Радиокоммуникация: специфика, выразительные средства и жанры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 19:49, реферат

Краткое описание

Каким же образом радио удается сохранить свою привлекательность в действительно очень трудных для него условиях жесточайшей конкурентной борьбы за внимание аудитории? Здесь правомерно выделить три природных свойства радиовещания, обусловливающих его жизнеспособность.

Содержание

Введение
Специфика
Выразительные средства
Жанры
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат реклама - копия.docx

— 23.99 Кб (Скачать файл)

Государственное образовательное  учреждение высшего

профессионального образования

«Удмуртский государственный  университет»

Институт экономики и  управления

 

Кафедра международных экономических  отношений и

права

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

По курсу «Рекламная деятельность»

на тему:

«Радиокоммуникация: специфика, выразительные средства и жанры»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ижевск, 2013

Содержание 

Введение

Специфика

Выразительные средства

Жанры

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Каким же образом радио  удается сохранить свою привлекательность  в действительно очень трудных  для него условиях жесточайшей конкурентной борьбы за внимание аудитории? Здесь  правомерно выделить три природных  свойства радиовещания, обусловливающих  его жизнеспособность.

1. В структуре современных  СМИ радио остается наиболее  оперативным. Ни телевидение,  ни кинематограф даже на рубеже XXI века не обладают техникой, позволяющей без предварительной подготовки выходить в эфир из любой точки земного шара с рассказом о событии и явлении любого характера уже в момент начала этого события. Соответственно это обстоятельство облегчает приглашение к микрофону в качестве комментаторов наиболее актуальных и социально значимых фактов и явлений представителей общественности, государственных деятелей, авторитетных людей во всех областях знаний и, конечно же, самих участников событий. Во всем этом, как показывает мировая практика вещания, включая и российскую, радио уверенно опережает и прессу, и телевидение.

2. Из всех СМИ радио  является самым удобным («неприхотливым»,  «комфортным») для восприятия аудиторией. Слушание радио, как правило,  не требует отказа от повседневных  дел, его можно совместить и  с производственной занятостью, и с бытовыми реалиями (уборкой  квартиры, хозяйственными делами  и т.п.). Колоссальную часть аудитории  радио во всех направлениях  вещания – от музыкальных программ, новостных выпусков до передач литературно-драматических композиций и «радиокниг»– составляют автомобилисты за рулем и их пассажиры. Более того, разнообразие интересов именно этой части аудитории стимулировало значительное расширение жанрово-тематических параметров вещания (что в свою очередь способствовало увеличению числа современных форматов радиостанций, а также увеличению количества самих станций, более четкой их адресной и содержательной направленности и дифференциации).

3. Радиовещание оказывает  несомненное психологическое влияние  на людей. В системе СМИ радио,  ориентированное прежде всего  на слуховое восприятие, воздействует  более других на воображение  человека. На это обращают внимание  многие современные физиологи  вслед за великими русскими  учеными И.М. Сеченовым и И.  П. Павловым. Еще до появления  радио было доказано, что человек  в меру своих возможностей  и развития ассоциативного мышления  пытается перевести звуковые  впечатления в зрительные. Процесс этот неизбежен, он не зависит от желания человека, ибо выражает объективную закономерность природы восприятия окружающего мира.

Радио возбуждает фантазию, стимулирует чувства и тем  самым дает работу и мышлению, и  неосознанным эмоциям. Иначе говоря, оно помогает человеку выйти из той  эмоциональной «стабильности», в  которую приводят его бесконечно повторяющиеся, постоянно дублирующие  друг друга служебные, рабочие и  бытовые обстоятельства, условия  среды, регламентирующие развитие личности.

Радио высвобождает воображение  и определенным образом компенсирует тот эмоциональный и мыслительный застой, те навыки автоматизма в  поведении и реакциях, которые  выработаны привычным жизненным  опытом.

К этому следует добавить и повторяемость всевозможных стрессов, которые человек получает на работе, в быту, в обстоятельствах жизни  большого города. Эти стрессы, как  утверждают психологи, также полностью  подчиняют себе мышление и эмоции.

Что же происходит с индивидуумом?

