В случае если рекламодатель
является посредником при заключении
договоров ренты, в том числе договора
пожизненного содержания с иждивением,
реклама услуг по заключению таких договоров
должна содержать указание на то, что плательщиком
ренты по таким договорам будет другое
лицо.
12. Особенности рекламы
о деятельности по организации
и проведению азартных игр
и пари
"Статья
16.1. Особенности рекламы о деятельности
по организации и проведению
азартных игр и (или) пари
1. Распространение
рекламы о деятельности по
организации и проведению азартных
игр и (или) пари, в том числе
рекламы игорных заведений, допускается
только:в радио- и телепрограммах с 22 до
7 часов местного времени;в зданиях, строениях
и сооружениях, в которых проводятся азартные
игры и (или) пари, за исключением вокзальных
помещений, помещений аэровокзалов, станций
метрополитена, где распространение и
размещение такой рекламы не допускаются;в
периодических печатных изданиях рекламного
характера, а также в специализированных
периодических печатных изданиях, предназначенных
для работников игорных заведений и (или)
для лиц, участвующих в азартных играх
и (или) пари.
2. Реклама
о деятельности по проведению
азартных игр и (или) пари, в том
числе реклама игорных заведений,
не должна:создавать впечатление, что
участие в азартных играх и (или) пари имеет
значение для достижения общественного
или личного успеха либо способно содействовать
решению имущественных проблем;дискредитировать
лиц, не участвующих в азартных играх и
(или) пари;создавать впечатление, что
выигрыш гарантирован или его вероятность
высока;умалчивать об особых условиях
или ограничениях участия в азартных играх
и (или) пари либо об условиях выплаты выигрышей,
если такие условия или ограничения установлены;обращаться
непосредственно к несовершеннолетним,
использовать образы людей и животных,а
также распространяться в любой форме
в радио- и телепередачах, в печатных изданиях
для несовершеннолетних.3. Требования
настоящей статьи не распространяются
на рекламу стимулирующих лотерей и государственных
лотерей."
13. Правовое регулирование
социальной рекламы
Согласно
статье 3 Закона о рекламе, социальная
реклама – это информация, распространенная
любым способом, в любой форме и с использованием
любых средств, адресованная неопределенному
кругу лиц и направленная на достижение
благотворительных и иных общественно
полезных целей, а также обеспечение интересов
государства.Таким образом, от иных видов
социальную рекламу отличают цели распространения
– благотворительность, обеспечение интересов
государства, достижение иных общественно
полезных целей.
Согласно
статье 2 Федерального закона от 11 августа
1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности
и благотворительных организациях», благотворительная
деятельность может осуществляться в
следующих целях:• социальная поддержка
и защита граждан, включая улучшение материального
положения малообеспеченных, социальную
реабилитацию безработных, инвалидов
и иных лиц, которые в силу своих физических
или интеллектуальных особенностей, иных
обстоятельств не способны самостоятельно
реализовать свои права и законные интересы;•
подготовка населения к преодолению последствий
стихийных бедствий, экологических, промышленных
или иных катастроф, к предотвращению
несчастных случаев;• оказание помощи
пострадавшим в результате стихийных
бедствий, экологических, промышленных
или иных катастроф, социальных, национальных,
религиозных конфликтов, жертвам репрессий,
беженцам и вынужденным переселенцам;•
содействие укреплению мира, дружбы и
согласия между народами, предотвращению
социальных, национальных, религиозных
конфликтов;• содействие укреплению престижа
и роли семьи в обществе;• содействие
защите материнства, детства и отцовства;•
содействие деятельности в сфере образования,
науки, культуры, искусства, просвещения,
духовному развитию личности;• содействие
деятельности в сфере профилактики и охраны
здоровья граждан, а также пропаганды
здорового образа жизни, улучшения морально-психологического
состояния граждан;• содействие деятельности
в сфере физической культуры и массового
спорта;• охрана окружающей природной
среды и защита животных;• охрана и должное
содержание зданий, объектов и территорий,
имеющих историческое, культовое, культурное
или природоохранное значение, и мест
захоронения.
