1. Правовое регулирование
рекламной деятельности Основным
законодательным актом, который
регулирует отношения, возникающие
в процессе производства, размещения
и распространения рекламы, является
Федеральный закон от 18 июля 1995 г.
№108-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе). До введения
в действие этого Закона нормы, регулирующие
рекламные отношения, были рассредоточены
в различных законодательных и подзаконных
актах которые зачастую противоречили
друг другу. Фрагментарность, отсутствие
системы в правовом регулировании данного
вида отношений, множество пробелов, в
первую очередь по вопросам ответственности,
– все это отрицательно влияло на этот
вид предпринимательской деятельности
и требовало принятия специального законодательного
акта. Действующий Закон о рекламе
ставит перед собой цели защитить субъектов
от недобросовестной конкуренции в области
рекламы, предотвратить появление ненадлежащей
рекламы или предотвратить негативные
последствия, которые могут быть ею вызваны.
Данный акт является комплексным, поскольку
регулирует совокупность отношений, связанных
с рекламной деятельностью. Так, Закон
о рекламе определяет само понятие рекламы;
понятие, права и обязанности субъектов
рекламных отношений; требования, предъявляемые
к рекламе, и ряд других вопросов. Комплексность
Закона о рекламе проявляется и в том,
что он регулирует отношения, возникающие
на товарном и финансовом рынках, а также
при оказании таких специфических услуг,
как банковские, страховые и т. п. Действие
рассматриваемого Закона о рекламе не
распространяется на политическую рекламу.
В соответствии со ст. 3 Закона о рекламе,
законодательство РФ о рекламе состоит
из данного Федерального закона и принятых
в соответствии с ним иных федеральных
законов. Отношения, возникающие в процессе
производства, размещения и распространения
рек ламы, могут регулироваться также
указами Президента РФ, нормативными правовыми
актами Правительства РФ и нормативными
правовыми актами федеральных органов
исполнительной власти, издаваемыми в
соответствии с данным Федеральным законом.
Помимо Закона о рекламе, правила производства,
размещения, распространения рекламы
отдельных видов товаров и услуг закреп
лены в соответствующих специальных законодательных
актах. В качестве примера приведем Федеральные
законы «О лекарственных средствах», «О
государственном регулировании производства
и оборота этилового спирта и алкогольной
продукции «О наркотических средствах
и психотропных веществах», «О безопасном
обращении с пестицидами и агрохимикатами»,
«О рынке ценных бумаг» и др. Среди подзаконных
актов нужно отметить Указ Президента
РФ от 10 июня 1994 г. З 1183 «О защите потребителей
от недобросовестной рекламы». Данный
акт содержит требования к рекламе финансовых
организаций, привлекающих средства граждан
и юридических лиц (банков, страховых и
инвестиционных организаций). Определенную
роль в регулировании рекламных отношений
играют акты федеральных органов исполнительной
власти. В качестве примера назовем Приказ
Министерства путей сообщения РФ от 15
мая 1999 г. З 26Ц которым установлены требования
к наружной рекламе, размещаемой на объектах
федерального железнодорожного транспорта.
Следует отметить, что содержащееся в
ст. З Закона о рекламе положение о федеральном
уровне регулирования отношений в сфере
рек ламы рассматривалось в Конституционном
Суде РФ. Поводом к рассмотрению дела явились
запросы Законодательного Собрания Омской
области и Московской городской думы.
В своих запросах стороны исходили из
того, что законодательство о рекламе
не упомянуто ни в ст. 71 Конституции РФ
(предметы ведения РФ), ни в ст. 72 (предметы
совместного ведения РФ и ее субъектов)
и, следовательно, рекламная деятельность
может регулироваться нормативными актами
субъектов РФ, а это не предусмотрено ст.
3 Закона о рекламе. В Постановлении от
4 марта 1997 г. 4-П Конституционный Суд РФ
указал, что рекламная деятельность является
объектом комплексного нормативного правового
регулирования. Если те или иные вопросы
рекламы выходят за рамки гражданско-правовых
отношений, не относятся к основам единого
рынка, т. е. не являются предметом ведения
Российской Федерации, субъекты РФ могут
осуществлять их законодательное регулирование
в рамках, определенных Конституцией РФ,
в том числе ее статьями 72, 73, 76 (части 2,
4—6). В силу положений ст. 130, 132 и 133 Конституции
РФ органы местного самоуправления вправе
самостоятельно решать вопросы местного
значения, связанные с особенностями распространения
наружной рекламы, поскольку они затрагивают
правомочия пользования, владения и распоряжения
муниципальной собственностью. Следует
отметить, что нормативными правовыми
актами субъектов РФ в основном регулируются
вопросы наружной рекламы и рек ламы на
транспортных средствах. Приведем некоторые
из этих актов: — Постановление Правительства
Москвы от 22 января 2002 г. № 41-ПП «О перспективах
развития и правилах размещения средств
наружной рекламы, информации и оформления
города», которым утверждены Правила размещения
средств наружной рекламы и информации
в Москве; — Постановление Правительства
Москвы от 21 мая 2002 г. № 378-ПП «О проведении
конкурсов на право размещения средств
рекламы в Московском метрополитене»
которым утверждено Положение о порядке
подготовки конкурсов на право размещения
средств рекламы в Московском метрополитене.
