Сущность и особенности терминальных систем доставки грузов
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 16:44, курсовая работа
Краткое описание
Целью работы является рассмотрение терминальной системы доставки грузов. Достижение указанной цели обеспечивается выполнением следующих задач: рассмотреть сущность и особенности терминальных перевозок; изучить место терминала в системе перевозок.
Наиболее широко применяемыми
и дешевыми погрузочными средствами являются
тележки с подъемными вилами. Они предназначены
для ручного перемещения груза на паллетах
в складских, производственных и торговых
помещениях. Выпускаются они в основном
грузоподъемностью от 1 до 2,5 т. Другим
видом наиболее распространенной техники
на складах являются погрузчики.
В отличие от складских предприятий,
выполняющих функции складирования и
хранения грузов, на терминалах, наряду
с грузонакоплением, основной функцией
является грузопереработка, связанная
с разукрупнением и укрупнением партий
грузов, формированием и расформированием
отправок по направлениям перевозки, переработкой
тарно-штучных грузов (мелких и крупных
партий, мелко-, средне- и крупнотоннажных
контейнеров), упаковкой и пакетированием,
маркировкой грузов, выполнением комплекса
сервисных и коммерческо-деловых услуг.
В условиях развития рыночных
отношений, увеличения товарообмена и
расширения хозяйственных связей меняется
традиционно сложившееся в России представление
о терминале как о складе с минимумом функций,
связанных с переработкой и накоплением
грузов. Оно заменяется понятием многофункционального
терминального комплекса как крупного
транспортно-распределительного логистического
центра с широким спектром оказываемых
услуг и представляющим собой комплекс
инженерно-технических сооружений с современным
технологическим оборудованием.
Терминальные комплексы нового
поколения имеют в своем составе:
• специализированные автоматизированные
складские помещения для хранения и переработки
грузов;
• контейнерные терминалы;
• площадки для отстоя подвижного
состава;
• помещения для выполнения
таможенных функций органами
Государственного таможенного
комитета и сопутствующие службы;
• филиалы банков и центры сертификации;
• транспортно-экспедиционные
и брокерские фирмы;
• страховые компании;
• центры оптово-розничной
торговли и бизнесцентры;
• административные помещения
и офисы клиентов, включая инофирмы, торговые
представительства;
• службы охраны и безопасности;
• почту, телеграф и другие
виды коммуникаций;
• вычислительные и информационно-логистические
центры;
• центры технического обслуживания
подвижного состава автотранспорта;
• комнаты отдыха и гостиницы;
• пункты питания;
• магазины оптово-розничной
торговли и демонстрационные залы;
• аналитические исследовательские
центры;
• реабилитационно-оздоровительные
комплексы.
Такой терминальный комплекс
может занимать территорию от 60 до 100 га
и больше, иметь достаточно свободные
проходы и проезды между зданиями, удобную
планировку. Складские корпуса воздвигаются
из легко монтируемых сборно-разборных
и быстровозводимых металлоконструкций
с высотой помещений 9,5-12 м, что позволяют
осуществлять многоярусное хранение грузов
в стеллажах под евро-поддоны.
Эффективное функционирование
логистических транспортно-распределительных
систем осуществляется путем оптимизации
управления и планирования товаро-материальных
и связанных с ними информационных и финансовых
потоков на основе системного подхода
и согласования экономических интересов
всех участников логистической системы.
Современный грузовой терминал
является предприятием, осуществляющим
разнообразную деятельность, включая
продажу такой услуги, как перевозка, обработку
и хранение грузов, оказание множества
дополнительных услуг, в том числе транспортировку
груза. При осуществлении своей деятельности
терминал взаимодействует с перевозчиками,
клиентами, посредниками, таможней, банком
и рядом других контрагентов.
Технологический цикл грузового
терминала состоит из следующих технологических
процессов: импорт, экспорт и транзит.
Импорт включает выгрузку груза,
размещение груза на складе с последующей
выдачей клиенту.
Экспорт включает продажу перевозки
отправителю груза, прием груза на склад,
доставку его со склада и его загрузку.
Транзит является совокупностью
первых двух процессов, зачастую с добавлением
промежуточных операций.
Основные технологические процессы
сопровождаются рядом вспомогательных,
таких как:
• составление расписания и
отслеживание графика выполнения всех
этапов технологического цикла;
• отслеживание состояния и
подготовка тары;
• оказание разнообразных услуг
клиентам, начисление оплаты и отслеживание
платежей;
• поддержка функционирования
разветвленного складского хозяйства;
• выявление неисправностей
при перевозках, в том числе розыск груза
и идентификация груза без маркировки;
• осуществление таможенного
контроля складов временного хранения.
2. Место терминала
в системе перевозок
2.1.
