Невербальные коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 21:00, курсовая работа

Краткое описание

невербальные коммуникации, особенностью невербального языка является то, что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания и отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем обычному, вербальному каналу общения.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик по мк.doc

— 160.00 Кб (Скачать файл)

    Что касается  других людей, им часто трудно  дается подделка в языке мимики  и жестов. Считается, что лжеца, как бы он ни старался скрыть свою ложь, все равно можно распознать, потому что его выдает несоответствие между микросигналами подсознания, которые выражены жестами, сказанными и словами. Например, когда мы слышим, что другие говорят неправду или лжем сами, мы делаем попытку закрыть рот, глаза или уши руками. Однако, если собеседник прикрывает рот рукой в тот момент, когда говорите вы, а он слушает, это означает следующее: он чувствует, что вы лжете.

    Жест, когда  собеседник прикасается к своему  носу, является замаскированным вариантом предыдущего жеста. Он может выражаться в нескольких легких прикосновениях к ямочке под носом или быстром, почти незаметном прикосновении к носу.

    Жест, связанный  с потиранием века вызван тем,  что появляется желание скрыться  от обмана или подозрения и  избежать взгляда в глаза собеседнику,  которому говорят неправду.

    Самый лучший  способ узнать, откровенен и честен ли с вами собеседник – это наблюдать за положением его ладоней. Когда люди откровенны с вами, они протягивают вам одну или обе ладони и говорят что-то типа: “Я буду с вами полностью откровенен”. Когда человек начинает откровенничать, он обычно раскрывает перед собеседником ладони полностью или частично.

 

1.2.ПРОКСЕМИЧЕСКИЕ  ОСОБЕННОСТИ НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

    Пространство  и время также выступают в  качестве особой знаковой системы  и несут смысловую нагрузку.

    Недавно было обнаружено, что у человека есть свои охраняемые зоны и территории. Их изучение не только обогатит представление о собственном поведении и поведении других людей, но и поможет спрогнозировать реакцию другого человека в процессе общения.

    Размеры личной пространственной территории человека можно разделить на четыре зоны:

  • Интимная зона – от 15 до 45 см;
  • Личная зона – от 45 до120 см;
  • Социальная зона – от 120 до 360 см;
  • Общественная или публичная зона – более 360 см.

    Интимная зона самая главная. Именно эту зону человек охраняет так, как будто это его собственность. Личная зона – это то расстояние, которое обычно разделяет нас, когда мы находимся на официальных приемах и дружеских вечеринках. Социальная зона – это то расстояние, на котором мы держимся от людей, которых не очень хорошо знаем. Публичная зона – это то расстояние, которое мы соблюдаем, когда адресуемся к большой группе людей.

    Выбор дистанции  зависит от взаимоотношений между  людьми (как правило, люди стоят  ближе к тем, кому они симпатизируют) и от индивидуальных особенностей человека.

    Проксемическое  поведение людей включает не  только дистанцию, Нои взаимную  ориентацию людей в пространстве. Друзья – рядом, участники  деловой беседы – через угол стола, конкуренты – через стол.

    Взаимоотношения людей развертываются не столько в пространстве, но и во времени. Как человек распоряжается чужим и своим временем является важным социальным знаком. Уважение к другому человеку проявляется в повышенной точности, пунктуальности поведения. Фактор времени имеет большое значение для бизнесменов (“время – деньги”).

    Существуют  правила взаимодействия, их нужно  знать и выполнять в зависимости  от того, какое место за столом  переговоров занимают участники  общения.

    Существуют  следующие размещения участников переговоров:

  1. Угловое расположение (рис.1).

Характерно для людей, занятых дружеской непринужденной беседой. Эта позиция способствует постоянному контакту глаз, представляет простор для жестикуляции и возможность  для наблюдения за жестами собеседника. Угол стола служит частичным барьером в случае опасности со стороны собеседника. При таком расположении отсутствует территориальное разделение стола.




 

Рис.1.Угловое расположение участников переговоров

 

  1. Позиция делового взаимодействия (рис.2);

            Когда два человека работают в соавторстве над какой-нибудь проблемой, они обычно занимают позицию делового взаимодействия. Это одна из самых удачных стратегических позиций.



