Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 19:14, реферат
Массовая коммуникация - процесс распространения информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) с помощью технических средств (пресса, радио, телевидение и др.) на численно большие, рассредоточенные аудитории.
Массовая коммуникация прежде всего характеризуется:
наличием технических средств, обеспечивающих регулярность, и тиражированностью;
социальной значимостью информации, способствующей повышению мотивированности
массовой коммуникации;
массовостью аудитории, которая вследствие ее рассредоточенности и анонимности требует тщательно продуманной ценностной ориентации;
4. Средства массовой
информации как создатель
СМИ как создатель особой реальности
Само слово «media» (т. е. посредник) наводит
на мысль, что СМИ являются связующим звеном
между публикой и некоей объективной реальностью,
на самом деле существующей где-то в этом
мире. К такому взгляду, как считают Джемисон
и Кэмпбелл, приучила людей западная культура.
Однако следует иметь в виду, что журналисты
и редакторы сообщают нам сведения об
этой объективной реальности после тщательного
отбора материала и решения, какое количество
времени уделять каждой конкретной теме.
Хотя прокламируемой целью
СМИ является максимально объективный
анализ происходящих событий, нередки
ситуации, когда стремление угодить публике
перевешивает все другие соображения.
Обусловлено это ситуацией на информационном
рынке, который, как и всякий рынок, ориентирован
на продажу произведенного товара (в нашем
случае – информации), т. е. в конечном
счете, на покупателя, пожелавшего приобрети
этот товар. Именно эта базисная ориентация
позволяет говорить о «коммодификации»
современного информационного потока.
В написанной еще в VI в. до н. э. «Риторике»
Аристотель выводит три принципа, которым
должен следовать всякий, кто хочет воздействовать
на аудиторию, – pathos (пафос), logos (логос),
ethos (этос). Хотя рассуждения Аристотеля
относились к античному театру, Б. Стоунхил
[Stonehill B., 1995] показывает их широкое использование
в современных средствах массовой коммуникации,
особенно на телевидении, объясняя с их
помощью исключительный интерес публики
к сенсационным происшествиям на примере
дела О. Дж. Симпсона. Это дело оказывало
на публику сильное эмоциональное воздействие
(pathos), так как было перенасыщено сексом,
преследованиями и обманом. Интеллектуальный
компонент (logos) присутствовал в качестве
загадки – кто же на самом деле совершил
убийство, а также вопроса, почему следствие
продвигалось вперед такими медленными
темпами и можно ли было использовать
как улики данные генетического анализа.
Обаяние, известность и авторитет главного
подозреваемого, человека, еще недавно
пользовавшегося всеобщей любовью и уважением,
тоже внесли лепту к привлечению внимания
публики к этому событию (ethos). По мнению
Стоунхила, этот уголовный процесс неопровержимо
свидетельствует о верности рассуждений
Аристотеля и доказывает значительный
эвристический потенциал его идей для
анализа воздействия современных масс-медиа.
Не успели еще стихнуть страсти вокруг
процесса над Симпсоном, как внимание
публики было захвачено другими событиями,
по своим характеристикам имевшими с этим
делом много общего. Трагическая гибель
принцессы Дианы в августе 1997 г., похороны
которой наблюдали 1200 млн человек, и сексуальный
скандал 1998 г., в котором оказался замешан
президент США Билл Клинтон, долгое время
занимали первые места в хит-параде событий.
Таким образом, масс-медиа, придавая событию
не свойственное ему значение как медиа-события
и медиа-спектакли [Real M., 2000], способны превратить
вымысел в реальность, сами создавая новости.
Индексы Нильсена (оценка популярности
телевизионных программ, проводимая компанией
A. C. Nielsen Media Research, используется для определения
тарифов на рекламу) передаются в телевизионных
новостях и печатаются в газетах. Показ
блокбастера на телевидении становится
медиа-событием: о нем говорят в программах
новостей и пишут в газетах, как и о выходе
журнала «Sports Illustrated» с новыми моделями
купальников все СМИ сообщают в новостях.
Еще одной особенностью современного
процесса создания новостей является
стирание границ между жанрами новостей,
т. е. собственно информацией, и вымыслом.
