Введение
Актуальность проблемы исследования.
Переход экономики страны к рынку и формированию
рыночных отношений требует динамичного
и сбалансированного развития всех звеньев
национальной экономики, включая транспортную
инфраструктуру. В настоящее время транспортная
инфраструктура выдвинулась и заняла
одно из приоритетных мест среди основных
факторов, определяющих эффективное функционирование
экономики страны, стала важнейшим условием
ее дальнейшего развития и вхождения регионов
в мировое хозяйство. Вместе с тем характерной
особенностью транспортной инфраструктуры
в течение последних лет стал ее экономический
кризис из-за транспортной зависимости
страны, физического и морального износа
материально-технической базы, диспропорций
и неравномерностей размещения и развития
ограниченности выделяемых инвестиций,
отсутствия рыночного механизма функционирования
и управления. Транспортная инфраструктура,
являясь важным фактором вывода экономики
страны из экономического кризиса, из-за
недостаточного уровня развития и размещения
стала фактически сдерживающим фактором
развития экономики. Транспортная инфраструктура
в рамках любого региона должна гарантировать
необходимые условия для функционирования
и развития основных отраслей производства
и обеспечивать максимально эффективное
использование экономического и производственного
потенциала. Каждая страна или регион
должен иметь такую транспортную инфраструктуру,
которая полностью удовлетворяла бы спрос
данной территории в транспортных услугах.
Целью нашей работы является рассмотреть
транспортную инфраструктуру на примере
Тюменской области.
В соответствие с целью выделяются следующие
задачи:
1. Изучить понятие транспортной инфраструктуры
2. Рассмотреть нормативно-правовую базу
системы регулирования транспортной инфраструктуры
3. Выделить проблемы управления транспортной
инфраструктурой
4. Охарактеризовать транспортную инфраструктуру
Тюменской области
5. Выделить проблемы транспортной инфраструктуры
и пути их решения на примере Тюменской
области
Объектом данной работы является Тюменская
область, а предметом транспортная инфраструктура.
Глава 1.
1.1 Понятие транспортной инфраструктуры
Инфраструктура - термин, появившийся
в экономической литературе в конце 40-х
гг. 20 в. для обозначения комплекса отраслей
хозяйства, обслуживающих промышленное
и с.-х. производство (строительство шоссейных
дорог, каналов, портов, мостов, аэродромов,
складов, энергетическое хозяйство, ж.-д.
транспорт, связь, водоснабжение и канализация,
общее и профессиональное образование,
расходы на науку, здравоохранение и.т.п.).
В настоящее время под инфраструктурой
принято понимать совокупность отраслей,
предприятий и организаций, входящих в
эти отрасли видов их деятельности, призванных
обеспечивать, создавать условия для нормального
функционирования производства и обращения
товаров, а также жизнедеятельности людей.
Различают производственную и социальную
инфраструктуру. В инфраструктуру включают
дороги, связь, транспорт, складское хозяйство,
внешнее энергоснабжение, водоснабжение,
спортивные сооружения, озеленение, предприятия
по обслуживанию населения. Иногда к инфраструктуре
относят науку, образование, здравоохранение.
В советской экономической науке Инфраструктура
делится на две группы: производственную
и непроизводственную (социальную). В первую
группу включаются отрасли Инфраструктура,
непосредственно обслуживающие материальное
производство: железные и шоссейные дороги,
водоснабжение, канализация и пр. Во вторую
группу включаются отрасли, опосредованно
связанные с процессом производства: подготовка
кадров, школьное и высшее образование,
здравоохранение и т. д. Характерной чертой
инфраструктурных отраслей капиталистического
хозяйства является их двойственный характер.
С одной стороны, без развития этих отраслей
невозможно существование промышленности
и с.-х. предприятий, где производятся товары
и создаётся прибавочная стоимость. В
условиях научно-технической революции
четко обнаружилась прямая зависимость
темпов роста производства и его эффективности
от развития отраслей Инфраструктура
С другой стороны, создание этих отраслей
и их функционирование не приносят прибыли
тому, кто осуществляет капиталовложения
в эти отрасли, но увеличивает прибыли
промышленных и с.-х. компаний. Чем выше
развитие производительных сил, тем больших
капиталовложений требуют отрасли. Ряд
отраслей стал объектом межимпериалистической
конкурентной борьбы, например сфера науки,
образования, подготовки кадров, отрасли
транспорта, обеспечение хозяйства электроэнергией
и т. д., так как от капиталовложений в них
зависят рост производства и выигрыш в
межимпериалистической конкурентной
борьбе.