 

 

Рис.2.Позиция делового взаимодействия

 

  1. Конкурирующе-оборонительная позиция (рис.3);

 Положение партнеров  друг против друга обычно создает  атмосферу соперничества. При  таком расположении каждая сторона  будет придерживаться своей точки  зрения. Стол между ними служит  своеобразным барьером. Люди занимают  такое за столом такое положение, если находятся в состоянии соперничества, или если один делает выговор другому. Конкурирующе-оборонительная позиция затрудняет понимание точки зрения собеседников и не создает непринужденной атмосферы.



 


 

Рис.3.Конкурирующе-оборонительная позиция

 

  1. Независимая позиция (рис.4).

          Люди, не желающие за столом  взаимодействовать друг с другом, занимают независимую позицию. Чаще всего такое положение занимают посетители библиотек, отдыхающие на скамейке в парке или посетители ресторанов и кафе. Эта позиция свидетельствует об отсутствии заинтересованности. Ее следует избегать  в том случае, когда требуется откровенная беседа или заинтересованные переговоры.

 



 

Рис.4.Независимая позиция

 

    На создание  психологического климата существенное  влияние оказывает не только расположение собеседников за столом, но и форма самих столов.

    Квадратный  стол способствует созданию отношений  соперничества между людьми, равными  по положению. Такие столы хороши  для проведения короткой деловой  беседы или для того, чтобы подчеркнуть отношения субординации. Здесь отношения сотрудничества устанавливаются скорее с тем человеком, который сидит за столом рядом, причем человек, который сидит справа, будет более внимателен, чем тот, который сидит слева. Максимальное сопротивление будет оказывать тот человек, который сидит напротив. За прямоугольным столом на встрече людей одинакового социального статуса главенствующим считается то место, за которым сидит человек, обращенный лицом к двери.

    Круглый стол  создает атмосферу неофициальности и непринужденности и за ним лучше всего проводить беседы людям одинакового социального статуса. Кроме того, когда приходится вести деловую беседу с двумя собеседниками, один из которых очень разговорчивый, а другой очень молчаливый, желательно расположиться за круглым столом. При этом следует использовать следующий прием: когда разговорчивый собеседник задает вопрос, во время ответа следует посмотреть сначала на него, а потом повернуть голову в сторону молчаливого собеседника, затем снова в сторону разговорчивого, а затем опять в сторону молчаливого. Этот прием позволяет малоразговорчивому собеседнику почувствовать, что он тоже вовлечен в разговор, и тем самым завоевать расположение этого человека.

    Следует не  только правильно выбрать форму стола, но и уметь посадить за него вашего собеседника так, чтобы создать максимальный психологический комфорт.

 

1.3.ВИЗУАЛЬНЫЙ КОНТАКТ

    Взгляд, его направление, частота контакта глаз – еще один компонент невербального общения. Направление взгляда показывает направленность внимания собеседника и вместе с тем дает обратную связь, которая показывает то, как относится собеседник  к тем или иным сообщениям. Взгляд используется также для установления взаимоотношений. Когда человек стремится к установлению более теплых отношений, он ищет взгляд собеседника. Однако, если кто-то смотрит нам в глаза слишком долго, это настораживает. С помощью глаз передаются самые точные и открытые сигналы из всех сигналов межличностной коммуникации, так как они занимают центральное место в лице человека, при этом зрачки ведут себя полностью независимо.

    При дневном  свете зрачки могут расширяться  и сужаться в зависимости от  того, как меняется отношение  и настроение человека от позитивного  к негативному, и наоборот. Расширение зрачков свидетельствует об интенсивности чувств. Когда человек радостно возбужден, его зрачки расширяются в четыре раза по сравнению с нормальным состоянием. Сердитое, мрачное настроение заставляет зрачки сужаться, при этом получаются так называемые “глаза-бусинки” или змеиные глаза.

