Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 17:53, реферат
Под трансакционными издержками понимаются издержки экономического взаимодействия между хозяйствующими субъектами. Чтобы сделка могла состояться, необходимо собрать информацию о ценах и качестве товаров и услуг, договориться об ее условиях, проконтролировать добросовестность ее выполнения партнером, добиться компенсаций в случае расторжения сделки. Поэтому совершение сделок сопряжено с различными потерями и затратами, которые нужно учитывать как отдельную категорию.
За любой коммуникацией в ЛС стоят затраты на ее осуществление, а трансакционные издержки – своего рода «силы трения» экономической системы.
2.Введение ……………………………………………………………………..2
3.Понятие «Трансакционные издержки»…………………………………..3-4
4.Трансакционные издержки в ВНП……………………………………….4-5
5.Теория трансакционных издержек…………………………………….…6-7
6.Логистическкие издержки……………………………………………….7-15
7. Управление трансакционными издержками фирмы………………....15-17
8.Уменьшение числа трансакций………………………………………...17-18
9.Способы минимизации………………………………………………..…8-20
10.Заключение………………………………………………………………...21
11.Список используемой литературы………………………………………22
• оценить соответствие всех наиболее важных параметров обмениваемого блага;
• не допустить нарушения своих прав;
• проконтролировать соблюдение всех взятых партнерами обязательств.
Необходимо отметить, что контроль и принуждение – крайне сложные и дорогостоящие процедуры. В качестве примера здесь можно привести контроль над налогоплательщиками со стороны государства. Для проверки правильности исчисления налогов, своевременности и полноты их уплаты государствуприходится содержать солидный аппарат, состоящий из экспертов (налоговых работников) и«силовиков» (налоговых полицейских). Средства, отчисляемые на работу данных служб, весьмазначительны. Тем не менее расходы окупаются, так как желание субъектов экономики уклоняться отуплаты налогов снижается с ужесточением процедур контроля. Несовершенство контроляВ условиях трения, присущего реальному рынку, невозможно полностью контролировать своего контрагента. Решающую роль здесь играют издержки информации. Полная осведомленностьневозможна вследствие высоких затрат, поэтому и контроль не может быть совершенным. Любые процедуры контроля – это всегда компромисс между издержками и экономической выгодой. Если вернуться к нашему примеру с налогами, то можно сказать, что, несмотря на всю сложность структуры налоговых органов, продуманность и строгость мер, применяемых к неплательщикам, выявить абсолютно все нарушения пока не удавалось ни одному «правителю». Чтобы получить стопроцентно достоверную информацию о налогооблагаемой базе всех субъектов, государству, скорее всего, потребуется взять все предприятия под свое управление, что, разумеется, повлечет за собой другие издержки. Аналогичная картина складывается с отстаиванием прав субъекта. Принуждение состоит в том, чтосторона-нарушитель всегда должна предоставлять пострадавшей стороне такую компенсацию, котораяделает невыгодным нарушение контракта. В качестве примера можно привести кредитование подзалог, при котором обеспечение имеет б?льшую ценность по сравнению с полученной ссудой. Такиеусловия в реальном мире встречаются не часто, если встречаются вообще. Причина в том, что«твердый» залог очень редко предлагается должником – гораздо чаще в этом качестве выступает«доброе имя» на рынке либо «положительный опыт работы». Кроме того, залог иногда невозможнозапереть в сейф, а факт нарушения контракта не всегда так просто установить, как в случае сневозвратом кредита. Для многих других сделок это может оказаться затратной процедурой. Ещебольше издержек потребуется для оценки и измерения степени нарушения и еще больше – для того, чтобы применить санкции к нарушителю. Таким образом, вступая между собой в контрактные отношения, субъекты неизбежно теряютчасть своих ресурсов в результате «оппортунизма» партнеров и несовершенстваинформации . С точки зрения экономики в целом, это имеет не только перераспределительныйэффект (субъекты нечестным образом экспроприируют друг у друга материальные блага), но инегативно сказывается на общем благосостоянии. Оппортунизм субъектов приводит к поведенческойнеопределенности (см. главу 4, параграф 4.3), а также к дополнительным издержкам, которые иногдамогут сорвать ту или иную сделку или сделать невыгодным целый бизнес. . Внутренние (управленческие) трансакционные издержкиДанный вид издержек связан с выполнением заключенных фирмой трудовых контрактов. Для простотыпредположим, что сами трудовые соглашения уже заключены, и теперь необходимо обеспечить ихуспешную реализацию (расходы, связанные непосредственно с заключением сделки мы относим к«рыночным»). Управленческие расходы, таким образом, сводятся к следующему: 1)расходы по построению, поддержанию и совершенствованию организационной структурыкомпании. Эти расходы связаны с целым спектром операций: управлением персоналом, инвестициямив информационные технологии, PR , лоббированием. Как правило, это постоянные трансакционныеиздержки;
2)расходы по управлению
7.Управление трансакционными
Как мы уже знаем, трансакции необходимы
для бесперебойного продвижения
производства. Этообмен информацией, материалами
и другими ресурсами, который
сам по себе не приводит к появлениюкаких-либо
готовых продуктов или благ. Поэтому
экономисты иногда говорят о существовании,
нарядус предприятием в традиционном
понимании, параллельной «невидимой фабрики»,
которая«поддерживает» работу «основного
персонала» и одновременно порождает
накладные расходы. Дляуспешного управления
«невидимой фабрикой» одного лишь выбора
оптимального объемапроизводства недостаточно.
