Шпаргалка по "Логистике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 17:43, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Логистике".

Вложенные файлы: 1 файл

Логистика госы.docx

— 45.31 Кб (Скачать файл)

1.Сущность логистики. Задачи, подотрасли. Характеристика материального потока.

СУЩНОСТЬ Логистика - часть экономической науки, предмет которой заключается в организации рационального процесса продвижения товаров и услуг от поставщиков сырья к потребителям, функционирования сферы обращения продукции, товаров, услуг, управления товарными запасами, создания инфраструктуры товародвижения. Для определения сущности логистики необходимо ввести такие понятия как логистическая функция и  логистическая система.Логистическая функция - это укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию целей логистической системы. Каждая из функций логистики представляет собой однородную (с точки зрения цели) совокупность действий. К основным логистическим функциям относят планирование материального обеспечения производства, управление ходом выполнения производственных заказов, управление запасами, управление распределением продукции. К логистическим функциям могут быть также отнесены прогнозирование, контроль, регулирование. Логистическая система представляет собой адаптивную систему с обратной связью, выполняющую те или иные логистические функции. Она, как правило, состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой.Главная цель логистики - вовремя и в необходимом количестве доставить произведенную продукцию в нужное место с минимальными издержками. ЗАДАЧИ К общим задачам относятся:1) создание системы регулирования материальных и информационных потоков;2) прогнозирование возможных объемов производства, перевозок, складирования; 3) определение несостыковки между необходимостью и возможностью реализовать ее на производстве;4) выявление спроса на продукт, выработанный и продвигаемый в рамках логистической системы;5) организация предпродажного и послепродажного обслуживания. Материальный поток Классификация материальных потоков: 1.По отношению к логистической системе различают внутренние, внешние, входные и выходные потоки. 2.По номенклатуре материальные потоки делятся на однопродуктовые и многопродуктовые. Под номенклатурой понимается систематизированный перечень групп, подгрупп и позиций (видов) продукции в натуральном выражении для учета и планирования. 3.По ассортименту материальные потоки классифицируют на одноассортиментные и многоассортиментные. Ассортимент продукции — это состав и соотношение продукции определенного вида или наименования, отличающейся между собой по сортности, типам, размерам, маркам, внешней отделке и другим признакам. 4.По количественному признаку материальные потоки делят на массовые, крупные, мелкие и средние. 5. По удельному весу образующих поток грузов материальные потоки делят на: тяжеловесный, легковесные 6.По степени совместимости материальные потоки делят на совместимые и несовместимые. Этот признак учитывается в основном при транспортировке, хранении и грузопереработке продовольственных товаров.

7.По физико-химическим свойствам материальные потоки делят на: насыпные, навалочные, наливные грузы.

2.Концепция точно в срок. Тянущие микрологические системы их характеристика и сущность. Система поставок «точно в срок» - это система пр-ва и поставки комплектующих или товаров к месту пр-венного потребления или к моменту продажи в торговом пред-ии в требуемом кол-ве и в нужное время. JIT основной целью ставит максимальную интеграцию всех логистических функций предприятия для минимизации уровня запасов материальных ресурсов в интегрированной логистической системе, обеспечение высокой надежности и уровня качества продукции и сервиса для максимального удовлетворения запросов потребителей ОСОБЕННОСТИ системы: стабильный выпуск продукции; частые поставки небольшими партиями; поставки на основе долгосрочных заказов; минимальный объем сопутствующей документации; поставки с избытком или недостатком практически исключаются; минимальный объем спецификации; кол-во поставщиков ограничено; выбираются близко расположенные поставщики; большое внимание в этой системе уделяется доставке грузов. Достоинства системы: сокращаются затраты на содержание запасов; 
сокращение брака, увеличение надежности поставок; 
снижение объема отходов; более ответственное отношение сотрудников к работе;  улучшение отношений с поставщиками; сокращение объема спецификации; ускорение оборачиваемости оборотного капитала фирмы; 
удобства внесения изменений (по телефону); 
Проблемы, стоящие на пути внедрения JIT: требования потребителя к качеству (приводят к ↑ затрат поставщика); 
удаленность потребителя (растет коммерческий риск от ориентации на одного контрагента); расписание поставок (для поставщика приемлемы поставки по размеру и по времени, а по JIT – по мере надобности); размер партии и периодичность поставок  (отличие в оценках поставщиком и потребителем экономически целесообразного для них размера партий и периодичности поставок). Тянущие сис-ы. Закупочная стратегия (снабжение) ориентирована на небольшое число поставщиков, поставки частые, небольшими партиями, строго по графику Планирование производства Начинается со стадии сборки или распределения. Оперативное управление производством Децентрализовано. Производственные графики составляютсятолько для стадии сборки. За выполне-ем графиков других стадий наблюдает руководство цехов. Стратегия управление запасами Запасы в виде незадействованных мощностей (станков) Управление страховыми запасами Наличие страховых запасов говорит осбое в производственном процессе,так как складские площади почти непредусмотрены