Двойственный характер инфраструктуры
превратил проблему её создания из технической
в социальную, а развитие государственно-монополистического
капитализма сделало возможным переложение
всех тягот по финансированию и развитию
инфраструктурных отраслей на государственный
бюджет, т. е. на плечи народных масс. В
современных империалистических государствах
произошло чёткое размежевание хозяйственных
функций: частный капитал владеет предприятиями,
где создаётся прибавочная стоимость,
на государство возложены функции финансирования
и развития отраслей Инфраструктура, способствующих
увеличению прибылей частных компаний.
Однако стремление монополистического
капитала снять с себя бремя расходов
по финансированию мало прибыльных или
убыточных отраслей и переложить его на
государство способствовало переходу
этих отраслей Инфраструктура в собственность
империалистических государств при сохранении
монополиями права контроля над ними.1
Транспорт — совокупность средств, предназначенных
для перемещения людей, грузов, сигналов
и информации из одного места в другое.
Нередко под термином транспорт подразумевают
всю совокупность инфраструктуры, управления,
транспортных средств и транспортных
предприятий, составляющие транспортную
систему, либо отрасль экономики.
Транспорт – важнейшая составная часть
экономики государства. Территория Россия,
а также темпы социально-экономического
развития страны определяют необходимость
совершенствования транспортной инфраструктуры.
Сегодня инфраструктурные проблемы существуют
для всех видов транспорта, при этом нерешенность
проблемы для одного вида транспорта создает
дополнительные трудности для других.
Транспорт — важная составная часть
экономики России, так как является материальным
носителем между районами, отраслями,
предприятиями. Специализация районов,
их комплексное развитие невозможны без
системы транспорта. Транспортный фактор
оказывает влияние на размещение производства,
без его учета нельзя достичь рационального
размещения производительных сил. При
размещении производства учитывается
потребность в перевозках, масса исходных
материалов готовой продукции, их транспортабельность,
обеспеченность транспортными путями,
их пропускная способность и т.д. В зависимости
от влияния этих составляющих и размещаются
предприятия. Рационализация перевозок
влияет на эффективность производства
как отдельных предприятий, так и районов,
и страны в целом.
Важное значение транспорт имеет и в
решении социально-экономических проблем.
Обеспеченность территории хорошо развитой
транспортной системой служит одним из
важных факторов привлечения населения
и производства, является важным преимуществом
для размещения производительных сил
и дает интеграционный эффект.
Специфика транспорта как сферы экономики
заключается в том, что он сам не производит
продукцию, а только участвует в ее создании,
обеспечивая производство сырьем, материалами,
оборудованием и доставляя готовую продукцию
потребителю. Транспортные издержки включаются
в себестоимость продукции. По некоторым
отраслям промышленности транспортные
издержки очень значительны, как, например,
в лесной, нефтяной отраслях промышленности,
где они могут достигать 30% себестоимости
продукции. Транспортный фактор имеет
особо огромное значение в нашей стране
с ее огромной территорией и неравномерным
размещением ресурсов, населения и основных
производственных фондов.
Транспорт создает условия для формирования
местного и общегосударственного рынка.
В условиях перехода к рыночным отношениям
роль рационализации транспорта существенно
возрастает. С одной стороны, от транспортного
фактора зависит эффективность работы
предприятия, что в условиях рынка напрямую
связано с его жизнеспособностью, а с другой
стороны, сам рынок подразумевает обмен
товарами и услугами, что без транспорта
невозможно, следовательно, невозможен
и сам рынок. Поэтому транспорт является
важнейшей составной частью рыночной
инфраструктуры.
Основными видами транспорта являются:
железнодорожный, автомобильный, авиационный,
трубопроводный, морской и внутренний
водный. Взаимодействуя между собой, они
образуют транспортную систему России.
Основными задачами на сегодняшний день
являются ликвидация транспортной недостаточности,
повышение конкурентоспособности российский
перевозчиков и снижение транспортных
издержек.2
Прогресс капиталистического производства
невозможен без машинного транспорта.
К. Маркс в своих трудах раскрывает значение
транспорта для экономики капиталистического
общества и подчеркивает важные характерные
стороны транспорта как отрасли человеческой
деятельности. «Кроме добывающей промышленности,
земледелия и обрабатывающей промышленности,—
пишет он,— существует еще четвертая отрасль
материального производства, которая
в своем развитии тоже проходит различные
ступени производства: ремесленную, мануфактурную
и машинную. Это — транспортная промышленность,
все равно, перевозит ли она людей или
товары». Следует обратить внимание на
то, что транспорт назван отраслью материального
производства, хотя он самостоятельно
не создает новых материальных ценностей.
