Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 23:22, курсовая работа
В настоящее время насчитывается более 2000 определений PR. «Паблик рилейшнз» - постоянно развивающаяся система, поэтому единого определения данного термина не существует, но существуют различные подходы, в основе которых лежат определенные критерии. В связи с этим возникает проблема во взаимоотношениях с клиентами, проблема непонимания, поскольку каждый под понятием PR подразумевает свое, и есть риск оказаться «по разные стороны баррикад». Перед нами стоит задача – изучить основные классификации, а затем выразить собственную точку зрения, обосновать какой системы придерживается.
PR специалист выполняет множество функций, которые и наполняют PR
Деятельность как таковую. В основе деятельности PR специалиста лежат функции сбора и анализа информации, а также ее распространения.
Во многом они зависят от направления деятельности по связям с общественностью.
Подводя итог всему вышесказанному, автор пришла к выводу, что основными функциями PRспециалиста являются:
Роль PR специалиста.
Функции и роли понятия близкие, но не тождественные. Из этого следует, что, рассмотрев функции PR специалиста, необходимо ознакомится с его ролью.
Согласно толковому словарю Ожегова, «Роль – это род, характер и степень чьего-нибудь участия в чем-нибудь» [5. с.459].
Автор проанализировала работы С.Каттлипа с соавторами[2,c.61-70], а также Э.В.Кондратьева и Р.Н.Абрамова[3,c.216].
I. Классификация С.Катлиппа и его соавторов.
В основе – положение PR специалиста в иерархии организации и уровень профессионализма.
1. Специалист по коммуникациям.
2. Эксперт-инструктор.
3. Посредник по коммуникациям.
4. Помощник в решении проблем.
II. Классификация Э.В.Кондратьева и Р.Н.Абрамова.
В основе, как и у Катлиппа –
положение PR специалиста в иерархии
организации и уровень
1. Communication technician. Производство коммуникационных материалов (пресс-релизов, брошюр, пресс-клиппов). Являются исполнителями, не имеют доступ к принятию решений.
2. Expert-prescribers. Имеют авторитет при определении стратегии и тактики коммуникации, однако, не обладают управленческим ресурсом и полномочиями для самостоятельного принятия подобных решений.
3. Communication facilitator. Посредник между организацией и публикой, с целью облегчить диалог.
4. Problem-solving process facilitator. Участвует в руководстве командой профессионалов. Определяют проблемы организации, отвечают за стратегическое планирование и программирование, нацеленное на изменение системы к лучшему.
Выполняя все это, паблик рилейшнз способствуют осознанию всеми институтами общества социальной ответственности организации перед ними.
Изучив вышеизложенные классификации, автор пришла к выводу, что теоретики перечисляют одни и те же роли. Можно подвести итог, что другими словами, роль – значение функции.
Функции и роли PR-специалиста напрямую связаны с его навыками, умениями и способностями, которые нужны для успешной работы.
1.4. Навыки, умения и способности PR специалиста.
Автор рассмотрела задачи, функции и роли PR специалиста. Для того чтобы справляться со всеми выше названными функциями, PR специалист должен обладать перечнем определенных умений, навыков и способностей. Целью данного параграфа является ознакомление с этими навыками, умениями и способностями.
Но прежде чем переходить к этим вопросам, необходимо изучить понятия «навык», «умения», «способности». К сожалению, навыки и умения могут быть четко разделены только в научной литературе, на практике это практически невозможно. Одни говорят о навыках, другие об умениях, третьи вообще о личностных качествах.
Умения
- элементы деятельности, позволяющие человеку делать что-либо с высоким качеством. Это не полностью доведенные до автоматизма действия и операции, их выполнение нужно сознательно контролировать. [ 4,c.51-53 ]
- усвоенный субъектом
способ выполнения действия, обеспечиваемый
совокупностью приобретенных
Умения формируются путем упражнений и создают возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях.
- Способность делать что-либо, основанная на знании, опытности, навыке. [18].
Навыки
- полностью автоматизированные умения или их компоненты, выполняемые быстро, точно и безошибочно. Выполнение навыка осуществляется по внутренне контролируемой программе, на бессознательном уровне[4,c.51-53]
- действия, сформированные
путем повторения, характеризуются
высокой степенью освоения и
отсутствием поэлементной
- доведённое до автоматизма умение решать тот или иной вид задачи [18].
