Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 12:29, дипломная работа
Экономическая либерализация в России в сочетании с экономическим ростом способствовали постепенному превращению государственно-монополизированной экономики в конкурентный рынок, смену товарного дефицита дефицитом денежных средств, трансформацию проблем снабжения предприятия в проблемы сбыта работ и услуг. В хозяйственной практике стали использоваться новые методы и технологии доставки товаров. Термин «логистика», известный до недавнего времени лишь узкому кругу специалистов, получает сегодня широкое распространение.
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................. 2
1. ЛОГИСТИЗАЦИЯ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОЙ
ФИРМЫ................................................................................................................... 6
1.1 Управление закупками в системе торговой логистики ............................. 6
1.2 Организация закупочной деятельности в торговой фирме..................... 11
1.3 Технология закупочной деятельности в торговой фирме....................... 25
2. АНАЛИЗ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОЙ ФИРМЫ......... 40
2.1 Планирование закупок товаров в торговой фирме .................................. 40
2.2 Организация закупок в торговой фирме ................................................... 50
2.3 Оценка эффективности закупок в торговой фирме ................................. 58
3. СИСТЕМА ЗАКУПОЧНОЙ ЛОГИСТИКИ В ТОРГОВОЙ ФИРМЕ.......... 61
3.1 Стратегия закупочной логистики торговой фирмы................................. 61
3.2 Организация цепей поставок торговой фирмы........................................ 70
3.3 Эффективность закупочной логистики в торговой фирме ..................... 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................... 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.....
Рис. 3.2. Схема работы при аутсорсинге закупок и при создании единой закупочной фирмы
Цель закупочной компании - в увеличении закупаемых партий товара путем привлечения новых акционеров и потребителей закупаемой продукции. Заключив контракт на поставку товара, компания также берет на себя ответственность за выкуп определенных объемов продукции в определенный промежуток (чаще всего это год). Объемы равномерно распределяются по месяцам. Таким образом, достигается стабильность в закупках, что поощряется со стороны поставщика в виде дополнительных скидок.
Еще одним преимуществом закупочной компании в этом случае будут низкие складские издержки. Компания работает без склада либо имеет склад одного дня. Принцип действия этого склада таков: на него поступает партия товара одной из фирм-учредителей компании, и происходит перезагрузка продукции без размещения ее на складе (кросс-докинг). Другими словами, продукция распределяется по другим компаниям в режиме поступления. Все это происходит в течение 30 мин. Продукция не хранится на складе закупочной фирмы, а сразу поступает в компании-учредители фирмы. Поставка товара может происходить силами производителя. Если такой возможности нет, то нанимается транспорт, который развозит товар по соответствующим адресам. Низкие складские издержки в свою очередь означают низкую цену на товар.
При объединении в одну закупочную компанию фирмы получают возможность:
Все это ведет к повышению статуса компании среди поставщиков.
НТЦ «Орион» имеет возможность провести переговоры о создании закупочной компании с другими компьютерными фирмами Ростова. Расходы на создание закупочной фирмы представлены в таблице 3.1:
Таблица 3.1
Смета создания закупочной фирмы
Вид расходов |
Сумма, тыс. руб. |
Регистрация фирмы |
15 |
Заработная плата сотрудникам (годовая из расчета: директор, менеджеры по закупкам – 5 чел.) |
352 |
Аренда, 12 мес. |
123 |
Транспортные расходы, 12 мес. |
54 |
Налоги, 12 мес. |
79 |
ИТОГО: |
623 |
Анализ, проведенный автором, показал, что при оптимизации логистических процессов инвестиции в создание закупочной фирмы окупятся через один год работы.
3.2 Организация цепей поставок торговой фирмы
С момента рождения компании «Орион» на ростовском компьютерном рынке прошло уже более семнадцати лет, за это время у компании появилось большое количество оптовых покупателей почти во всех городах Южного Федерального Округа. В связи с этим имеет смысл создание в НТЦ «Орион» специализированного дилерского отдела. В связи с этим необходимо открытие дополнительного офиса и склада для работы с компаниями-дилерами, создание службы доставки товара для дилеров фирмы, обособление отдела гарантийного обслуживания.
Система дилерских скидок в зависимости от объемов ежемесячных закупок представлена в таблице 3.1.
Таблица 3.1
Система дилерских скидок
Сумма закупаемой продукции, тыс. руб. |
Дилерская скидка, % |
100–200 |
5 |
200–300 |
7 |
300–500 |
9 |
свыше 500 |
12 |
Организационные расходы на создание дилерского отдела отображены в таблице 3.2.
