Феномен блогеров как альтернативных журналистов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 03:25, курсовая работа

Краткое описание

Газетам, радиостанциям и телевидению, с приходом интернета пришлось потесниться и привыкать существовать в условиях новой информационной реальности. Разумеется, они приспосабливаются и берут на вооружение современные технологии, осваивают виртуальное пространство и стараются занять в нём свою нишу. Сегодня каждый телеканал, радиостанция и любое периодическое издание имеет свой сайт или даже информационный портал, на котором публикуются новости, создаются архивы, проводятся он-лайн трансляции. Но не всё заканчивается только созданием и сопровождением сайта, постепенно приоритет в распространении и тиражировании новостей переходит к так называемой «народной журналистике».

Содержание

Задание на курсовое проектирование……………………………………… ..3
Реферат……………………………………………………….………................4
Нормативные ссылки………………………………………………………….5
Введение……………………………………………………………………… .6
1. Блог как вид альтернативной журналистики…………………………..10
1.1 Определение понятий «блог», «блогосфера», «блогер». Основные
виды блогов……………………………………………………………………10
1.2 Зарождение и развитие блогосферы……………………….……………20
1.3 Блогеры - любители или журналисты?....................................................26 2. Анализ блога А.А. Навального в «Живом Журнале»..…………… ….35
2.1 Феномен Навального как «Правдоруба» в Рунете……………………..35
2.2 Анализ влияния блога Навального на общественность………………..41
Заключение…………………………………………………………………….46
Список используемых источников…………………………………………..47

Вложенные файлы: 1 файл

!КУРСАЧ.doc

— 270.00 Кб (Скачать файл)

           Навальный не похож на типичного  российского диссидента, к которому  привык Запад – такому, как  Гарри Каспаров, например. Он националист, он помогал создавать движение  «Народ», спасающее «русскую цивилизацию». Он хочет ограничить иммиграцию  и дотации проблематичному Северному Кавказу.

Смесь национализма и борьбы с коррупцией очень популярна. «Сегодня ты политик, если занят политикой, чем я и занимаюсь ежедневно в своем блоге и своими дебатами». На сегодняшний момент интернет является единственной платформой, свободной от цензуры. «Я наслаждаюсь своими 15 минутами славы, как это назвал Энди Уорхол. Но я знаю, что эти 15 минут не продлятся долго», - заключает Навальный.

        В рунете не перестает расти армия фанатов Алексея Навального - блогера, который остро пишет о коррумпированных чиновниках и компаниях и ведет с ними судебные войны. Правящая "Единая Россия" с его легкой руки обзавелась неприятным прозвищем "партия жуликов и воров", и оно к ней прилипло, утверждает зарубежная пресса. Теперь в России модно занимать антиправительственную позицию.

Около трех месяцев назад правящая партия "Единая Россия" обзавелась неприятным прозвищем "партия жуликов и воров", и оно к ней прилипло, утверждает The Global Post. Это выражение впервые произнес борец с коррупцией и блогер-суперзвезда Алексей Навальный в радиоинтервью, и оно получило резонанс в стране, которой все больше надоедает российская версия "политики как она есть". Издание полагает, что выявило новую тенденцию: "теперь в России модно занимать антиправительственную позицию", - говорится в статье.

          Когда-то в "Единую Россию" стекались российские знаменитости - актеры, спортсмены, поп-звезды, например балерина Анастасия Волочкова. Восемь лет спустя Волочкова шумно вышла из партии, разругав ее по радио, а затем выложив заявление в своем блоге, в котором сказано, что в этой партии повсеместная коррупция, а ее члены стремятся обогатиться вместо того, чтобы помогать народу. Немаловажно, что Волочкова не похожа на типичного оппозиционера, подчеркивает автор публикации: "Она не аутсайдер, не хиппи, не анархистка, не степенная ученая дама", а "любимица папарацци, выезжающая на гастроли со своим экстравагантным шоу"45.