Способности –
- 1. Высокий уровень
развития общих и специальных
знаний, умений и навыков,
2.Это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет их приобретение, закрепление и использование. [4,c.51-53]
- индивидуально-психологические
особенности личности, необходимые
для освоения определенной
-индивидуально выраженные возможности к успешному осуществлению той или иной деятельности [18].
В PR литературе нет конкретной классификации способностей специалиста в области паблик рилейшнз. Но простое перечисление личных качеств, необходимых для работы в PR имеет место быть.
Автор сравнила точки зрения Почепцова Г.Г.[6,c.55], Королько В.Г.[11], Э.Бернайза, и С.Блэка[1,c.78], это можно увидеть в приведенной ниже таблице:
автор |
Необходимые личные качества специалистов |
Почепцов Г.Г. |
Находчив, быстро обучается, умеет внушать доверие, знает как вести себя с другими людьми, всегда стремится вперед, умеет письменно выражать свои мысли. |
Королько В.Г. |
Должен быть исследователем, инициативным лидером, мудрым советником. Должен нестандартно подходить к решению сложных вопросов, уметь работать в команде, при этом принимать самостоятельные решения. Должен быть смел и решителен, чтобы избегать попыток утаивания фактов. |
Э.Бернайз |
- сильный характер, честность и прямота - здравый смысл и логичность суждений - способность творчески и - правдивость и рассудительность - объективность - глубокая заинтересованность в решении проблем - культурная подготовка - интеллектуальная пытливость - способность к анализу и синтезу - интуиция - знание социальных наук и технологий связей с общественностью |
С.Блэк |
- здравый смысл - организаторские способности - ясность суждений - объективность - богатое воображение и умение воспринимать точку зрения другого - стойкость характера - внимание к деталям - пытливый ум - оптимизм - гибкость и умение иметь дело с разными проблемами Кроме того: иметь презентабельную внешность, приятный голос, обладать ораторскими способностями, хорошо редактировать и вычитывать написанное другими. |
Из этой таблицы следует сделать вывод, что PR специалист должен обладать здравым смыслом, способностью к анализу информации, умением быстро реагировать в кризисных ситуациях, формулировать свои мысли и речь, иметь интуицию, знать как вести себя с окружающими.
Для осуществления определенных функций PR специалисту необходимо обладать конкретными умениями, навыками и способностями. С.Катлипп, А. Сентер и Г.Брум[2,c.95-97] классифицировали их. Автор привела эту классификацию в виде таблицы:
Функция PR специалиста |
умения |
навыки |
Способности |
Написание и редактирование |
Умение четко, лаконично и грамотно выражать свои мысли. |
Грамотная письменная и устная речь; навыки в работе с компьютером и оргтехникой. |
Способность объективно мыслить. |
Связи со СМИ |
Умение принимать решения, работать с людьми, завоевывать их доверие. |
Коммуникативные навыки, грамотная и устная речь. |
Способность принимать на себя ответственность. |
Исследование |
Умение обрабатывать большие объемы информации. |
Навыки работы с компьютером и оргтехникой. Навыки к исследованию |
Аналитические способности. |
Управление и администрирование |
Умение решать проблемы и принимать решения, работать с людьми, завоевывать их доверие. |
Коммуникативные навыки, искусство убеждения. |
Способность принимать на себя ответственность; способность к упорной работе; мыслить объективно. |
консультирование |
Умение работать с людьми, завоевывать их доверие; управлять своими эмоциями; четко, лаконично и грамотно выражать свои мысли. |
Искусство убеждения, коммуникативные навыки. |
Способность принимать ответственность на себя; способность к упорной работе. |
Таким образом, подводя итог, можно сказать, что сегодня от хорошего специалиста по связям с общественностью требуются такие качества и умения, как коммуникативность, организаторские способности, умения брать на себя ответственность, оперативно принимать решения, способность к эмпатии, гибкость и вместе с тем твердость, умение находить компромиссы.