До предела «загруженный»  проблемами напряженного производственного  дня, окунувшись в агрессивную по отношению к отдельной личности общественную среду в дороге, человек  и дома не всегда может избежать разнообразных хлопот и тревог. Наконец  вечером он садится к телевизору и... получает с огромной экспрессией  отобранные и продемонстрированные слепки (копии, аналоги) тех самых  стрессовых фактов, ситуаций и обстоятельств, которые сопровождали его в течение  дня. Причем получает он их с высокой  точностью и большой выразительностью: в цвете, со стереофоническим звуком, в быстром клиповом ритме, а в  перспективе – и в объемном (стереоскопическом) изображении. Восприятие такого человека оказывается явно перегруженным, фантазия – задавленной, воображение – отключенным. Между тем нормальный организм требует эмоционального равновесия, которое в определенной мере и способно создать прослушивание радиопередач. Социопсихологи утверждают, что даже самая трагическая информация воспринимается с меньшим нервным напряжением по радио, чем с экрана телевизора, ибо в этом случае срабатывает механизм психологической защиты, который есть у каждого индивидуума.

Таковы основные свойства радио, позволяющие ему успешно  взаимодействовать (при хорошем  организационном уровне) с телевидением, сохраняя при этом неповторимые методы и формы воздействия на аудиторию, а также интерес слушателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выразительные средства

Эффективность радиопередачи, мера ее воздействия на аудиторию  находятся в прямой зависимости  от точности и мастерства в выборе комплекса выразительных средств, накопленных в арсенале радиожурналистики. Успех человека у микрофона зависит  не только от того, как логично, умно и аналитично он рассказывает о событии  или об окружающем мире, но в равной степени и от того, насколько эмоциональным  будет его эфирное повествование, в какой степени затронет он и  разум, и чувства слушателя. Это  касается всех видов журналистики – и прессы, и электронных СМИ, но для радиовещания является непременным условием его существования. В силу самой своей природы радио тяготеет к образному общению со слушателем, ибо, как мы уже говорили, звуком побуждает активную деятельность человеческого воображения.

В связи с этим вполне естественно возникает вопрос о  самом понятии «звуковой образ». Опираясь на многолетнюю и разностороннюю практику вещания, можно сформулировать такое его определение: звуковой образ – это совокупность звуковых элементов (речи, музыки и шумов), создающих у слушателя посредством ассоциаций представление (в обобщенном виде) о материальном объекте, жизненном событии, характере человека.

Итак, совокупность элементов, равно значимых, равно важных. Поиск  оптимального их сочетания в каждом конкретном случае и составляет суть творчества радиожурналиста, стремящегося достичь наиболее доходчивой и выразительной  формы для передачи своих мыслей и жизненных наблюдений. Собственно говоря, здесь как раз и обретает он индивидуальность, вырабатывает неповторимый или, напротив, стандартный профессиональный почерк.

В практике вещания прослеживаются разные тенденции в отношении  к звуковому образу, в том числе  и к его упрощению, к «скупости  красок», доходящей порой до полного  отказа от всех выразительных средств, кроме слова. Появлялись даже попытки  подвести теоретическую базу под  это явление, когда любое проявление индивидуальности журналиста или диктора  у микрофона, любое его стремление придать радиосообщению эмоциональную  окраску расценивалось как подрыв авторитета официального органа пропаганды: «Радио ведь не ваше, а государственное».

Один известный режиссер и теоретик радио утверждал, что  звучание музыки в общественно-политической программе не должно занимать более 15–20 секунд, «дабы не дискредитировать содержание». Невольно вспоминается директива  многолетней давности, которая категорически  требовала не допускать женщин к  чтению радиогазеты и других политических материалов, поскольку женские голоса «не гармонируют с голосами чтецов и содержанием газеты». Исключение допускалось для «чтицы, у которой  голос похож на мужской».

Борьба с монотонностью  радиосообщений, с «единообразием»  передач была и остается одним  из основных стимуляторов развития радио  как средства массовой информации. Уже на заре массового вещания  при чтении довольно невыразительной  рекламы дикторы стремились вносить  в нее элементы театрализации: разыгрывали  текст между собой (по образцу, как  писали безо всякой иронии тогдашние  критики, клоунов Бима и Бома). В 30-е  годы на страницах журнала «Говорит СССР» проходила длительная дискуссия  о том, как «драматургией и  монтажом сообщений» сделать выпуски  «Последних известий» и радиогазет наиболее выразительными и доходчивыми.

