Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 23:48, контрольная работа
Древние греки понимали под логистикой искусство выполнения расчетов (греческое “logistice” – искусство вычислять, рассуждать). По свидетельству Архимеда в Древней Греции было 10 логистиков. В Древнем Риме под логистикой понимали распределение продуктов. Немецкие философы 17-18 веков называли логистикой математическую логику (представитель Лейбниц). Термин закрепили на конференции в Женеве.
41) Грузовые единицы в логистике
Грузовая единица — некоторое количество грузов, которые погружают, транспортируют, выгружают и хранят как единую массу. Грузовая единица это тот элемент логистики, который своими параметрами связывает технологические процессы участников логистического процесса в единое целое. Формироваться грузовая единица может как на производственных участках, так и на складах.
Существенными характеристиками грузовой единицы являются следующие:
размеры грузовой единицы;
способность к сохранению целостности, а также первоначальной геометрической формы в процессе разнообразных логистических операций.
Размеры грузовых единиц, а также оборудования для их погрузки, транспортировки, разгрузки и хранения должны быть согласованы между собой. Это позволяет эффективно использовать материально-техническую базу участников логистического процесса на всех этапах движения материального потока.
В качестве основания, платформы для формирования грузовой единицы используются стандартные поддоны размером 1200×800 и 1200 X1000 мм. Любой груз, упакованный в стандартную транспортную тару, можно рационально уложить на этих поддонах. Это достигается унификацией размеров транспортной тары.
В логистике применяется разнообразная материально-техническая база. Для того чтобы она была соизмерима, используют некоторую условную единицу площади, так называемый базовый модуль. Этот модуль представляет собой прямоугольник со сторонами 600×400 мм, который должен укладываться кратное число раз на площади грузовой платформы транспортного средства, на рабочей поверхности складского оборудования и т. п.
Использование единого модуля позволяет привести в гармоническое соответствие размеры материально-технической базы на всем пути движения материального потока, начиная от первичного источника сырья, вплоть до конечного потребителя.
На основании базового модуля разработана единая система унифицированных размеров транспортной тары. Принцип создания этой системы заключается в том, что площадь поддона разделяют на сетку кратных поддону размеров, которые определяют наружные и внутренние размеры транспортной тары.
Способность грузовой единицы сохранять целостность в процессе выполнения логистических операций достигается пакетированием. Пакетирование — это операция формирования на поддоне грузовой единицы и последующее связывание груза и поддона в единое целое.
Пакетирование обеспечивает:
сохранность продукта на пути движения к потребителю;
возможность достижения высоких показателей эффективности при выполнении погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ за счет их комплексной механизации и автоматизации;
максимальное использование грузоподъемности и вместимости подвижного состава на всех видах транспорта;
возможность перегрузки без переформирования;
безопасность выполнения погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ.
На практике применяют различные методы пакетирования грузовых единиц, такие как обандероливание стальными или полиэтиленовыми лентами, веревками, резиновыми сцепками, клейкой лентой и др.
Одним из, наиболее прогрессивных методов формирования грузовых единиц является пакетирование грузов с помощью термоусадочной пленки. Остановимся подробнее на преимуществах этого метода.
1. Высокая степень сохранности грузов.
Грузовой пакет, обандероленный термоусадочной пленкой, имеет повышенную устойчивость. Не вызывает разрушения пакета даже его наклон под углом до 35 градусов. В результате уменьшаются потери при транспортировке, увеличивается безопасность работы с грузом.
Грузы в термоусадочной пленке защищены от пыли, грязи и влаги и могут противостоять атмосферным условиям до двух месяцев. Снижается возможность хищения грузов, так как любое нарушение упаковки сразу становится заметным.
2. Возможность пакетирования грузов различных размеров и формы.
Упаковывать в термоусадочную пленку можно кирпич, бакалейные товары, книги, металлические детали неправильной формы и многое другое.
3. Сравнительно низкие затраты труда.
При использовании автоматического и полуавтоматического оборудования затраты труда на пакетирование в термоусадочную пленку в 3-4 раза меньше затрат труда на пакетирование с помощью стальной ленты.
Кроме того, хранящаяся в стеллаже обандероленная пленкой грузовая единица может быть вскрыта для отборки части пакета. При этом целостность грузовой единицы не нарушается, что также дает экономию рабочего времени: не требует повторной упаковки груза.
