Шпаргалка по дисциплине "Массовые коммуникации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 20:53, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Массовые коммуникации".

Вложенные файлы: 1 файл

Шпаргалка на экзамены массовые коммуникации.docx

— 35.43 Кб (Скачать файл)

Существуют различные классификации моделей функционирования СМИ и их взаимодействия с властью.

Либертианская модель предполагает, что распространение информации доступно для граждан без предварительного разрешения или лицензии, а критика власти не является наказуемой. Кроме того, данная модель подразумевает независимость журналистов, отсутствие цензуры, а также отсутствие ограничений для распространения материалов СМИ через госграницы.

Модель социальной ответственности. В соответствии с данной моделью средства массовой информации в своей деятельности должны выполнять определенные обязательства перед обществом. Это означает, что публикуемые материалы должны соответствовать профессиональным стандартам информативности, точности, объективности и сбалансированности. Деятельность масс-медиа саморегулируется посредством правовых норм и соответствующих институтов. СМИ выражают различные точки зрения и предоставляют возможность ответа на критику. Вместе с тем, возможно вмешательство в деятельность средств массовой информации - это может быть оправдано необходимостью обеспечения общественной безопасности. Журналисты являются ответственными как перед обществом, так и перед работодателем. Деятельность масс-медиа не должна прямо или косвенно способствовать проявлению насилия, общественным беспорядкам, оскорблению меньшинства.

Модель демократического участия. Данная модель предполагает, что граждане должны иметь право на использование СМИ в собственных интересах. При этом ни сами средства массовой информации, ни содержание их материалов не могут быть подчинены центральному политическому или бюрократическому контролю: масс-медиа служат, прежде всего, своей аудитории, а не организациям. Социальные группы имеют возможность реализации своих информационных потребностей, а в идеале владеют своими собственными СМИ.

Советская модель. Деятельность средств массовой информации в соответствии с данной моделью осуществляется на основе принципа партийности в идеологической деятельности. Масс-медиа находятся в государственном ведении и не могут принадлежать частным владельцам. Деятельность журналистов осуществляется в соответствии с решением задач экономики, культуры, воспитания людей. Функционирует явно выраженная система дозирования информации, цензуры и санкций по отношению к институтам массовой информации со стороны партийно-государственных органов.

Авторитарная  модель. Главный принцип данной модели: деятельность СМИ не должна приводить к подрыву существующей власти. В средствах массовой информации не может быть критики доминирующих политических и моральных ценностей. Данными принципами оправдывается наличие цензуры. Критика властей, входящая в противоречие с господствующей политической линией и моральными установками, может квалифицироваться как уголовное преступление. Журналисты и другие профессионалы не являются независимыми внутри организаций массовой информации. 
        Модель развивающихся стран. В рамках данной модели СМИ своей деятельностью должны способствовать достижению целей национально-государственного строительства. Свобода средств массовой информации может быть ограничена в связи с приоритетами в экономике и потребностям развития общества в целом. Приоритетными должны быть материалы, способствующие развитию национальной культуры. В информационных сообщениях акцент должен быть сделан на развивающихся странах, близких в экономическом, культурном или политико-экономическом плане. Журналисты обладают как свободой, так и ответственностью при сборе и распространении информации. Государство может обосновывать интересами национального развития право на введение ограничений и цензуры в отношении деятельности СМИ.

Огромная территория страны, различные экономические и политические условия субъектов РФ приводят к  тому, что место и роль СМИ в  различных регионах не одинаковы. Исследователи  создают различные классификации  региональных политических режимов  и медиа-моделей, функционирующих  сегодня в различных субъектах  федерации.

В основе классификации региональных медиа-моделей лежит семь параметров: информационная открытость власти (открытая, средняя, закрытая); уровень свободы производства информации; уровень свободы распространенности информации, медийная насыщенность региона; развитие регионального рекламного медиа-рынка; уровень медиа-конфликтности региона; характер конфликтов (правовой, внеправовой); уровень и характер сомоорганизации медиа-сообщества.