    Таким образом,  слежение за зрачками партнера  в деловом общении позволит  довольно точно определить его  состояние и отношение к оппоненту.  Расширение зрачков – выдает  усиление интереса к деловому  партнеру, а сужение – появление враждебности и неприятия.

    Взгляд одного партнера с другим около 60-70% всего времени общения. Скованный, зажатый собеседник, который встречается взглядом с партнером менее третьей части времени общения редко пользуется доверием. Люди могут избегать визуального контакта в ситуациях соперничества, чтобы взгляд оппонента не был понят как выражение враждебности.

    Однако, следует  учесть, что частота визуальный  контакта зависит и от расстояния  между собеседниками: человек  склонен больше смотреть на говорящего, когда тот находится на некотором расстоянии; когда собеседник совсем рядом – избегает   зрительных контактов.

        Кроме того замечено, что люди  отводят глаза вправо и вниз, когда им задают конкретные  вопросы, а влево и вверх  – если вопрос носит общий характер.

    Долгие немигающие  взгляды берут на вооружение  те, кто намерен утвердить свое  превосходство, запугать, подавить.

    Во время переговоров и деловых бесед никогда не следует надевать темные очки, потому что у партнера появляется ощущение, что его рассматривают в упор.

    Визуальный контакт помогает  регулировать разговор. Если говорящий  переводит взгляд с собеседника  на что-нибудь другое, это значит, что он еще не закончил говорить; по завершению своей мысли  говорящий, как правило, смотрит прямо в глаза собеседнику.

    Часто встречается так  называемый взгляд искоса. Он  используется для передачи интереса  или враждебности. Если такой  взгляд сопровождается приподнятыми  глазами или улыбкой, он означает  заинтересованность, и часто используется для того, чтобы завлечь собеседника. Если он сопровождается опущенными вниз глазами или нахмуренным лбом или опущенными уголками рта, то он означает подозрительное, враждебное или критическое отношение.

    Более всего  раздражают люди, которые во время  разговора опускают веки. Это  подсознательный жест, который является  попыткой человека “убрать” вас из своего поля зрения, потому что собеседник ему надоел или стал неинтересен, или он чувствует свое превосходство над оппонентом.

    Если человек  подчеркивает свое превосходство  над вами, то его прикрытые  веки сочетаются с откинутой  назад головой и долгим взглядом, известным как взгляд “искоса”. Если собеседник заметил подобный взгляд у своего оппонента, то это значит, что его поведение вызывает негативную реакцию и нужно что-то изменить, чтобы успешно завершить разговор.

    Существуют также следующие виды взглядов или их проявлений:

  • прямой взгляд и лицо полностью, обращенное к партнеру означает признание собеседника, интерес к нему;
  • прищуривание только одного глаза, подмигивание – сигнал тайного согласия с кем-то другим, кокетство;
  • слишком широко открытые, “вытаращенные” глаза воспринимаются как стремление получить максимум информации (такой же эффект – при неожиданности; удивленном восхищении; при возникшей вдруг наивной радости; испуге, ужасе);
  • усиленное и неравномерное моргание – выражает затруднение, нервозность;
  • если взгляд направлен “сквозь” партнера также как и взгляд искоса - это означает отсутствие интереса к собеседнику, или пренебрежение, презрение, а также осторожность, наблюдение;
  • закрытые глаза – это сосредоточенность на самом себе; тщательное обдумывание, наслаждение; кратковременное прикрывание глаз – неосознанное выражение согласия, понимания;
  • характерное вращение глаз – посылаемое кому-то украдкой – сообщение, что ситуация невыносимо скучна;
  • Недостаточный зрительный контакт – свидетельство невнимания, нежелания проявлять уважение, неискренности собеседника.

    Как язык  телодвижений различается у разных народов, так и продолжительность взгляда зависит от того, к какой нации принадлежит данный субъект.

    Так, жители  Южной Европы имеют высокую  частоту взгляда, что может  показаться оскорбительным для  других народов, а японцы при  деловой беседе смотрят скорее в шею, чем в лицо. Именно поэтому прежде чем делать какие-либо выводы, необходимо учесть национальную принадлежность.

 

 

 

2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПАРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

Информация о работе Невербальные коммуникации