3.Концепция планирования потребностей RP. Толкающие микрологические системы их характеристики и сущность. Данную концепцию часто противопоставляют логистической концепции «точно в срок», имея в виду, что на ней (в отличие от подхода «точно в срок») базируются логистические «системы, толкающих». Базовыми Микрологистические системами, основанными на концепции «планирования потребностей / ресурсов», в производстве и поставке являются системы «планирования потребности в материалах» (MRP I / MRP II), в распределении – системы «планирования распределения продукции / ресурсов» (DRP I / DRP II). Система MRP перепланирует последовательность требований и покрытий в результате изменений либо в производственном графики, либо в структуре запасов, либо в характеристиках продукта. Системы MRP оперируют материалами, компонентами, полуфабрикатами и их деталями, спрос на которые зависит от спроса на готовую продукцию. Характеристика толкающей системы следующая: 
1.     Закупочная стратегия (снабжение) - Ориентация на значительное число поставщиков, поставки в основном нерегулярные, крупными партиями; 2.     Производственная стратегия - ориентация на максимальную загрузку производственных мощностей. Реализация концепции непрерывного производства; 3.     Планирование производства - планирование под производственные мощности; 4.     Оперативное управление производством - централизованное. Графики составляются для всех цехов. Контроль осуществляется специальными отделами (плановыми, диспетчерскими бюро); 5.     Стратегия управления запасами - Запасы в виде излишков материальных ресурсов (сырье). Страховой запас постоянно поддерживается на определенном уровне. Операционный задел не всегда минимален из-за несинхронности смежных операций, различной пропускной способности оборудования, его плохой расстановки, неэффективного выполнения транспортно-складских работ. Запасы могут быть больше из-за несвоевременности изготовления продукции, несвоевременности отправки готовой продукции, размер партии готовых изделий сориентирован на годовую программу без учета колебаний спроса; 6.     Использование оборудования и его размещение - специализированное оборудование, размещенное по участкам, а также частично универсальное оборудование, расположенное линейно; 7.     Кадры – в основном узкоспециализированные рабочие, но есть и рабочие-многостаночники; 8.     Контроль качества - сплошной или выборочный контроль на всех стадиях производства, что удлиняет производственный процесс; 9.     Распределительная стратегия - размер партии готовой продукции соответствует плановому выпуску. Ориентация на «усредненного потребителя». Организация послепродажного обслуживания. 