От менеджера требуется знание основных
видов трансакций и умениеразрабатывать
оптимальный «трансакционный
• логистика. Перемещение материалов и комплектующих: заказ, его исполнение иподтверждение. Данный вид трансакций осуществляется силами «непроизводственногоперсонала» с различной специализацией: прием и отправка материалов и продукции, экспедиция, ввод и обработка информации, учет;
• снабжение. Обеспечение предприятия
достаточным для бесперебойной
работы количествомресурсов: рабочей
силы, материалов, комплектующих, а
также производственных мощностей.
В снабжении задействованы
• модернизация. Изменения в информационной системе предприятия, которые следуют за совершенствованием технологии, либо пересмотром внутренних процедур. Эти трансакции в основном «ложатся на плечи» информационных подразделений. Часть работы по модернизации также связана с закупками, контролем качества, вводом и обработкой информации. Известно, что модернизация на современном предприятии происходит постоянно. В частности, с изменением «модели» выпускаемого продукта, каждый раз необходимо вносить поправки в спецификацию материалов и комплектующих, в графики поставок и т.д. Это приводит к дополнительному росту числа трансакций.
8.Уменьшение числа трансакций
Упразднение излишних трансакций –
один из основных способов оптимизации
затрат предприятия. Интересным в этом
отношении представляется опыт японской
промышленности. На многих предприятиях
Японии принята и успешно реализована
концепция «своевременного
9.Способы минимизации ТИ.
Издержки выявления
Однако альтернативы изначально не даны
лицу, принимающему решение.
В условиях неопределенности неизбежно
возникают издержки, обусловленные поиском
наиболее выгодной цены (как со стороны
покупателей, так и со стороны продавцов
— для трансакции сделки) других условий
контракта, а также подбором потенциальных
контрагентов.
Существование данного вида трансакционных
издержек определяется прежде всего дифференциацией
цен на один и тот же продукт, не обусловленной
различиями в транспортных расходах.
В основе же такой дифференциации цен
лежит феномен неопределенности, проявляющийся
во фрагментарности и неоднородности
информации, которую получает каждый экономический
агент.
Аналогичная проблема возникает с потенциальными
контрагентами, которые также оказываются
неоднородными.
Именно разброс цен на одно и то же благо
(т.е. в пределах относительно небольшого
региона) является одним из признаков
незрелости, несовершенства рынка. С этой
точки зрения закон единой цены действует
в чистом виде тогда, когда трансакционные
издержки пренебрежимо малы или равны
нулю.
На всех рынках цены меняются более или
менее часто, и никому не будут известны
все цены, устанавливаемые в данный момент
различными продавцами (или покупателями).
Покупатель (или продавец), желающий определить
наилучшую цену, должен опросить разных
продавцов (или покупателей), то есть произвести
поиск.[12, с 507-508]
Для минимизации данного рода издержек
используются такие институты, как специализированные
рынки, в частности биржи, а также реклама
и (или) репутация. Что касается организованных
рынков, то экономия на издержках возможна
за счет концентрации спроса и предложения
(в пространстве и (или) во времени, но не
с точки зрения количества участников
рынка). В результате ускоряется циркуляция
информации и происходит более интенсивное
выравнивание цен.