42) Понятие и виды материальных запасов
Как уже отмечалось,
понятие запаса пронизывает все области
материального производства, так как материальный
поток на пути движения от первичного
источника сырья до конечного потребителя
может накапливаться в виде запаса на
любом участке. Причем, управление запасами
на каждом из участков имеет свою специфику.
На пути превращения сырья в конечное
изделие и последующего движения этого
изделия до конечного потребителя создается
два основных вида запасов:
- запасы производственные;
- запасы товарные, каждый из которых в
свою очередь делится на три вида:
- запасы текущие;
- запасы страховые;
- запасы сезонные.
Охарактеризуем каждый из названных видов
запасов. Запасы производственные - запасы,
находящиеся на предприятиях всех отраслей
сферы материального производства, предназначенные
для производственного потребления. Цель
создания производственных запасов —
обеспечить бесперебойность производственного
процесса. Примером производственных
запасов могут служить запасы материалов
для производства обуви на складах снабжения
обувной фабрики.
Запасы товарные - запасы готовой продукции
у предприятий-изготовителей, а также
запасы на пути следования товара от поставщика
к потребителю, то есть на предприятиях
оптовой, мелкооптовой и розничной торговли,
в заготовительных организациях и запасы
в пути.
Запасы товарные подразделяются, в свою
очередь, на запасы средств производства
и предметов потребления. Например, запасы
готового металлопроката на складах службы
сбыта металлургического комбината относятся
к товарным запасам средств производства
(металлопрокат подготовлен к реализации,
однако пустит его в производство покупатель).
Примером товарного запаса предметов
потребления может служить запас готовой
обуви на складе готовой продукции обувной
фабрики.
Как уже отмечалось, и производственные,
и товарные запасы делят на текущие, страховые
и сезонные. Запасы текущие - основная
часть производственных и товарных запасов.
Они обеспечивают непрерывность производственного
или торгового процесса между очередными
поставками.
Запасы страховые - предназначены для
непрерывного обеспечения материалами
или товарами производственного или торгового
процесса в случае различных непредвиденных
обстоятельств, например, таких как:
отклонения в периодичности и величине
партий поставок от предусмотренных договором;
возможных задержек материалов или товаров
в пути при доставке от поставщиков;
непредвиденного возрастания спроса.
Запасы сезонные - образуются при сезонном
характере производства, потребления
или транспортировки. Примером сезонного
характера производства может служить
производство сельскохозяйственной продукции.
Сезонный характер потребления имеет
потребление бензина во время уборочной
страды. Сезонный характер транспортировки
обусловлен, как правило, отсутствием
постоянно функционирующих дорог.
43) Двойственный характер запасов
44) Определение оптимального размера запасов
Предположим,
что стоимость выполнения одного заказа
(Q), затраты по содержанию единицы запасов
(С) и величина расхода ТМЦ за некоторый
период (S) постоянные.
Если также принять, что расход запасов
устойчив во времени, то средний объем
запасов = Q / 2 ед., где Q - заказанный объем
запасов (в единицах), причем предполагается,
что он не изменяется в течение всего рассматриваемого
времени.
Введем обозначения следующих величин,
которые используются в расчетах:
О - стоимость выполнения одного заказа
(расходы на размещение заказа, по получению
и проверке товаров).
С - затраты по содержанию ТМЗ на единицу
запасов за некоторый период, в том числе
расходы по хранению, транспортировке,
страхованию вместе с требуемым уровнем
прибыли на инвестированный в запасы капитал;
S - величина потребления запаса за тот
же период.
Стоит отметить, что у многих предприятий
есть доступная и очень важная информация,
которая может быть использована при контроле
ТМЗ. Группировки материальных затрат
должны проводиться для всех видов ТМЗ
в целях выявления среди них наиболее
значимых. В результате ранжирования по
стоимости отдельных видов сырья и материалов
среди них может быть выделена конкретная
группа, контроль за состоянием которой
имеет первоочередное значение для управления
оборотными средствами предприятия.
Для наиболее значимых и дорогостоящих
видов сырья целесообразно определить
наиболее рациональный размер заказа
и задать величину резервного (страхового)
запаса.
Необходимо сопоставить экономию, которую
может получить предприятие за счет оптимального
размера заказа, с дополнительными транспортными
затратами, которые возникают при реализации
этого предложения. Например, ежедневная
поставка сырья и материалов может потребовать
содержания значительного парка грузовых
автомашин. Транспортно-эксплуатационные
издержки могут превысить экономию, которую
дает оптимизация размеров запасов.
