Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 07:20, автореферат
Актуальность темы диссертационного исследования. Актуальность проблем, связанных с созданием и распространением наружной рекламы в Российской Федерации, обусловлена современным уровнем развития рекламной инфраструктуры в целом, и наружной рекламы, в частности. Реклама, как социальное и экономическое явление, играет немалую роль в экономике современных государств. Некоторые авторы, анализируя иностранный опыт правового регулирования рекламы, высказывают мнение, что реклама является основной движущей силой, например, в американской экономике1. Учитывая интенсивное развитие рекламной отрасли, нельзя исключать, что в обозримом будущем индустрия рекламы будет занимать не менее важное место и в экономике России.
Методологическая основа исследования. В настоящей работе используются такие общенаучные методы исследования как системный, логический, диалектический, исторический, структурно-функциональный. Также в работе применены методы юридической науки – формально-юридический, сравнительно-правовой и метод правового моделирования.
Нормативную базу исследования составили Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Закон «О рекламе», а также иные федеральные законы и подзаконные правовые акты в сфере рекламы, нормативные правовые акты органов местного самоуправления. Кроме того, в работе использованы зарубежные нормативные источники Великобритании: Акт о городском и загородном планировании территории 1990 года, Правила городского и загородного планирования территории (контроль рекламы) 2007 года.
Эмпирическую базу диссертационного исследования составили постановления Конституционного Суда РФ, акты Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, а также практика арбитражных судов всех инстанций. В рамках работы над диссертацией автором было изучено более 300 судебных актов арбитражных судов по спорам в сфере рекламы. Из них более чем 70 актов относятся непосредственно к спорам о наружной рекламе. Также в работе рассматриваются некоторые постановления Европейского Суда по правам человека и решения Верховного Суда США.
Научная новизна диссертационного исследования. Настоящая работа является первым комплексным исследованием, посвященным проблемам правового регулирования наружной рекламы в России. Автором определены основные этапы деятельности по распространению наружной рекламы, а также рассмотрены элементы регулирования такой деятельности с точки зрения публично-правового и частно-правового аспектов. В диссертации сформулирован авторский подход к определению наружной рекламы, выделению ее видов, а также предложены способы усовершенствования методов регулирования отношений в сфере наружной рекламы.
Положения, выносимые на защиту.
а) распространение рекламной информации вне зданий, строений и сооружений;
б) стационарность размещения рекламной информации.
а) наружную рекламу, распространяемую с использованием рекламной конструкции;
б) наружную рекламу, распространяемую без использования рекламной конструкции.
В отношении наружной рекламы, распространяемой с использованием рекламных конструкций, в настоящее время обоснованно применяется разрешительный порядок установки рекламных конструкций, тогда как в отношении наружной рекламы, распространяемой без использования рекламных конструкций, следует установить уведомительный порядок размещения рекламных сообщений.
Договор на создание рекламного произведения носит смешанный характер и содержит в себе как признаки договора подряда, так и признаки договора об отчуждении исключительных прав на произведение. Существенными условиями такого договора являются:
После внедрения данной системы станет возможным установление обязательного членства в СРО для участников рынка наружной рекламы, что позволит в перспективе передать СРО часть контрольных государственных полномочий, обеспечив экономию финансовых и кадровых ресурсов со стороны государства.
В частности, к
полномочиям органов
Кроме того, сформулирована норма о порядке переоформления разрешения на рекламную конструкцию в случае перехода прав на нее к другому лицу. Предлагается также имплементировать данную норму в статью 19 Закона «О рекламе».
Сделаны предложения по совершенствованию законодательства об административных правонарушениях в сфере наружной рекламы. В частности предложено исключить из Кодекса РФ об административных правонарушениях часть 2 статьи 11.21, а также изменить размер ответственности за правонарушение, предусмотренное статьей 14.37.
Апробация результатов исследования. Диссертационная работа обсуждалась и проходила рецензирование на кафедре предпринимательского права Московской государственной юридической академии им О.Е. Кутафина. По теме диссертации опубликованы 4 статьи в научных и научно-практических периодических изданиях. Из них 2 статьи опубликованы в ведущем рецензируемом научном журнале, рекомендованном Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки РФ.
Некоторые выводы, сделанные в ходе работы над исследованием, были использованы автором в учебном процессе при проведении занятий по курсу «Предпринимательское право России» со студентами Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина.
Практическая значимость исследования заключается в том, что положения и выводы, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы в последующих научных работах по рекламе и наружной рекламе, данные положения также могут быть восприняты в рамках нормотворческого процесса в целях совершенствования правового регулирования и в рамках правоприменительной практики. Диссертация может использоваться в качестве научного материала в высших учебных заведениях при проведении занятий по курсу «Предпринимательское право России» или спецкурсу «Рекламное право».
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, объединяющих восемь параграфов, заключения и библиографии.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, рассматривается состояние научной разработанности темы, определяются объект, предмет, цель и задачи диссертационного исследования, его методология, раскрывается научная новизна проведенного исследования, формулируются основные положения, выносимые на защиту, а также приводятся данные об апробации результатов диссертационного исследования.
Первая глава «Общая характеристика правового регулирования наружной рекламы» состоит из трех параграфов.
В первом параграфе «Нормативное регулирование деятельности в сфере наружной рекламы» рассмотрен комплекс нормативных правовых актов, в соответствии с которыми осуществляется правовое регулирование отношений в сфере наружной рекламы. Диссертант приходит к выводу, что в настоящее время к основным регулятивным актам в данной сфере относятся федеральное законодательство и нормативные правовые акты органов местного самоуправления. При этом в силу законодательных норм регулирование на уровне субъектов РФ формально не допускается, несмотря на то, что такая потребность существует, поскольку муниципальные акты носят разрозненный и противоречивый характер.
Автором сделан вывод о том, что отношения, складывающиеся в области наружной рекламы, носят комплексный характер и требуют регулирования как нормами гражданско-правового, так и административного характера. Также выдвинуто предложение о наделении субъектов РФ отдельными полномочиями по регулированию отношений в сфере наружной рекламы.
Во втором параграфе «Понятие и признаки наружной рекламы» освещены основные подходы к определению понятия «реклама», а также критерии отнесения информации к рекламной, выработанные правоприменительной практикой. Кроме того, сделан вывод о том, что действующее законодательство не содержит определение понятия «наружная реклама» и тем самым формирует в практике подход, в соответствии с которым к наружной рекламе относятся только рекламные сообщения, распространяемые с использованием рекламных конструкций. Однако такой подход не соответствует существу отношений, складывающихся на рынке наружной рекламы. В этой связи автор приходит к выводу, что наружная реклама может распространяться и без использования рекламных конструкций. Исходя из признаков, которыми в действительности обладает наружная реклама, формулируется определение понятия наружной рекламы, в соответствии с которым под наружной рекламой следует понимать любую рекламу, стационарно (неподвижно) распространяемую вне зданий, строений и сооружений с использованием любых способов и средств.
Информация о работе Правовое регулирование наружной рекламы в РФ