Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 22:12, контрольная работа
С древних времён человечество стремится защитить и сохранить то, что является необычным, оригинальным и исключительным. Поэтому понятие интеллектуальной собственности появилось давно. Более 200 лет назад в европейских странах возникло право на нематериальные результаты интеллектуальной деятельности (произведения литературы, искусства, изобретения и др.) Оно было сконструировано по образцу права на материальные объекты.
Введение. 1. История становления авторских прав и смежных прав…..........3
2. Правовое регулирование рекламной деятельности. Реклама как
объект авторских прав……………………………………………….4
3. Понятие и функции авторского права………………………………………...6
4. Источники авторского права…………………………………………………..9
5. Субъекты и объекты авторских прав…………………………………………11
6. Различия между авторскими и смежными правами. Права, смежные с
авторскими……………………………………………………………………..13
7. Правовое регулирование социальной рекламы……………………………...15
Заключение………………………………………………………………………..18
Список литературы……………………………………………………………….20
III Субъекты и объекты авторских
прав.
В отношениях, связанных с созданием, использованием
и распоряжением авторскими правами, участвует
большое число субъектов, которыми
могут быть как граждане, так и юридические
лица. Субъектами авторского права могут
быть авторы произведений науки, литературы
или искусства, а также их правопреемники,
работодатели и другие лица, приобретающие
авторские права по закону или договору.
В настоящее
время одним из основополагающих принципов,
закреплённых ГК РФ (п.3 ст. 1228), является
положение о том, что исключительное право
на результат интеллектуальной деятельности,
созданный творческим трудом, первоначально
возникает у автора. К другим лицам указанное
право может перейти от автора только
по договору или по иным основаниям, установленным
законом.
Особой спецификой
обладают отдельные субъекты авторского
права, к которым, прежде всего, следует
отнести соавторов. Согласно ст. 1258 ГК
РФ, граждане, создавшие произведение
совместным творческим трудом, признаются
соавторами независимо от того, образует
ли такое произведение неразрывное целое
или состоит из частей, каждая из которых
имеет самостоятельное значение. Субъектами
авторского права являются наследники
и иные правопреемники, так как исключительное
право на произведение переходит по наследству.
К субъектам авторского права можно отнести
и организации, осуществляющие коллективное
управление авторскими и смежными правами.
Хотя по этому
вопросу написано много книг, до сих пор
не удалось найти общеприемлемого критерия
творческой деятельности. На практике
критерий творчества сводится к установлению
факта самостоятельного создания результата
интеллектуальной деятельности. Творческой
по общему правилу признаётся любая умственная
деятельность, и результат этой деятельности
охраняется авторским правом, если не
доказано, что он является следствием
прямого копи-
рования, «пиратства», плагиата,
либо он вообще по закону не может являться
объектом авторского права.
Творческая
деятельность – это деятельность человеческого
мозга, который способен создавать только
идеальные образы, а не предметы материального
мира. Но для того, чтобы быть объектом
охраны, произведение науки, литературы
и искусства должно быть доступно для
восприятия человеком, т. е. должно существовать
в какой-либо объективной форме.
Согласно
статье 1259 ГК РФ объектами авторских прав
являются произведения науки, литературы
и искусства независимо от достоинств
и назначения произведения, а также от
способа его выражения. Тем самым не даётся
чёткого определения понятия «произведении»,
но закрепляется открытый перечень произведений,
которые следует считать объектами авторского
права. Это:
1. Литературные произведения;
2. Драматические и музыкально-драматические
произведения, сценарные;
3. Хореографические произведения;
4. Музыкальные с текстом или без текста;
5. Аудиовизуальные произведения, кино,
например;
6. Произведения живописи, скульптуры,
графики, дизайна, графические рассказы,
комиксы и другие произведения изобразительного
искусства;
7. Произведения декоративно-прикладного
и сценографического искусства;
8. Произведения архитектуры;
9. Фотографические произведения и произведения,
полученные способами, аналогичными фотографии,
слайды, например;
10. Географические, геологические и другие
карты, планы, эскизы и другие произведения,
относящиеся к географии, топографии и
к другим наукам;
11. Другие произведения.
Объектами авторского права являются
также программы для ЭВМ, появившиеся
в рамках правового поля лишь во второй
половине XX века.
