) в системах создания стоимости в рамках одного или  нескольких предприятий. Из более детального определения логистических объектов как потоков грузов, информации, денег и персонала следует, что  логистика является общей важной темой для всех отраслей и относится  к общему сектору предоставления услуг и области общественного  управления. Это находит свое отражение  и в названиях: промышленная логистика, торговая логистика, логистика предоставления услуг, банковская логистика.  
За логистическими процессами между предприятиями  закрепилось название «управление  цепочками поставок» - «Supply Chain Management». Причиной появления англоязычного  термина является тот простой  факт, что все новации, возникшие  в предпринимательской практике, много легче «продать» и реализовать под этим названием. И все-таки «управление цепочками поставок» является и остается логистикой, однако на качественно более высоком уровне развития.  
Одного  взгляда на предпринимательскую  практику достаточно, чтобы встретить  там все три фазы развития с  соответствующими им подходами к  логистике. Одновременно можно заметить и значительное смещение в направлении  понимания логистики как концепции  управления/ 
Новый логистический  подход и новая логистическая  деятельность не ограничиваются более, как это было раньше, только отдельными функциями предприятий, например перевозка, грузоперевалка, складирование и  коммиссионирование, а затрагивает  все функции и процессы комплексной  системы создания стоимости. Например, разработка и развитие структуры  новых продуктов значительно  влияют на дальнейший технологический  процесс и сроки изготовления, которые, в свою очередь, воздействуют на сроки и надежность поставок. Логистическое измерение всех процессов  по созданию стоимости необходимо использовать осознанно, чтобы с помощью эффективных  и экономически выгодных объектных  потоков лучше соответствовать  всем требованиям, всем рынкам сбыта  и лучше отвечать всем пожеланиям клиентов, а, следовательно, усилить  свои позиции в конкурентной борьбе.  
Современное понимание логистики как концепции  управления отвечает новым и изменившимся условиям предпринимательской деятельности. Процесс нового понимания логистики  был «спровоцирован», прежде всего, изменениями в экономической  практике. Поэтому логистику можно  рассматривать как продукт, возникший  в результате практической предпринимательской  деятельности.  
Особенно  сильный толчок этому процессу развития давала и дает до сих пор глобализация экономики и вызванная ею интенсификация конкурентной борьбы. Одновременно выросли  и требования клиентов к срокам, надежности и гибкости поставок при  сохранении низких затрат на логистику. Все эти факторы выдвинули  на передний план в деятельности предприятий  менеджмент объектных потоков. И  сейчас мы наблюдаем такую ситуацию, при которой уже недостаточно просто производить продукт высокого качества. На уровне одинаково высокого качества продукта решающим в конкурентной борьбе будет сочетание с таким  же высоким качеством логистики. Сформулируем короче: спор в конкурентной борьбе сегодня и завтра будет  решать логистика.  
Понимание логистики как концепции управления помогло достигнуть такого уровня развития, при котором можно предположить, что продолжавшийся продолжительное  время поиск ответа на вопрос, что  такое логистика, завершен. В пользу такого предположения говорит и  тот факт, что современное понимание логистики находит отражение и в содержании работ приверженцев более ранних концепций. Эти работы имеют новое качество и учитывают новое понимание логистики. 

Информация о работе Состояние и перспективы развития логистики в России