4.Понятие материального запаса. Причины создания материальных запасов.  Виды материальных запасов. АВС –анализ. Материальные запасы – это сырье, материалы, комплектующие, готовая продукция и другие материальные ценности, ожидающие вступления в процесс производственного или личного потребления. Причины создания материальных запасов.   1) несоответствие объемов поставки объемам разового потребления; 2) разрыв во времени между моментом поступления материала и его потребления. Поставка сырья материалов осуществляется в большинстве случаев периодически, и их потребление происходит, как правило, непрерывно и не совпадает во времени с поступлением.  Поэтому для обеспечения бесперебойной работы каждое предприятие создает определенные запасы нужных ему видов сырья, материалов, полуфабрикатов, топлива и др. ресурсов. Существуют и некоторые другие причины, приводящие к созданию запасов. Это - сезонные колебания цен; нарушение установленного графика поставок (непредсказуемое снижение интенсивности входного материального потока); возможность колебания спроса (непредсказуемое увеличение интенсивности выходного потока) и др. Виды материальных запасов. Производственные запасы формируются в организациях-потребителях и предназначены обеспечить бесперебойность производственного процесса. Товарные запасы представляют собой запасы готовой продукции у предприятий-изготовителей, а также запасы на пути следования товара от поставщика к потребителю, то есть на предприятиях оптовой и розничной торговли, в заготовительных организациях и запасы в пути.. Производственные и товарные запасы подразделяются на текущие, подготовительные, страховые и сезонные. Текущие запасы необходимы предприятию для обеспечения бесперебойной работы в интервале между двумя поставками и обеспечения возможности производства продукции партиями оптимального размера.  АВС анализ. Сочетание АВС и XYZ анализов выявляет безусловных лидеров (группа АХ) и аутсайдеров (СZ). Оба метода хорошо дополняют друг друга. Если АВС-анализ позволяет оценить вклад каждого продукта в структуру сбыта, то XYZ–анализ позволяет оценить скачки сбыта и его нестабильность. Преимущество. - повышение эффективности системы управления товарными ресурсами;  повышение доли высокоприбыльных товаров без нарушения принципов ассортиментной политики; выявление ключевых товаров и причин, влияющих на количество товаров, хранящихся на складе;- перераспределение усилий персонала в зависимости от квалификации и имеющегося опыта. Формирование показателей ABC- И XYZ-анализов. Перед тем как совместить показатели ABC- И XYZ-анализов, необходимо провести ABC-анализ товаров по сумме полученного дохода или по количеству реализованной продукции за определенный учетный период, например, за год. Затем осуществляется XYZ-анализ этих товаров за этот же период, например, по количеству ежемесячной реализации за год. После этого результаты совмещаются.

 

 

При совмещении определяется девять групп товаров. 1) Товары групп А и В обеспечивают основной товарооборот компании, поэтому необходимо обеспечивать постоянное их наличие. Как правило, по товарам группы А создается избыточный страховой запас, а по товарам группы В - достаточный. Использование XYZ-анализа позволяет точнее настроить систему управления товарными ресурсами и за счет этого снизить суммарный товарный запас. 2) Товары группы АХ и ВХ отличает высокий товарооборот и стабильность. Необходимо обеспечить постоянное наличие товара, но для этого не нужно создавать избыточный страховой запас. Расход товаров этой группы стабилен и хорошо прогнозируется. 3) Товары группы AY и BY при высоком товарообороте имеют недостаточную стабильность расхода, и, как следствие, для того чтобы обеспечить постоянное наличие, нужно увеличить страховой запас. 4) Товары группы AZ и BZ при высоком товарообороте отличаются низкой прогнозируемостью расхода. Попытка обеспечить гарантированное наличие по всем товарам данной группы только за счет избыточного страхового товарного запаса приведет к тому, что средний товарный запас компании значительно увеличится. Поэтому по товарам данной группы следует пересмотреть систему заказов: - перевести часть товаров на систему заказов с постоянной суммой (объемом) заказа; - обеспечить по части товаров более частые поставки; - выбрать поставщиков, расположенных близко к складу, тем самым снизив сумму страхового товарного запаса; - повысить периодичность контроля; 
- поручить работу с данной группой товаров самому опытному менеджеру компании и т. п. 5) Товары группы С составляют до 80% ассортимента компании. Применение XYZ-анализа позволяет сильно сократить время, которое менеджер тратит на управление и контроль над товарами данной группы. 6) По товарам группы СХ можно использовать систему заказов с постоянной периодичностью и снизить страховой товарный запас. 7) По товарам группы CY можно перейти на систему с постоянной суммой (объемом) заказа, но при этом формировать страховой запас, исходя из имеющихся у компании финансовых возможностей. 8) В группу товаров CZ попадают все новые товары, товары спонтанного спроса, поставляемые под заказ и т. п. Часть этих товаров можно безболезненно выводить из ассортимента, а другую часть нужно регулярно контролировать, так как именно из товаров этой группы возникают неликвидные или труднореализуемые товарные запасы, от которых компания несет потери.