Международной торговой палатой в 1937 г.
был принят Международный кодекс рекламной
практики. Он пересматривался в 1949, 1955,
1966 и 1973 гг. Последняя редакция принята
2 декабря 1986 г. 47-й сессией Исполнительного
совета Международной торговой палаты.
В соответствии с положениями, указанными
во введении Кодекса, он является в первую
очередь средством самодисциплины, однако
он также предназначен для использования
судами в качестве справочного документа
в рамках соответствующего законодательства.
(Ст. 2 Федерального закона
«О рекламе») Исходя из данного
легального определения, реклама может
распространяться в устной или письменной
форме, с помощью рисунков, графиков и
т.п. В качестве средств распространения
рекламной информации применяются средства
массового распространения, транспортные
средства, средства стационарного территориального
размещения (стенды, световые табло) и
др. Целями распространения рекламы являются
формирование и поддержание интереса
к ней, что ведет к возникновению повышенного
интереса к товарам, идеям, начинаниям
и способствует их реализации.
Классификация видов
рекламы может быть проведена
по раз личным основаниям:
1) в зависимости от
вида рекламируемого товара выделяют
рек ламу алкогольных напитков,
табака и табачных изделий,
лекарственных средств и предметов
медицинского назначения, наркотических
средств и психотропных веществ, пестицидов
и агрохимикатов, иных видов товаров;
2) в зависимости от
вида рекламируемых услуг выделяют
рекламу страховых и инвестиционных
услуг, услуг банков, организаций,
участников рынка ценных бумаг
и других субъектов, оказывающих финансовые
услуги;
З) в зависимости
от способа распространения рекламы
можно говорить о рекламе в
радио- и телепрограммах, периодических
печатных изданиях, в кино- и видеообслуживании,
на транспортных средствах, почтовых
отправлениях. К данной группе можно отнести
и наружную рекламу, распространяемую
в городских и сельских по селениях, на
других территориях с помощью плакатов,
стендов, световых табло и иных технических
средств;
4) в зависимости от
целей, на достижение которых направлена
реклама, выделяют:
— политическую
рекламу — информацию, распространяемую
участниками избирательного процесса
о кандидатах на должность
Президента РФ, в депутаты и
т.п. с целью формирования общественного
мнения и достижения желаемого результата голосования;
— социальную
рекламу — рекламу общественных
и государственных интересов
в благотворительных целях;
— коммерческую
рекламу, цели распространения
которой указаны в понятии
рекламы, приведенном в Законе
о рекламе;
5) в зависимости от субъектов, к которым обращена
рекламная информация, особо можно говорить
о рекламе, адресованной несовершеннолетним.
Приведенная
классификация имеет теоретическое
и практическое значение. В законодательстве
о рекламе содержатся специальные
требования, предъявляемые к рекламе различных
видов, и нор мы, направленные на защиту
интересов субъектов (например, несовершеннолетних).
З. Понятие и
виды субъектов рекламных отношений
В первую
очередь к субъектам рекламных
отношений необходимо отнести
непосредственных участников рекламной
деятельности.
По осуществляемым
функциям выделяют следующих
субъектов рекламной деятельности:
рекламодатель, рекламопроизводитель,
рекламораспространитель.
Рекламодатель
– лицо, юридическое или физическое,
являющееся источником рекламной информации
для производства, размещения, последующего
распространения рекламы.
Рекламопроизводитель
– лицо, юридическое или физическое,
осуществляющее полное или частичное
приведение рекламной информации
к готовой для распространения
форме.
Рекламораспространитель
– лицо, осуществляющее размещение
и (или) распространение рекламной
информации путем пре доставления
и (или) использования имущества,
в том числе технических средств
радиовещания, телевизионного вещания,
а также каналов связи, эфирного времени, и иными способами.
(Ст. 2 Федерального
закона «О рекламе»)
Отношения,
возникающие между субъектами
при производстве, размещении и
распространении рекламы, регулируются
Законом о рекламе (в частности,
гл. З содержит права и обязанности рекламодателей, рекламопроизводителей
и рекламораспространителей) и договором.
Функции одного или нескольких участников
рекламной деятельности могут совпадать
в одном лице. Впрочем, целесообразность
такого совпадения в условиях жесткой
конкуренции рекламного бизнеса представляется
весьма сомнительной.
Среди обозначенных
в Законе о рекламе прав
и обязанностей участников рекламного
процесса назовем следующие.