На
основании статьи 10 Закона о рекламе, практики
создания и распространения социальной
рекламы можно выделить следующие ее признаки:1)
рекламодателями могут быть органы власти,
физические и юридические лица (в том числе
различные некоммерческие организации);2)
специфические цели;
3) недопустимо
упоминание о конкретных марках
(моделях, артикулах) товаров, товарных
знаках, знаках обслуживания и
об иных средствах их индивидуализации,
о физических лицах и юридических
лицах, за исключением упоминания
об органах власти и о спонсорах.
Наиболее
часто темами социальной рекламы являются
охрана здоровья, безопасность дорожного
движения, защита окружающей среды, выполнение
гражданского долга, семья и др. В целом
распространение социальной рекламы направлено
на достижение нематериальных общественных
благ. Косвенным результатом может быть
получение материальной выгоды для общества
в целом – сохранение окружающей среды,
уплата налогов, сокращение расходов на
здравоохранение и т. п.
14. Защита интересов
несовершеннолетних при производстве,
размещении и распространении
рекламы.
Статья
20. Защита несовершеннолетних при производстве,
размещении и распространении рекламы
1. При производстве, размещении
и распространении рекламы в
целях защиты несовершеннолетних
от злоупотреблений их легковерностью
и отсутствием опыта не допускаются:
-дискредитация авторитета родителей
и воспитателей, подрыв доверия к ним несовершеннолетних;
- внушение
непосредственно несовершеннолетним,
чтобы они убедили родителей или других
лиц приобрести рекламируемые товары;- привлечение
внимания несовершеннолетних к тому, что
обладание теми или иными товарами дает
им какое-либо преимущество над другими
несовершеннолетними, а также к тому, что
отсутствие этих товаров дает обратный
эффект;- размещение в рекламе текстовой,
визуальной или звуковой информации, показывающей
несовершеннолетних в опасных местах
и ситуациях;- преуменьшение необходимого
уровня навыков использования товара
у несовершеннолетних. При этом в случае,
если результаты использования товара
показаны или описаны, реклама должна
давать информацию о том, что реально достижимо
для несовершеннолетних той возрастной
группы, для которой предназначен товар;
-создание у несовершеннолетних нереального
(искаженного) представления о стоимости
(цене) товара для несовершеннолетнего,
в частности путем применения слов "только",
"всего" и тому подобных, а также путем
прямого или косвенного указания на то,
что рекламируемый товар доступен для
любого семейного бюджета.
2. Текстовое,
визуальное или звуковое использование
образов несовершеннолетних в
рекламе, не относящейся непосредственно
к товарам для несовершеннолетних,
не допускается.
15. Органы саморегулирования
в области рекламы
В соответствии со ст. 26 Федерального
закона «О рекламе» контроль
за соблюдением законодательства
Российской Федерации о рекламе
осуществляет Федеральный антимонопольный
орган – Федеральная антимонопольная
служба РФ, которая наделена следующими
полномочиями:предупреждает и пресекает
факты ненадлежащей рекламы, допущенные
юридическими и физическими лицами;
направляет
рекламодателям, рекламопроизводителям
и рекламораспространителям предписания
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе, решений
об осуществлении контррекламы;направляет
материалы о нарушениях законодательства
Российской Федерации о рекламе в органы,
выдавшие лицензию, для решения вопроса
о приостановлении или о досрочном аннулировании
лицензии на осуществление соответствующего
вида деятельности;направляет в органы
прокуратуры, другие правоохранительные
органы по подведомственности материалы
для решения вопроса о возбуждении уголовного
дела по признакам преступлений в области
рекламы.вправе предъявлять иски в суды,
арбитражные суды, в том числе в интересах
неопределенного круга потребителей рекламы,
в связи с нарушением рекламодателями,
рекламопроизводителями и рекламораспространителями
законодательства Российской Федерации
о рекламе и о признании недействительными
сделок, связанных с ненадлежащей рекламой.вправе
заключать с рекламодателями, рекламопроизводителями
и рекламораспространителями соглашения
о соблюдении ими правил и обычаев рекламной
практики.Сотрудники федерального антимонопольного
органа (его территориальных органов)
в целях выполнения возложенных на этот
орган функций по контролю за соблюдением
законодательства Российской Федерации
о рекламе имеют право беспрепятственного
доступа ко всем необходимым документам
и другим материалам рекламодателей, рекламопроизводителей
и рекламораспространителей. При этом
полученные таким образом сведения, составляющие
коммерческую тайну, разглашению не подлежат.
