Сущность и принципы логистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 15:49, реферат

Краткое описание

Актуальность логистики обусловлена потенциальной возможностью повышения эффективности функционирования материалопроводящих систем с помощью планирования. Многие разработки в России непосредственно включали в себя элементы логистической науки. Но эти разработки были недостаточно связаны между собой, не имели объединяющей основы, не осуществлялись в рамках целостной науки о материалопотоках. В условиях перехода к рыночным отношениям единые системы нормативов материально-технической базы теряют свое прежнее значение: каждый субъект хозяйствования самостоятельно оценивает конкретную ситуацию и принимает решения. Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе приобретает сегодня тот, кто компетентен в области логистики, владеет ее методами. Это связанно с тем, что логистика-согласованность действий при управлении материальными потоками, их рациональность, точный расчет, способность отбросить из системы все лишние.
Возникает вопрос: почему именно се

Вложенные файлы: 1 файл

Сущность логистики.docx

— 41.23 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

__________________________________________________________________

 
 
 

Реферат

 
тема:

 
" Сущность и принципы логистики " 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
                                                                                     Выполнил студент(ка):

_______________________________________

Шифр: _________________

Специальность: __________

Курс: __

 
Проверил:____________________

Оценка ____________________

Дата проверки: _____________ 2011 г.

Подпись преподавателя ___________________ 
 
 
 

Санкт-Петербург

2011г. 

      ВВЕДЕНИЕ 

      Актуальность  логистики обусловлена потенциальной  возможностью повышения эффективности  функционирования материалопроводящих систем с помощью планирования. Многие разработки в России непосредственно включали в себя элементы логистической науки. Но эти разработки были недостаточно связаны между собой, не имели объединяющей основы, не осуществлялись в рамках целостной науки о материалопотоках. В условиях перехода к рыночным отношениям единые системы нормативов материально-технической базы теряют свое прежнее значение: каждый субъект хозяйствования самостоятельно оценивает конкретную ситуацию и принимает решения. Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе приобретает сегодня тот, кто компетентен в области логистики, владеет ее методами. Это связанно с тем, что логистика-согласованность действий при управлении материальными потоками, их рациональность, точный расчет, способность отбросить из системы все лишние.

      Возникает вопрос: почему именно сейчас логистика  стала столь актуальна? Это произошло  из-за нескольких факторов: 1) экономического, 2) информационного, 3) технического.

      1) Сейчас основной приоритет компании  – поиск возможностей сокращения  производственных затрат и издержек  обращения в целях увеличения  прибыли фирмы и роста качества, оказания комплекса услуг потребителю.  Поэтому в условиях развития  рыночных отношений принцип «расчет  + выгода + потребитель» ведет к  росту важности логистики.

      2) Информатика наиболее тесным  образом связывает рынок и  логистику, поскольку предметом,  средством и составляющей логистических  процессов являются информационные  потоки.

      3) Технический фактор проявляется  в том, что логистика как  система управления, ее субъекты и объекты развиваются на основе совместных технических достижений в транспортно-складском хозяйстве и в сфере управления (при автоматизации и компьютеризации управления), обеспечивающих решающий успех на товарных рынках.

      Большое значение для актуальности логистики  приобретает необходимость государственной  поддержки процессов товародвижения. Это применимо и эффективно используется не только на уровне предприятий и  организаций-участников процесса товародвижения, но и в масштабах деятельности региональных и федеральных органов  управления.

      Следовательно, внедрение логистических подходов в управление товародвижением приобрело  большую актуальность на современном  этапе развития российской экономики. Это связанно с интенсификацией  и расширением товарно-денежных отношений, с динамичным увеличением  горизонтальных хозяйственных связей между предпринимателями и организациями  сопряженных отраслей. 

 

  1. ПОНЯТИЕ ЛОГИСТИКИ
 

      Термин  «Логистика» с языковедческих позиций  имеет такие греческие корни, как logos(разум), logismos (расчет, раздумье, план), logo (думать, рассуждать), logistika (искусство проведения расчетов).

      Исторически логистика развивалась как военная  дисциплина. Первые упоминания были в IX веке нашей эры (Византия): логистика  в этот период означала, в основном, четкую, слаженную работу тыла по обеспечению  войск всем необходимым. В России в середине прошлого века, согласно «Военному энциклопедическому лексикону», изданному в Санкт-Петербурге в 1850 году, под логистикой понималось искусство управления перемещением войск как вдали, так и вблизи от неприятеля, организация их тылового обеспечения.

      Логистический подход широко применялся во время  Второй мировой войны, особенно американской армией. В словарях того времени  логистика переводилась на русский  как тыл и снабжение; материально  техническое обеспечение. В настоящее  время математическая логистика  применяется, как один из возможных  методов решения задач экономической  логистики.

      Логистика происходит от термина «логичный», то есть вполне закономерный, разумный, последовательный. Исходя из этого, существует много определений логистики.

      1. Доктор Штабенау, председатель правления Немецкого федерального правления по логистике считает, что «логистика – это основная функция управления и контроля материалов как внутри фирмы, так и вне ее».

      Выражение «функция управления и контроля»  – некорректно, так как термин «управление» включает в себя четыре функции: планирование, контроль, анализ и регулирование; в рыночной экономике  фирма может «управлять и контролировать материалы» только в своей внутренней среде.

      2. Проф. Гордон, в тезисах доклада  «Логистика и комплексное управление  товародвижением» дает такое  определение: «логистика – научные разработки и хозяйственная практика по координации складирования и транспортного обслуживания». Определение неоправданно обобщено.

