Торговые войны по материалам СМИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 15:41, реферат

Краткое описание

Торговая война в классической теории экономики определяется, как борьба государств за рынки сбыта своей продукции с помощью экономических и процедурных инструментов государственной политики. Говоря более простым языком, торговая война означает экономический конфликт двух государств, торговые интересы которых пересеклись. Торговые войны — это объективная проекция отношений между суверенными государствами в современном мире, каждое из которых всеми методами борется за свои национальные интересы. И так было во все времена, вне зависимости от уровня развития экономической системы на планете.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 41.66 Кб (Скачать файл)

 

Торговая война в классической теории экономики определяется, как борьба государств за рынки сбыта своей продукции с помощью экономических и процедурных инструментов государственной политики.

Говоря более простым  языком, торговая война означает экономический конфликт двух государств, торговые интересы которых пересеклись.

Торговые войны — это объективная проекция отношений между суверенными государствами в современном мире, каждое из которых всеми методами борется за свои национальные интересы. И так было во все времена, вне зависимости от уровня развития экономической системы на планете.

Одной из первых глобальных экономических войн является так называемая «континентальная блокада» 1806-1814 годов — запрет на ввоз на территорию Европы любых товаров английского происхождения. Блокада была введена по инициативе императора Франции Наполеона I Бонапарта, армия которого на тот момент контролировала практически весь Европейский континент.

В блокаде помимо Франции участвовали также Италия, Нидерланды, Дания, Испания, Пруссия, Австрия и Россия (последняя только до 1812 года). Естественно, что тотальная торговая блокада была лишь частью англо-французской войны 1801-1814 годов и была призвана пошатнуть экономическую мощь Англии, которая в свою очередь выступила с контрблокадой. От общеевропейской торговой войны начала XIX серьезно пострадали экономики многих стран Европы, однако в той же Франции такой протекционизм дал ощутимый толчок для развития мануфактурного производства. 
 А  для Наполеона его инициатива принесла катастрофические последствия — отказ Москвы продолжать блокаду послужил причиной начала войны, которая для императора закончилась полным поражением.

В целом, мировая история отчетливо показывает, что любые мировые военно-политические конфликты непременно сопровождаются также и экономическими противоречиями. Неудивительно, что двум глобальным мировым войнам также предшествовали крупные торгово-экономические противостояния. К примеру, перед Первой мировой войной произошло довольно серьезное обострение экономических отношений между безапелляционным лидером мировой экономики тех времен Англией и наращивающей обороты своей промышленности Германией.

Англия тогда была вынуждена  пойти на протекционистские меры по отношению к своим товарам, дискриминируя при этом германскую продукцию. Собственно это и предопределило состав «по интересам» двух воинствующих блоков Первой мировой — Тройственного союза (Германия, Австро-Венгрия, и Италия) и Антанты (Англия, Франция, Россия). Результат мы знаем — множество смертей и серьезнейшая послевоенная экономико-политическая напряженность в Европе.

Второй мировой войне предшествовала Великая депрессия экономики США, которая вылилась в глобальный кризис экономики всего мира. А причиной тому во многом стал протекционистский закон Хоули — Смута, принятый парламентом США, который поднимал импортные ставки на 20 тысяч ввозимых на территорию страны товаров. Естественно ответная реакция, в первую очередь стран Европы, не заставила себя ждать, а в Германии, которая чрезвычайно сильно пострадала от последствий этого кризиса, к власти пришли нацисты во главе с Гитлером.

 

Бостонское чаепитие:Британия против колоний (1773 год)

Победитель:североамериканские поселенцы.

Главное оружие: топоры и дубины.

В 1773 году британское правительство издало "Чайный закон", позволивший Ост-Индийской компании продавать чай в североамериканских колониях дешевле, чем у любых местных чайных торговцев и контрабандистов. Колонисты восприняли "Чайный закон" как очередную попытку ограничить их свободу и независимость. Когда в конце 1773 года в Бостонскую гавань пришел первый корабль с чаем Ост-Индийской компании, группа радикально настроенных колонистов, переодетых индейцами и вооруженных топорами и дубинами, напала на него. Проникнув на борт, граждане Бостона опустошили трюмы и выбросили за борт около 45 тонн чая. В результате колонии получили не только "независимый" чай, но и независимое государство. А "Бостонское чаепитие" стало одним из катализаторов Войны за независимость США 
 

Банановая война: ЕС против стран Латинской Америки (1991-2012) 

Победитель:латиноамериканские экспортеры.

Главное оружие: терпение.

В конце прошлого года Евросоюз и  десять стран Латинской Америки  подписали соглашение, поставившее  точку в двадцатилетней "банановой  войне".

