Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 20:20, доклад
Из истории СМИ 26 февраля 1845 П.А Клейнмихель обратился к Николаю I с просьбой о том, чтоб ни одна газета или какая-либо публикация не могла выйти в свет не будучи прочитанной графом Клейнмихелем и не получа его одобрения. Николай I удовлетворил прошение графа.
С тех пор ни одно произведение литературного искусства не могло выйти в свет без предварительной цензуры, что, конечно, очень затрудняло появление новейших литературных произведений, но с другой стороны оберегало умы читателей от революционных идей. С этих самых пор власть и СМИ не могут найти общий язык по многим вопросам.
Средствами массовой информации называют средства создания, тиражирования и распространения информационных сообщений в массовой аудитории (нередко говорят средства массовой коммуникации). К ним относят периодические печатные издания (прессу — газеты, журналы), средства передачи звуковой (радио) и аудиовизуальной (телевидение) информации.
Сми и власть вполне могут работать вместе
Из истории СМИ 26 февраля 1845 П.А Клейнмихель обратился к Николаю I с просьбой о том, чтоб ни одна газета или какая-либо публикация не могла выйти в свет не будучи прочитанной графом Клейнмихелем и не получа его одобрения. Николай I удовлетворил прошение графа.
С тех пор ни одно произведение литературного искусства не могло выйти в свет без предварительной цензуры, что, конечно, очень затрудняло появление новейших литературных произведений, но с другой стороны оберегало умы читателей от революционных идей. С этих самых пор власть и СМИ не могут найти общий язык по многим вопросам.
Средствами массовой информации называют средства создания, тиражирования и распространения информационных сообщений в массовой аудитории (нередко говорят средства массовой коммуникации). К ним относят периодические печатные издания (прессу — газеты, журналы), средства передачи звуковой (радио) и аудиовизуальной (телевидение) информации.
В политологии средства массовой информации определяются как совокупность каналов распространения информации, адресованной неограниченному кругу лиц, социальных групп, государств, с целью оперативного информирования их относительно событий и явлений в мире, конкретной стране, определенном регионе, а также для выполнения специфических социальных функций.
Современную политическую жизнь невозможно представить без прессы, радио, телевидения. Роль СМИ в политике проявляется прежде всего в их функциях. Общей для всех СМИ является информационная функция, которая состоит в сообщении о наиболее значительных событиях. Специфические функции включают выбор и комментирование информации, ее оценку. На этой основе осуществляются и другие функции. Функция политической социализации заключается в приобщении людей к политическим ценностям, нормам, образцам поведения. Функция критики и контроля позволяет гражданам анализировать и оценивать деятельность органов власти. Еще одна функция — представление различных общественных интересов, мнений, взглядов на политику. С этим также связана функция формирования общественного мнения. А функция мобилизационная выражается в побуждении людей к определенным политическим действиям.
Будучи инструментом управления поведением людей и контроля над действиями власти, институт СМИ является частью современного механизма функционирования власти в обществе, занимает значительное место в его политической системе. Развитие новых информационных технологий (спутниковое вещание,Интернет) открыло возможность создания всемирного единого информационного пространства.
В демократических государствах различные газеты, радиостанции, телевещательные корпорации имеют разных собственников, среди них и государство, и частные компании, и общественно-политические организации. Государство не только учреждает собственные СМИ, создает свои пресс-центры, но и устанавливает законы, гарантирующие свободу информации, защищающие ее от злоупотреблений. Негосударственные СМИ являются важной частью гражданского общества. Они обычно имеют различную идейно-политическую ориентацию. Прежде всего через них проявляет себя общественное мнение, а политическая оппозиция имеет возможность критиковать политику властей и излагать альтернативные программы.
В авторитарных государствах СМИ, как правило, находятся под полным государственным контролем. Они используются как инструмент пропаганды. Государство осуществляет жесткую цензуру.
В современном обществе никакая общественно-политическая организация и ни один политический деятель не могут быть успешными в публичной политике без доступа к СМИ.
Политическая информация охватывает
не только текущие события, но и прошлое.
