Оптовые торговцы должны принимать
ряд маркетинговых решений, основные
из которых касаются выбора целевого
рынка, формирования товарного ассортимента
и комплекса услуг, ценообразования,
стимулирования и выбора места размещения
предприятия.
- Решение о целевом рынке. Подобно розничным торговцам, оптовикам необходимо определить свой целевой рынок, а не пытаться обслужить сразу всех. Оптовик может выбрать целевую группу клиентов по признакам их размеров (например, только крупные розничные торговцы), их вида (например, только магазины продовольственных товаров), остроты их заинтересованности в услуге (например, клиенты, нуждающиеся в кредитовании) и на основании прочих критериев. В рамках целевой группы оптовик может выделить наиболее выгодных для себя клиентов, разработать для них заманчивые предложения и установить с ними более тесные отношения. Он может предложить таким клиентам систему автоматической выдачи повторных заказов, организовать курсы для обучения руководства и консультационную службу и даже выступить в качестве спонсора добровольной сети. Одновременно оптовик может отвадить от себя менее выгодных клиентов, установив более высокие объемы минимальных заказов или надбавки в цене за заказы небольшого объема.
- Решение о товарном ассортименте и комплексе услуг. “Товаром” оптовика является предлагаемый им ассортимент. На оптовиков оказывают сильное давление, чтобы они предлагали полный ассортимент и поддерживали достаточные запасы товаров для немедленной поставки. Но это может отрицательно сказаться на прибылях. И сегодня оптовики вновь задумываются над тем, каким количеством ассортиментных групп товаров заниматься, и отбирают только наиболее выгодные для себя товарные группы.
Одновременно оптовики снова
задумываются над тем, какие именно
услуги помогают добиваться наиболее
тесных отношений с клиентами, а
от каких услуг следует отказаться
или сделать их платными. Основное
- сформировать четко выраженный комплекс
услуг, наиболее ценных с точки зрения
клиентов [3, с. 395].
- Решение о ценах. Для покрытия своих издержек оптовики обычно производят определенную наценку, скажем 20%, на первоначальную стоимость товаров. Издержки могут достигать17% суммы валовой прибыли, и тогда чистая прибыль оптового торговца составит всего около 3%. В оптовой торговле бакалейно-гастрономическими товарами чистая прибыль часто не достигает и 2%. Оптовые торговцы начинают экспериментировать с новыми подходами к проблемам ценообразования. Они, например, могут сократить размеры чистой прибыли на какие-то товары, чтобы завоевать себе больше нужных клиентов. Они могут обратиться к поставщику с предложением установить низкую льготную цену, если у них есть возможность добиться благодаря этому увеличения общего сбыта товаров этого поставщика.
- Решение о методах стимулирования. Большинство оптовых торговцев не слишком задумываются о стимулировании. Использование ими рекламы на сферу торговли, стимулирования сбыта, пропаганды и методов личной продажи носит в основном случайный характер. Особенно отстает у них техника личной продажи, поскольку оптовики до сих пор рассматривают сбыт как переговоры одного коммивояжера с одним клиентом, а не как коллективные усилия по обеспечению продаж основным клиентам, укреплению отношений с этими клиентами и удовлетворению их потребностей в услугах. Кроме того, оптовикам необходимо взять на вооружение и некоторые приемы неличного стимулирования, применяемые розничными торговцами. Оптовикам необходимо разработать всеобъемлющую стратегию стимулирования. Им следует шире пользоваться в своих интересах материалами и программами стимулирования, которыми пользуются поставщики.
- Решение о месте размещения предприятия. Оптовые торговцы обычно размещают свои предприятия в районах с низкой арендной платой и низким налогообложением и тратят минимум средств на благоустройство территории и оборудование помещений. Нередко применяемые ими методы грузообработки и прохождения заказов отстают от уровня современной техники и технологии. Для борьбы с растущими издержками передовые оптовики разрабатывают новые методы и приемы деятельности. Одной из таких разработок стало создание автоматизированных складов с записью поступающих заказов на перфокарты, которые затем вводятся в ЭВМ. Товары извлекаются из мест хранения с помощью механических устройств и подаются транспортером на отгрузочную платформу, где происходит комплектование заказа. Складская механизация, равно как и механизация многих конторских работ, развивается очень высокими темпами. Многие оптовые торговцы обращаются к компьютерам и текстовым процессорам, используя их для бухгалтерских операций, выставления счетов, управления товарно-материальными запасами и прогнозирования [3, с. 396].
Таким образом оптовая торговля
включает в себя любую деятельность по
продаже товаров или услуг тем, кто приобретает
их с целью перепродажи или профессионального
использования. Оптовая торговля - самостоятельная
отрасль экономики. Прогрессивно мыслящие
оптовые торговцы постоянно приспосабливают
свои услуги к конкретным нуждам целевых
потребителей и изыскивают пути и способы
сокращения издержек по ведению дел.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
1 Акулич, И.Л. Маркетинг:
учебник / И.Л. Акулич. – 6-е изд., испр. –
Минск: Выш.шк., 2009. – 511.
2 Котлер, Ф. Основы
маркетинга. Москва: «Прогресс». 1990. –
736 с.
3 Котлер, Филип.
Основы маркетинга: краткий курс, пер.
с англ. – М.: Издательство дом «Вильямс»,
2007. – 656 с.
4 Национальный
интернет-портал Республики Беларусь
[электронный ресурс] / Большая онлайн
библиотека e-Reading. Режим доступа: http://www.e-reading.biz/ –
Дата доступа: 20.10.2013.
5 Национальный
интернет-портал Российской Федерации
[электронный ресурс] / InvenTech: библиотека,
Установление цены на основе закрытых
торгов. Режим доступа: http://www.inventech.ru/lib/pricing/pricing-0061 –
Дата доступа: 23.10.2013.