Правовое регулирование отношений в области рекламы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 15:59, курсовая работа

Краткое описание

Происхождение слова «реклама», по мнению ученых, связано с латинским «reclamo», что в переводе означает «кричать», «выкрикивать». Слово «реклама» в общепринятом смысле начало употребляться относительно недавно — с середины XVII в. Произошло это в Англии, где с помощью данного термина книгопечатники извещали потребителей о предстоящих изданиях; позднее это стали делать и владельцы магазинов.
Подтверждением древности термина служит египетский папирус с объявлением о предстоящей продаже раба. Реклама в те времена была представлена преимущественно письменными и устными объявлениями, расхваливавшими тот или иной товар либо услугу.

Содержание

Введение 3
1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Понятие рекламы и общая характеристика рекламной деятельности 7
1.2. Правовое регулирование рекламной деятельности 13
2. Понятие и виды рекламы 17
3. Понятие и виды субъектов рекламных отношений 19
4. Требования, предъявляемые к рекламе 23
5. Понятие и виды ненадлежащей рекламы 31
6. Государственное регулирование рекламной деятельности 37
7. Заключение 41
8. Список использованной литературы 43

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа - Правовое регулирование отношений в области рекламы.doc

— 223.00 Кб (Скачать файл)

 рактеристик товара, работы, услуги), то второе связано с запретом на использование недобросовестных способов, направленных на опорочение конкурента, а также лиц, не пользующихся данным товаром, либо подачи самой рекламы в таком оформлении, которое приводит к смещению представлений потребителей о рекламируемом товаре с другими товарами (как правило, имеющими хорошую, устойчивую репутацию). Примером не соответствующих действительности сведений в отношении гарантийных обязательств может послужить указание рекламодателями заниженных гарантийных сроков на импортную технику против сроков иностранных фирм-изготовителей. Так, например, изготовителем телевизора «Сони» установлен гарантийный срок — два года, в то время как в рекламе указан один год. Следует при этом иметь в виду, что на основании Закона от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей » гарантийный срок устанавливается изготовителем, а не продавцом.

Недостоверная реклама по своим признакам схожа с рекламой недобросовестной, однако их выделение в самостоятельные виды рекламы вполне обоснованно. Недостоверная реклама есть сообщение лжи, а недобросовестная — лишь умолчание.

Недостоверной является реклама, в которой присутствуют не соответствующие действительности сведения относительно различных характеристик, свойств и качеств товара; наличия его на рынке; возможности доставки, гарантийного ремонта и др. Реклама будет считаться недостоверной, если в ней использованы термины в превосходной степени (самый, только, лучший, единственный), которые не могут быть подтверждены документально.

Неэтичная реклама - это реклама, содержащая любых видов информацию, которая нарушает общепринятые нормы гуманности и морали путем употребления оскорбительных слов, сравнений, образов в отношении расы, национальности, профессии, социальной категории, возрастной группы, пола, языка, религиозных, философских, политических и иных убеждений физических лиц. Неэтичной является реклама, которая порочит объекты искусства, составляющие национальное или мировое культурное достояние; государственные или религиозные символы, национальную валюту.

Заведомо ложной рекламой ст. 9 Закона о рекламе признается реклама, с помощью которой рекламодатель (рекламопроизводитель, рекламораспространитель) умышленно вводит в заблуждение потребителя рекламы. Данная реклама является особо тяжким видом недостоверной рекламы, так как предполагает умышленное введение в заблуждение потребителей. Заведомо ложной в такой рекламе может быть содержащаяся в ней информация как в целом, так и в определенной части. Мотивы и цели введения в заблуждение потребителя рекламы могут быть различными и для признания рекламы заведомо ложной значения не имеют. Для признания рекламы заведомо ложной не имеет значения наличие потерпевших от такой рекламы. Достаточно потенциальной возможности ввода в заблуждение потребителей рекламы.

За рубежом за заведомо ложную рекламу предусмотрены более суровые санкции, чем в нашем законодательстве.

Скрытая реклама (ст. 10 Закона о рекламе) - реклама, которая оказывает не осознаваемое потребителем воздействие на его восприятие. Такая информация может присутствовать в передачах и изданиях, которые официально рекламными не являются. Скрытая реклама может распространяться путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами

 Она нередко присутствует в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции, а также в иной информации, формально распространяемой не в рекламных целях. В литературе приводится классический пример скрытой рекламы — интервью в прямом эфире с известными людьми, во время которого артист, писатель, спортсмен вдруг красиво закуривает, ставит пачку определенных сигарет на стол перед собой либо демонстрирует определенную зажигалку и т.д.22

Скрытой рекламой, которая  оказывает не осознаваемое потребителем воздействие на его восприятие путем использования специальных видеовставок и иными способами, является реклама, влияющая на подсознание человека путем использования «25-го кадра». В кинофильм к двадцати четырем кадрам, проходящим в секунду, добавляют еще один с конкретной рекламой. Человеческий глаз не улавливает лишнего кадра, но подсознание срабатывает,

и посетители кинотеатров  готовы покупать тот или иной товар.