Так, на федеральных каналах
Главным субъектом воздействия
на СМИ является государство, система
органов власти. Государство через
различные институты власти и
управления определяет статус и нормы
деятельности СМИ, через принятие законов
парламентом страны, постановления
правительства, Указы Президента. Этими
актами, например, запрещается пропаганда
насилия, призыв к свержению существующего
конституционного строя и т.д. То
есть СМИ не могут выступать против
основных целей и интересов
СМИ испытывают направляющее воздействие и других субъектов политики, таких как политические партии, общественные организации, отдельные политические группировки внутри правящей элиты и органов военного управления. Они стремятся использовать СМИ для реализации своих интересов.
С другой стороны, СМИ, будучи системой,
управляемой со стороны политики,
оказывают на неё обратное влияние.
В современных условиях это влияние
настолько велико, что СМИ характеризуются
не иначе, как «четвертая власть» (на
ряду с законодательной, исполнительной
и судебной). Конечно, такая характеристика
условна, ибо СМИ не обладают атрибутами
власти; их идеи, рекомендации необязательны
к выполнению гражданами России. Они «властвуют»
над умами людей, влияют на настроение
и поведение широких масс населения, а
тем самым и на политические процессы,
политику в целом. Сегодня не возможно
представить политическую деятельность
без прессы, радио и телевидения. Они вторгаются
во все сферы деятельности политического
руководства страны. СМИ способны служить
различным политическим целям: от поддержки
политической власти до дезинформации
населения в угоду каких – то оппозиционных
групп. Поэтому в обществе, как правило,
ведется открытая или подспудная борьба
между различными политическими силами
за влияние на отдельные печатные и электронные
СМИ, привлечение их на свою сторону и
использование в своих интересах, как
политических, так и экономических, идейных
и других.
Начнем с того момента, когда идет
формирование органов власти, изменение
их персонального состава в ходе
избирательной компании. В странах
Запада, а теперь и в России, ни
одни президентские или
. Главное – создать
у избирателей нужное
Но вот органы власти избраны. Они
начинают управлять обществом. Во взаимодействии
политики и СМИ открывается новое
направление – СМИ доступными
им методами изучают общественное мнение
по отношению к новому персональному
составу органов власти, рейтинг
высших должностных лиц в государстве,
в целом состояние политических
отношений в обществе.
Одним из главных методов
выявления общественного мнения
по тому или иному вопросу является
опрос. Эта проблема может ставиться
перед СМИ политическим руководством
как «социальный» заказ, но предмет
опроса может инициироваться и самими
СМИ (телеканалом, радиокомпанией, газетой).
Опросы общественного мнения являются
средством политической разведки, выявление
позиций какой-то группы населения
по проблемам политического
Результаты опросов
И еще одно важное направление,
на котором тесно взаимодействуют
политика и СМИ. Это пропаганда через
печать, телевидение, радио решений
высшего политического
Особенно велика роль СМИ в переходные периоды общественного развития, поскольку без их активной деятельности невозможно изменить политическое сознание, ценностные ориентации и цели широких слоев населения и добиться массовой поддержки политики социальных преобразований.
В демократических обществах, в том числе
сегодня и в нашей стране, СМИ, в определенной
степени свободные от государственного
диктата, нередко подвергают критике некоторые
меры правительства, снижающие материальный
уровень жизни людей, ограничивающие их
права и свободы. В этих действиях СМИ
также просматривается политика – интересы
определенных, оппозиционно настроенных
политических сил, олигархических группировок,
политических партий и движений, которые
имеют доступ к СМИ, возможность влиять
на содержание их материалов. Это происходит,
как правило, через материально – экономические
рычаги – финансирование некоторых СМИ,
назначение высокой платы журналистам,
редакторам и прочие меры. И как следствие,
отдельные печатные издания, теле и радиоканалы
становятся оппозиционными по отношению
к существующей власти.
Таким образом, взаимодействие политики и СМИ представляет собой важное звено функционирования политической системы общества.
СМИ обладают большими возможностями
активного влияния не только на восприятие
гражданами отдельных политических
явлений и событий, но и на их отношения
к политике целом. Как политическая
пассивность населения в каком-
Я считаю, что СМИ и государство находятся в прямой зависимости друг от друга. Государство определяет статус и нормы СМИ. СМИ же могут изменять ход развития политической жизни и являются одним из инструментов управления общество, поэтому они должны работать вместе.
Информация о работе Сми и власть вполне могут работать вместе