         "В России многие жалуются на коррупцию или злословят по этому поводу, но мало кто предпринимает что-то на деле. Один из этих немногих - Навальный", - пишет московский корреспондент Tagesspiegel Эльке Виндиш. Так, осенью Навальный опубликовал документы, которые свидетельствуют о том, что государственный концерн "Транснефть" присвоил не один миллиард долларов при строительстве нефтепровода в Китай. Навальный ведет против коррупции не только вербальную войну, его оружием являются и российские законы. С 2007 года он выступает как защитник миноритарных акционеров российских концернов, добиваясь выплаты дивидендов.

            Кремль и без того разгневан, говорится в статье: в ежегодном докладе Transparency International Россия вследствие разгула коррупции заняла 154-е место, оказавшись в обществе "банановых республик". "Позор, который обнажает Навальный, власть, по всей видимости, больше терпеть не могла и нанесла удар по его блогу", - пишет Виндиш, рассказывая о хакерской атаке на "Живой журнал".

           В сети не перестает расти армия фанатов Алексея Навального, пишущего о коррумпированных чиновниках и компаниях, погрязших в откатах, говорится в статье Михаила Фишмана на сайте Die Welt. "Всего полгода назад 34-летнего юриста, объявившего войну коррупции в крупных компаниях и представлявшего интересы "маленького человека", знали лишь активисты и журналисты. Сегодня он - растущий политик", - говорится в статье, а недавняя мощная хакерская46 атака на livejournal.com, по слухам, была направлена как раз против этого "молодого оппозиционного политблогера", имеющего ежедневную аудиторию в 150 тыс. человек.

          Недавно Навальный назвал партию "Единая Россия" партией "жуликов и воров", продолжает автор. "ЕР" возмутилась и хотела подать на него в суд, но Навальный поднял в сети шумиху, и в конце концов это определение еще прочнее закрепилось за партией. Теперь люди используют этот ярлык на митингах протеста, а кандидаты оппозиции - в предвыборной борьбе.

Многие считают, пишет Фишман, что речь в данном случае идет о кремлевских играх, иначе откуда столько мужества у бойца-одиночки? "Нет, - говорит Навальный. - Это совершенно исключено: я их личный враг".

              Ранее Навальный опубликовал документы и результаты своего расследования о коррупции в компании "Транснефть", крупнейшем операторе нефтепроводов, и в банке ВТБ. В феврале он начал сбор средств для своего проекта "РосПил", сообщает издание, рассказывая о сути проекта. "Успех обеспечивает ему тема коррупции, ведь чиновников ненавидят все, - продолжает автор материла. - Худшую репутацию имеет только милиция. Однако успех Навального заключается и в его ловкости. Когда-то он вступил в либеральную партию "Яблоко", но был исключен за национализм, поскольку призывал выдворять нелегальных мигрантов и защищать интересы русских. Теперь же ему удалось стать политиком нового поколения".

           "Возникает вопрос, что будет с Навальным дальше. В России нет свободных выборов, зато есть жесткая цензура на телевидении. В нынешней системе для такой неудобной фигуры, как он, места нет", - убежден немецкий журналист.

             Выяснив некоторую информацию  о Навальном, проанализировав его блог, мы выяснили, что его персона является одной из наиболее ярких в современной политике России. Популярный блогер приводит общественности сложно оспариваемые доводы против правящей партии, тем самым завоевывает расположение большого количества людей. Но как общественность готова реагировать на шокирующие факты узнаем в следующем разделе.