Особым образцом регулируется реклама алкогольных напитков, табака и табачных изделий, медикаментов, оружия. Так, например, не допускается реклама алкогольных напитков, табака и табачных изделий в телепрограммах. Реклама данной продукции, допускаемая другими способами, должна сопровождаться предупреждением о вреде курения.

Достаточно жесткие  запреты установлены при производстве, размещении и распространении рекламы с использованием образов несовершеннолетних. Данное обстоятельство обусловлено стремлением защитить несовершеннолетних от злоупотреблений их легковерностью и отсутствием у них жизненного опыта.

 

 

 

 

 

 

6. Государственное регулирование рекламной деятельности

 

Государственное регулирование  рекламной деятельности можно подразделить на нормативное и организационное.

Нормативное регулирование реализуется посредством установления в актах компетентных государственных органов правил осуществления рекламной деятельности и ответственности за нарушение этих правил.

Организационное регулирование осуществляется компетентными государственными органами. Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере рекламы (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа). Положение о Федеральной антимонопольной службе утверждено постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 331.

Полномочия антимонопольного органа в данной сфере определены ст. 26 Закона о рекламе. В частности, антимонопольный орган:

- предупреждает и пресекает  факты ненадлежащей рекламы;

- направляет субъектам  рекламной деятельности предписания  о прекращении нарушения законодательства о рекламе, об осуществлении контррекламы;

- предъявляет иски  в суды, арбитражные суды в связи с нарушением законодательства РФ о рекламе, о признании недействительными сделок, связанных с ненадлежащей рекламой.

В субъектах Российской Федерации создаются и действуют специальные органы, в функции которых входит управление рекламной деятельностью. В Москве создан Комитет рекламы, информации и оформления города Москвы1.

К функциям этого Комитета относятся:

- разработка нормативных  актов, направленных на регулирование деятельности в области наружной рекламы;

- формирование единого  городского рекламно-информационного пространства, разработка и ведение общегородского реестра рекламы;

- анализ состояния  и потребностей рынка рекламы;

- разработка и представление  на утверждение экономически обоснованных тарифов оплаты за использование рекламного пространства в Москве;

- контроль за соблюдением  правил размещения рекламы;

- руководство деятельностью ГУП Городская реклама и информация, ГУП Территориальные агентства по рекламному и информационно-художественному оформлению, координация деятельности коммерческих организаций в области рекламы;

- контроль за состоянием средств рекламы, их инвентаризация;

- проведение конкурсов  на право размещение рекламы  и др.

Постановлением Правительства  Москвы от 21 декабря 2004 г. № 895-ПП О мерах по развитию рекламы и информации в городе Москве Комитету рекламы, информации и оформления города Москвы предоставлено право:

- заключать с рекламораспространителями, имеющими краткосрочные договоры на размещение средств наружной рекламы и информации, долгосрочные договоры сроком до 31.12.2006;

- заключать с рекламораспространителями  по истечении срока долгосрочных договоров на размещение средств наружной рекламы и информации долгосрочные договоры сроком до 7 лет.

В целях организации  работы по оценке деятельности рекламораспространителей и вопросам, связанным с заключением долгосрочных договоров, данным Постановлением создана Комиссию при Правительстве Москвы по развитию рекламы и информации и утверждено Положение о ней23. В субъектах РФ создаются и действуют консультативно-совещательные коллегиальные органы, задачами которых являются выработка предложений по определению политики в области рекламы; разработка концепций развития индустрии рекламы; координация деятельности органов власти, местного самоуправления, хозяйствующих субъектов в сфере рекламы. В числе таких органов можно назвать Координационный Совет по делам наружной рекламы, информации и оформления территории Московской области при Правительстве Московской области24.

В составе единого  бюджета г. Москвы формируется Целевой бюджетный фонд рекламы и городской информации. Источниками его образования, в частности, являются: - плата за пользование рекламным пространством и за размещение средств наружной рекламы и информации в зонах особого городского значения за минусом средств, подлежащих перечислению в целевые бюджетные фонды развития территорий города Москвы по нормативам, утвержденным законом города о бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год;

- плата за пользование  рекламным пространством и за размещение средств наружной рекламы и информации в зонах общего городского значения за минусом средств, подлежащих перечислению в целевые бюджетные фонды развития территорий города Москвы по нормативам, утвержденным законом города о бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год;

- доходы от проведения  конкурсов и торгов на право размещения

средств наружной рекламы  и информации;

- доходы от использования  городских средств наружной рекламы и информации;

- доходы от предоставления  права долгосрочного размещения средств наружной рекламы и информации.