Познание возможностей радио  как системы образного общения  с аудиторией началось с обыкновенного  деления «на голоса». Затем в  ткань передачи стали вводить  музыку и шумы. Следующий этап – усложнение драматической композиции, соединение в определенных пропорциях элементов различных жанров, относящихся к документальному и художественному видам вещания, становление радиорежиссуры как профессии. Вот путь формирования звукового образа.

Отметим любопытный факт: профессиональная терминология радио полностью заимствована у театра и кинематографа, хотя первому  из них уже тысячи лет, а второй– ровесник радио. Случайно ли это совпадение в терминах? Не является ли оно естественным, логически обоснованным выражением не соседства, а органического родства вышеназванных видов искусства и СМИ? «Надо к вне представления на сцене слагать фабулу так, чтобы всякий, слушающий о происходящих событиях, содрогался и чувствовал сострадание по мере того, как разворачиваются события». Не правда ли, как точно обозначены принципы искусства звуковых образов? А ведь это Аристотель, начало 14-й главы его «Поэтики».

В любом материале, в том  числе и информационно-хроникальном, автор стремится найти свой сюжетный ход, выстроить выгодную композицию материала, определить эффектный момент для кульминации – словом, следует тем самым законам воздействия на ум и чувства человека, которые были сформулированы как основы драматического искусства еще древнегреческим философом.

Выразительные средства радиожурналистики  составляют две группы, находящиеся  в неразрывной связи друг с  другом.

К первой группе, стабильной, не подверженной количественным изменениям, относится тот исходный звуковой «материал», которым оперирует радиожурналист: это четыре элемента – слово (речь), музыка, шумы (реальные, жизненные или студийные, т.е. имитированные при помощи различных бытовых приспособлений) идокументальные записи, сделанные вне студии. Эти записи в свою очередь также включают в себя речь, музыку и различные звуки (шумы), но в отличие от первых в отдельную передачу они чаще всего могут превратиться или в комплексе, или в сочетании с записанными в студии речевыми комментариями.

Эти четыре элемента системы  мы называем природными, или формообразующими. Они неизменны, стабильны, их природа не подвластна субъективному воздействию радиожурналиста.

Вторая группа, напротив, мобильна, ибо находится в полной зависимости от воли и субъективных творческих потребностей автора радиосообщения. Поэтому входящие в нее выразительные  средства радиожурналистики мы называем техническими, или стилеобразующими. К ним относятся монтаж, голосовой грим, звуковая мизансцена, ряд технических способов звукообразования (реверберация и т.п.) и др.

По мере развития радиотехники и изменений в технологии производства радиосообщений, а также в зависимости  от творческой фантазии авторов радиосообщений число стилеобразующих выразительных  средств, безусловно, будет изменяться: увеличиваться (благодаря техническому прогрессу) или уменьшаться (в соответствии с реальными функциональными  потребностями вещания конкретной станции или личными вкусами  автора).

Рассмотрим более подробно каждое из выразительных средств.

 

 

 

 

 

 

 

http://evartist.narod.ru/text5/48.htm

 

http://evartist.narod.ru/text5/49.htm

Жанры

дифференциация жанров зависит  от дифференциации целей публицистических выступлений, весь спектр которых направлен  на расширение диапазона воздействия  на аудиторию. Назначение жанров определяет три основных способа отображения  действительности журналистикой:

– сообщение фактов;

– интерпретацию фактов и событий;

– образно-публицистическое раскрытие фактов и событий.

Эти способы отображения  образуют соответственно три относительно устойчивые группы жанров радиожурналистики.

I. Информационные: радиосообщение (заметка), интервью, репортаж, радиоотчет, обзор печати.

II. Аналитические: корреспонденция, комментарий, беседа, обозрение.

III. Документально-художественные (иногда их называют художественно-публицистическими): радиоочерк, радиорассказ, радиофельетон, доку-драма и радиокомпозиция.

Информация о работе Радиокоммуникация: специфика, выразительные средства и жанры