Чтобы понять, почему К. Маркс отнес транспорт
к материальным отраслям производства,
нужно обратиться к его фундаментальному
труду «Капитал», где сказано следующее:
«Во всяком процессе производства большую
роль играет перемещение предмета труда
и необходимые для этого средства труда
и рабочая сила — например, хлопок перемещается
из кардного отделения в прядильное, уголь
поднимается из шахты нагора». Это значит,
что без транспорта невозможно ни одно
производство и что транспорт представляет
собой органический элемент самого производства.
Действительно, нельзя произвести продукцию
(изделие), не передвигая предмет обработки,
т. е. сырье, заготовку, полуфабрикат, например,
от станка к станку, с одного участка на
другой, из цеха в цех данного предприятия.
И эти перемещения осуществляются соответственно
средствами внутрицехового и межцехового
транспорта.
1.2 Система регулирования транспортной
инфраструктуры
Создание нормативной правовой базы
транспортной деятельности, соответствующей
складывающимся в России социально-экономическим
условиям, является одной из важнейших
задач государства в транспортной сфере.
Законодательной базой для разработки
государственной транспортной политики,
включая стратегию развития транспорта
в целом и его отдельных отраслей, являются
Конституция Российской Федерации, Гражданский
кодекс Российской Федерации, Налоговый
кодекс Российской Федерации, Бюджетный
кодекс Российской Федерации, другие нормативные
правовые акты, регулирующие общественные
отношения, а также подзаконные нормативные
правовые акты, относящиеся непосредственно
к сфере деятельности транспортного комплекса.
За последние годы Министерством транспорта
Российской Федерации разработан, принят
палатами Федерального Собрания РФ и подписан
Президентом РФ ряд федеральных законов,
регулирующих деятельность транспортной
отрасли России.
В области автомобильного транспорта
и дорожного хозяйства:
• «О безопасности дорожного движения»;
• «О государственном контроле за осуществлением
международных автомобильных перевозок
и об ответственности за нарушение порядка
их выполнения»;
• «О транспортно-экспедиционной деятельности».
В области гражданской авиации:
• Воздушный кодекс Российской Федерации».
В области морского и речного транспорта:
• «Кодекс торгового мореплавания Российской
Федерации»;
• «Кодекс внутреннего водного транспорта
Российской Федерации»
• «Об автомобильных дорогах и о дорожной
деятельности в Российской Федерации
и о внесении изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации»;
• «Устав автомобильного транспорта
и городского наземного электрического
транспорта»
Кроме того, ратифицирован целый ряд
международных конвенций и соглашений,
в том числе, Соглашение о международном
транспортном коридоре «Север - Юг».
Вместе с тем значительная часть действующих
на отдельных видах транспорта нормативных
актов не в полной мере соответствуют,
проводимым в государстве экономическим
преобразованиям, связанным с развитием
рыночных отношений, изменением форм собственности,
и вызывает необходимость изменения правовой
базы, регламентирующей работу транспортной
отрасли.
Одним из главных условий дальнейшего
развития транспортной системы является
создание нормативной правовой базы транспортной
сферы, отвечающей складывающейся социально-экономической
ситуации, и ее постепенная гармонизация
с правовыми нормами, действующими в странах
ЕС, для обеспечения дальнейшей интеграции
России в европейскую и мировую транспортную
систему.
В этой связи представляется необходимым,
прежде всего, принятие базовых законов
по вопросам автомобильного транспорта,
портовой деятельности и дорожного хозяйства,
совершенствование нормативной правовой
базы железнодорожного транспорта с учетом
проводимой реформы федерального железнодорожного
транспорта, создания и развития рынка
железнодорожных перевозок.
Кроме того, необходимо проводить формирование
законодательной базы транспортного комплекса
с применением единых согласованных стандартов
и требований, направленных на обеспечение
безопасности, конкурентоспособности
при выполнении перевозок различными
видами транспорта.
«Транспортная стратегия Российской
Федерации до 2020 года», разработанная
и утвержденная Министерством транспорта
РФ, является основным документом, который
определяет направления транспортной
политики страны. Согласно этому документу
развитие современной эффективной транспортной
инфраструктуры, обеспечивающей снижение
транспортных издержек, ускорение движения
грузов и пассажиров, является важнейшей
стратегической целью. При этом практика
государственно-частного партнерства
является наиболее перспективной и предпочтительной
при реализации инфраструктурных проектов.
По словам министра транспорта РФ И. Левитина,
долгосрочное планирование транспортного
развития возможно только с учетом интересов
бизнеса: вложения в развитие транспортной
инфраструктуры в соотношении «бизнес
— бюджет» определены как 1 руб. к 2,5 руб.
