Транспортная логистика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 23:45, курсовая работа

Краткое описание

Каждый человек ежедневно, не всегда осознавая это, решает проблему: как получить наибольший эффект, обладая ограниченными средствами. Наши средства и ресурсы всегда ограничены. Жизнь была бы менее интересной, если бы это было не так. Не трудно выиграть сражение, имея армию в 10 раз большую, чем у противника. Чтобы достичь наибольшего эффекта, имея ограниченные средства, надо составить план, или программу действий. Раньше план в таких случаях составлялся “на глазок”. В середине XX века был создан специальный математический аппарат, помогающий это делать “по науке”.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 3
Глава 1.Определение, направления развития логистики………………. 4 – 5
§1. Виды и принципы логистики………………………………… 5 – 6
§2. Основные понятия логистики…………………………………. 6 – 9
§3. Классификация материальных потоков……………………… 9 – 14
Глава 2. Решение транспортных задач………………………………... 15 – 18
§1. Постановка транспортной задачи по критерию стоимости в матричной форме………………………………………………………………………. 15 – 18
§2. Закрытая и открытая модели транспортной задачи……………… 18 – 19
§3. Понятие многопериодической транспортной задачи……………. 19 – 23
§4. Опорное решение транспортной задачи………………………….. 23 – 24
§5. Метод северо–западного угла……………………………………... 24 – 28
§6. Метод вычеркивания……………………………………………….. 28 – 29
§7. Метод минимальной стоимости…………………………………… 29 – 32
§8. Метод потенциалов……………………………………………........ 32 – 35
Список литературы…………………………………………………….. 36
Приложение…………………………………………………………….. 37 – 42

Вложенные файлы: 1 файл

ШАРУКОВА ЛЕЙЛА.docx

— 228.95 Кб (Скачать файл)

- незавершенное производство (предметы труда, незаконченные обработкой в данном цехе);

- деталь (готовая часть  механизма, используемая при сборке  готовой продукции);

- узел (сборочная единица  из 2-х и более деталей);

- блок (укрупненные сборочные  единицы);

- готовые изделия (соответствующие  всем требованиям ГОСТ);

- система (совокупность устройств).

  Материальные ресурсы могут быть материальным потоком при условиях:

Что? - речь идет о конкретном наименовании.

Сколько? - четкость определения объемов ресурсов.

Кто? - указан поставщик ресурсов.

Откуда? - где хранились мат. ресурсы, подлежащие перемещению.

Куда? - место, куда должны быть доставлены ресурсы.

Когда? - срок, определяющий перемещение ресурсов от места хранения у поставщика до места хранения у потребителя.

В таблице 1 представлена классификация материальных потоков (МП) по своим признакам.

 

Таблица 1

Признак классификации

Вид МП

Описание

Отношение к ЛС и ее звеньям

Внешний

Состоит из грузов, имеющих отношение к конкретному предприятию, но движущихся во внешней для предприятия среды

Внутренний

Образуется в результате выполнения ЛО с грузом внутри  ЛС

Входной

Поступает в ЛС из внешней среды

Выходной

Поступает из ЛС во внешнюю среду

Ассортимент

Одноассортиментный, многоассортиментный

_________________

Количество груза

Массовый

Возникает при транспортировке грузов не единичным транспортным средством, а их группой, например, железнодорожным составом, колонной автомашин, караваном судов и т.д.

Крупный

Возникает при транспортировке грузов несколькими вагонами, автомашинами, судами и т.д.

Средний

Промежуточный между крупным и мелким МП (перевозимый одиночными вагонами, автомобилями)

Мелкий

Возникает при транспортировке такого количества грузов, которое не позволяет полностью использовать грузоподъемность транспортного средства и требует при перевозке совмещения с другими грузами

Удельный вес груза

Тяжеловесный

В процессе его транспортировки обеспечивается полное использование грузоподъемности транспортных средств при меньшем занимаемом объеме, например, металлы

 

Легковесный

Образуется грузами, не позволяющими полностью использовать грузоподъемность транспорта при полном использовании его объема, например, табачные изделия

Степень совместимости

Несовместимые

Такие МП нельзя совместно транспортировать, например, товары бытовой химии и продукты питания

Совместимые

Могут совместно перевозиться на одном транспортном средстве

Консистенция груза

Насыпной

Перевозится без тары в специализированных транспортных средствах: открытых вагонах, на платформах, в контейнерах, в автомашинах. Их главное свойство-сыпучесть (например, зерно)

Навалочный

Перевозится без тары, некоторые могут смерзаться, слеживаться, спекаться(например, уголь, песок, соль, обладают сыпучестью)

Тарно-штучный

Грузы в мешках, контейнерах, ящиках, без тары, которые можно пересчитать

Наливной

Перевозится в цистернах и наливных судах и требует для перегрузки, хранения и других ЛО специальных технических средств

Номенклатура

Однопродуктовый, многопродуктовый

________________

Определенность

Детерминированный

Все параметры полностью известны

Стохастический

Хотя бы один  параметр неизвестен или является случайной величиной

Непрерывность

Непрерывный

 

Потоки сырья и материалов в непрерывных производственных (технологических) процессах замкнутого цикла, потоки нефтепродуктов,газа, перемещаемые с помощью трубопроводного транспорта и др.