 

2.2 Анализ влияния блога А. Навального на общественность

           Появление в общественно-политической жизни такого феномена как Алексей Навальный стало, по крайней мере, на просторах Интернета событием, которое вызвало споры о его деятельности. В любом случае взгляды и идеи, которые были представлены этим человеком, показали, что у части населения, имеющей доступ к мировой сети, всколыхнулось усыпленное политической и социально-экономической беспросветностью гражданское самосознание. Нельзя сказать, что до этого не существовало мнений и движений оппозиционных правящей партии: взгляды подобные тем, которые высказывал Навальный, также выносились в СМИ.47

           Независимые СМИ являются одним  из основных механизмов, обеспечивающих  подотчетность политиков и чиновников. Даже в полностью демократических  странах избиратели не могут  сделать осознанный выбор, не  имея доступа к адекватной  информации о деятельности политиков. В статье Аймо Брюнетти и Беатрис Ведер, опубликованной в журнале Journal of Public Economics в 2003 году, показано, что низкий уровень свободы традиционных СМИ (телевидения, радио и газет) связан с более высоким уровнем коррупции в стране48.

          С появлением интернета онлайн-издания  и социальные сети постепенно  начали превращаться в важный  источник независимой информации, особенно в странах с низким  уровнем свободы традиционных  СМИ. Однако до сих пор нет  убедительных свидетельств того, что новые источники информации «доросли» до того, чтобы оказывать реальное влияние на ситуацию в реальной жизни, как это делают традиционные СМИ. Действительно ли блоги могут оказывать реальное влияние?

            Собрав  информацию обо всех записях в блоге Навального за период с января 2008 года по август 2011 года, когда тема корпоративного управления в госкомпаниях была основной в этом блоге, в 318 записях упоминалась одна из десяти госкомпаний, ставших объектов внимания Навального («Транснефть», ВТБ, «Газпром», «Роснефть», Сбербанк, «Сургутнефтегаз», «Лукойл», «Газпромнефть», «Русгидро» и Интер РАО ЕЭС — список взят из «Протоколов корпоративных мудрецов»). Большое количество записей в блоге позволяет использовать статистические методы, для того чтобы определить влияние записей на стоимость акций этих компаний.  Результаты анализа свидетельствуют о том, что записи в блоге Навального действительно приводили к снижению котировок критикуемых им компаний. Появление записи про какую-то госкомпанию приводила к дневному падению цены акций этой компании в среднем на 0,5 процентного пункта по сравнению с рынком. При этом для важных записей (тех, в которых имя компании упоминалось минимум пять раз) эффект составлял 0,9 процентного пункта. При этом результаты отражают именно влияние блога Навального, а не информационные поводы, привлекающие общее внимание, так в своем анализе мы учитываем упоминание этих же компаний в других СМИ и блогах.

            Падение котировок особенно заметно  в течение первых нескольких часов после появления записи в блоге, однако этот эффект сохраняется и на более длинном горизонте. Для наиболее важных постов падение котировок можно было наблюдать даже спустя месяц после появления записи. Появление записей в блоге также приводило к увеличению объемов торгов и волатильности котировок в течение всего последующего месяца. Кроме того, происходило уменьшение среднего размера сделки по соответствующей компании, что свидетельствует о том, что записи оказывали влияние прежде всего на поведение индивидуальных, а не институциональных инвесторов. Сам по себе тот факт, что в дни публикации записей в блоге Навального происходит падение котировок компаний, не является доказательством того, что падение цены объясняется именно появлением поста в ЖЖ. Тот же самый эффект можно было бы наблюдать, если бы Алексей Навальный стратегически старался бы публиковать свои критические посты именно в неудачные для компаний дни, когда падение котировок происходило бы даже и без его постов.

          Для того чтобы проверить, действительно ли падение котировок происходит благодаря записям в ЖЖ Навального, мы смотрим на поведение котировок в те дни, когда записи в блоге отсутствовали по не зависящем от Навального обстоятельствам. Если записи в блоге приводят к падению котировок компаний, то отсутствие таких записей должно, наоборот, быть в среднем связано с более высокой доходностью у компаний, удостоившихся внимания Навального. Для того чтобы проверить эту гипотезу, мы смотрим на дни DDoS атак на ЖЖ.49 Из-за нарушений в работе всей платформы в эти дни было гораздо сложнее сделать запись в блоге, а если запись и появлялось, то ее было существенно сложнее прочитать. В полном соответствии с нашей гипотезой в дни DDoS атак наблюдалась более высокая доходность у тех компаний, про которые Навальный писал в своем блоге. При этом подобного роста доходности не наблюдалось ни  у частных компаний, ни у государственных компаний, про которые Навальные не писал.