Владея разными
И, конечно, PR специалисту необходим реальный опыт работ для развития всех необходимых качеств и навыков.
Можно также сказать, что у теоретиков нет ясности, четкого понимания какими же навыками, умениями и способностями PR- специалист должен обладать, соответственно, не может быть четкого понимания, каким же должно быть образование в сфере PR.
1.5. Образование в области PR.
Был изучен материал о том, какими навыками, умениями и способностями должен обладать специалист по связям с общественностью. Но эти навыки надо постоянно совершенствовать и развивать, что обеспечивается в процессе образования. Как мы уже сказали, у теоретиков нет ясности, четкого понимания какими же навыками, умениями и способностями PR- специалист должен обладать, соответственно, не может быть четкого понимания, каким же должно быть образование в сфере PR.
Данное направление быстро развивается и сегодня читается уже в нескольких сотнях университетов. В Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования в настоящее время существует специальность 350400 – «Связи с общественностью». Таким образом, целью данного параграфа является анализ учебной литературы и Государственного стандарта по квалификации «специалист по связям с общественностью».
Так как в России данная специальность еще очень молода – утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 2 марта 2000 № 686 -, то автор считает целесообразным рассмотреть мировой опыт подготовки кадров, где данная система уже давно и четко налажена.
В 1990г. С.Блэк представил Золотой доклад МАПР – «Рекомендации и стандарты образования в области паблик рилейшнз». В этом докладе Блэк предложил разрабатывать учебный план с учетом «колеса образования».
То есть, учебный план можно представить в виде 3х колец[1,c.98]:
1 – самое маленькое – охватывает предметы, непосредственно связанные с методологическими и практическими вопросами PR.
2 – среднее – содержит предметы, касающиеся общих вопросов коммуникации. Таких как: теория и практика коммуникации, реклама, право и этика СМИ, анализ СМИ, написание материалов для СМИ, исследовательская работа, редактирование, графическая коммуникация.
3 – самое большое
– включает перечень общеобразовательных дисциплин: управление
бизнесом, структура и поведение организации,
статистика, иностранные языки, естественные
науки, социальные науки, гуманитарные
науки, управление персоналом, теория
менеджмента, государственно-
По мнению Королько В.Г. необходимо учитывать, что практика PR постоянно обогащается и изменяется. Поэтому очень важно разделение системы образования на две части: система базовой подготовки специалистов в учебных заведениях и система переподготовки уже практикующих PR специалистов, через сеть институтов и курсов повышения квалификации. [11].
Доказательством того, что нет ясности, каким же должно быть образование, служит тот факт, что на сегодняшний день было создано уже три государственных стандарта образования по специальности «связи с общественностью» и каждый из них имел свою специфику. Более того, вступает в силу новый, четвертый, Госстандарт. Например, первый был с филологическим уклоном, а третий выдвигает на первый план специальные, профессиональные дисциплины: теория и практика связей с общественностью, теория и практика массовой информации, основы теории коммуникации, консалтинг в СО и др.
В Государственном стандарте образования[10]
отображена квалификационная характеристика
специальности 350400. Этот документ предусматривает
овладение всеми необходимыми знаниями
и навыками для выполнения функций
PR специалиста в рамках перечня специализаций.
Специалист в области связей с общественностью
в соответствии с общей профессиональной
и специальной подготовкой способен осуществлять
следующие виды деятельности: информационно-творческая;
социально-психологическая; информационно-
информационно-референтская; культурно-просветительская;
организационно-рекламная; информационно-социологическая;
научно-исследовательская.
Профессиональная деятельность выпускника направлена на изучение и выработку соответствующих рекомендаций по следующим аспектам: процессы и явления внутриполитической и международной жизни; межнациональные, межэтнические и международные отношения; социально-экономические проблемы города, области, республики, страны и современного мира в целом; общепланетарный, общенациональный, региональный и местный информационные потоки; научное и культурное сотрудничество; информационное обеспечение внутренней и внешней политики; формирование общественного мнения внутри страны и за рубежом; создание единого международного экономического, экологического, культурного и информационного пространства; процессы глобализации; процессы, связанные с разоружением, строительством безопасного мира.
Информация о работе Анализ деятельности по связям с общественностью на примере организации