IV Различия между авторскими
и смежными правами. Права,
смежные с авторскими.
В Российском законодательстве различают
авторские и смежные права. Обычно утверждается,
что авторские права должны обеспечивать
охрану произведений – результатов творческой
деятельности авторов, а смежные права
как бы примыкают к авторским, с их помощью
охраняются следующие объекты:
а) исполнения – результаты творческой
деятельности артистов – исполнителей;
б) фонограммы – звукозаписи;
в) передачи организаций вещания (передачи
телевизионных и радиовещательных организаций).
Такое
деление в некоторых случаях оказывается
условным. Например, режиссёры-постановщики
кинофильмов считаются авторами, а
режиссёры – постановщики спектаклей
в силу прямого указания закона приравнены
к артистам – исполнителями, следовательно,
являются обладателями не авторских,
а смежных прав. Охрана, которую обеспечивают
авторские права, шире по объёму, продолжительнее
по срокам и гораздо старше, чем охрана,
обеспечиваемая смежными правами (в российском
законодательстве первое упоминание о
смежных правах появилось только в 1992
году).
В соответствии
со ст. 1303 ГК РФ смежными правами являются
интеллектуальные права:
1. На результаты исполнительской деятельности;
2. На фонограммы;
3. На сообщение в эфир или по кабелю радио-
и телепередач (вещание организаций эфирного
и кабельного вещания);
4. На содержание без данных;
5. На произведения науки, литературы и
искусства, впервые обнародованные после
их перехода в общественное достояние.
Объектами
смежных прав являются: 1. Исполнения артистов
исполните
лей и дирижёров, постановки
режиссёров-постановщиков спектаклей,
если эти исполнения выражаются в форме,
допускающей их воспроизведение и распространение
с помощью технических средств;
2. Фонограммы, то есть любые исключительно
звуковые записи исполнителей или иных
звуков либо их отображений, за исключением
звуковой записи, включённой в аудиовизуальное
произведение;
3. Сообщения передач организаций эфирного
или кабельного вещания, в том числе передач,
созданных самой организацией эфирного
или кабельного вещания либо по её заказу
за счёт её средств другой организацией;
4. Базы данных в части их охраны от несанкционированного
извлечения и повторного использования
составляющих их содержание материалов;
5. Произведения науки, литературы и искусства,
обнародованные после их перехода в общественное
достояние, в части охраны прав публикаторов
таких произведений.
При регулировании
объектов смежных прав существенное значение
имеют нормы международного права, участницей
которых является РФ.
Для
возникновения и осуществления, смежных
прав не требуется соблюдения каких-либо
формальностей. Права исполнителей, производителей
фонограмм и вещательных организаций
не требуют ни регистрации, ни иного оформления.
Права исполнителей возникают с момента
исполнения, права производителей фонограммы
возникают с момента её записи, а права
вещательной организации – с момента
осуществления передачи.
Закон и
ГК РФ позволяют правообладателям при
нарушении их прав требовать возмещение
убытков, пресечение действий, нарушающих
права, выплату компенсации морального
вреда и т. д. Ст.49 Закона предусматривает
возможность предъявления обладателями
исключительных авторских и смежных прав
требования о выплате установленной законом
компенсации в размере от
10000 до 5 млн. руб., т. е., примерно от 350 до
170 тыс. долл. США.
V Правовое
регулирование социальной рекламы
Социальная реклама как некоммерческая
форма коммуникации призвана выражать
общественные и государственные интересы,
и содействовать достижению благотворительных
целей. Основным источником появления
социальной рекламы является общественная
жизнь, которая изобилует конфликтными
ситуациями и противостояниями на уровне
социальных групп и поэтому остро нуждается
в созидательных стимулах и процессах.
В России социальная
реклама вплоть до конца XX века не рассматривалась
как отдельный институт. В советском государстве
она выполняла пропагандистско-агитационную
функцию, затем, функцию пропаганды, информационно
–коммуникационную, имиджевую, воспитательную.