При этом возможно создание консигнационного
склада используемого сырья поблизости
от предприятия.
45) Системы контроля состояния запасов
Управление
запасами, наряду с нормированием, предусматривает
организацию контроля за их фактическим
состоянием.
Контроль за состоянием запасов — это
изучение и регулирование уровня запасов
продукции производственно-технического
назначения и товаров народного потребления
с целью выявления отклонений от норм
запасов и принятия оперативных мер к
ликвидации отклонений.
Необходимость контроля за состоянием
запасов обусловлена повышением издержек
в случае выхода фактического размера
запаса за рамки, предусмотренные нормами
запаса. Контроль за состоянием запаса
может проводиться на основе данных учета
запасов, переписей материальных ресурсов,
инвентаризаций или по мере необходимости.
На практике применяются различные методы
контроля. В настоящем параграфе рассмотрены
два наиболее часто встречающихся метода.
При первом методе период, через который
предприятие направляет заказ поставщику,
не меняется (система с фиксированной
периодичностью заказа).
Рассмотрим названные системы. Система
контроля за состоянием запасов с фиксированной
периодичностью заказа. Контроль состояния
запасов по этой системе осуществляется
через равные промежутки времени посредством
проведения инвентаризации остатков.
По результатам проверки составляется
заказ на поставку новой партии товара.
Размер заказываемой партии товара определяется
разностью предусмотренного нормой максимального
товарного запаса и фактического запаса.
Поскольку для исполнения заказа, требуется
определенный период времени, то величина
заказываемой партии увеличивается на
размер ожидаемого расхода за этот период.
Размер заказываемой партии (Р) определяется
по следующей формуле:
P = Змакс - ( Зф - Зt ),
где Змакс - предусмотренный нормой максимальный
запас;
Зф - фактический запас на момент проверки;
Зt - запас, который будет израсходован
к течение размещения и выполнения заказа.
Т - интервал
времени, через который повторяется заказ
(в нашем случае - 3 дня) - для данной системы
величина постоянная;
t - время, необходимое на размещение и
выполнение заказа (в приведенном примере
- 1 день);
P1, Р2....Рi, - величина отдельного, i-го заказа;
Змакс - предусмотренный нормой максимальный
запас;
Зф - фактический запас на момент проверки;
Зt - запас, расходуемый за время t, необходимое
для размещения и выполнения заказа;
А - период времени с интенсивным спросом;
В - период времени с нулевым запасом.
Интенсивность спроса, характеризуемая
углом наклона участков линии, описывающей
изменение запасов, в этой модели является
величиной переменной (угол наклона различных
участков ломаной - неодинаков). А поскольку
заказ осуществляется через равные промежутки
времени, то величина заказываемой партии
в разных периодах также будет различна.
Естественно, применять эту систему можно
тогда, когда, есть возможность заказывать
партии, различные по величине (например,
в случае применения контейнерной доставки
заказываемого товара эта система неприменима).
Кроме того, систему не применяют, если
доставка или размещение заказа обходится
дорого.
Особенностью описываемой системы является
также и то, что она допускает возникновение
дефицита. Как видно из гpaфика, если спрос
резко усилится (то есть график круто уйдет
вниз – участок А), то запас закончится
до наступления срока подачи заказа. Это
означает, что система применима, когда
возможные потери от дефицита для предприятия
также несущественны.
система контроля за состоянием запасов
с фиксированной периодичностью заказа
применяется в следующих случаях:
- условия поставки позволяют получать
заказы различными по величине партиями,
- расходы по размещению заказа и доставка
сравнительно невелика,
- потери от возможного дефицита сравнительно
невелики.
На практике по данной системе можно заказывать
один из многих товаров, закупаемых у одного
и того же поставщика, товары, на которые
уровень спроса относительно постоянен,
малоценные товары и т. д.
Система контроля за состоянием запасов
с фиксированным размером, заказа. В этой
системе контроля за состоянием запасов
размер заказа на пополнение запаса является
величиной постоянной. Интервалы времени,
через которые производится размещение
заказа, в этом случае могут быть разные.
Нормируемыми величинами в этой системе
являются величина заказа, размер запаса
в момент размещения заказа (так называемая
точка заказа) и величина страхового запаса.
