Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 14:11, реферат
Краткое описание
В каждой функциональной сфере бизнеса есть собственный "набор" специфических рисков, но в ЛС, кроме традиционного набора, возникают особые логистические виды рисков. Снижение их величины, сокращение видов зависит от решения ряда прагматических проблем, таких, как, например, определение вида рисков, которые могут возникнуть при выполнении логистических операций или функционировании ЛС.
1. Общие понятия и классификации рисков……………………….…4 2. Управление рисками в логистической системе ............................12 3. Анализ рисков в логистике в компании ООО «Яндекс»………...14
Поэтому нахождение зависимости
между рисками и разрыв данной связи становится
первоочередной задачей при управлении
ими.
Системный риск отличается
глобальными по величине последствиями,
не имеет накопленных статистических
данных и не может быть рассчитан с достаточно
высокой точностью. Это не однородный
перечень рисков, а уникальная комбинация
технических отказов и человеческих ошибок,
поэтому своевременное выявление данного
вида рисков является важным этапом в
процессе управления рисками в компании.
Уникальные риски встречаются
только у отдельных объектов, например
риски опасных объектов или ядерные риски.
Как правило, это значительные риски. Кроме
того, в силу уникальности подобных рисков
довольно сложно найти информацию по ним.
По объекту влияния риски делятся
на риск отдельного звена ЛС (например,
риски отдела сбыта, риски отдела материально-технического
снабжения, риски логистического посредника,
риски производственного предприятия,
риски оптового предприятия, риски торгового
предприятия и др.) и риски ЛС в целом.
По виду логистической системы
можно выделить риски макрологистической
системы и риски микрологистической системы.
По функциональным подсистемам
ЛС выделяют следующие группы рисков:
риски базисных подсистем (снабжение,
производство, распределение) и риски
вспомогательных или поддерживающих подсистем
(транспортировка, складирование, информационная
поддержка, финансовое обслуживание, сервисная
поддержка и т. д.). Риски базисных подсистем
присущи практически любому товаропроизводителю:
риск несбалансированности поставок материальных
ресурсов, риск несоответствия материальных
ресурсов по качеству, риск возникновения
дефицита, риск формирования неликвидов
и сверхнормативных запасов, риск нереализации
продукции, риск недополучения дохода,
риск снижения конкурентоспособности,
риск нарушения производственного ритма.
Особенность рисков поддерживающих подсистем
заключается в оптимизационной форме
их согласования на общесистемном уровне:
риск потери информации и срыва работы
информационных логистических систем,
риск увеличения транспортных расходов,
риск нарушения графика поставки, риск
утраты имущества, риск потери товаров,
риск затоваривания. К наиболее часто
встречающемуся в практике работы логистических
систем, и особенно при наличии в логистической
цепи компании иностранных поставщиков
и торговых посредников, является финансовый
риск. К нему относятся: риск изменения
валютных курсов при реализации экспортных
(импортных) контрактов, экономический
риск, кредитный риск и прочие риски недополучения
прибыли в силу изменения условий внешней
среды.
2. Управление
рисками в логистической системе
В системе страхования,
цель которого заключается в обеспечении
высокой надежности работы логистической
системы, главное место занимает управление.
В данном сегменте
выделяются группы факторов, определяющих
эффективность управления:
1) разнообразие и целенаправленность
управляющих воздействий на потоки материальных
и финансовых средств, влияющих на процесс
товародвижения;
2) комплекс логистической
инфраструктуры, т. е. система обслуживания
и обеспечения хода товародвижения.
Для воплощения перечисленных
групп факторов не следует забывать о
цели функционирования логистической
системы, которая представлена многообразно
и включает в себя:
1) достижение широкой
и узкой сбалансированности спроса и предложения,
обеспечение конкурентоспособности и
использование произведенной продукции;
2) осуществление надежного
материально-технического снабжения как
прямого вливания материальных ресурсов
в производство;
3) обеспечение нужных
параметров перемещения материальных
ресурсов по пути товаропотока с наименьшими
затратами;
4) компенсация товаропроизводителям
и другим участникам логистического процесса.
Для достижения перечисленных
целей в той или иной конкретной ситуации
возможно введение в действие следующих
управляющих воздействий:
1) ускорение продвижения
материальных ресурсов от поставщиков
к потребителям;
2) замена одних материальных
составляющих другими;
3) применение резервов
оптово-торговых фирм, страхование поставок
за счет товарных запасов на основе оперативного
маневрирования материальными ресурсами;
4) управление общим
запасом;
5) изменение состава
материального потока и частоты поставок,
упорядочение использования материальных
ресурсов, в том числе нормирование их
расхода и потребления;
6) срочные закупки материальных
ресурсов.