В современной России впервые законодательные
нормы о социальной рекламе закреплены
в Федеральном законе « О рекламе» от 18
мая 1995 года. Согласно статье 3 Федерального
закона « О рекламе» от 13 марта 1996 года
(далее Закон о рекламе) социальная реклама
– это информация, распространяемая
любыми способами, в любой форме и с использованием
любых средств, адресованная неопределённому
кругу лиц и направленная на достижение
благотворительных или иных общественно-полезных
целей, а также обеспечивающая интересы
государства.
Отечественное
законодательство рассматривает социальную
рекламу как самостоятельную разновидность
информации, а не разновидность рекламы.
Самостоятельность социальной рекламы
влечёт за собой особенность применения
норм о рекламе на практике. Например,
при определении объёмов рекламы, необходимо
учитывать, что в эти объёмы социальная
реклама не включается. В связи с особым
режимом социальной рекламы, некоторые
исследователи и практики указывают на
необходимость исключения норм о ней из
Закона о рекламе и принятия отдельного
закона о социальной рекламе.
Одной
из основных целей социальной рекламы
Законом называется благотворительность.
В соответствии с Федеральным законом
« О благотворитель-
ной деятельности и благотворительных
организациях» от 11 августа 1995 года
под благотворительной
Социальная
реклама признаётся Законом социально
значимой информацией, поэтому в Законе
о рекламе устанавливается обязательная
норма для рекламораспространителей в
размере 5 % - го годового объёма распространяемой
им рекламы для размещения социальной
рекламы. Под годовым объёмом распространяемой
рекламы понимается общее время рекламы,
распространяемой в теле – и радиопрограммах,
общую площадь печатного издания, общую
рекламную площадь рекламных конструкций.
Если ранее расчёт 5% - го лимита
социальной рекламы вёлся от стоимости
рекламных услуг, то теперь, после усовершенствования
законодательной базы, от их объёма.
Правовое регулирование
отношений, складывающихся по поводу социальной
рекламы, осуществляется в соответствии
со ст. 10 Закона о рекламе. В соответствии
с ним рекламодателями социальной рекламы
могут быть физические лица, юридические
лица, органы государственной власти,
иные государственные органы и органы
местного самоуправления, муниципальные
органы, не входящие в структуру местного
самоуправления. При этом органы государственной
власти органы местного самоуправления,
а также муниципальные органы, не входящие
в структуру местного самоуправления,
осуществляют размещение заказов на производство
и распространение социальной рекламы
в соответствии с Федеральным законом
« О размещении заказов на поставку товаров,
выполнении работ, оказании услуг для
государственных и муниципальных нужд»
- 2005 год. Заключение договора на распространение
социальной рекламы осуществляется в
порядке, установленном Гражданским Кодексом
РФ.
Это может быть договор подряда (обычно
заключается сторонами при создании социальной
рекламы) и договор возмездного оказания
услуг (заключается между распространителями
и заказчиками социальной рекламы). Так
же может быть смешанный договор на создание
и распространение социальной рекламы.
Безвозмездность осуществления деятельности
по производству и распространению социальной
рекламы является основой для отнесения
её к благотворительной, в соответствии
с положениями Федерального закона « О
благотворительной деятельности и благотворительных
организациях».
Законом
запрещается в социальной рекламе упоминать
о конкретных марках (моделях, артикулах)
товаров, товарных знаках, знаках обслуживания
и об иных средствах индивидуализации,
а так же о юридических и физических
лицах, за исключением упоминаний об органах
государственной власти, об их государственных
органах, об органах местного самоуправления,
о муниципальных органах, которые не входят
в структуру органов местного самоуправления,
и о спонсорах. В социальной рекламе, распространяемой
в радиопрограммах, продолжительность
упоминания о спонсорах не может превышать
три секунды. В социальной рекламе,
распространяемой в телепрограммах, при
кино - и видеообслуживании, - три секунды,
и такому упоминанию должно быть отведено
не более 7 % площади кадра, а в социальной
рекламе, распространяемой другими способами,
не более чем 5 % рекламной площади (пространства).
В случае превышения
объёма заказов на производство, размещение
и распространение социальной рекламы
над установленными для такой рекламы
лимитами эфирного времени, основной печатной
площади, объёма производства, размещения
и распространения, и при возникновении
споров, очерёдность производства, размещения
и распространения социальной рекламы
определяется в порядке получения рекламопроизводителем,
рекламораспространителем оферт рекламодателей.