 

Дискретный

 

МП, не являющиеся непрерывными


 

            

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Глава 2. Решение транспортных задач

§1. Постановка транспортной задачи по критерию стоимости в матричной форме.

Транспортная задача (ТЗ) формулируется следующим образом. В m пунктах отправления ,.., сосредоточен однородный груз в количествах соответственно ,.., единиц. Имеющийся груз необходимо доставить потребителям,.. , спрос которых выражается величинами ,.. единиц. Известна стоимость перевозки единицы груза из i-го (i=) пункта отправления в j-й (j=) пункт назначения. Требуется составить план перевозок, который полностью удовлетворяет спрос потребителей в грузе, и при этом суммарные транспортные издержки минимизируются.

 Для построения экономико-математической модели ТЗ рассмотрим матрицу

                                    X= ,

где ( i= ; j=) обозначает количество единиц груза, которое необходимо доставить из i-го пункта отправления в j-й пункт назначения.

Матрицу X= будем называть матрицей перевозок. Предполагается, что все ≥0. Удельные транспортные издержки (расходы) запишем в форме матрицы C= и назовем ее матрицей тарифов.

Для наглядности условия ТЗ можно представить таблицей 2, которую будем называть распределительной. Распределительную таблицу называют иногда табличной или матричной моделью ТЗ.

Экономико-математическая модель ТЗ должна отражать все условия и цель задачи в математической форме. Так, переменные (i=; j=) должны удовлетворять ограничениям по запасам, потребностям и условиям неотрицательности. В математической форме эти условия можно записать так:

 

                         = (i=) (1)


                         (j=)

                          ≥0 (i=; j=) (2)

Таблица 2

        Поставщик

         Потребитель

         Запас груза

   

 …

 

Затраты на перевозку 1           ед. груза, доставка

 

 

 

 …

 

                  

 
 

 

 

 …

 

                 

 

                  …

  …

  …

 …

 …

                  …

 

 

 

 …

 

                  

 

Потребность в грузе

   

 …

   

      

 Цель ТЗ - минимизировать общие затраты на реализацию плана перевозок, которые можно представить функцией

f=++…++…+++…+

=  (3)

  Итак, математически ТЗ ставится так. Дана система ограничений (1) при условии (2) и линейная функция (3). Требуется среди множества решений системы (1) найти такое неотрицательное решение, при котором линейная функция (3) принимает минимальное значение (минимизируется).

  Будем называть план перевозок X= допустимым, если он удовлетворяет ограничениям (1) и (2).

  Допустимый план перевозок, доставляющий минимум целевой функции (3) называется оптимальным.

      Теорема 1 ( о существовании допустимого плана).

Для того чтобы ТЗ имела допустимые планы, необходимо и достаточно выполнения равенства

                                 (4)

Доказательство. Просуммировав в распределительной таблице 2 элементы раздельно по индексам i и j, получим:

                               (j=), = (i=)

Очевидно, что суммируются все элементы как по строкам, так и по столбцам, различие лишь в перестановке этих элементов. Однако от перестановки слагаемых сумма не меняется, поэтому равенство является необходимым условием разрешимости ТЗ.

 Для доказательства достаточности условия (4) покажем, что если это условие выполняется, то всегда имеется допустимый план. Обозначим = A. Переменные выразим через данные задачи следующим образом:

                                   =/A  (5)

 Поскольку ≥0, ≥0, то A>0, а поэтому и  ≥0 (i= , j=).

 Покажем, что переменные (5) составляют допустимый план. Этот набор неотрицательных чисел будет составлять допустимый план тогда, когда он удовлетворяет системе ограничений (1). Просуммируем равенства (5) по индексу i. Получим

                        = (6)

  Поскольку индекс j не зависит от индекса i, в равенстве (6) вынесем /A за знак суммы и получим ==≥0 (j=).

  Аналогично, суммируя равенства (5) по индексу j, получаем

          === (i=).

Следовательно, набор чисел =/A удовлетворяет системе ограничений задачи, а потому является допустимым планом.