Рекламодатель,
рекламопроизводитель и рекламораспространитель
обязаны хранить материалы или
их копии, содержащие рекламу, в
течение одного года со дня последнего
распространения рекламы. Данные субъекты
обязаны предоставлять органам исполнительной
власти, на которые возложен контроль
за соблюдением законодательства о рекламе,
информацию, необходимую для осуществления
предусмотренных Законом о рекламе полномочий.
Рекламопроизводитель
и рекламораспространитель вправе
требовать, а рекламодатель в
этом случае обязан предоставить
доку ментальные подтверждения
достоверности рекламной информации;
лицензию или ее копию, если деятельность
рекламодателя подле жит лицензированию.
Рекламопроизводитель
обязан своевременно информировать
рекламодателя о том, что соблюдение
требований последнего может
привести к нарушению законодательства
РФ о рекламе. Если рекламодатель не изменит свое требование
к рекламе, рекламопроизводитель вправе
расторгнуть договор и потребовать полного
возмещения убытков, если договором не
предусмотрено иное.
В роли
рекламодателей, рекламопроизводителей
и рекламораспространителей могут
выступать юридические лица и
физические лица — индивидуальные предприниматели,
поскольку на объявления физических лиц,
не связанные с осуществлением предпринимательской
деятельности, действие указанного Закона
о рекламе не распространяется. Субъектами,
производящими, размещающими или распространяющими
рекламу на территории Российской Феде
рации, могут быть и иностранные юридические
лица; иностранные граждане, лица без гражданства,
зарегистрированные в качестве индивидуальных
предпринимателей.
Особым образом Закон о рекламе регулирует
вопросы спонсорства и связанное с этим
правовое положение субъектов. В соответствии
со ст. 19 Закона о рекламе, под спонсорством
понимается осуществление юридическим
или физическим лицом (спонсором) вклада
(в виде предоставления имущества, результатов
интеллектуальной деятельности, оказания
услуг, проведения работ) в деятельность
другого юридического или физического
лица (спонсируемого) на условиях распространения
спонсируемым рекламы о спонсоре, его
товарах.
Спонсорский
вклад признается платой за рекламу,
а спонсор и спонсируемый — соответственно
рекламодателем и рекламораспространителем.
При этом установлено, что спонсор не вправе
вмешиваться в деятельность спонсируемого.
Закон о
рекламе называет еще одного
субъекта данной сферы отношений, роль которого
чаще всего является пассивной. Речь идет
о потребителях рекламы, т. е. о юридических
или физических лицах, до сведения которых
доводится или может быть доведена реклама,
следствием чего является или может являться
соответствующее воздействие рекламы
на них. Пассивное поведение данных субъектов
может превратиться в активное при нарушении
их прав распространением ненадлежащей
рекламы. Лица, права и интересы которых
нарушены в таких случаях, могут обратиться
с соответствующими исковыми требованиями
в суд.
В качестве
субъектов рассматриваемых рекламных
отношений выступают создаваемые
в субъектах РФ государственные
унитарные предприятия, наделяемые
специальными полномочиями в
рассматриваемой сфере. Так, в
Москве действуют государственные унитарные предприятия
«Городская реклама и информация» и «Реклама
и информация на транспорте». Данные предприятия
выполняют посреднические и управленческие
функции в рассматриваемой сфере. Так,
ГУП «Реклама и информация на транспорте»:
— участвует в проведении инвентаризации,
ведении реестра средств рекламы на транспорте;
— участвует в разработке
правил размещения рекламы на
транс порте, тарифов за использование
рекламного пространства и размещение
средств рекламы;
— содействует в
оформлении разрешительной документации
на размещение средств рекламы и информации
на транспорте, а также в оформлении всех
необходимых согласований с городскими
службами;
— выступает участником
трехстороннего договора (наряду
с рекламодателем и Комитетом
рекламы, информации и оформления города
Москвы), оказывающим от имени транспортного
предприятия – балансодержателя транспортного
средства услугу по распространению рекламы
и информации в течение срока действия
договора и услугу по производству, размещению
и демонтажу по окончании срока проката
рекламы на транспортном средстве городского
пассажирского наземного транспорта.
Участниками рекламных
отношений являются также специально
создаваемые государственные органы
и государственные органы, наделенные
функциями регулирования и контроля
за осуществлением рекламной деятельности.
4. Требования, предъявляемые
к рекламе
Все требования к
рекламе могут быть разделены
на общие и специальные. Общие
требования предъявляются к рекламе
всех видов. Специальные относятся
к рекламе:
— распространяемой
с помощью специальных средств
– радио- и телевещания, в
периодических печатных изданиях,
в кино- и видео обслуживании,
на транспортных средствах и
почтовых отправлениях;
— распространяемой
в городских, сельских поселениях
и на других территориях, т. е. наружной
рекламе;
— отдельных видов
товаров – алкогольных напитков,
табака и табачных изделий;
лекарственных средств, изделий
медицинского на значения, медицинской
техники; оружия;
— отдельных видов
услуг – финансовых, страховых,
инвестиционных и др.;