 

Основные системы управления запасами, параметры, достоинства и  недостатки. Система управления запасами - это комплекс мероприятий по созданию и пополнению запасов, организации непрерывного контроля и оперативного планирования поставок.

В зависимости от этого в практике управления запасами используются следующие  системы:

1. Система контроля над состоянием  запасов с фиксированной периодичностью  заказа. Согласно этой системе  контроль состояния запасов осуществляется  через равные промежутки времени  (неделя, декада, месяц) посредством проведения инвентаризации остатков. Недостаток- возникновение опасности исчерпания запасов при их непредвиденном интенсивном потреблении до наступления очередного момента заказа. Достоинство - является ее простота, так как регулирование осуществляется один раз в течение всего интервала между поставками. 2.Система контроля над состоянием запасов с фиксированным размером заказа. В этой системе размер заказа на пополнение запаса является величиной постоянной. Интервалы времени, через которые производится размещение заказа, в этом случае могут быть разные. Достоинство это поступление материала одинаковыми партиями приводит к снижению затрат на доставку и содержание запасов. Недостаток заключается в необходимости ведения постоянного трудоемкого контроля над наличием запасов и, как следствие, увеличении издержек, связанных с их регулированием.3. Система управления состоянием запаса материального ресурса с предельным (или производственным) уровнем запаса и случайным спросом. Движение запасов (приход, расход) в рассматриваемой системе управления осуществляется в случайные моменты времени. Высокий спрос на ресурс часто завершается резким спадом. Это обстоятельство вынуждает формировать запас ресурса, исходя из двух возможных состояний: 1) производственный запас и 2) предельный запас. 4.Система управления запасами «Минимум-максимум» имеет принципиальное отличие от других систем в силу того обстоятельства, что она ориентирована на ситуацию со значительными затратами на содержание запасов и их пополнение. Необходимые параметры управления запасами в системе «Минимум-максимум»: - определена потребность в материальном ресурсе и среднесуточный расход; установлены: минимальный и максимальный запасы; время реализации заказа и возможная задержка поставки;  гарантированный запас представлен суммой подготовительного и страхового запасов;

минимальный уровень запаса представляет собой разность максимального и  гарантированного запасов.

 

 

 

7.Склад, понятия, виды,функци. Проектирование площади. Функции и виды упаковки. Склад - это здания, сооружения и разнообразные устройства, предназначенные для приемки, размещения и хранения поступивших товаров, где выполняются работы по приемке, подсортировке, хранению, фасовке, отпуску товаров. подсортировочно-распределительные склады предназначены для накопления текущих запасов товаров. Сюда относят склады оптовых торговых баз и розничных организаций. Основная функция таких складов заключается в приемке товаров по количеству и качеству, подсортировке и подготовке товаров к отпуску и отправке в розничную торговую сеть. Товар хранится на таких складах непродолжительное время; транзитно-перевалочные склады служат для хранения грузов в связи с перегрузкой товара с одного вида транспорта на другой. Обычно размещаются на железнодорожных станциях или водных пристанях. Здесь происходит приемка грузов, краткосрочное хранение и отправка грузов тарными местами; склады гарантированного хранения обеспечивают срочное, ответственное хранение товаров различных товаровладельцев; транспортно-экспедиционные склады — это структуры, создаваемые в основном на узловых станциях крупных магистралей; склады-отели обеспечивают срочное ответственное хранение товаров в местах с ограниченным числом товаровладельцев;