Из первых трех параметров складывается типологическая характеристика информационной политики власти. Четвертый  и пятый характеризуют потенциал  и совокупную мощность, характер (рыночный или внерыночный) местных СМИ. Шестой параметр, уровень конфликтности, во многом является производным взаимодействия первых пяти. Седьмой - степень и  направленность самоорганизации медиа-сообщества - тесно связан со всеми шестью предыдущими  факторами, но имеет свою внутреннюю логику развития. На основе указанных  критериев выделяются семь региональных моделей [17]. Рассмотрим характеристики каждой из них.

1. Авторитарный вариант  советской модели. Эта модель  характерна, прежде всего, для  регионов со сравнительно низким  уровнем медиа-запросов населения,  общим невысоким уровнем экономического  развития. Её образует сочетание  жесткой авторитарной политики  власти в отношении СМИ с  низкой медиа-насыщенностью. Практически  отсутствует рекламный рынок.  Конфликтов в сфере СМИ немного,  поскольку большинство местных  масс-медиа контролируется местной  властью. Органы власти информационно  закрыты; журналистское сообщество  несамоорганизованно и не играет  какой-либо роли. В местных законах  и нормативных актах имеются  положения, ущемляющие свободу  СМИ; возможен вариант, когда  информационная политика осуществляется  без всяких законов. В информационных  условиях, созданных этой моделью,  проживает 4,4% населения России.

2. Патерналистский вариант  советской модели. Это сохранившаяся  в нетронутом виде советская  модель СМИ в варианте 30-х - 50-х годов. Характерной чертой  данной модели является высокая  медиа-насыщенность региона. Вместе  с тем рекламный рынок развит  слабо, существует большой объём  государственных дотаций на лояльные  СМИ. Региональная власть сохраняет  практически полный контроль  над массовой информацией, опираясь  на высокую долю зависимых  государственных СМИ, механизм  дотаций, фактическую цензуру.  Власть остается информационно  закрытой. Число живущих в подобных  информационных условиях россиян  составляет 9,5% населения.

3. Модернизированный вариант  советской модели. Данная модель  складывается при взаимодействии  следующих характеристик региона:  высокой медиа-насыщенности, наличия  большого сектора негосударственных  СМИ, большого регионального бюджета  СМИ. Местная администрация стремится  поставить под контроль основные  потоки массовой информации, при  этом она действует не методами  прямой цензуры, а с помощью  экономических рычагов и создания  сильной собственной информационно-имджевой политики. Эта модель возникает при власти харизматически сильного лидера в регионе с большими бюджетными возможностями и хорошим потенциалом рынка СМИ. Наличие реального или потенциального рынка рекламы создает определенный противовес мощному государственному воздействию. Главное отличие от модели перехода к рынку в практически полном контроле власти над основными информационными потоками. Число живущих в подобных информационных условиях россиян составляет 10,9% населения.

4. Модель, переходная к  рыночной. Её основной признак  - разделение медиа-пространства  на равные или сопоставимые  по масштабу части: государственную  и негосударственную. Местные  власти, поддерживая государственные  СМИ, отношения к негосударственным  строят в диапазоне от умеренной  дискриминации до сдержанной  настороженности. Главное отличие  переходной модели от всех  вариантов советской медийной  модели в том, что власть  уже не может или не хочет  создавать целостную систему  командования СМИ. В условиях  переходной модели в России  живет свыше трети населения  в 33 регионах.

5. Рыночная модель. Основные  характеристики данной модели: высокая  медиа-насыщенность, богатый рекламный  бюджет СМИ, при этом независимые  от государства СМИ доминируют  на медиа-рынке. Власти приходится  считаться со СМИ как с существенным  и частично самостоятельным фактором  в политике и экономике региона.  Как правило, для данной модели  характерен высокий уровень конфликтности  в медиа-сфере, а уровень криминального  насилия против журналистов выше  среднего. При рыночной модели  СМИ приобретают иную природу  - они превращаются в бизнес. В  условиях рыночной модели живет  23,5 % россиян.