Заказ на поставку размещается при уменьшении
наличного запаса до точки заказа. Как
следует из чертежа, после размещения
заказа запас продолжает уменьшаться,
так как заказанный товар привозят не
сразу, а через какой - то промежуток времени
t. Величина запаса в точке заказа выбирается
такой, чтобы в нормальной, рабочей ситуации
за время t запас не опустился ниже страхового.
Если же спрос непредвиденно увеличится
(линия графика резко пойдет вниз - участок
А графика), или же будет нарушен срок поставки
(t>1 - участок В графика), то начнет работать
страховой запас (причины 2 и 3 образования
страхового запаса, параграф 12.3). Коммерческая
служба предприятия в этом случае должна
принять меры, обеспечивающие дополнительную
поставку. данная система контроля предусматривает
защиту предприятия от образования дефицита.
На практике система контроля за состоянием
запаса с фиксированным количеством заказа
применяется преимущественно в следующих
случаях:
— большие потери в результате отсутствия
запаса;
— высокие издержки по хранению запасов;
— высокая стоимость заказываемого товара;
— высокая степень неопределенности спроса;
— наличие скидки с цены в зависимости
.от заказываемого количества.
Система с фиксированным размером заказа
предполагает непрерывный учет остатков
для определения точки заказа. При наличии
широкой номенклатуры материалов (или
ассортимента для торгового предприятия)
необходимым условием применения системы
является использование технологии автоматизированной
идентификации штриховых кодов.
Рассматриваемую систему иногда называют
«двухбункерной» (two-bin system), так как запас
хранится как бы в двух складах-бункерах.
Вначале удовлетворение спроса осуществляется
из первого бункера. Окончание запасов
в этом бункере является точкой заказа.
В этот момент для снабжения потребителя
открывается второй бункер, одновременно
поставщику направляется заказ. В момент
прибытия заказанного товара во втором
бункере должен оставаться запас не ниже
страхового. При распределении поступившего
от поставщика заказа вначале полностью
заполняется второй бункер. Оставшееся
количество используется для заполнения
первого.
Данная модель позволяет наглядно представить
себе текущий запас, так как здесь - это
то количество запаса, которое физически
вытекает из обоих бункеров, обеспечивая
непрерывность производственного или
торгового процессов между очередными
поставками.
46.Взаимосвязь управления
Большое влияние на результаты бизнеса оказывает распределение ассортимента и ассортиментного состояния запасов в различных логистических системах.
рис. 1.1 Матрица спроса.
Сегмент I – товар пользуется высоким спросом и имеет высокую долю в прибыли п/п, необходимо размещать склады максимально близко к клиенту и следует иметь глубокий внутригрупповой ассортимент, создавать страховые запасы. Товар пользуется низким спросом (II, III), размещают выше по цепи товародвижения, т.е. в центральных складах (центры распространения) при этом чем ниже значение коэффициента вариации спроса по отдельному товару, тем спокойнее можно передавать его хранение в центр. склад. Поставка той части тов-в этой группы, кот. приносят высокую прибыль при низком спросе (II) должна осуществляться по принципу точно-в-срок. Работу с тов-м, польз-ся высоким спросом но приносящим небольшую прибыль (IV) необх. критически анализировать и реорганизовывать с целью сокращения затрат и соответствующего увеличения прибыли. Больш. влияние на совокупные издержки системы распред-я имеет кол-во складов. Ожидаемая экономия за счет снижения кол-ва складов м/б рассчитана с пом. правила известн. как закон квадратного корня.
Размер страхового запаса след-но сумма издержек по его содержанию растет пропорц-но квадратному корню из числа складов.
где - размер страх. запаса
- начальное и конечное число складов в сист. распределения.
47.Сущность и задачи информационной логистики. Достижение целей логистики требует постоянного наблюдения и воздействия на логистические процессы посредством управления. Управление в этом случае направлено на координацию деятельности всех под разделений, занятых работой по производству и реализации продукции. Инструментом подобного объединения служит информационное обеспечение. Потоки информации являются теми связующими «нитями», которые соединяют все элементы логистической системы. Информация возникает при выполнении различных логистических операций и сопровождает материальный поток на всех этапах его продвижения. Информация используется при выработке и принятии управленческих решений в логистической системе. Информационная логистика организует поток данных, сопровождающих материальный поток и является тем существенным для предприятия звеном, которое связывает снабжение, производство и сбыт.
Задачей информационной логистики является обеспечение высокой степени наполнения информацией системы управления, а. также предоставление каждому уровню иерархии управления логистической системы необходимой ему информации должного качества и в необходимые сроки.