Цели Министерства транспорта на 2010-2012
год:
Цель 1 - развитие современной и эффективной
транспортной инфраструктуры, обеспечивающей
ускорение товародвижения и снижение
транспортных издержек в экономике.
Достижение этой цели позволит обеспечить
экономический рост и социальное развитие,
укрепление связей между регионами России,
повышение конкурентоспособности и эффективности
других отраслей экономики (прежде всего,
за счёт снижения уровня транспортных
издержек в конечной стоимости российской
продукции), рост предпринимательской
и деловой активности, непосредственно
влияющей на качество жизни и уровень
социальной активности населения.
Создание эффективной транспортной инфраструктуры
позволит обеспечить территориальную
целостность государства, связанность
регионов России в единое экономическое
и оборонное пространство, ускорить развитие
мультимодальных перевозок, обеспечить
выходы к труднодоступным сырьевым базам
и комплексное освоение Сибири и Дальнего
Востока.
Цель 2 - повышение доступности услуг
транспортного комплекса для населения.
Достижение данной цели означает удовлетворение
в полном объеме растущих потребностей
населения по передвижению, отсутствие
дефицита мощностей, высокую пропускную
способность и техническую оснащенность
транспортной инфраструктуры, ликвидацию
ограничений на развитие существующих
и освоение новых территорий, а также повышение
ценовой доступности социально значимых
услуг транспорта, а также обеспечение
поддержки перевозок пассажиров на социально
значимых направлениях.
Цель 3 - повышение конкурентоспособности
транспортной системы России и реализация
транзитного потенциала страны.
Достижение данной цели будет означать
формирование в России транспортной инфраструктуры
мирового уровня и создание, таким образом,
прочной основы для успешной интеграция
России в мировую транспортную систему
и превращение экспорта транспортных
услуг в один из крупнейших источников
доходов страны.
В рамках реализации цели предусматривается
осуществление инвестиционных проектов
по комплексному развитию международных
транспортных коридоров.
Предлагается сконцентрировать финансовые
и организационные усилия по совершенствованию
существующих транспортных коридоров,
созданию альтернативных маршрутов для
ускорения движения грузов и пассажиров.
Цель 4 - повышение комплексной безопасности
и устойчивости транспортной системы.
Достижение этой цели позволит повысить
безопасность транспортного процесса,
сократить количество происшествий на
транспорте и их последствия, обеспечить
эффективную работу аварийно-спасательных
служб, гражданской обороны, подразделений
специальных служб, подготовить квалифицированные
кадры для транспортной отрасли, повысить
уровень мобилизационной готовности,
и, таким образом, создать необходимые
условия для соответствующего уровня
общенациональной безопасности и снижения
террористических рисков.
Цель 5 - улучшение инвестиционного климата
и развитие рыночных отношений на транспорте.
Достижение этой цели означает разработку
и внедрение современных механизмов перераспределения
финансового капитала в транспортный
сектор, совершенствование законодательной
базы, регламентирующей деятельность
транспортного комплекса в условиях рыночных
отношений, в том числе на основе государственно-частного
партнерства.
В рамках цели по улучшению инвестиционного
климата и развития рыночных отношений
на транспорте предполагается решение
следующих задач: создание нормативной
правовой базы, адекватной потребностям
развития рыночных отношений, обеспечивающей
привлечение инвестиций в инфраструктурные
проекты; разработка предпроектной, проектной
и тендерной документации по комплексному
развитию объектов транспортной инфраструктуры
на условиях государственно-частного
партнерства;
отработка механизмов реализации различных
форм государственно-частного партнерства,
разработка методического обеспечения,
утверждение типовых документов, создание
банка данных перспективных проектов,
привлечение ведущих российских банков
к реализации проектов в транспортном
секторе.
1.3. Место транспортной инфраструктуры
в системе экономики
В силу естественных географических
факторов российский транспорт является
одной из системообразующих отраслей
экономики, обеспечивающих территориальную
целостность государства и единство экономического
пространства страны.
Произошедшая за последние 13 лет переориентация
значительной части товарных потоков
на экспорт, расширение внутренней и международной
торговли и стоящая на повестке дня интеграция
России в глобальный мировой рынок формируют
мощный макроэкономический спрос на развитие
транспортной инфраструктуры, как важнейшего
базового фактора устойчивого и динамичного
роста российской экономики, усиления
ее позиций на внутренней и международной
арене.