6. Конфронтационная модель. Данная модель возникает при  «лобовом» столкновении авторитарной  политики региональной власти  с мощными, экономически независимыми  СМИ, опирающимися на развитый  рекламный рынок и сильные  журналистские традиции. Основные  характеристики этой «конфронтационной»  модели: высокая медиа-насыщенность, большая доля независимых от  власти СМИ, закрытая информационная  политика власти, попытки проводить  в регионе авторитарную политику  в отношении СМИ.

В отличие от советской  модели, при которой власти иногда также ведут войну с независимыми СМИ, в случае конфронтационной модели у власти нет сколько-нибудь серьезного прикрытия в виде общественных ценностей, ради которых ведется война. При  конфронтационной модели лидер или  элитная группа борется за воспроизводство  во власти себя лично, а не какой-то системы власти с сопутствующими базовыми ценностями. Конфронтационная модель может возникнуть как на базе рыночной, так и на базе советской  модели. В условиях конфронтационной медиа-модели проживает 15,5% российских граждан.

7. Депрессивная модель. Крайне  низкая медиа-насыщенность, низкое качество СМИ, отсутствие признаков рекламного медиа-рынка - это информационные условия, в которых живут 1,6% россиян в 11 субъектах РФ.

Распределение населения  страны по описанным медиа-моделям  отображено на диаграмме.

Более 58% населения РФ сегодня  живет в условиях рыночной или  переходной к рыночной медиа-модели, почти 25% - в различных вариантах  советской модели, 15,5% - в условиях конфронтации, 1,6% - в условиях совершенной  неразвитости системы региональных СМИ. На основе анализа функционирования описанных региональных медиа-моделей  следует сделать вывод о том, что базовым процессом трансформации  СМИ в субъектах РФ является процесс  перехода к рыночной медиа-модели и  вытеснения ею различных вариантов  советской модели.

СМИ выступают ключевым компонентом  политической коммуникации и мощным средством структурирования этого  процесса. Взаимодействие СМИ и власти носит достаточно противоречивый характер в силу различной направленности их деятельности и наличия у них  особых интересов.

Сегодняшняя модель взаимодействия федеральной власти и СМИ, когда  основные центральные информационные каналы подконтрольны государству, характеризуется тем, что большинство  существующих медиа с видимым  энтузиазмом работают в рамках данной схемы. Очевидно, что это связано  в первую очередь с экономической  выгодой СМИ, так как в стране нет значимой оппозиции, обладающей значительными финансовыми ресурсами. Существующая авторитарная модель выгодна  власти, и, судя по всему, одобряется населением, которое в большинстве своем  поддерживает действующую власть.

  1. Взаимодействие организации со СМИ ?

 

 

 

  1. Понятие маедиатекста. Оперативно-новостные и информационно-аналитические тексты.

Медиатекст (media text, media construct) - конкретный результат медиапродукции, сообщение, содержащее информацию и изложенное в любом виде и жанре медиа (газетная статья, телепередача, видеоклип, фильм и пр.). Критерии оценки медиатекста – навыки смыслообразования в результате эмоционально-смыслового соотнесения перцептивных единиц, ощущение между ними ассоциативных и семантических связей.

Основными признаками медиатекстов, отличающими их от журналистских  текстов, мы должны признать следующие. 1) это факт инициированности данного текста базисным субъектом PR. 2) медиатекст должен обладать признаком паблицитности, что предполагает соответствующий объект описания (личность или организацию) и наиболее четко представленный в трех указанных жанровых разновидностях (имиджевых статье и интервью, в кейс-стори), где внимание читателя сосредоточивается на организации, фирме или ее первом (должностном) лице.

Инф. поводом для написания  медиатекста обычно служит значимое событие в жизни базисного  субъекта PR. Часто данные опосредованные тексты сопровождаются иконическими материалами, имидж. фото.

Открытым для этого  жанра остается и вопрос об авторстве.

Задача медиатекста —  позиционирование или поддержание  имиджа персоны или организации, поэтому часто такие тексты именуются  имиджевыми.

Имиджевые материалы появляются в первую очередь в корпоративном  издании. В широкой печати имиджевый  материал публикуется бесплатно  при заинтересованности органа СМИ  в данной PR-информации, содержащейся в конкретном тексте. Он может печататься и на коммерч. основе.


Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Массовые коммуникации"