Заключение
Охрана авторских и смежных прав представляет
собой комплекс правовых средств, которые
включают в себя совокупность международных
и национальных законодательных актов,
устанавливающих объекты, подлежащие
охране; Субъекты авторско – правовой
охраны и их правовой статус; сроки и условия
охраны; правовой механизм реализации
законодательства об авторско - право-вой
охране.
1. Гражданско – правовые способы защиты
распределяются в зависимости от того,
для защиты каких видов авторских и смежных
прав они могут применяться:
а) способы, которые могу применяться при
защите любых прав (признание права; восстановления
положения, существовавшего да нарушения
права; пресечение действий, нарушающих
право или создающих угрозу его нарушения;
признание сделки недействительной и
применения последствий её недействительности;
возмещение убытков; признание недействительным
акта государственного органа или органа
местного самоуправления);
б) способы, применяемые лишь для защиты
абсолютных прав (публикация решения суда
о допущенном нарушении, использование
технических средств защиты);
в) способы, применяемые только при нарушении
личных неимущественных авторских и смежных
прав ( компенсация морального вреда);
г) способы, которые могут применяться
лишь при защите исключительного права
( компенсация за нарушение исключительного
права; изъятие контрафактных материальных
носителей; изъятие оборудования; ликвидация
юридического лица; прекращение деятельности
индивидуального предпринимателя);
д) способы, применяемые лишь при защите
относительных авторских прав (присуждение
к исполнению обязательств в натуре, взыскание
процентов за пользование чужими денежными
средствами).
Пиратство в сфере
авторских и смежных прав наносит ущерб
не только авторам, исполнителям аудио
-, видео – компьютерной индустрии. Его
теневая природа способствует потерям
экономики в общем, а высокая рентабельность
привлекает тех, кто стремится им заниматься
и скрывать свои доходы. Отсутствие гарантированного
вознаграждения автора, исполнителя препятствует
развитию культуры, созданию новых произведений.
Регламентом Совета Европы предусмотрены
меры, направленные на запрещение свободного
распространения, экспорта и установления
режима временного запрета для поддельной
и пиратской продукции. Пиратскими, признаются
«товары, которые являются копиями или
содержат копии, изготовленные без согласия
владельцев авторских или смежных
прав, или владельца прав относительно
рисунка или модели, зарегистрированных
в соответствии с национальным правом».
Одно из Соглашений, заключённых в
рамках Мировой организации торговли,-
(соглашение о торговых аспектах прав
интеллектуальной собственности) относится
к товарам, которые нарушают авторские
права « любые товары, которые являются
копиями, сделанными без согласия правообладателя
или лица, надлежащим образом им уполномоченным,
в стране производства товара, и которое
прямо или опосредованно изготовлено
из любого изделия, если изготовление
такой копии стало нарушением авторских
и сопредельных прав в соответствии с
законодательством страны импортирования».
Таким образом, признаками пиратства являются
воспроизведение опубликованного
произведения или фонограммы любым способом
для публичного распространения без согласия
автора. Интернет - пиратство связано с
использованием глобальной сети не только
для незаконного копирования, но и для
незаконного распространения компьютерных
программ. Соответствующими положениями
Закона, под пиратство подпадает именно
контрафактные экземпляры произведений,
фонограмм, компьютерных программ, баз
данных и т. п. Запрет и борьба с пиратством
– это важное условие становления современного
института защиты авторских и смежных
прав.
Список
литературы
1. Близнец И.А. , Леонтьев К.Б. Авторское
право и смежное право. М., 2010.
2. Васильев Г.А., Поляков В.А. Основы рекламы.
М., 2006
3. Копылов В. А. Информационное право. М.,2004.
4. Копылов В.Е., Леонтьев К.Б.Авторское
право. М., 2007.
5. Козырев В.Е., Леонтьев К.Б. Авторское
право. Вводный курс М.,2007
6. Матвеев Ю.Г. Международная охрана авторских
прав. М.,1987.
7. Паршенцева Н. Социальная реклама. М.,2004.
8. Толкачёв А.Н. Реклама и рекламная деятельность
в России. М., 2008.
9. Феофанов Олег. Реклама. Новые технологии
в России. СПб., 2000.
10. Чернышёва С.А. Правоотношения в области
художественного творчества. М.,1979.