Проверка надежности контрагента (как
один из моментов процесса поиска) требует
также и времени, и ресурсов. Так, для получения
чековой книжки с гарантией банка потенциальному
клиенту придется не только заполнить
достаточно подробную форму, в которой
он дает интересующую банк информацию
о себе, в том числе и о доходах, но и побеседовать
с сотрудником или руководителем отделения
банка, предоставить рекомендательное
письмо, а также в случае необходимости
пройти испытательный срок с книжкой без
права на овердрафт.
Для экономии на этом виде трансакционных
издержек используется также репутация
(как общественно значимая оценка экономического
агента с точки зрения деловой этики, если
речь идет о предпринимателе), которая,
в свою очередь, может рассматриваться
как актив (обладающий определенной ценностью
и, следовательно, могущий быть использованным,
например, в качестве взноса в уставный
капитал или для обращения на него взыскания).
В частности, поручительство в приведенном
примере оказывается формой залога, который
должен обеспечить предсказуемость поведения
клиента в будущем.
В связи со сказанным необходимо отметить,
что репутация тесно связана со средствами
индивидуализации предприятий, в частности,
с фирменными наименованиями, товарными
знаками, знаками обслуживания и наименованиями
мест происхождения товаров. Именно данные
средства позволяют потребителям сэкономить
на издержках поиска. В связи с определением
данного вида трансакционных издержек
можно было бы выделить три категории
благ: исследуемые, опытные и доверительные.
Блага с запретительно высокими издержками
измерения качества до их приобретения
(потребления) называются опытными (ехреriепсе).
Блага со сравнительно дешевой процедурой
предварительного определения их качества
называются исследуемыми (search). Качество
последних может быть относительно легко
оценено до покупки, качество же других
— главным образом в процессе потребления.
Но необходимо учитывать, что одно и то
же благо может быть в одной ситуации опытным,
а в другой — исследуемым. В частности,
большое значение могут иметь физические
свойства блага, в том числе делимость
а также технология и существующие правила
измерения. Например, если покупатель
приобретает один апельсин, то издерждки
измерения по отношению к его стоимости
слишком высоки. Однако если предположить,
что апельсины стандартные, то при покупке
десяти килограммов можно съесть один
апельсин для оценки всей партии.
10.Заключение.
В заключении, мне хотелось отметить бы следущие факты:
Трансакционные издержки - затраты, возникающие в связи с заключением контрактов (в т.ч. использованием рыночных механизмов), в них выделяют:
1)издержки сбора и обработки информации,
2)издержки
проведения переговоров и
4)издержки
контроля и юридической защиты
выполнения контракта
Трансакционные издержки являются по общей сложности, отголосом окружающего мира. . Слишком высокие трансакционные издержки могут помешать осуществлению экономического действия. Но в то же время социальные и государственные институты позволяют снизить эти издержки при помощи формальных правил и неформальных норм, как было сказано в работе. А так же, исходя из всего вышесказанного мы должны понимать , что без этих издержек действия экономических, да и социальных институтов становятся неважны, так как люди без этих издержек смогут договариваться о любом выгодном решении проблемы без каких либо затрат, что повлечет за собой череду соответствующих последствий.
11.Список используемой
Аузан
А.А. Институциональная экономика: новая
институциональная
Бартенев С.А. История экономических учений: Учебник. – М.: Экономист, 2004. – 456 с.
Блауг
М. Экономическая мысль в
Гальперин В. М. Макроэкономика. С.-Петербург, 2004. – 357 с.
Долгов А.П., Козлов В.К., Уваров С.А. Трансакционные издержки в логистическом менеджменте фирмы. //Логистика и управление цепями поставок, 2005. № 3.
Елизаров Ю.Ф. Экономика организаций. – М.: Экзамен, 2005. – 495 с.
Климко Г.Н., Нестеренко В.П. Основы экономической теории: Полит. экономический аспект – К.: Академия, 1998. – 464 с.
Королёв В.И., Королёв С.В. Стратегия повышения эффективности издержек производства фирмы: условия разработки, проблемы реализации. //Менеджмент в России и за рубежом, 2003. № 6.
Костюк В.Н. История экономических учений. – М.: Центр, 2000. – 345 с.
Коуз Р.Г. Природа фирмы //Теория фирмы. С-Пб., 1995. (Вехи экономической мысли!?! Вып. 2).