      3. К.э.н. Федоров, в тезисах доклада  «Логистика в капиталистических  странах», дал такое определение:  «логистика – новое направление  научно-практической деятельности, характеризующее в целом управление  материальными потоками и соответствующими  информационными потоками».

      Данное  определение корректно, хотя и является не прямым, а косвенно расширительным определением понятия логистики.

      4. Тот же к.э.н. Федоров определяет  логистику как: «искусство и  науку менеджмента, техники и  технической деятельности, направленные  на выполнение требований планирования, обеспечения и сохранения вспомогательных  средств для поддержки целей, планов и операций».

      Данное  определение далеко выходит за пределы  понятия «логистика».

      Наиболее  короткое и полное определение звучит так:

      Логистика – теория и практика управления материальными и связанными с ними информационными потоками. 

      1.1 Предпосылки развития  логистики 

      Логистический подход к управлению материальными  потоками известен давно. Однако экономикой в достаточно широком масштабе он был востребован сравнительно недавно. Это обусловлено как факторами, внешними по отношению к системам управления материальными потоками, так и развитием самого логистического подхода.

      К внешним факторам следует отнести:

      1) переход от рынка продавца  к рынку покупателя;

      2) усиление конкуренции;

      3) энергетический кризис 70-х годов;

      4) достижения Научно-Технического  Прогресса;

      5) компьютеризацию управления материальными  потоками.

      Рассмотрим  некоторые из них более подробно. Начнем с развития конкуренции, вызванной  переходом от рынка продавца к  рынку покупателя. До начала 60-х годов  в странах с развитой рыночной экономикой производители и потребители  продукции не придавали серьезного значения созданию специальных систем, позволяющих оптимизировать управление материальными потоками. Системы  распределения продукции, как правило, не планировались. Производство, оптовая  и розничная торговля работали без  тесной увязки друг с другом. Не было системы товародвижения. Невнимание к товародвижению объяснялось тем, что основа конкурентоспособности  товара закладывалась на стадии производства.

      К началу 60-х годов в производстве был исчерпан потенциал конкурентоспособности. Это, в свою очередь, привело к  развитию нетрадиционных для того времени  путей создания конкурентных преимуществ. Предприниматели стали уделять  все больше внимания не самому товару, а качеству его поставки. Улучшение  работы в сфере распределения, не требовало таких больших дополнительных капиталовложений, как, например, разработка и выпуск нового товара, однако могло  обеспечить высокую конкурентоспособность  поставщика за счет снижения себестоимости  продукции и повышения надежности поставок. Денежные средства, вложенные  в сферу распределения, стали  влиять на положение поставщика на рынке гораздо сильнее, чем те же средства, вложенные в сферу  производства. В логистически организованных материалопроводящих цепях себестоимость товара, доставляемого конечному потребителю, оказалась ниже себестоимости того же товара, прошедшего по традиционному пути. Появляющаяся стало обеспечивать участникам конкурентные преимущества, зависящие не от величины капитальных вложений, а от умения правильно организовать логистический процесс. Одна из предпосылок развития логистики заключается в том, что поставщики, использующие логистические методы работы, могут гарантировать поставку «точно в срок» нужного количества товара необходимого качества, представляя для потребителя гораздо большую ценность. Таким образом, конкурентоспособность применяемых логистический подход компаний обеспечивается за счет снижения себестоимости товара, повышения надежности и качества поставок (гарантированные сроки, отсутствие брака, возможность поставки мелкими партиями, то есть способность управлять материальным потоком).

      Вторая  причина, объясняющая необходимость  применения логистики в экономиике – энергетический кризис 70-х годов.

      Повышение стоимости энергоносителей вынудило предпринимателей искать методы повышения  экономичности перевозок. Возможности  логистики возросли вместе с достижениями Научно-Технического Прогресса: компьютеризация  управления логистическими процессами позволяет повысить эффективность  средств труда для работы с материальными и информационными потоками.

      Создание  и массовое использование средств  вычислительной техники, появление  стандартов для передачи информации, обеспечили мощное развитие информационных систем как на уровне отдельных предприятий, так и на уровне целых территорий. Стало возможным осуществление контроля всех этапов движения товара от сырья до конечного потребителя. 

      1.2 Основные понятия логистики 

      Логистика обладает собственным понятийным аппаратом, который включает присущие ей категории, понятия, термины.

      Материальный  поток. Понятие материального потока является ключевым в логистике. Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами  и готовыми изделиями – начиная  от первичного источника сырья и заканчивая конечным потребителем.

      Материальный  поток – это отнесенная к временному интервалу совокупность товарно-материальных ценностей, рассматриваемых в процессе приложения к ним различных логистических  операций.

      Совокупность  ресурсов одного наименования, находящихся  на всем протяжении от конкретного  источника производства до момента  потребления, образует элементарный материальный поток. Множество элементарных потоков, формирующихся на предприятии, составляет интегральный (общий) материальный поток, обеспечивающий нормальное функционирование предприятия. Схема движения материальных потоков показана на рис. 1.2. 

      

      Рис. 1.2. Схема движения материальных потоков 

      Выделяют  внешний и внутренний, входящий и  выходящий материальные потоки.

      Внешний материальный поток – это поток, который протекает во внешней  по отношению к данной логистической  системе среде.

      Внутренний  материальный поток – это поток, который протекает во внутренней среде по отношению к данной логистической  системе.

Информация о работе Сущность и принципы логистики