          В целом наши результаты свидетельствуют  о том, что критические публикации в блогах действительно могут оказать влияние на котировки компаний. В такой ситуации запускаются уже рыночные механизмы давления на менеджеров госкомпаний, заставляющие их работать более эффективно. В конечном итоге социальные сети из простого развлечения становятся одним из важных альтернативных источников информации, который открывает дополнительный канал воздействия на чиновников и назначаемых ими менеджеров, увеличивающий их подотчетность и меняющий их поведение. И сколько бы ни говорило руководство «Транснефти» о том, что решение открыть информацию о том, кому достаются средства крупнейшего благотворителя страны, никак не связано с деятельностью Алексея Навального, поверить в такие совпадения удается не каждому.50

            Такой яркий персонаж как Алексей Навальный просто какая-то находка для любого борца за справедливость или же оппозиционера. Он оказывает колоссальное влияние на общественность, как в России, так и в Мире. Алексей Навальный входит в список «100 людей, мыслящих нестандартно», но общественное мнение в данное вопросе составлено составлены журналистами, работающими на федеральные СМИ. В интернете же бытуют мнения совсем  другие. Я провела социальный опрос в интернете на тему: «Навальный – это..» и результаты были таковы:

1. «Он и есть «Сурковская пропаганда»  -   65%

2.  «Защитник, правдоруб, честный человек»  - 30 %

3.  «Не знаю кто это»  - 5 %

         Сравним интернет-публику с опрошенными  на улице:

1. «Он и есть «Сурковская  пропаганда»  -   5%

2.  «Защитник, правдоруб, честный человек»  - 25 %

3.  «Не знаю кто это»  - 70 %

         Социальные опросы на улицах  г. Краснодара и в Интернете (несколько  регионов) кардинально отличаются. Это говорит о том, что оппозиционеры  в большей своей массе преобладают  в сети Интернет. Вспомним тот факт, упоминаемый ранее, что демократия лишь в блогосфере, а в печатных СМИ её совсем мало. Из этого можно сделать один вывод: информации сети Интернет доверяет критически мыслящая публика, а печатная пресса по нраву людям с устоявшимся взглядом на жизнь, который не изменить.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

         Итак, опираясь на теорию из различных источников,  мы установили, что блогер может называться журналистом, даже если он пишет критически субъективно и позволяет себе избирательно относиться к новостям, происходившим в мире. Он сам создает себе стиль и в отличие от журналиста, работающего на печатное издание,  может менять его так часто, как посчитает это нужным. Взглянув на ситуацию в стране, где имеется латентная партийно-государственная пресса,  мы понимаем, что интернет – это единственное место, где человек может высказать, то что ему действительно хочется высказать, не получив за это никаких взысканий. Журналист не должен бояться писать объективно о какой-либо проблеме, но со своим видением,  если, конечно, оно не без скандально-спорных неподтвержденных фактов.

         Та проблема, что в нынешнее  время совершенно неясно кому  верить, а кому – нет, лишь подтверждает, что блогосфера дополняет традиционную  журналистику. На примере блога Навального Алексея мы развернули тему, смежную с политикой, и нам стало четко ясно, что свобода слова есть только в электронных СМИ, но всю информацию, получаемую от двух видов журналистики, нужно принимать очень категорично, ведь только единицам известно «Кто тут за белых, а кто за Красных».

Информация о работе Феномен блогеров как альтернативных журналистов