Приведенный перечень
не исчерпывает полноту аспекта управляющих
воздействий. Расширение этого списка
фактически повышает надежность работы
логистических операций и логистического
процесса в целом.
5. Анализ рисков в
логистике в компании ООО «Яндекс»
В практической реализации
логистика, от процесса движения грузов
до процессов перемещения заказов в рыночном
пространстве, охватывает большое количество
различных аспектов, работа которых находится
под воздействием различных факторов
и сопряжена с определенными рисками.
Надежность является одним из принципов
логистики. Основная цель логистики –
минимизация затрат, и поэтому необходимо
уделять должное внимание управлению
рисками, поскольку возникновение этих
проблем ведет к потере значительной части
ресурсов, времени, конкурентоспособности.
В составе общих логистических
издержек в сфере управления рисками в
логистической системе на предприятии
можно выделить следующие основные группы:
- ущербы от рисков;
- затраты на управление рисками
в сфере логистики.
Таким образом, риск должен
быть сведен к минимуму, или вообще нейтрализован,
а также затраты на управление рисками
в сфере логистики были рациональны.
В качестве объекта настоящего
исследования выступает логистическая система предприятия.
Логистическая система предприятия
− это экономическая система, которая
состоит из скоординированных подсистем
и элементов, исполняющих логистические
функции (операции) и объединенных общностью
целей, интересов, которые реализовываются
путем управления потоками в пределах
осуществления корпоративной стратегии.
Важнейшим комплексным показателем
эффективности логистической системы
является продолжительность полного логистического
цикла — время исполнения заказа потребителя
(покупателя) в режиме «точно в срок». Предметом
исследования выступает процесс управления
рисками, возникающими в жизнедеятельности
логистической системы предприятия. Предсказуемость
рисков носит относительный характер,
так как прогнозирование со 100%-ным результатом
исключает рассматриваемое явление из
категории рисков. Непрогнозируемые риски,
т.е. отличающиеся полной непредсказуемостью
проявления — форс-мажорные риски практически не могут быть урегулированы.
Риски в логистике – отклонение
от установленных целей, ожидаемых результатов, вследствие нарушения динамической
устойчивости системы логистики предприятия для достижения оптимального
экономического эффекта.
Управление рисками оправдано, если помогает предприятию
достигать его целей. Цель логистической
деятельности считается достигнутой,
если шесть условий логистики выполнены,
т. е. нужный товар, необходимого качества,
в необходимом количестве доставлен в
нужное время, в нужное место, с минимальными
затратами.
По своей сути риски
в логистике объединяют в себе различные
виды рисков всех составляющих звеньев
и элементов как в процессе материальных,
финансовых и информационных потоков,
так и в процессе собственно управления
рисками, возникающими в логистической
системе. Неблагоприятной
ситуацией или неудачным исходом при этом могут быть: упущенная
выгода; убыток либо потеря собственных
средств; отсутствие результата − ни прибыли,
ни убытка; недополучение дохода или прибыли;
событие, которое может привести к убыткам
или недополучению доходов в будущем.
Г.Л. Бродецкий [1] считает,
что логистические риски предусматривают
таможенные риски, риски срыва поставок,
ущербы при выполнении логистических
операций для каждого звена цепи поставок
и т.д. Также выделяет специальные
логистические риски, под которыми подразумевает страхование
перевозок особо ценных грузов и поэтому
оговариваются в особых условиях договора
страхования.
Можно выделить следующие факторы
возникновения риска в логистике.
Неопределенность – это обстоятельства
события, прогнозируемые заранее, но которые
нельзя определить, насколько существенно
они повлияют на итоговые показатели логистической
деятельности.
Случайность – обстоятельства,
события, которые можно предвидеть заранее,
но нельзя определить, насколько существенно
они повлияют на итоговые показатели логистической
деятельности.
Противодействие – намеренное
сопротивление обстоятельствам и участников
логистического процесса при его выполнении:
действие конкурентов, а также действия
опосредственных участников логистической
цепи.
По критерию места возникновения рисков логистической системы предприятия можно выделить внешние и внутренние факторы
риска. К внешним относятся факторы риска,
обусловленные причинами, не связанными
непосредственно с деятельностью самого
предприятия. Источники их возникновения
кроятся во внешней по отношению к рассматриваемой
системе среде.Этот риск возникает при
смене отдельных стадий экономического
цикла, изменении конъюнктуры рынка, и в ряде других случаев, на
которые предприятие в своей деятельности
повлиять не может.
Внутренними являются факторы
риска, возникновение которых обусловлено
или порождается деятельностью самой логистической системой предприятия,
иможет быть связан с неквалифицированным логистическим менеджментом, ненадежностью хозяйственных партнёров и
другими факторами, отрицательные последствия
которых в значительной мере можно предотвратить
за счёт эффективного управления рисками.