В 1991 году правительство Коста-Рики возмутилось тем, что Европа беспошлинно  открывает свои рынки производителям бананов из бывших африканских колоний, в то время как бананы из Латинской Америки, напротив, облагались крупными пошлинами. Хотя разница в цене на бананы из Латинской Америки была ниже на 5 центов за килограмм, это оказалось непосильным барьером для стран Африки. Последние были поддержаны Англией и Францией, что привело к отчасти комичной торговой войне, так как в Евросоюзе появился стандарт, регулирующий кривизну бананов. Излишне кривые объявляются некачественными и изымаются из торговли. США поддержали Коста-Рику и другие латиноамериканские страны. В предвкушении скорой отмены пошлин, крупнейшие латиноамериканские производители (например, Chiquita) существенно увеличили объемы производства, чем вызвали спад цен на бананы.

Необходимые латиноамериканцам договоренности были достигнуты лишь в 2008-2009 годах. Ждать  снижения пошлин, однако, им придется до 2017 года - на 35%, с 176 до 119 евро за тонну. 
 
Автомобильная война: США против Японии (1994) 

Победитель: Япония.

Главное оружие: слухи.

В 1960-е годы прошлого века автомобильная  промышленность стала локомотивом  послевоенной экономики Японии. В 80-е  страна заняла первое место по производству авто в мире и удерживала его в  течение 15 лет. В то же время, она активно экспортировала автомобили в США, сохраняя свой рынок закрытым. Кульминации конфликт достиг в 1994 году. Америка начала переговоры с Японией по поводу открытия рынка для американских машин, поначалу - безрезультатные. Тогда США пригрозили введением стопроцентного налога на импортируемые японские автомобили.

Возможность полномасштабной торговой войны вызвала ажиотаж на рынке  США.  Эксперты подсчитывали убытки Японии. Но за полтора месяца до предполагаемого введения пошлины стороны договорились. В плюсе оказалась Страна восходящего солнца. Напуганные слухами о введении налога, американцы разметали японские машины.

Автомобилями война не ограничилась. Японцы усиленно делали вид, что способствуют увеличению импорта с США и  пообещали последним увеличить  ввоз говядины. Сказано – сделано. Однако по традиции жители страны Восходящего  Солнца говядину не жалуют, потому она оказалась нераспроданной, а поставщикам оставалось подсчитывать убытки.

 

За последние 15 лет количество барьеров против импорта выросло на треть. Воюют, что называется, все со всеми.

Взять рыбную отрасль. В ней что  ни год – скандалы. Последний пример – креветочная война. На это крохотное ракообразное приходится 15%  рыбного рынка. В августе США обнаружили, что большая часть стран – поставщиков креветки поддерживает её разведение из казны. Мировой гегемон обиделся и ввёл заградительные пошлины для Китая, Индии, Эквадора. Удар вышел нешуточным. Только эквадорские рыбаки разом потеряли 1,2 млрд. долл. доходов в год. Сумма в 6% местного государственного бюджета.

Россию по самым скромным подсчетам  из-за торговых барьеров теряет 1–1,5 млрд. долл. в год. С ущербом китайских промышленников не сравнить – там из-за пошлин и санкций упускают почти 70 млрд. долл. в год. Но сумма более чем внушительная.

Минэкономразвития ведёт список злостных врагов российского  экспорта. Он велик. Поставки отечественных  товаров ограничивают 17 стран. География на любой вкус: Молдова, Индонезия, Корея, Австралия. Самые жёсткие ограничения – в Европе и США. На третьем месте по числу барьеров – когда-то братская Украина.

Пошлины и квоты мешают  экспорту 74 российских товаров. Иногда запреты комичные. Азербайджану не приглянулись российские катамараны и яхты. Там с них берут акциз, как в России с водки и пива. Европарламент под давлением экологов запретил ввозить в ЕС волчьи шкуры. Вероятно, депутаты не знают, что в России с 1990-х гг. численность серых хищников в лесах выросла в 5–10 раз. Но большая часть барьеров – вполне серьёзные. Главным образом, в мире воюют с российским сырьём. Оно и понятно. Сырьё составляетдве трети отечественного экспорта. Его вывозят более чем на 300 млрд. долл. в год.

Нефтяникам  и газовщикам вентиль всерьёз  не перекрывают. Российские углеводороды слишком важны, чтобы отказаться от них совсем. Настоящий враг для  иностранных производителей – сталевары. Заградительные пошлины на их продукцию введены по всему миру. В США, Мексике, Индонезии, Таиланде. Причина проста. Российская сталь дешёвая и достаточно качественная. Себестоимость её – 400 долл. за тонну. Ниже только в Китае, но импорт его продукции давно ограничили во всём мире.

Несмотря  на пошлины, до последнего времени отечественные  металлурги поставляли на экспорт 30 млн. тонн стали. Почти половину всего, что производили. Более того, они успешно скупали заводы за рубежом. Несколько лет назад российские компании лили до20% всей стали в США. Правда, в этом году тучная эпоха закончилась. Летом мировые цены на сталь рухнули до 200 долл. за тонну. Теперь у металлургов во всём мире чёрные времена.

 

Однако Россия и сама ведет войны.

Газовая война: Россия против Туркменистана (2009-2010)

Победитель: Туркменистан.

Главное оружие: китайские кредиты.

Противостояние России и Туркмении  началось в марте 2009 года после провала  газовых переговоров. Российское правительство  было недовольно намерением Туркмении  продавать газ в Китай и  на Ближний Восток.