склады сезонного хранения осуществляют обработку и хранение товаров сезонного хранения (картофель, овощи); накопительные склады принимают от промышленных предприятии мелкие партии товаров, а затем направляют их в районы потребления в виде более крупных партии. ТАРА и УПАКОВКА. функции предохранение товара от вредного воздействия внешней среды, а также внешней среды от вредного воздействия товара; v  защита товара от влияния других товаров; v  обеспечение условий для сохранности количества и качества товаров на всем пути их движения из сферы производства в сферу потребления; v  выполнение роли носителя коммерческой информации и торговой рекламы;v  создание более благоприятных условий для приемки товаров по количеству и качеству и удобств для количественного их учета;v  придание товарам и другим грузам необходимой мобильности и создание условий для механизации трудоемких операций и более эффективного использования складских и торговых площадей; v  использование тары не только как средства для размещения товара, его транспортирования и хранения, но и как средства для выкладки и продажи товаров в торговом зале магазина (тара-оборудование). Виды тары деревянная, картонная, бумажная, металлическая, полимерная, тканевая, стеклянная и из комбинированных материалов. По размерам различают крупногабаритную и малогабаритную тару. К крупногабаритной относится транспортная тара, размеры которой превышают 1200х1000х1200 мм. В зависимости от кратности использования различают разовую, возвратную и многооборотную тару. Разовая тара предназначена для однократного использования при поставках продукции. Возвратная тара – это тара, бывшая в употреблении и используемая повторно. Многооборотная тара предназначена для многократного ее использования при поставках продукции. Расчет общей площади складов (складских помещений) ведется по укрупненным нормативам (метод нагрузок) или точными методами.

Общая площадь склада состоит  из следующих составляющих: полезной площади (места для хранения); оперативной  площади (приемно-сортировочные, отпускные, весовые площадки, проходы, проезды  и т. д.); конструктивной площади (перегородки, колонны, лестничные клетки и т. д.).

Метод расчета по укрупненным  нормативам (метод нагрузок) применяется  для универсальных складов или  на первой стадии проектирования складов (складских помещений).

Расчет общей площади  склада (складского помещения) производится по формуле

где  - общая площадь  склада, м2;

- максимальная норма хранения, т;

- средняя полезная нагрузка  на 1м2 площади склада, т/м2;

- коэффициент использования  общей площади склада.

Максимальная норма хранения () определяется путем расчета величины запасов. Средняя полезная нагрузка () определяется по справочным данным в зависимости от характеристики хранимых грузов и конструктивных особенностей здания. Коэффициент использования общей площади склада определяется как отношение полезной площади склада к его общей площади.

Точный метод расчета  используется при детальном проектировании и предполагает выбор оборудования склада, определение потребности  в оборудовании, определение площади  склада, исходя из площади, занимаемой оборудованием.

При проектировании складов  особое внимание должно быть обращено на средства механизации складских  операций: мостовые краны, краны-штабелеры, электропогрузчики, кран-балки, электрокары, самоходные тележки, автопогрузчики и т.д.

В последнее время получили развитие автоматизированные склады, оборудованные системами машин, обеспечивающих установку, транспортировку  и поиск материалов по специальным  программам с использованием роботов. Различают следующие типы автоматизированных складов: с автоматическими стеллажами и автоматическим стеллажным краном-штабелером, автоматическим мостовым краном-штабелером, с гравитационными стеллажами и  автоматическими стеллажными каретками-операторами, с автоматическими элеваторными стеллажами, автоматические подвесные  склады.

Для оценки уровня оснащенности складов погрузочно-разгрузочными  средствами и другими механизмами  используют показатель насыщенности средствами механизации:

где  - суммарная грузоподъемность всех средств механизации;

- грузооборот склада за  расчетный период.