После принятия «Концепции долгосрочного
социально-экономического развития Российской
Федерации до 2020 года»3 к
транспортной системе были предъявлены
дополнительные требования, что повлекло
за собой принятие новой транспортной
стратегии в соответствии с цепями и задачами
развития страны. При этом «Транспортная
стратегия Российской Федерации на период
до 2030 года» становится одним из главных
механизмов проведения государственной
политики не только в транспортной отрасли,
но в национальной экономики в целом.4
Важнейшим стратегическим направлением
развития транспортной системы является
сбалансированное развитие инфраструктуры
транспорта. Реализация этого направления
означает согласованное комплексное развитие
всех элементов транспортной инфраструктуры
на основе всестороннего анализа статистики
и использования математических методов
прогнозирования потребностей секторов
экономики и населения в услугах транспорта,
развития системы статистического учета,
построения транспортно-экономического
баланса, прогнозирования динамики грузовой
базы, анализа моделей развития транспортной
системы с целью выбора оптимально сбалансированных
вариантов.5
Развитие нормативно-правовой базы должно
предусматривать гармонизацию транспортного
законодательства, интеграцию в мировую
систему стандартов и коммуникаций, определение
нормативов качества транспортных услуг,
ответственности за их соблюдение, а также
прав потребителей. Повышение качества
транспортных услуг потребует создания
обоснованных резервов в транспортной
системе, а это позволит в свою очередь
развить конкуренцию на основных направлениях
грузо- и пассажиропотоков.
Одним из направлений развития транспортной
инфраструктуры и в рамках транспортной
стратегии предполагается сформировать
единое транспортное пространство России
на базе сбалансированного развития эффективной
транспортной инфраструктуры. Достижение
этой цели позволит обеспечить динамичный
рост экономики России, социальное развитие
и укрепление связей между ее регионами
путем устранения территориальных и структурных
диспропорций на транспорте, вовлечение
в хозяйственный оборот новых территорий
за счет создания дополнительных транспортных
связей, повышение конкурентоспособности
и эффективности других отраслей экономики
путем предоставления возможности беспрепятственного
выхода хозяйствующих субъектов на региональные
и международные рынки, рост предпринимательской
и деловой активности, непосредственно
влияющей на качество жизни и уровень
социальной активности населения.6
Единое транспортное пространство России
должно обеспечить функционирование единой
сбалансированной системы транспортных
коммуникаций, интегрированной системы
товаротранспортной технологической
инфраструктуры всех видов транспорта
и грузовладельцев, применение единых
стандартов технологической совместимости
различных видов транспорта, оптимизирующих
их взаимодействие, единых стандартов
технической совместимости различных
видов транспорта и транспортных средств,
а также создать единую информационную
среду технологического взаимодействия
различных видов транспорта.
Другим направлением, является обеспечение
доступности, объема и конкурентоспособности
транспортных услуг по критериям качества
для грузовладельцев на уровне потребностей
инновационного развития экономики страны.
Это позволит полностью удовлетворить
потребности населения и хозяйствующих
субъектов в качественных транспортных
услугах за счет внедрения передовых транспортных
технологий и развития парков пассажирского
и грузового подвижного состава, а также
обеспечить предоставление имеющих социальную
и экономическую значимость транспортных
услуг должного качества и по приемлемым
ценам.
В рамках этого направления предполагает
прежде всего разработку и ввод в действие
модели рынка транспортных услуг для потребностей
всех секторов экономики. Эта модель является
инновационной для отечественной транспортной
системы. Она должна определить параметры
качества транспортных услуг, рамочную
структуру стандартов качества для различных
категорий грузов и секторов экономики,
требования к развитию нормативно-правовой
базы в сфере транспортных услуг и технологические
модели обеспечения качества транспортных
услуг.7
Еще одним направлением развития транспортной
инфраструктуры и в рамках транспортной
стратегии является интеграция в мировое
транспортное пространство и реализация
транзитного потенциала страны. Интеграция
в международное транспортное пространство
в первую очередь может быть эффективно
реализована в рамках ЕврАзЭС и стран
Шанхайской организации сотрудничества.
Одним из перспективных путей реализации
этой инициативы является формирование
контейнерных "мостов". Кроме этого,
интеграция в мировое транспортное пространство
предполагает развитие международного
сотрудничества с другими международными
транспортными организациями и с другими
торговыми партнерами России, расширение
участия в системе международных соглашений
и конвенций в области транспорта, а также
в крупных международных транспортных
проектах. Предполагается также разработка
и ввод в действие соответствующих механизмов
государственного регулирования, мотивирующих
создание национальных и интернациональных
конкурентоспособных транспортных компаний.8