Разногласия между Туркменией и  Россией достигли пика в апреле 2009 года, когда на главном туркменском  экспортном газопроводе САЦ-4 прогремел  взрыв. Туркменское правительство  возложило вину за происшедшее на Газпром, который уменьшил объемы поставок без предварительной договоренности. Газпром утверждал, что предупреждения были. Как бы там ни было, после  этого Туркмения получила льготные кредиты от Китая на строительство  газопровода. С 2010 года возобновились  также поставки в Россию - всего  около 65 млрд. куб. м в год. В 2005-2008 годах страна экспортировала всего 50 млрд. куб. м в год, а единственным покупателем тогда был Газпром.

 

Винная война: Россия против Грузии (2006-2012)

Победитель: Грузия.

Главное оружие: агрессивный маркетинг.

В 2006 году Россия ввела эмбарго  на грузинскую сельхозпродукцию и вино. Ограничения коснулись, помимо прочего, минеральной воды "Боржоми". На тот момент около 56% всего вина, предназначенного на экспорт, Грузия поставляла именно в Россию. Поэтому, по мнению многих экспертов, грузинских виноделов и IDS Group, производящую "Боржоми", а также и всю грузинскую экономику ждал неизбежный крах.

Однако, лишившись главного покупателя, Грузия повысила качество продукции, обратила взгляд на другие рынки и заинтересовалась агрессивным маркетингом. К 2012 году главными рынка сбыта грузинских вин и "Боржоми" стали Украина, Беларусь, Польша, Латвия, Литва, Эстония. Кроме того, грузинское вино импортирует  Китай. По итогам 2011 года экспорт грузинского  вина вырос почти на 20% ($64,8 млн.).

Кстати, ставшие жертвой эмбарго  товары, похоже, смогут вернуться и  на российский рынок. Роспотребнадзор разрешил 36 алкогольным предприятиям и четырем производителям минеральной воды из Грузии представить образцы продукции для регистрации в России. 
 
 Несмотря на то, что торговые войны – явление давнее и вряд ли в ближайшем будущем искоренимое, считается, что победителей в них нет, а начинают ее неудачники. К примеру упомянутый выше закон Смута-Холи очень дорого обошелся американцам. Специалисты подсчитали, что в результате торговой войны импорт в США сократился на 2,9 млрд. долларов, а штатовский экспорт - на 3,3 млрд. 400 млн. долларов чистых потерь (а те доллары были не чета нынешним). И это только на общенациональном уровне. А ведь любой торговый запрет бьет не только по глобальным экономическим отношениям, но и по конкретным потребителям. Защищенные запредельными тарифами местные предприятия беззастенчиво задирают цены и перестают обращать внимание на качество. Да и зачем? Ведь приобрести другой товар покупатель все равно не сможет.Как иллюстрацию приведем цитату из российского журнала New Times: «Утром на прилавках торговых центров еще можно найти 2-3 наименования молока, масла или кефира от местных производителей, но к вечеру магазины начинают напоминать о начале 90-х годов. Если в Москве последствия введенных Роспотребнадзором санкций были почти незаметны, то в Брянской области, где ассортимент молочных продуктов иногда до 100% обеспечен белорусскими производителями, за дни противостояния назрела гуманитарная проблема. Теперь на прилавках Брянска только российское молоко. Администраторы магазинов и продавцы каждый день выслушивают десятки жалоб возмущенных покупателей. Люди требуют белорусские молочные продукты, несмотря ни на какие чиновничьи запреты. Брянск, конечно, не Москва, но ведь и Россия не заканчивается Садовым кольцом. А вот что писал по тому же поводу известный российский экономический обозреватель Максим Блант: «Хаотичная и малопредсказуемая суета Роспотребнадзора и главного санитарного врача в гораздо большей степени бьет по России, чем по странам, против которых должна была бы быть направлена. Первыми и главными пострадавшими оказываются вовсе не белорусские колхозы, эстонские рыбаки или американские фермеры, а российские потребители их продукции. Причем, когда речь заходит о вине или шпротах, это еще полбеды они не являются обязательным элементом рациона, и любителей этих продуктов должна (по крайней мере, теоретически) греть мысль, что их гастрономические предпочтения принесены в жертву величию России. Гораздо хуже, когда в жертву пресловутому величию приносится дешевое куриное мясо основной источник белка для самых малообеспеченных российских граждан; или молочные продукты, которыми Россия, несмотря на все свое аграрное величие, обеспечить себя пока не может. Примерно в такой же ситуации оказались в 80-е годы прошлого века жители США. Правительство решило во что бы то ни стало национальную легкую промышленность, которая уже не выдерживала конкуренции с одеждой и текстилем из Латинской Америки, Индии и Юго-Восточной Азии. В Белом доме предпочли идти традиционным путем - резко подняли пошлины. В итоге цены на внутреннем рынке подскочили на 60%, а промышленность все равно загнулась.

Информация о работе Торговые войны по материалам СМИ