Хорошей иллюстрацией являются так называемые
документальные драмы на телевидении,
пользующиеся огромной популярностью
у зрителей: это вымышленные истории, основанные
на реальных событиях и фактах. Нет ничего
нового в том, чтобы взять какие-то исторические
события и выстроить вокруг них рассказ,
приукрасив или извратив факты, если их
недостаточно или они не слишком драматичны
(Шекспир делал это постоянно). Однако
современное телевидение во все бо
— может быть квалифицировано по психологическому содержанию как, с одной стороны, «квазиобщение» и, с другой стороны, «параобщение». «Квазиобщением» оно является в силу того, что его участники принципиально разделены: а) по пространственно-временным координатам; б) по со держанию и структуре коммуникативной деятельности (информационный поток специально организован и направлен в одну сторону); в) по уровню институционализированное™ (организованности) и техническому обеспечению (партнеры коллективные, анонимные и территориально рассредоточенные)
«Параобщением»
а) коммуникатор (коллективный автор) достраивает
в ментальном плане свое представление
о партнере по общению (зрителе) до целостного
образа и, основываясь на этом образе,
создает сценарий коммуникативного сообщения
(КС), определяет конкретную форму и уровень
сложности информационного потока;
б) в содержание и форму
порождаемого КС сознательно и подсознательно
закладываются два образа — образ
автора как партнера по общению и
существующий у автора образ зрителя;
в) зритель (пассивный партнер по общению)
вступает в акт телекоммуникации через
декодирование, восприятие и постижение
авторского образа заложенного в КС,
и достраивает этот образ в своем ментальном
плане. Как правило, для большинства зрителей
образ автора отождествляется с «человеком
на экране», т.е. с ведущим или героем телесообщения;
11. . Подкрепление эффектов насилия
в СМИ
Подкрепление характеризует любые события,
которые следуют после реакции. Если происходит
подкрепление, то очень вероятно, что реакция
повторится снова. Эта связь (ее возможность)
реакции и подкрепления возникает в процессе
научения, во время которого реакция возникает
в предвкушении подкрепления. Пес учится
приносить палку, потому что его подкрепляют
куском собачьего печенья, когда он выполняет
приказ.
Когда научение состоялось, человек продолжает
реагировать какое-то время без подкрепления,
пока реакция постепенно не угаснет и
не прекратится вообще.
Подкрепление эффектов насилия в СМИ и
воспринимаемой зрителями реальности
может происходить по-разному. Во-первых,
как мы уже отмечали, жестокий поступок,
подкрепленный в контексте фильма, скорее
всего, будет смоделирован в жизни, а жестокий
поступок, который был наказан и не подкрепляется
сюжетом, не будет смоделирован (это пример
косвенного подкрепления/vicarious reinforcement).
Поэтому многих критически настроенных
психологов сильнее тревожит насилие
(в особенности жестокое преступление),
кажущееся оправданным (то есть подкрепленным),
чем случаи, когда насилие наказано или
явно не подкреплено.
Во-вторых, диспозиция зрителя и его изначальная
склонность к жестокости подкрепляется
насилием в СМИ, хотя оно само по себе не
является причиной жестоких поступков
зрителя (предварительное подкрепление/preobservation
reinforcement). Чем сильнее СМИ подкрепляет
дурные наклонности в человеке, тем вероятнее
их проявление в поведении.
Третий тип подкрепления более распространен,
чем два предыдущих. Он придает определенную
ценность применению силы. Например, персонажи
телевизионных фильмов в жанре экшен зачастую
улаживают межличностные разногласия
силой. Так своими поступками они показывают,
что применение силы – правильный поступок.
У зрителя создается впечатление, что
насилие – вполне реалистичный и приемлемый
способ разрешения конфликтов.
Четвертый тип подкрепления встречается,
когда жестокость и ее проявления подкреплены
определенным контекстом сериала или
фильма. Так, зрители скорее предпочтут
идентифицировать себя с богатыми и беззаботными
персонажами, чем с грубыми детективами
сериалы влияют на зрителя сильнее, чем
менее реалистичные, так как они тесно
соприкасаются с непосредственным опытом
зрителя. Таким образом, влияют на моделирование
поведения телегероев и его подкрепление
много различных факторов.
Наконец, бывает, что художественные приемы
и эстетика фильма служат подкреплением
насилия. Например, когда герой «Прирожденных
убийц» топит отца своей подруги в рыбном
садке, а мать привязывает к кровати, обливает
бензином и поджигает, саунд-трек с записью
смеха отвлекает зрителя и побуждает смотреть
на происходящее как на милую и забавную
шутку, подкрепляя позитивную реакцию
зрителя на насилие.