 

8.Сущность  и задачи транспортной логистики. Сравнительные характеристики различных видов транспорта. Транспортировка является частью логистического процесса и относится к сфере производства материальных услуг. Управление материальным потоком в процессе транспортировки и организация транспортирования грузов является сферой транспортной логистики. Транспортная логистика решает следующие задачи:создание транспортных систем; совместное планирование транспортных процессов на различных видах транспорта (в случае смешанных перевозок);обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса; выбор способа транспортировки и транспортного средства; определение рациональных маршрутов доставки. Железнодорожный транспорт — ведущий в транспортной системе России. Его ведущее значение обусловлено двумя факторами: технико-экономическими преимуществами над большинством других видов транспорта и совпадением направления и мощности основных транспортно-зкономических межрайонных и межгосударственных (в границах СНГ) связей России с конфигурацией, пропускной и провозной способностью железнодорожных магистралей (в отличие от речного и морского транспорта). Автомобильный транспорт. Сфера применения автотранспорта широка. Он выполняет большую часть коротких внутрирайонных перевозок, подвозит грузы к станциям железных дорог и речным пристаням и развозит их к потребителю. Морской транспорт имеет важное значение в транспортной системе России: он стоит на третьем месте по грузообороту после железнодорожного и трубопроводного транспорта. На долю морского транспорта приходится около 12 % грузооборота. Внутренний водный транспорт относится к одному из древнейших видов транспорта. Судоходные водные пути РФ в настоящее время имеют протяженность 93,8 тыс. км и являются важнейшей частью транспортной инфраструктуры государства. Трубопроводный транспорт – узкоспециализированный вид. По назначению магистральные трубопроводы разделяются на нефтепроводы, газопроводы и продуктопроводы. В последние годы создан и универсальный трубопроводный транспорт. Воздушный транспорт в РФ — один из основных видов пассажирского транспорта. По протяженности регулярных воздушных линий РФ занимает первое место в мире. Свыше 3600 городов и других населенных пунктов нашей страны связаны между собой воздушным сообщением.

 

 

9.Транспортные издержки и тарифы на разных видах транспорта. Тарифы транспортные, система цен (ставок), по которой взимается плата за перевозки. Т. т. подразделяются на грузовые и пассажирские. Издержки транспортные, совокупность затрат, связанных с перевозками грузов и пассажиров. Все затраты связанные с транспортировкой можно разделить на 2 вида: 
1) Постоянные, которые на прямую не зависят от объема перевозимого груза. К постоянным можно отнести: 
- затраты на содержание дорог, шоссе, и т.д., 
- затраты на содержание транспортных терминалов (вокзалы, станции), - содержание транспортного оборудования, 
- затраты на управление транспортировкой. 
2) Переменные - связанные с объемом перевозимого груза пропорционально. К переменным относят: - затраты на топливо, 
- оплата труда, - техническое обслуживание транспортных средств и оборудования, - затраты на погрузку/разгрузку. Транспортные тарифы - это плата и различные сборы, которые взыскиваются за перевозку за перевозку грузов. Тарифы рассматриваются как форма цены за транспортную услугу, тарифы должны обеспечивать возмещение затрат и получение прибыли. Традиционно тарифы делят от способа их формирования на 2 группы. 
1) Тарифы по отношению к перевозимому объему. Данный вид тарифов исключают, когда увеличение объема перевозимого груза обеспечивает перевозчику снижение общих издержек. При формировании тарифов таким образом можно выделить 2 случая: 
-оговаривается мин объем груза: при перевозке V кратных таре, либо вместимости транспортного средства. 
-когда помимо V учитывается номенклатура перевозимых грузов. 
2) Тарифы по отношению к расстоянию. Выделяют 3 вида тарифов: 1. Единый тариф - не зависит от расстояния и перевозки и действует вне зависимости от пункта отправления или назначения (почтовое отправление) Это обосновано тем, что большая доля затрат приходится на затраты по переработке в конечных пунктах (до 90 %). 2. Пропорциональные. Они являются компромиссом между затратами на обслуживание и легкостью назначения тарифов. Пропорциональные тарифы дают преимущества на короткие расстояния. Фирма невыгодность коротких перевозок компенсирует доходами, которые будут получены от дальних перевозок. 3. Сужающиеся тарифы характерны для ж/д транспорта по той причине ,что основными в структуре издержек - являются постоянные издержки. Чем больше расстояние, тем меньше постоянных издержек приходится на км. пути.

 



Информация о работе Шпаргалка по "Логистике"