Место терминала в системе
транспортно-экспедиционного обслуживания
В условиях рыночной конкурентной
среды, дерегулирования и децентрализации
экономики решение проблемы обеспечения
координации и взаимодействия в работе
различных видов транспорта, развития
смешанных (интермодальных) перевозок
грузов по международным транспортным
коридорам при комплексном транспортно-экспедиционном
обслуживании клиентуры требует применения
принципиально новых подходов, в основе
которых заложены принципы логистики
и логистического менеджмента, приоритетность
формирования и развития интегрированных
логистических транспортно-распределительных
систем на региональном, межрегиональном
и транснациональном уровнях.
Логистика как практический
инструмент бизнеса получила достаточно
широкое признание в лишь в 1990-е годы, тогда
как в государствах Западной Европы, США,
Японии и Австралии она стала применяться
в 50 - 60-х годах и получила повсеместное
распространение с конца 70-х - начала 80-х
гг., пройдя несколько этапов своего развития,
на протяжении которых видоизменялись
критерии и концепции логистики в соответствии
с эволюцией рыночных отношений.
Классическое понимание логистики
связано с обеспечением доставки необходимого
объема товаров требуемого качества в
нужное время, в нужное место и с минимальными
издержками.
Внедрение методов логистики
в практику бизнеса позволяет значительно
сократить все виды запасов продукции
в производстве, снабжении и сбыте, снизить
себестоимость производства и затраты,
связанные с перемещением товароматериальных
потоков от производителя к потребителю,
в среднем на 40 - 50 %, обеспечить наиболее
полное удовлетворение клиентуры в качестве
товаров и услуг.
В промышленно развитых государствах
Западной Европы и США с логистическими
системами связано получение 20 - 30 % валового
национального продукта.
Быстро расширяющийся международный
рынок логистических услуг создал предпосылки
для формирования крупнейших макрологистических
транснациональных экспедиторских компаний
и производственно-транспортных корпораций.
В качестве приоритетной сформировалась
концепция интегрированной логистики,
основанная на консолидации участников
системы грузов и товародвижения для обеспечения
непрерывного и бесперебойного движения
товаров, снижения совокупных издержек
во всей логистической цепи при интеграции
всех участников товародвижения путем
достижения между ними экономических
компромиссов. При этом интеграционным
процессам на транспорте отводится ключевая
роль в расширении международного сотрудничества.
Транспортные и экспедиторские
предприятия уже в начале 1990-х годов поняли
необходимость применения современных
логистических технологий транспортировки
и грузопереработки на основе создания
мультимодальных терминальных систем,
реализации смешанных перевозок внешнеторговых
грузов, внедрения технологий доставки
грузов «точно в срок» (just in time) и «от двери
до двери», развития современных телекоммуникационных
систем, обеспечивающих грузоперевозки.
Крупные транспортно-экспедиционные
компании стали создавать свои терминалы
и таможенные склады, транспортно-распределительные
логистические центры, системы информационного
обеспечения перевозочного процесса,
грузопереработки и логистического сервиса.
Комплексная система транспортно-экспедиционного
обслуживания предусматривает выполнение
следующих основных функций, направленных
на полное освобождение клиентов от всех
несвойственных им видов деятельности:
подготовка и оформление плановых, перевозочных,
коммерческих и расчетных операций при
получении заказа на комплексное транспортно-экспедиционное
обслуживание;
осуществление погрузочно-разгрузочных
работ при приеме и сдаче груза клиентуре
и на терминалах, а также при передаче
груза с одного вида транспорта на другой;
переработка грузов на терминалах и оформление
грузовых партий, осуществление упаковочных
работ, маркировка грузов, формирование
пакетов;
организация перевозок грузов в контейнерах
и контрейлерах;
предоставление клиентуре складских
услуг, предусматривающих краткосрочное
и долгосрочное хранение продукции клиента
на терминале;
организация перевозок грузов в смешанном
сообщении: завоз (вывоз) грузов (контейнеров)
на железнодорожные станции, речные и
морские терминалы и аэропорты, обеспечение
своевременной и качественной магистральной
перевозки грузов с полной ответственностью
экспедитора за весь перевозочный процесс;
введение централизованных расчетов
за все операции и товародвижение в целом;
информирование клиента о месторасположении
груза, транспортного средства, себестоимости
перевозок грузов и тарифах на различных
видах транспорта, введение электронного
документооборота;
предоставление услуг по страхованию
грузов и обеспечению охраны при их складировании,
перегрузке и перевозке;
оказание консультационных и посреднических
логистических услуг как перевозчикам,
так и обслуживаемой клиентуре по выбору
вида транспорта и типа подвижного состава,
маршрута следования груза, организации
обслуживания по типу «точно в срок», применению
специализированных типов подвижного
состава;
выполнение посреднических функций между
перевозчиком и клиентом при заключении
договора (контракта) на перевозку и комплексное
транспортно-экспедиционное обслуживание.
Коммерческое посредничество
может предусматривать также выкуп груза
с последующей его реализацией.
