Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 18:43, курсовая работа
Целью данной работы является исследование истории зарождения выставок-ярмарок в России, а также изучение их развития.
В первой главе необходимо изучить становление и развитие ярмарок и выставок в России.
Во второй главе проследить работу выставок-ярмарок в современной России.
В третьей главе исследовать правовое регулирование выставок-ярмарок.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………
1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ВЫСТАВОК-ЯРМАРОК В РОССИИ……………………………………………….……………….
2. СОВРЕМЕННАЯ ВЫСТАВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РОССИИ…………………………………………….………………….
3. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ВЫСТАВОЧНО-ЯРМАРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ…………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего
профессионального образования
“МАТИ”
– РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ имени К.Э.ЦИОЛКОВСКОГО
Кафедра
«Культурология, история,
молодежная политика
и реклама»
Курсовая работа на тему:
«История
зарождения и развития
выставок-ярмарок
в России»
Выполнила: студентка гр. 7РЕК-2ДС-046:
Бублик А.А.
Проверил: Кандидат социальных наук,
Татьяна
Николаевна Васягина
Москва
2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………
1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
ВЫСТАВОК-ЯРМАРОК В РОССИИ……………
2. СОВРЕМЕННАЯ
ВЫСТАВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В
3. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ
БАЗА ВЫСТАВОЧНО-ЯРМАРОЧНОЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Выставочно-ярмарочный бизнес - один из самых динамично развивающихся институтов рыночной инфраструктуры России и всех развитых стран. Это объясняется не только развитием регионов России, но и инвестиционными вливаниями в экономику, активизацией местных и региональных рынков. Ярмарки и выставки позволяют изыскать наиболее эффективные формы взаимодействия промышленности и торговли, обеспечить более широкое рыночное пространство для отечественных товаров. На сегодняшний день выставочно-ярморочная деятельность (ВЯД) представляет систему профессиональных информационных, рекламных, технических, хозяйственных, экономических, технологических и управленческих действий многочисленных заинтересованных в этой деятельности юридических и физических лиц. ВЯД во всем мире – это важнейшая отрасль национальной экономики. Становление цивилизованных рыночных отношений предполагает необходимость совершенствования ВЯД, которая вносит существенный вклад в развитие национальной и региональной экономики.
Организация выставочной деятельности в России в настоящее время становится все более актуальной. Это связано с тем, что российский бизнес начинает постепенно переходить из эпохи первоначального накопления капитала в эпоху тотальной конкуренции. Данный переход характеризуется следующими моментами: о все чаще становится выгоднее вкладывать прибыль в российскую экономику, а не вывозить ее за рубеж, о российский бизнес постепенно вступает в фазу сильной конкуренции, когда конкурировать организациям приходится не товарами, а обещаниями благ, которые получает покупатель, выбирая ту или иную марку и пр. Информацию об уникальных торговых предложениях и организациях — участниках рынка потребители получают в процессе маркетинговых коммуникаций. К одному из ключевых элементов маркетинговых коммуникаций в настоящее время все чаще относят участие организации в выставках, о чем свидетельствует стремительно возрастающее количество работ, посвященных самым различным аспектам этого вида деятельности. И если раньше рассматривались в основном общие и технологические вопросы выставочной деятельности, которые теперь уже изучены довольно основательно, то исследование вопросов ее эффективности делает лишь первые шаги, особенно в России.
Актуальность темы обусловлена не только активным развитием выставочного дела в России, но и растущим профессионализмом экспонентов, их стремлением к оптимизации маркетинговых бюджетов.
Целью данной работы является исследование истории зарождения выставок-ярмарок в России, а также изучение их развития.
В первой главе необходимо изучить становление и развитие ярмарок и выставок в России.
Во второй главе проследить работу выставок-ярмарок в современной России.
В третьей главе исследовать правовое регулирование выставок-ярмарок.
Объектом исследования является непосредственно ярмарки и выставки в России.
Предметом изучения является понятие и история выставок-ярмарок.
Теоретическую основу работы составили
труды отечественных и зарубежных ученых:
Критсотакис Я.Г., Крылов И.В., Панкратов
Ф.Г., Баженов Ю.К. и некоторых других.
1.ИСТОРИЯ
ЗАРОЖДЕНИЯ ВЫСТАВОК-ЯРМАРОК
В РОССИИ
Ярмарка - рыночное мероприятие, проходящее в установленные сроки с определенной периодичностью, демонстрирующее товары и услуги фирм-участников одной или нескольких отраслей промышленности, нацеленных на заключение прямых торговых сделок по представленным образцам в национальном и международном масштабах. Организатор может допустить продажу товаров со стенда в определенные дни и часы
Таким образом, под ярмарками историческими понимались регулярные торжища широкого значения; рынок, регулярно, периодически организуемый в традиционно определенном месте; сезонная распродажа товаров одного или многих видов.[7;с.85]
Впрочем,
выставки, как уже отмечалось, были
явлением относительно новым для
российской экономической, общественной
и культурной жизни. Куда более давние
традиции имели ярмарки, восходящие
еще к средневековью. «Где двое, там
рынок, трое — базар, а семеро —
ярмарка». Это изречение, дошедшее до
нас из глубины истории, может
даже навести на мысль, что само слово
«ярмарка» русского происхождения.
Но его германские корни очевидны
— jahr-markt, ежегодный рынок. Именно так
с Х в. в Европе стали называться
места периодических съездов
торговцев и привоза товаров.
Такие «места съездов» существовали
в Германии, Испании, Италии, во Франции,
в Англии. Ярмарки были связаны
между собой, следовали одна за другой
— и во времени, и в пространстве.
