Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 09:59, контрольная работа
Структура немецкого законодательства о прессе. В Германии не существует федерального закона о прессе, зато каждая федеральная земля имеет собственный закон о печати. Эти законы довольно похожи, однако каждый имеет оригинальные особенности, «изюминку» - наверное, затем, чтобы добросовестные немецкие бюргеры были уверены, что их закон не списан с соответствующего документа соседней земли. Понятно, что подобный подход отнюдь не облегчает работу журналистов. Тем не менее, «примарным» законодательством в области прессы, главным гарантом свободы слова и печати в Германии является статья № 5 Основного закона, в которой, в частности, сказано: 1. Каждый человек имеет право на выражения и распространение собственного мнения в устной, письменной и визуальной форме, а также на беспрепятственное получение информации из всех общедоступных источников. Гарантируется свобода печати, а также радио- и телевизионных сообщений. Цензура отсутствует.
МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КИРОВСКИЙ ФИЛИАЛ
ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
Контрольная работа по дисциплине Государственное регулирование массово – информационных отношений
Тема: «Конституционные положения и источники права СМИ в ФРГ.
Правовой статус журналиста»
Гасанова Эльмира
Киров 2012
Структура немецкого законодательства о прессе. В Германии не существует федерального закона о прессе, зато каждая федеральная земля имеет собственный закон о печати. Эти законы довольно похожи, однако каждый имеет оригинальные особенности, «изюминку» - наверное, затем, чтобы добросовестные немецкие бюргеры были уверены, что их закон не списан с соответствующего документа соседней земли. Понятно, что подобный подход отнюдь не облегчает работу журналистов. Тем не менее, «примарным» законодательством в области прессы, главным гарантом свободы слова и печати в Германии является статья № 5 Основного закона, в которой, в частности, сказано: 1. Каждый человек имеет право на выражения и распространение собственного мнения в устной, письменной и визуальной форме, а также на беспрепятственное получение информации из всех общедоступных источников. Гарантируется свобода печати, а также радио- и телевизионных сообщений. Цензура отсутствует.
2. Эти права ограничиваются
общими законоположениями,
Таким образом, помимо Основного закона, прессу регулируют другие правовые положения: Гражданский и Уголовный кодексы, конституции федеральных земель, закон о защите личного достоинства граждан, закон о картелях и проч., а также принятые в последние десятилетия в связи с развитием так называемых новых СМИ и новых информационных технологий законы, в частности, о защите банка данных и т.д. Напомним, что Основным законом гарантируются ограничения, касающиеся выражения собственного мнения, в таких областях, как защита личного достоинства граждан, защита личности, защита предприятия и защита государства. Все эти положения достаточно подробно рассмотрены в книге бывшего председателя Союза журналистов Германии Херманна Майна. С 60-х годов в Германии ведется дискуссия о создании единого, «рамочного» федерального закона о печати. В 80-х годах в Бонне была начата подготовка соответствующего законопроекта. Теперь работа над ним перенесена в Берлин, однако закон до сих пор не принят.
Регулирование права на информацию на федеральном уровне. Вопрос о свободе слова и печати имеет фундаментальное значение для существования современной демократии вообще. В связи с этим хотелось бы процитировать еще одно постановление Конституционного суда в Карлсруэ, сделанное в 1966 году по поводу знаменитого процесса вокруг журнала «Шпигель»: «Свободная, независимая от общественного принуждения и не подлежащая цензуре пресса – существенный элемент свободного государства. Особенно важна и необходима для современного демократического государства свободная политическая периодическая печать». В связи с этим нельзя не признать, что право на информацию, которое включает в себя поиск, получение, обработку и распространение информации, а также защиту информанта – это основное право журналиста, необходимое ему для свободного и независимого информирования граждан, для выполнения общественной задачи прессы, которая, по мнению составителей учебника «Journalismus von heute», заключается в «создании и распространении новостей, общественной критике и формировании общественного мнения». В ходе процесса по делу журнала «Шпигель» Конституционный суд принял буквально следующее заявление: «Пресса не может обходиться без приватной информации, а этот источник может быть доступен и правдив только в том случае, если информант совершенно уверен, что редакционная тайна будет сохранена». В статье № 53 Уголовно-процессуального кодекса Германии записано: «Лица, в силу своей профессии занимающиеся или занимавшиеся подготовкой, издательством или распространением периодических печатных изданий или телерадиопрограмм, имеют право отказаться от дачи свидетельских показаний, касающихся личности информанта, автора или отправителя сообщений или документов, а также полученных в процессе профессиональной деятельности, если эти сообщения или документы предназначены для редакции». Впрочем, не стоит сводить вопрос права на информацию только лишь к взаимоотношениям с информантом. Защита информации в Германии подразумевает и защиту творчества журналиста, и его профессионального пространства, к примеру, редакции. Вспомним хотя бы дело писателя Гюнтера Валльраффа против газеты «Бильд» в 1984 году: Валльрафф проник в ганноверскую редакцию «Бильд» под чужим именем и работал там некоторое время внештатным сотрудником, а затем издал роман, в котором не только цитировал участников редакционных конференций газеты, но и свои частные разговоры с сотрудниками. Концерн Шпрингера, в собственности которого находится «Бильд», обратился в Конституционный суд страны и выиграл дело: книга была изъята из продажи. «Параграф 2-ой закона 5 Основного закона Германии обеспечивает также защиту работы редакции предприятия прессы», - гласил вердикт судей.