В случае разглашения сведений, составляющих
коммерческую тайну, причиненные убытки
подлежат возмещению федеральным антимонопольным
органом (его территориальным органом)
в порядке, установленном законодательством.
Помимо
государственных органов контроль в сфере
производства и распространения осуществляют
органы саморегулирования в области рекламы
– общественные организации (объединения),
ассоциации и союзы юридических лиц. В
соответствии со ст. 28 Федерального закона
«О рекламе» они имеют следующие полномочия:привлекаются
к участию в разработке требований к рекламе,
в том числе проектов законов и иных нормативных
правовых актов;проводят независимую
экспертизу рекламы на предмет установления
ее соответствия требованиям законодательства
Российской Федерации о рекламе и направляют
соответствующие рекомендации рекламодателям,
рекламопроизводителям и рекламораспространителям;
привлекаются
федеральным антимонопольным органом
(его территориальными органами) при осуществлении
им контроля за соблюдением законодательства
Российской Федерации о рекламе;
направляют
в органы прокуратуры материалы и обращаются
в федеральные органы исполнительной
власти в связи с нарушением законодательства
Российской Федерации о рекламе.Органы
саморегулирования в области рекламы
также вправе предъявлять в установленном
порядке иски в суд, арбитражный суд в
интересах потребителей рекламы, в том
числе неопределенного круга потребителей
рекламы, в случае нарушения их прав, предусмотренных
законодательством Российской Федерации
о рекламе.
При
удовлетворении иска в отношении неопределенного
круга потребителей рекламы суд или арбитражный
суд обязывает правонарушителя довести
решение суда или арбитражного суда до
сведения указанных потребителей через
средства массовой информации или иным
способом в установленный им срок.
16. Ответственность
за нарушение законодательства
Российской Федерации о рекламеСтатья
38. Ответственность за нарушение законодательства
Российской Федерации о рекламе 1. Нарушение
физическими или юридическими лицами
законодательства Российской Федерации
о рекламе влечет за собой ответственность
в соответствии с гражданским законодательством.
2. Лица, права и интересы которых нарушены
в результате распространения ненадлежащей
рекламы, вправе обращаться в установленном
порядке в суд или арбитражный суд, в том
числе с исками о возмещении убытков, включая
упущенную выгоду, о возмещении вреда,
причиненного здоровью физических лиц
и (или) имуществу физических или юридических
лиц, о компенсации морального вреда, о
публичном опровержении недостоверной
рекламы (контррекламе). 3. В случае установления
антимонопольным органом факта распространения
недостоверной рекламы и выдачи соответствующего
предписания антимонопольный орган вправе
обратиться в установленном порядке в
суд или арбитражный суд с иском к рекламодателю
о публичном опровержении недостоверной
рекламы (контррекламе) за счет рекламодателя.
При этом суд или арбитражный суд определяет
форму, место и сроки размещения такого
опровержения. 4. Нарушение рекламодателями,
рекламопроизводителями, рекламораспространителями
законодательства Российской Федерации
о рекламе влечет за собой ответственность
в соответствии с законодательством Российской
Федерации об административных правонарушениях.
