Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 16:00, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – показать особенности развития современного общества, вступившего в информационно-коммуникационную фазу, когда принципиально изменилось всё коммуникативное пространство социума вследствие широкого применения информационно-коммуникационных технологий.
Введение….……………………………………………………………......…. 3
1 ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАТИВНОЕ ОБЩЕСТВО КАК НОВЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ СОЦИУМА……………………..
7
1.1 Понятие «информационное общество»…………………………… 7
1.2 Понятие «коммуникация»...……………………………................ 13
1.3 Информационное – общество: плюсы и минусы ……..…………… 14
2 ГЛОБАЛИЗАЦИЯ КАК ФЕНОМЕН ИНФОРМАЦИОННОГО – КОММУНИКАТИВНОГО ОБЩЕСТВА…………………………..
21
2.1 Информационно – коммуникативное общество в эпоху глобализации…………………………………………………………..
21
2.2 Перспективы развития информационного общества ……………… 25
Заключение……………………………………………………………...…… 28
Список использованных источников и литературы.………………………. 30
Министерство образования и науки Российской Федерации
Гуманитарный факультет
Кафедра политологии, социологии и связей с общественностью
по дисциплине "Основы теории коммуникации"
на тему:
ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАТИВНОЕ ОБЩЕСТВО: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, ПРОБЛЕМЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ
Выполнил: студент гр. БСО-11-01 |
А.В. Бикинеева |
Проверил: доцент, к.с.н. |
А.А.Махов |
Уфа – 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
С. | ||||
Введение….…………………………………………………… |
3 | |||
1 |
ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАТИВНОЕ ОБЩЕСТВО КАК НОВЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ СОЦИУМА…………………….. |
7 | ||
1.1 |
Понятие «информационное общество»…………… |
7 | ||
1.2 |
Понятие «коммуникация»...…………………………….. |
13 | ||
1.3 |
Информационное – общество: плюсы и минусы ……..…………… |
14 | ||
2 |
Глобализация как феномен информационного – коммуникативного общества………………………….. |
21 | ||
2.1 |
Информационно – коммуникативное
общество в эпоху глобализации……………………………………………… |
21 | ||
2.2 |
Перспективы развития информационного общества ……………… |
25 | ||
Заключение…………………………………………………… |
28 | |||
Список использованных источников и литературы.………………………. |
30 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальностью исследования является то, что с информационным обществом связывают будущее состояние общества в целом, а возрастающая роль информационных технологий на лицо.
Одним из ключевых вопросов конца ХХ начала XXI веков является возрастающая роль информационно-коммуникационных технологий, образования, знаний, информации в развитии общества. Все чаще говориться о наступлении информационной эры, о том, что новые "способы информации" превалируют, что мы живем в "электронном обществе" и подходим к "виртуальной экономике", движущей силой которой стала информация, что мы уже существуем в условиях "глобальной информационной экономики", что происходит очередной этап технологической и мирной социальной революции - становление информационного общества.
Предметом спора стало то, что несет с собой эта революция. Для одних она означает становление общества действительно профессионального и заботливого по отношению к своим членам; для других - усиление контроля над гражданами; для третьих она знаменует появление высокообразованного слоя, при том, что прочих захлестнет волна пустячных сообщений, сенсаций и сбивающей с толку пропаганды.
Поразительно, что при всей противоречивости этих точек зрения все ученые соглашаются в одном: информация есть нечто особенное. В огромном потоке литературы, где рассматриваются проблемы информационной эры, авторы редко соглашаются друг с другом относительно ее основных характеристик и общего смысла, однако они сходятся в том, что информация играет особую роль в современном мире. Исследования ученых могут быть весьма спорными, они исходят из принципиально различных посылок и приходят к столь же принципиально разным выводам, однако разногласий по поводу особой роли информации между ними нет.
Коммуникация, играющая одну из самых важных ролей в социализации на протяжении всей истории существования человечества, объектом научного социологического интереса стала только в двадцатом веке.
Пользуясь различными методологиями,
можно разделить историю
Как показывает опыт, современную ситуацию характеризует такой уровень внутренней интеграции социальной системы, связанный прежде всего с развившимися к концу XX века новыми возможностями коммуникации (электронные средства информации, Internet, телевидение, радио, спутниковая связь и т.п.), когда концепции, представления и идейно-ценностные ориентации практически с момента своего возникновения получают неограниченное распространение в массовом сознании. Тем самым именно проблема коммуникации становится одной из основных проблем современности.
Универсализация знаковых систем и совершенствование технических средств массовой коммуникации позволяет значительно ускорить распространение информации, что в конечном счёте ведет к процессам внутренней интеграции общества в глобальном масштабе. Глобализация коммуникации - это предельное расширение того пространства, в котором происходят различные виды общения.
Основной из мировых, глобальных коммуникаций является Internet.