Регулирование права на информацию на земельном уровне: Поскольку, как уже было сказано, наиболее важным для прессы является федеральное законодательство, то землям остается, по сути, только детализация положений, заявленных в Основном законе. Земельные законодательства регулируют правовые аспекты журналистской деятельности в следующих областях: свобода слова, общественная задача прессы, право на информацию, право на запрос, право на публикацию данных об издании, право на опровержение и т.д. Чтобы лучше проиллюстрировать результат подобной законотворческой деятельности, приведем в пример положение о свободе слова в конституции Баварии, которое дополняет 1-ый параграф статьи № 5 Основного закона Германии и распространяется только в этой земле: «Каждый человек имеет право на выражения и распространение собственного мнения в устной, письменной и визуальной форме, а также на беспрепятственное получение информации из всех общедоступных источников. Гарантируется свобода печати, а также радио- и телевизионных сообщений. Цензура отсутствует». (Основной закон) «Особые меры любого рода, ограничивающие свободу слова, запрещаются. Профсоюзные организации работников печати с обязательным членством в них запрещаются. Вмешательство государственного сектора в дела прессы отсутствует». (Статьи 110, 111,112 конституции Баварии)
Право на запрос как одна из главных составляющих права на информацию в Германии. Статья № 4 баварского закона о печати гласит: «Журналист по отношению к государственным служащим имеет право на запрос и получение информации. Этим правом могут пользоваться редакторы и другие сотрудники газет и журналов, признаваемых в редакциях за таковых». Таким образом, правом на получение информации в любом государственном учреждении в Германии может пользоваться как штатный, так и нештатный сотрудник редакции. С другой стороны, согласно статье № 4 баварского закона о печати, чиновник не имеет права давать информацию выборочно, тому или иному изданию, исходя из «профессионализма, лояльности или оппозиционности СМИ». Это, кстати, является и нарушением статьи № 3 Основного закона, которая гарантирует равенство всех граждан. Разумеется, сказать, что это положение исполняется в Германии всегда и везде, было бы слишком легкомысленно. Как и в любой другой стране мира, здесь проводятся брифинги для «своих», госчиновники могут сообщить эксклюзивную информацию знакомым журналистам, не говоря уже о том, что властям хотелось бы распространять о себе исключительно позитивную информацию, а плохую замалчивать. Однако в этом случае, согласно земельным законодательствам о прессе, «обиженные» СМИ могут подать официальную жалобу руководителю государственного учреждения, которая затем может быть передана в административный суд. В случае неудовлетворенности сторон решением администрации или судей дело может быть передано в конституционный суд федеральной земли. Высшая инстанция, которая рассматривает тяжбы с участием СМИ – федеральный Конституционный суд в Карсруэ. Кстати, положение о гласном обеспечении информацией журналистов со стороны государственных служащих не распространяется на журналистские расследования, в ходе которых журналист или редактор могут брать интервью у госчиновников, не информируя об этом другие заинтересованные СМИ.