Особенно важную роль играет
организация комплексной системы транспортно-экспедиционного
обслуживания в транспортных узлах при
взаимодействии нескольких видов транспорта.
Главным функциональным элементом
системы транспортно-экспедиционного
обслуживания служат терминалы, сооружаемые
в узлах транспортной сети, в пунктах стыка
магистральных видов транспорта и местного,
выполняющего функции подвоза-развоза
грузов клиентуре. При этом имеется в виду,
что через терминалы проходит большинство
грузов, следующих в междугородном и международном
сообщениях.
На терминалах осуществляется
технологическое взаимодействие различных
видов транспорта на основе централизованного
управления перегрузочными и другими
операциями, связанными со складской переработкой
и сервисным обслуживанием клиентуры
и подвижного состава.
В отличие от складских предприятий,
выполняющих функции складирования и
хранения грузов, на терминалах наряду
с грузонакоплением основной функцией
является грузопереработка, связанная
с разукрупнением и укрупнением партий
грузов, формированием и расформированием
отправок по направлениям перевозки, грузопереработкой
тарно-штучных грузов, упаковкой и пакетированием,
маркировкой грузов, выполнением комплекса
сервисных услуг.
В условиях развития рыночных
отношений, увеличения товарообмена и
расширения хозяйственных связей меняется
традиционно сложившееся представление
о терминале как о складе с минимумом функций.
Многофункциональный терминальный комплекс
рассматривается в качестве транспортно-распределительного
логистического центра с широким спектром
предоставляемых услуг и представляет
собой комплекс инженерно-технических
сооружений с современным технологическим
оборудованием. В составе терминала имеются
специализированные складские помещения
для хранения и переработки грузов, помещения
для выполнения таможенных функций, представительства
банков, транспортно-экспедиционные фирмы
и страховые компании, службы охраны и
безопасности, административные помещения
и офисы клиентов, торговые представительства
и бизнес-центры, почта, телеграф, центры
технического обслуживания подвижного
состава транспорта, гостиница, пункты
питания, магазины оптово-розничной торговли,
консалтингово-аналитические и информационные
центры, реабилитационно-оздоровительные
комплексы, площадки для отстоя подвижного
состава. Такой терминал может занимать
территорию более 100 га, иметь достаточно
свободные проходы и проезды между зданиями,
озеленение, красивую и удобную планировку
и архитектуру. Складские корпуса воздвигаются
из легкомонтируемых сборно-разборных
конструкций и быстровозводимых металлоконструкций
с высотой помещений 9,5 - 12 м, позволяющих
осуществлять многоярусное хранение грузов
в стеллажах под европоддоны.
В условиях возрастающего спроса
на организацию перевозок грузов в международном
сообщении важное значение имеет создание
многофункциональных мультимодальных
терминальных комплексов с таможенной
обработкой грузов. Маркетинговая стратегия
таких комплексов основана на обеспечении
ускорения прохождения таможенного досмотра
и таможенной очистки грузов, предоставлении
услуг по ответственному хранению грузов
на автоматизированных складах под таможенным
контролем в режиме, удобном для клиентов
(временного - до двух месяцев, длительного
до трех лет), обеспечении необходимого
сервиса и комплексности услуг.
В соответствии с маркетинговой
стратегией и выполняемыми терминальным
комплексом функциями на терминалах клиентам
оказываются следующие виды услуг:
подготовка и оформление таможенного
досмотра, оформление таможенными брокерами
таможенных деклараций и товарно-сопроводительных
документов, содействие в таможенной очистке
грузов;
выполнение погрузочно-разгрузочных
работ;
ответственное хранение грузов в закрытых
автоматизированных складах, включая
временное и длительное хранение грузов
(мелкие и крупные партии), в том числе
скоропортящихся - на складах с холодильными
и морозильными камерами, особо опасных
и ценных грузов - в специально оборудованных
помещениях с климатическими камерами
и регулируемой температурой, крупногабаритных
и тяжеловесных грузов;
сортировка грузов и формирование отправок;
переработка и хранение контейнеров;
страхование грузов;
перевозка и экспедирование грузов под
таможенным контролем (услуги таможенного
перевозчика);
предоставление клиентуре информационных
услуг, включая контроль за местоположением
груза;
предоставление банковских услуг и ряда
других.
Особую актуальность приобретают
региональные аспекты логистики. При этом
региональная логистика рассматривается
в качестве компонента глобальной (мировой)
макрологистической системы с участием
в международном (национальном) разделении
труда.
Основными компонентами
региональных логистических транспортно-распределительных
систем являются транспортные
узлы, магистральные и местные
пути сообщения, оптовые базы
и товарные склады, контейнерные
и грузоперерабатывающие терминалы
железнодорожного, автомобильного, речного
и воздушного транспорта, мультимодальные
терминальные комплексы, выполняющие
функции транспортно-распределительных
логистических центров.