Согласно прогнозу IDC, в 2005 г. население «планеты Internet» достигнет 1 млрд. человек.2 Таким образом, уже сегодня данное средство распространения информации является уникальным по охвату аудитории. Потенциально Internet способен обратить в аудиторию все население земли. Сеть, в отличие от традиционных средств связи, способна устанавливать множество взаимосвязей между различными каналами, и можно рассматривать Интернет как «нервную систему» человечества, интерпретировать Сеть как «глобальный мозг».
Цель данной курсовой работы – показать особенности развития современного общества, вступившего в информационно-коммуникационную фазу, когда принципиально изменилось всё коммуникативное пространство социума вследствие широкого применения информационно-коммуникационных технологий.
Объектом исследования выступает современное общество.
Предмет исследования – особенности развития социума в условиях информационно-коммуникационной революции.
Задачи исследования:
- раскрыть суть
понятий "информационное
- показать, что
глобализация выступает
Теоретическая база. Работы отечественных и зарубежных авторов в области информационно – коммуникативного общества с точки зрения психологии и социологии такие как Тоффлер Э. «Третья волна», Е. Ван Поведская, А. Досиль Масейра «Человек и новые информационные технологии: завтра начинается сегодня», Ф. Уэбстер «Теории информационного общества», И.С. Мелюхин «Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития», Чернов А.А. «Информационные технологии как база для развития глобального информационного общества»
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Общий объем работы 31 страниц.
1 Информационно – коммуникативное общество КАК новый этап развития социума
1.1 Понятие «информационное общество»
Информационное общество - словосочетание,
требующее расшифровки. Оно входит
в употребление не только у специалистов
- его широко используют в прессе,
с ним связывают будущее
Понятие "информационное общество" появилось во второй половине 1960-х гг. Наряду с ним использовались такие термины, как "технотронное общество", "общество знания", "постиндустриальное общество". Представление об информационном обществе связаны также с концепцией "трех волн" Э. Тоффлера.3
Сначала была "первая волна", которую Тоффлер называет "сельскохозяйственной цивилизацией". От Китая и Индии до Бенина и Мексики, от Греции до Рима возникали и приходили в упадок цивилизации, сталкиваясь друг с другом и рождая бесчисленные пестрые картины. Однако за этими различиями скрывались фундаментальные общие черты. Везде земля была основой экономики, жизни, культуры, семейной организации и политики. Везде господствовало простое разделение труда и существовало несколько четко определенных каст и классов: знать, духовенство, воины, рабы или крепостные. Везде власть была жестко авторитарной. Везде социальное происхождение человека определяло его место в жизни. Везде экономика была децентрализованной, так что каждая община производила большую часть того, в чем испытывала нужду. Триста лет назад - плюс-минус полстолетия - произошел взрыв, ударные волны от которого обошли всю землю, разрушая древние общества и порождая совершенно новую цивилизацию. Таким взрывом была, конечно, промышленная революция. Высвобожденная ею гигантская сила, распространившаяся по миру, - "вторая волна" - пришла в соприкосновение с институтами прошлого и изменила образ жизни миллионов.
К середине XX века силы "первой волны" были разбиты, и на земле воцарилась "индустриальная цивилизация". Однако всевластие ее было недолгим, ибо чуть ли не одновременно с ее победой на мир начала накатываться новая - третья по счету - "волна" (постиндустриальная), несущая с собой новые институты, отношения, ценности.
Термин "информационное общество" впервые появился в Японии в 1966 году. Он стал основным в докладе специальной группы по научным, техническим и экономическим исследованиям, созданной японским правительством для выработки перспектив развития экономики страны. Специалисты, предложившие этот термин, разъяснили, что он характеризует общество, в котором в изобилии циркулирует высокая по качеству информация, а также есть все необходимые средства для ее хранения, распределения и использования. Информация легко и быстро распространяется по требованиям заинтересованных людей и организаций и выдается им в привычной для них форме. Стоимость пользования информационными услугами настолько невысока, что они доступны каждому.4
Американский специалист Ф. Махлуп еще в начале 60-х гг. говорил, что информация может рассматриваться как своего рода промышленный продукт и производство ее - один из видов промышленной индустрии. Но именно японцы стали активными пропагандистами идеи о промышленном значении информации. И они блестяще использовали ее в конкурентной борьбе на мировом рынке.5
В тот период в западной литературе считалось, что основой формирования информационного общества является развитие вычислительной и информационной техники. Назывался и ряд других признаков: информация приобретает глобальный характер; на движение информационных потоков уже не оказывают существенного влияния государственные границы и различные барьеры; попытки ограничить свободное распространение информации наносит вред стране, стремящейся внести такого рода ограничения; значительно выросли возможности сбора, обработки, хранения, передачи информации, доступа к ней; увеличивается воздействие информации на развитие различных сфер человеческой деятельности; углубляется процесс децентрализации общества; происходит переход к новым формам занятости; идет процесс формирования новых трудовых ресурсов за счет увеличения количества занятых в информационной индустрии.
Для определения понятия