Уже к XI — XII вв. они стали не только
местом оптового торга, но и главным
каналом международной
Достоверные исторические свидетельства о российских ярмарках относятся к XVI в., но, скорее всего, они существовали и раньше. По В. И. Далю, «ярмарка — большой торговый съезд и привоз товаров в срочное в году время, годовой торг, длящийся неделями». Конечно же, они были известны издавна, только назывались иначе — торжки, торги. На одном из таких торгов, на реке Мологе, при городке Холопьем и побывал путешествовавший по России в начале XVI в. немецкий дипломат Зигмунд фон Герберштейн. Потом в своих «Записках о московских делах» он назвал этот торг привычным для себя словом «jahrmarkt» — «ярмарка».
В
словаре Брокгауза и Ефрона читаем:
«Наиболее крупные размеры в
силу исторически сложившихся
Мы признательны добротной российской статистике, сохранившей информацию о состоянии ярмарочного дела в стране к концу прошлого столетия. В 1894 г. в России было проведено более 18 тыс. ярмарок с оборотом 1100 млн. руб. Среди них однодневные ярмарки составили более 64%, длившиеся 2 — 7 дней — 32,6%, остальные продолжались более недели. Ярмарки были весьма различны по размаху. При этом именно на мелкие розничные (привоз товаров до 10 тыс. руб.) приходилась основная масса (70%) всего ярмарочного товарооборота. Средние, оптово-розничные, давали еще 25%. Немногочисленные крупные оптовые ярмарки, привлекавшие особое внимание, не имели большого значения в этом смысле.
Важно, однако, учитывать, что ярмарки, помимо своей главной функции (места торговли), играли важную роль в обмене информацией, знаниями и опытом людей, приехавших из различных регионов страны, — и эта функция доминировала как раз на крупнейших ярмарках. Очень часто выставки, особенно крупные, являлись одновременно ярмарками, и наоборот. Поэтому и оставили такой след в истории страны наиболее богатые ярмарки: Нижегородская, Ирбитская, Крещенская (в Киеве), Пермская, Оренбургская, Покровская (в Харькове), Макарьевская (в Костроме), Верхнеудинская, Минусинская, Козьмодемьянская, Барнаульская, Ишимская.[1;c.144]
История ярмарок в России закончилась с революцией. Попытки возродить их предпринимались во времена нэпа — в 1926 г. в РСФСР было проведено более 7 тыс. ярмарок. Но, как говорится в первом издании Большой Советской Энциклопедии, «по мере усиления планового начала в торговле и с развитием торгового аппарата обобществленного сектора, всесоюзные и республиканские ярмарки утратили свое значение как центры сбыта и закупки товаров».1
В
последние десятилетия
Традиционные российские ярмарки - торги и торжища с непременным народным весельем, казалось, канули в Лету. С ними люди не просто лишились привычных способов удовлетворения своих хозяйственных нужд. Одновременно для них исчезли среда приобщения к народным обычаям, праздникам с играми, забавами, песнями. В результате был нанесен непоправимый урон национальным традициям.
Только с освобождением общества от идеологической зашторенности этот опыт оказался востребованным. Традиция сельскохозяйственных выставок-ярмарок возрождается на ежегодных ярмарках «Российский фермер». Расскажем кратко об этом удивительном феномене, отослав интересующихся за более подробной информацией к книге «Фермеры России. Очерки становления» Это весьма многогранное мероприятие — выставка достижений отечественного и зарубежного сельхозмашиностроения; новейшего оборудования по переработке сельскохозяйственного сырья; площадка для розничной и оптовой торговли продукцией, произведенной фермерскими и другими хозяйствами, а также инвентарем и саженцами плодовых деревьев; место проведения разного рода симпозиумов, конференций, «круглых столов» и многое другое.
Чтобы представить масштабы данного явления, приведем несколько цифр. В 8-й ярмарке, прошедшей осенью 1999 г., принимали участие более 800 предприятий и организаций многих регионов России и зарубежные фирмы из десятков стран. Тысячами тонн измеряется продовольствие, закупленное здесь петербуржцами. Дотошные наблюдатели насчитали до 200 наименований продовольственных товаров, предложенных покупателям. Растительное масло из Ростовской и Волгоградской областей, кубанские овощи, знаменитые астраханские арбузы, не менее знаменитое вологодское сливочное масло, башкирский, алтайский и кавказский мед, брянский и псковский картофель, мука из хлебных регионов и т.д. Качество - высокое, вкус - отменный, цены – ниже рыночных.
Отсюда столь большая популярность ярмарки и увеличение с каждым годом числа ее участников и гостей — покупателей. Более миллиона жителей северной столицы посетили ярмарку за неделю (по этому показателю она значительно превзошла все предыдущие). Однако даже эти цифры далеко не отражают значения фермерских выставок-ярмарок для развития аграрного сектора страны, формирования многоукладной экономики, возрождения лучших национальных российских традиций.[8;c.187]
Руководители
промышленных предприятий, разработчики
и создатели новых машин и
оборудования, изучая спрос на свои
изделия, принимают стратегические
решения по смене моделей выпускаемой
продукции или существенной ее доработке.
Часто на последующей ярмарке
предлагается то, в чем выявлялась
потребность на предыдущей. Ярмарка,
например, способствовала тому, что
более 30 предприятий военно-
Многие, если не большинство фермеров и других сельскохозяйственных товаропроизводителей едут на ярмарку не столько за тем, чтобы продать тонну-другую сыра или колбасы, машину арбузов или помидоров, сколько для оценки конъюнктуры и получения важной коммерческой информации о том, что завтра сажать, сеять, а также для расширения связей в деловых кругах и подбора потенциальных партнеров. Наконец массовая продажа качественной продукции способствует снижению цен не только в Санкт-Петербурге, но и в других регионах.
Информация о работе История зарождения и развития выставок-ярмарок в России