Главным распорядителем средств Фонда является Комитет рекламы, информации и оформления города Москвы.

Для предприятий московской промышленности установлена единая льгота по оплате за право размещения средств наружной рекламы в Москве в размере 50 процентов тарифной ставки. Кроме того, для них определена квота ежемесячного льготного размещения рекламной поддержки

2. Расходы на рекламу включаются в расходы, связанные с производством и реализацией. Согласно с п. 4 ст. 264 НК РФ, расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также на прочие виды рекламы, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем одного процента выручки, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.

Разработаны и утверждены тарифы за использование рекламного пространства в Москве, а также порядок распределения полученных по ним средств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            Заключение

 

Выше нами были рассмотрены  отдельные отношения, которые также возникают в области рекламы, но являются объектом регулирования норм конституционного, административного, уголовного и других видов законодательства. Там указывалось, что они являются не только, хотя и прежде всего, объектом регулирования гражданского законодательства, но определенная их часть выступает в качестве такового и по отношению к конституционному, административному, уголовному и другим видам законодательства, что позволяет нам говорить о комплексном характере правового регулирования отношений в области рекламы. В юридической литературе рассматривается необходимость унификации рекламного законодательства, т.е. сосредоточения всех правовых норм, регулирующих рекламную деятельность, в одном правовом акте. Данная проблема актуальна в свете задач кодификации отраслей российского законодательства путем создания отраслеобразующих сводных законодательных актов, не только регулирующих однородные общественные отношения, но и выступающих их связующим звеном. И тогда «каждый закон будет рассматриваться в связи со своей системой законоположений, как частное проявление тех общих идей и намерений законодателя, которые нашли свое воплощение в целой системе законодательства»

Таким образом, рекламные  данные как разновидность информационных данных относятся к числу объектов исключительных прав, условно именуемых интеллектуальной собственностью. Если говорить о рекламе как деятельности по распространению данных, то ее следует отнести к услугам — объектам обязательственных прав. Итак, согласно вышесказанному, реклама обладает следующими признаками:

это — информация или  способ информирования о физическом или юридическом лице, товарах, идеях, начинаниях (рекламная информация);

призвана формировать  или поддерживать интерес к этому  физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний; предназначена для неопределенного круга лиц, а в некоторых случаях — для конкретного лица; распространяется в любой форме, с помощью любых средств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              Список использованной литературы:

 

 

1. В.В. Гущин, Ю.А. Дмитриев «Российское предпринимательское право»: Учебник. — М.: Изд-во Эксмо, 2005. — 736 с. — (Российское юридическое образование).

2. Ершова, И.В. «Предпринимательское право»: учебник - Изд. 4-е, перераб. и доп. - М.: ИД Юриспруденция, 2006. - 560 с.

3. «Уголовный кодекс  РФ М.: Юрист. 2002.

4. «Вестник Мэрии Москвы», 2000 г. № 13. с изм. От 3 сентября 2002 г.

1 Горячева Ю.Ю. Разграничение рекламы и информации нерекламного характера / / Законодательство. 2000. № 5. С. 21

2 Васильев Г.А.,ПоляковВ.А. Основы рекламной деятельности: Учебное пособие для вузов. М., 2004. С. 116.

3 Иванов В.И. Указ. соч. С. 26. Краткий очерк и обзор законодательства. Кострома, 1998. С. 31.

 

4 Сравнительный анализ. Автореф. дисс. насоискание уч. степ. канд. юрид. наук. — М., 2002. С. 18.

5 СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3334

6 Головин А.Ю. Правовое регулирование рекламы в гражданском праве. Дисс. на соискание уч. степ. канд. юрид. наук. — М., 2002. С. 45 — 46.

7 Головин А.Ю. Там же. С. 49.

8 СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1918. Страунинг Э.Л. О платном характере рекламы и раскрытии в ней заказчика как признаках рекламы / / Право: теория и практика. 2003. № 12. С. 40.

 

9 СЗ РФ. 1995. № 30. Ст. 2864. С изм. от 18 июня, 14 и 30 декабря 2001 г., 20, 22 августа, 2 ноября 2004 г., 9 мая 2005 г.

10  Законы РСФСР от 22 марта 1991 г. о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках и от 27 декабря 1991 г. о средствах массовой информации; Закон РФ от 10 июня 1993 г. о сертификации продукции и услуг и др.

Информация о работе Правовое регулирование отношений в области рекламы