Ограничения права на запрос. Согласно статье № 4 берлинского закона о печати, отказ от дачи информации может иметь место только:
1. если ведомство имеет указания о секретности,
2. если мероприятия по
своей сущности должны в
3. если это может сорвать, затруднить, замедлить или нанести вред надлежащему проведению текущего судебного процесса,
4. если это наносит
ущерб частным интересам,
Разделение полномочий между центральным и региональными правительствами. Права и обязанности прессы заключены в законах о печати земель Германии. «Согласно статье 70 Конституции основные законотворческие полномочия в
сфере СМИ принадлежат землям. Федеральный парламент имеет право с соблюдением условий, предусмотренных статьей 72 Конституции, издавать предписания лишь по вопросам общего правового положения прессы»58.
• Включение элементов международного права в национальное право Германии. В 1952 году ФРГ ратифицировала Европейскую конвенцию о правах человека и признала право частного лица обращаться с жалобами в Европейскую комиссию по правам человека, а в 1973 году ратифицировала Международный пакт о гражданских и политических правах. В соответствии со статьей 23 Основного закона международные обязательства, взятые ФРГ, действуют с момента объединения Германии в 1990 году на всей ее территории, включая земли бывшей ГДР. Международные обязательства Германии имеют высокий статус и потому такие международные акты, как Европейская конвенция или Международный пакт о гражданских и политических правах, обладают правовым верховенством по отношению к законодательству земель.
• Механизмы саморегулирования
в прессе. В Германии существует
достаточно эффективный механизм саморегулирования
прессы. В 1956 году был организован
Германский совет печати - орган
добровольного самоконтроля печатных
СМИ. Учредителями совета стали федеральные
союзы газетных и журнальных издателей,
а также Германский союз журналистов
и профсоюз работников СМИ. Любой
человек может подать в Германский
совет печати жалобу в связи с
какой-то публикацией в газете или
журнале. Если такая жалоба обоснована,
то совет выносит публичное
• Клевета. В Германии права на защиту репутации, чести и частной жизни защищены рядом гражданских и уголовных законов. И в гражданском, и в уголовном законодательстве существует правило, по которому лицо, обвиняющее СМИ в клевете, обязано предоставить суду доказательства того, что представители прессы не проверили факты, причем сделано это было по небрежности либо даже намеренно. Право обмена мнениями во время политических дебатов охраняется особо.
• Оскорбление государственных органов и должностных лиц. Решения ФКС Германии.
• Доступ к информации: государственная тайна и доступ к правительственной информации; доступ к парламентским заседаниям, публикация материалов парламентских слушаний, доступ к судебным слушаниям и публикация судебных материалов, доступ к информации, принадлежащей частным лицам, защита источников информации. Правовое регулирование деятельности СМИ в ФРГ осуществляется на основе Конституции; решений Федерального Конституционного Суда и конституционных судов земель; норм международного права; законов федеральных земель о печати и телерадиовещании; межземельных государственных договоров по правовым основам деятельности электронной прессы.Главным гарантом основных прав граждан, закрепленных в Конституции ФРГ является Федеральный Конституционный Суд (далее - ФКС), имеющий полномочие объявлять не действующими любые законы, входящие в противоречие с этими правами. За время своего существования ФКС рассмотрел более сотни дел, относящихся к свободе печати, свободе массовой информации, возбужденных по ходатайствам как граждан ФРГ, так и непосредственно заинтересованными СМИ. Эти решения ФКС имеют силу прецедента и играют серьезную правоустанавливающую роль в системе правового регулирования деятельности СМИ в ФРГ. Определенные составы правонарушений в сфере СМИ рассматриваются в судах общей юрисдикции. Например, предусмотренные статьями 131 и 184 УК ФРГ - унижение достоинства человека и распространение порнографии). Статус международных договоров по правам человека. В федеральном законодательстве ФРГ, принятые на себя Германией соответствующие международные обязательства, наделены статусом федерального закона. Это касается как положений ст.10 Европейской конвенции по правам человека, ратифицированный ФРГ в 1952 г., так и ст.19 Международного пакта по гражданским и политическим правам, ратифицированного ФРГ в 1973 г. Нарушение требований этих международно-правовых норм квалифицируется ФКС как нарушение ст.5 Конституции ФРГ и влечет соответствующие юридические последствия.