Транспортная логистика это
система по организации доставки,
а именно по перемещению каких-либо
материальных предметов, веществ
и пр. из одной точки в другую
по оптимальному маршруту. Играет
ключевую роль, связанную не только
с большим удельным весом транспортных
расходов в общем составе логистических
издержек, но и в связи с
тем, что без транспортировки
невозможно продвижение материального
потока.
- Выбор типа транспортного средства.
- Выбор вида транспортного средства.
- Совместное планирование транспортных процессов со складскими и производственными операциями.
- Совместное планирование транспортных процессов на различных видах транспорта.
- Обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса.
- Определение рациональных маршрутов поставки.
По назначению выделяют две основные группы транспорта:
- Транспорт общего пользования – отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности всех отраслей народного хозяйства и населения в перевозках грузов и пассажиров. Транспорт общего пользования обслуживает сферу обращения и население. Его часто называют магистральным (магистраль – основная, главная линия в какой-нибудь системе, в данном случае, в системе путей сообщения). Понятие транспорта общего пользования охватывает железнодорожный транспорт, водный транспорт (морской и речной), автомобильный, воздушный транспорт и транспорт трубопроводный).
- Транспорт не общего пользования – внутрипроизводственный транспорт, а также транспортные средства всех видов, принадлежащие не транспортным организациям.
Организация перемещения грузов транспортом не общего пользования является предметом изучения производственной логистики.
- установления баланса транспортных расходов и качества транспортного обслуживания, критериями которого являются скорость и надежность перевозки;
- экономия от масштаба и дальности перевозки грузов, так как в этих случаях расходы на 1 т груза и 1 км пути минимальны;
- концентрация грузопотоков на отдельных каналах распределения товаров и отказ от неэкономичных каналов;
- доставка грузов «точно в срок» на основе разработки и реализации единого технологического транспортно-производственного процесса и интеграции транспорта, производства и потребления.
Виды транспорта :
- железнодорожный
- морской
- внутренний водный (речной)
- автомобильный
- воздушный
- трубопроводный
Каждый из видов транспорта
имеет конкретные особенности
с точки зрения логистического
менеджмента, достоинства и недостатки,
определяющие возможности его
использования в логистической
системе.
- Достоинства: Высокая провозная и пропускная способность. Независимость от климатических условий, времени года и суток. Высокая регулярность перевозок. Относительно низкие тарифы; значительные скидки для транзитных отправок. Высокая скорость доставки грузов на большие расстояния.
- Недостатки: Ограниченное количество перевозчиков. Большие капитальные вложения в производственно-техническую базу. Высокая материалоёмкость и энергоёмкость перевозок. Низкая доступность к конечным точкам продаж (потребления). Недостаточно высокая сохранность груза.
- Достоинства : Возможность межконтинентальных перевозок. Низкая себестоимость перевозок на дальние расстояния. Высокая провозная и пропускная способность. Низкая капиталоёмкость перевозок.
- Недостатки: Ограниченность перевозок. Низкая скорость доставки (большой время транзита груза). Зависимость от географических, навигационных и погодных условий. Необходимость создания сложной портовой инфраструктуры.
- Достоинства: Высокая доступность. Возможность доставки груза «от двери до двери» Высокая маневренность, гибкость, динамичность. Высокая скорость доставки. Возможность использования различных маршрутов и схем доставки. Высокая сохранность груза. Возможность отправки груза маленькими партиями. Широкие возможности выбора наиболее подходящего перевозчика.
- Недостатки: Низкая производительность. Зависимость от погодных и дорожных условий. Относительно высокая себестоимость перевозок на большие расстояния. Недостаточная экологическая чистота.
- Достоинства: Наивысшая скорость доставки груза. Высокая надёжность. Наивысшая сохранность груза. Наиболее короткие маршруты перевозок.
- Недостатки: Высокая себестоимость перевозок, наивысшие тарифы среди других видов транспорта. Высокая капиталоёмкость, материало- и энергоёмкость перевозок. Зависимость от погодных условий. Недостаточная географичекая доступность.
- Достоинства: Низкая себестоимость. Высокая производительность (пропускная способность). Высокая сохранность груза. Низкая капиталоёмкость.
- Недостатки: Ограниченность видов груза (газ, нефтепродукты, эмульсии сырьевых материалов). Недостаточная доступность малых объёмов транспортируемых грузов.
При анализе и проектировании
транспортных логистических активностей
можно выделить следующие требования:
- максимально полное использование грузоподъемности и грузоёмкости подвижного состава и организации поставок без складов;
- кратность транспортной партии груза единицам заказа, отправки и складирования;
Логистика решает вопрос: создавать ли свой парк транспортных средств или использовать наёмный транспорт .
При выборе альтернативы обычно исходят из определённой системы критериев, к которым относятся:
- Затраты на создание и эксплуатацию собственного парка транспортных средств
- Затраты на оплату услуг транспортных, транспортно –экспедиционных фирм и других логистических посредников в транспортировке
- Скорость транспортировки
- Качество транспортировки (надёжность доставки, сохранность груза и т.п.)
- В большинстве случаев фирмы-производители прибегают к услугам специализированных транспортных фирм.
5
7
22