Выделим основные группы
рисков в системе логистики:
1. Коммерческие риски, напрямую связанные с
экономическим аспектом деятельности
предприятия (невыполнение финансовых обязательств партнеров, нерациональные
закупки, срыв поставок, недополучение продукции, нарушение сроков поставки и т. п.).
2. Хозяйственно-правовые риски − в связи с наступлением гражданской ответственности,
возникшей по причине ущерба, нанесенного юридическими или физическими лицами в процессе логистической деятельности.
3. Технические риски − риски, связанные с эксплуатацией технических
средств.
4. Форс-мажорные риски, характеризуещиеся полной непредсказуемостью
проявления.
Управление рисками логистической системы − совокупность методов, функций и этапов процесса логистического цикла, успешное
применение которых позволяет предотвратить или снизить риски до минимального уровня и обеспечить устойчивое
функционирование и развитие логистической системы предприятия.
Управление рисками в логистической системе предприятия,
как и любая управленческая деятельность, имеет свои цели,
задачи, методы и субъект, объектуправления,
свои функции − планирование, прогнозирование факторов
риска, организация управления риском,
координация, регулирование, контроль
риска, которые в совокупности определяют
содержание управления рисками логистической системы предприятия.
Методы, используемые для управления рисками логистичесокй системы предприятия можно объединить в три группы
− методы выявления рисков, методы оценки
рисков и методы снижения рисков логистической системы
предприятия.
Риск-менеджмент — процесс принятия
и выполнения управленческих решений,
направленных на снижение вероятности возникновения неблагоприятного
результата и минимизацию возможных потерь,
вызванных его реализацией.
Международная организация
по стандартизации ISO приняла новую редакцию
стандарта по управлению рисками в 2009
году «ISO 31000:2009 Менеджмент риска. Принципы
и руководящие указания». Одновременно
опубликована новая редакция руководства
«ISO 73:2009 Менеджмент риска». Словарь,
дополняющий ISO 31000 путем предоставления
списка терминов и определений, относящихся
к управлению рисками.
ISO 31000:2009 является документом,
который направлен на оказание
помощи организациям в разработке
собственных подходов к управлению
рисками. Внедряя ISO 31000, организация
может сравнить свою практику
управления рисками с международным
опытом. Этот стандарт ISO рекомендует применять предприятиям
для разработки, внедрения и постоянного
улучшения системы управления рисками
в качестве неотъемлемой составляющей
своей системы управления.Сертификация
на соответствие стандарту ISO 31000:2009 является
добровольной процедурой.
Управление риском как система
состоит из двух подсистем: управляемой
подсистемы (объекта управления) и управляющей
подсистемы (субъекта управления). В системе
управления логистическим риском объектом
управления являются риск, экономические
отношения между хозяйствующими субъектами
в процессе реализации этого риска. Субъектом
управления в системе управления риском
является логист-менеджер, который посредствам
методов управления осуществляет целенаправленное
воздействие на объект управления. Основная
цель риск-менеджмента в сфере логистики
— повышение конкурентоспособности хозяйствующих
субъектов с помощью защиты от реализации
рисков.
В ходе функционирования
логистической системы участники всех
звеньев логистической цепи заинтересованы
в получении прибыли. Перед логистическими
менеджерами звеньев ставится задача
увеличить эту прибыль и сократить издержки.
Для оценки рисков необходимы логисты-менеджеры, которые проводят оценку особенностей понятия «риск» на конкретном предприятии.
Для этого наиболее целесообразным
является применение следующих методов
оценки риска в логистике: статистический
метод; метод анализа целесообразности
затрат; метод экспертных оценок; аналитический
метод; метод использования аналогов.
Механизм управления рисками
в логистике можно охарактеризовать как
многоступенчатый процесс, цель которого
– снизить или компенсировать ущерб для
объекта при наступлении неблагоприятных
событий. Этот процесс может осуществляться
только при условии циркулирования необходимых
информационных потоков между субъектом
и объектом управления. Для этого необходимо
использовать инновационное программное
обеспечение, в т.ч. специальные логистические
программные продукты, что позволяет оперативно
получать такие сведения, как: наличие
и величина спроса на товары, финансовой
устойчивость и платежеспособности предприятия, клиентов, конкурентов,
и на основе анализа − вероятности того
или иного страхового случая, события.
При этом вопросы управления
рисками, как правило, выводятся из поля
концентрации внимания деятельности логистов-менеджеров
до момента наступления рискового события,
затраты на устранение которого соизмеримы
с прибылью за определенный значимый период. Также для этого ввести
электронные специальные документы риск-менеджмента,
в частности «Журнал оценки надежности
партнеров».