Таблица 3.2
Смета создания закупочной фирмы
Вид расходов |
Сумма, тыс. руб. |
Заработная плата сотрудникам (годовая из расчета: директор, менеджеры по закупкам – 3 чел.) |
253 |
Реклама |
27 |
ИТОГО: |
280 |
Для оптимизации закупок в НТЦ «Орион» необходимо создание должности менеджера по логистике, подчиненного непосредственно коммерческому директору предприятия.
Целью работы менеджера по логистике является организация и обеспечение функционирования логистических процессов компании в целом.
Основными задачами менеджера по логистике являются:
Функциональные обязанности менеджера по логистике:
Менеджер по логистике имеет право:
Менеджер по логистике несет ответственность за:
В работе менеджер по логистике руководствуется:
При заработной плате менеджера по логистике в размере 10–15 тыс. рублей в месяц его деятельность окупится в течение 6 мес.
3.3 Эффективность закупочной логистики в торговой фирме
Для повышения эффективности закупочной логистике НТЦ «Орион» предлагается автоматизация логистических процессов.
Рассмотрим конкретные системы для автоматизации логистической деятельности торговых предприятий.
Немалую долю рынка автоматизации торговли, особенно в малых торговых компаниях, заняли системы, созданные компанией 1С и ее партнерами. Компания 1С известна своими разработками в области экономического и делового программного обеспечения. Программы семейства «1С: Предприятие» стоят в десятках тысяч организаций России. Многие розничные торговые организации в своей работе используют «1С: Предприятие. Управление торговлей». В данной системе реализуются следующие логистические функции:
Основные функции подсистемы управления закупками:
Поддерживаются различные схемы приема товаров от поставщиков, прием на ответственное хранение, на реализацию. Предусмотрена возможность оформления «неотфактурованных поставок» – товаров, которые по тем или иным причинам требуется принять на склад и пустить в продажу до поступления необходимых сопроводительных документов. В дальнейшем при регистрации полученных от поставщика сопроводительных документов они автоматически «связываются» с реальными продажами товаров.
В системе реализован детальный оперативный учет товаров на складах, обеспечивается полный контроль товарных запасов предприятия в оптовой и розничной торговле. Все складские операции фиксируются с помощью соответствующих документов – поступление товаров, перемещение товаров, реализация товаров, инвентаризация и т.п. Система позволяет вести учет товаров в различных единицах измерения (упаковках), складской учет на множестве складов (мест хранения).
Поддерживается раздельный учет собственных товаров, товаров, принятых и переданных на реализацию, товаров, принятых на ответственное хранение, а также учет возвратной тары.
Реализован партионный учет товаров, в том числе по серийным номерам, срокам годности и сертификатам, обеспечивается контроль правильности списания серийных номеров, товаров с определенными сроками годности и сертификатами. Расчет себестоимости ведется по методам FIFO и LIFO. Поддерживается ведение партионного учета в разрезе складов, возможность задания произвольных характеристик партии (цвет, размер и т.д.).
Мощные средства статистического контроля запасов позволяют оценить «привлекательность» каждого товара по его доле в общем обороте или прибыли компании (ABC-анализ), стабильность продаж (XYZ-анализ), коэффициент оборачиваемости товара. Такой интегрированный анализ служит основой эффективного управления запасами, позволяет определять обоснованные нормативы складских запасов, регулярность закупок товаров различных групп. В результате снижается риск затоваривания склада и появляется возможность высвободить значительные оборотные средства за счет сокращения или отказа от закупок неходовых товаров.
«1С: Предприятие. Управление торговлей» позволяет вести учет различных видов накладных расходов – затрат на транспортировку, хранение, оплаты пошлин и акцизов, услуг как собственных, так и сторонних организаций и т.д. Эти расходы могут быть отнесены на себестоимость товаров. В зависимости от характера накладных расходов их распределение по товарным позициям может производиться пропорционально стоимости поступивших товаров, их весу или количеству.
Основным недостатком «1С: Предприятие. Управление торговлей» является то, что эта система не предназначена конкретно для специализированных торговых предприятий, в ней не учтена специфика их деятельности. Однако на основе этой системы, создано ряд автоматизированных систем специально предназначенных для торговых предприятий, занимающихся продажами компьютерной техники. С точки зрения автора наибольший интерес в этой области вызывают разработки фирмы «Астор ВЦ», которые будут рассмотрены ниже.
Чтобы автоматизированная система розничной торговли была эффективна с логистической точки зрения, прежде всего в ней необходимо оптимизировать транспортные потоки в распределительном центре (на складе) торгового предприятия.
Для решения задач контроля и оптимизации товарных потоков на самом складе предназначены специализированные автономные решения или модули управления складом в системах класса ERP. Эти решения часто именуются в зарубежных источниках как Warehouse Management System.