[  Высшая математика. Математическое программирование. Кузнецов А.В., Сакович В.А., Холод Н.И. ]

 

 §2. Закрытая и открытая модели транспортной задачи.

 Модель ТЗ называют закрытой, если суммарный объем груза, имеющегося у поставщиков, равен суммарному спросу потребителей, т.е. выполняется равенство

                                 .

 

      Если для  ТЗ выполняется одно из условий:

                       > , <

то модель задачи называют открытой.

      Для разрешимости  ТЗ с открытой моделью необходимо  преобразовать ее в закрытую. Так, при выполнении первого условия необходимо ввести фиктивный (n+1)-й пункт назначения , т.е. в матрице задачи предусматривается дополнительный столбец. Спрос фиктивного потребителя полагается равным небалансу, т.е. = –, а все тарифы - одинаковыми, чаще всего равным нулю, т.е. =0 ( i=).

      Аналогично  при выполнении второго условия  вводится фиктивный поставщик , запас груза у которого равен =-, а тарифы дополнительной строки распределительной таблицы равны нулю, т.е. =0 (j=).

     При преобразовании открытой задачи в закрытую, целевая функция не меняется, так как все слагаемые, соответствующие дополнительным перевозкам, равны нулю.

[ Высшая математика . Математическое программирование. Кузнецов А.В., Сакович В.А., Холод Н.И. ]

  

 §3. Понятие многопериодической транспортной задачи

  В отличии от классической транспортной задачи, где груз от производителя идет прямо к потребителю, в любой момент времени, удобный для потребителя, в многопериодической задачи главную роль играет процесс хранения. Процесс хранения характеризуется периодичностью поступления груза на склад, и объемом склада.

 Перечень элементов системы:

1  – система управления  материальными потоками (МПТЗ);

2  – снабжение;

3  – производство;

4  – сбыт;

5  – контроль состояния  запасов;

6  – транспортировка  сырья;

7  – погрузочно-разгрузочные  и транспортно-складские работы;

8  – размещение складов  снабжения;

9  – подготовка бюджета  закупок;

10  – управление операциями  на складах;

11  – управление операциями  на транспорте;

12  – управление операциями  обслуживания производственного  процесса;

13  – прогнозирование  спроса;

14  – управление и контроль запасов сырья, полуфабрикатами и готовой продукции;

Эффективность данной логистической системы напрямую зависит от складского хозяйства.

Складская логистика оказывает следующее влияние на МПТЗ:

 -  сохранение качества продукции, материалов, сырья;

 -  повышение ритмичности и организованности производства и работы транспорта;

-  улучшение использования  территорий предприятий и фирм;

-  снижение простоя  транспортных средств и транспортных  расходов;

- высвобождение рабочих от непроизводительных погрузочно-разгрузочных и складских работ для использования их в основном производстве.

Материальный запас (МЗ) — это находящиеся на разных стадиях производства и обращения продукция производственно-технического назначения, изделия народного потребления и другие товары, ожидающие вступления в процесс производственного или личного потребления. К причинам создания МЗ, относятся:

-  возможность нарушения  установленного графика поставок (негативное последствие — остановка  производственного процесса);

-  возможность колебания  спроса (негативное последствие  — неудовлетворенный спрос, потеря прибыли, имиджа);

-  сезонные колебания  производства некоторых видов  товаров при относительно равномерном их потреблении, например, уборка и потребление картофеля (последствие — необходимость накопления товара для последующего равномерного распределения в течение года);

-  возможность равномерного  выполнения операций производства  и распределения (наличие запасов готовой продукции сглаживает колебание интенсивности производства, результат — равномерность распределения продукции; наличие производственных запасов сглаживает колебания в поставках сырья и полуфабрикатов, результат — равномерность процесса производства)

-  скидки за покупку  крупной партии товаров; возможность  получения прибыли за счет  спекуляции при предвидении резкого  повышения цен на товары;

-  издержки оформления  заказа : поиск поставщика, проведение переговоров, командировки, междугородние переговоры и т.п. ( последствие — необходимость увеличить заказываемую партию, а значит, и запас);

-  необходимость немедленного  обслуживания покупателей (выдать  товар из запаса быстрее, чем  произвести или закупить, что  повышает конкурентоспособность предприятия);

-  минимизация простоев  производства из-за отсутствия  запасных частей (особенно для  предприятий с непрерывным процессом  производства);

-  упрощение процесса  управления производством (наличие  производственных запасов позволяет снизить требования к степени согласованности производственных процессов, что снижает издержки на организацию управления этими процессами).

Информация о работе Транспортная логистика