5. Федеральными законами за умышленное
нарушение законодательства Российской
Федерации о рекламе могут быть установлены
иные меры ответственности. 6. Рекламодатель
несет ответственность за нарушение требований,
установленных частями 2 - 8 статьи 5, статьями
6 - 9, частями 4 - 6 статьи 10, статьей 12, частями
1, 3, 5 статьи 21, частями 1 и 3 статьи 23, статьями
24 и 25, частями 1 и 6 статьи 26, частями 1 и
5 статьи 27, статьями 28 - 30 настоящего Федерального
закона. 7. Рекламораспространитель несет
ответственность за нарушение требований,
установленных пунктом 3 части 4, частями
9, 10, 10.1 и 10.2 статьи 5, статьями 7 - 9, 12, 14 -
18, частями 2 - 6 статьи 20, частями 2 - 4 статьи
21, частями 2 - 4 статьи 23, частями 7, 8 и 11
статьи 24, частями 1 - 5 статьи 26, частями
2 и 5 статьи 27, частями 1, 4, 7, 8 и 11 статьи
28, частями 1, 3, 4, 6 и 8 статьи 29 настоящего
Федерального закона. 8. Рекламопроизводитель
несет ответственность за нарушение требований,
указанных в частях 6 и 7 настоящей статьи,
в случае, если будет доказано, что нарушение
произошло по его вине. 9. Суммы штрафов
за нарушение законодательства Российской
Федерации о рекламе и неисполнение предписаний
антимонопольного органа зачисляются
в бюджеты бюджетной системы Российской
Федерации в следующем порядке: 1) в федеральный
бюджет - 40 процентов; 2) в бюджет субъекта
Российской Федерации, на территории которого
зарегистрированы юридическое лицо или
индивидуальный предприниматель, допустившие
нарушение законодательства Российской
Федерации о рекламе, - 60 процентов. 10. Уплата
штрафа не освобождает от исполнения предписания
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе.
17. Государственный
контроль Федерального антимонопольного
органа в области рекламы
Полномочия федерального антимонопольного
органа по государственному контролю
в области рекламы определяютс
я в статье 26 ФЗ «О рекламе»: « 1. Федеральный
антимонопольный орган (его территориальные
органы) осуществляет в пределах своей
компетенции государственный контроль
за соблюдением законодательства Российской
Федерации о рекламе. Этот орган (его территориальные
органы):
·
предупреждает и пресекает факты ненадлежащей
рекламы, допущенные юридическими и физическими
лицами;· направляет
рекламодателям, рекламопроизводителям
и рекламораспространителям предписания
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе, решений
об осуществлении контррекламы;·
направляет материалы о нарушениях законодательства
Российской Федерации о рекламе в органы,
выдавшие лицензию, для решения вопроса
о приостановлении или о досрочном аннулировании
лицензии на осуществление соответствующего
вида деятельности;·
направляет в органы прокуратуры, другие
правоохранительные органы по подведомственности
материалы для решения вопроса о возбуждении
уголовного дела по признакам преступлений
в области рекламы.
2. Федеральный
антимонопольный орган (его территориальные
органы) вправе предъявлять иски
в суды, арбитражные суды, в том
числе в интересах неопределенного
круга потребителей рекламы, в
связи с нарушением рекламодателями,
рекламопроизводителями и рекламораспространителями
законодательства Российской Федерации
о рекламе и о признании недействительными
сделок, связанных с ненадлежащей рекламой.3.
При предъявлении исков в суды, арбитражные
суды федеральный антимонопольный орган
и его территориальные органы освобождаются
от уплаты государственной пошлины. 4.
Федеральные органы исполнительной власти,
уполномоченные в соответствии с законодательством
Российской Федерации осуществлять в
пределах своей компетенции функции по
защите прав потребителей и пресечению
недобросовестной конкуренции, вправе
заключать с рекламодателями, рекламопроизводителями
и рекламораспространителями соглашения
о соблюдении ими правил и обычаев рекламной
практики.»
ледует
отметить, что помимо антимонопольных
органов, государственный контроль в области
рекламы осуществляют также органы прокуратуры
на основании Федерального закона "О
прокуратуре Российской Федерации".Федеральным
законом «О рекламе» предусмотрено право
антимонопольных органов заключить с
рекламодателями, рекламопроизводителями
и рекламораспространителями соглашения
о соблюдении ими правил и обычаев рекламной
практики. На первый взгляд кажется, что
такие соглашения не нужны, так как главное
-соблюдение законодательства о рекламе.
На самом же деле такие соглашения приносят
немалую пользу их сторонам. Так, в соответствии
с рекомендациями межведомственной комиссии
по контролю за рекламной деятельностью,
созданной в Рязанской области, антимонопольное
управление и ассоциация работников печати
этой области заключили соглашение о соблюдении
правил и обычаев рекламной практики со
средствами массовой информации области.
Соглашение предусматривает обязательства
антимонопольного управления и ассоциации
работников печати доводить до средств
массовой информации результаты мониторинга
рекламной деятельности, обеспечивать
их нормативно-методическими материалами,
осуществлять обучение и консультации
работников рекламных отделов и т.п.