Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 13:38, реферат
Сколько бы ни прошло времени; дней, лет или веков, тяга к прекрасному в человеке не умрет никогда. Человек во все времена, начиная с древних веков и заканчивая сегодняшним днем, стремился украсить себя и все, что находится вокруг него. Отсюда и возникло такое направление как дизайн, который затронул все сферы человеческой деятельности. Много открытий было сделано и много прекрасного создано.
Стул "Sheraton", Роберт Вентури, 1984
Ettore Sottsass: Clesitera vase
Объекты "Мемфиса" РАДУЮТ ГЛАЗ. Это
мир яркого, чистого цвета. Сопоставление
цветов острое, на грани китча, но в
этом и выражается виртуозность - балансировать
на грани. Парадоксальная смесь форм,
текстур и фактур, материалов. Неожиданные
акценты. Определяющее слово - ИГРА. Игра
красками и формами. И никакого нарочитого
усложнения формы. Мир наполнен вещами,
мир многообразен и очень сложен.
Человеку трудно воспринимать такой
мир - многообразие элементов мира превращается
просто в визуальный шум. Отдельный
объект должен восприниматься легко. Зачем
усложнять мир еще больше?…
И обязательно - самобытность, оригинальность,
выразительность. Каждый предмет имеет характер.
Если проводить аналогии образного языка
Мемфиса с языком вербальным (словесным),
то это не просто живая речь, а сленг, который
может быть вульгарным, даже неприличным,
но всегда исключительно выразителен
и точен.
Dublin sofa, 1981
Design: Marco Zanini
Michele De Lucchi: Continental table
Играючи, Соттсасс и его единомышленники
решали серьезные проблемы: они отказывались
создавать вещи для конвейера и думать
только о прибыли и высоких продажах. Современный
дизайн, говорили они, должен быть качественным
и многофункциональным. Не удивительно,
что уже первыми клиентами Sottsass Associates
стали такие известные компании, как Мandelli,
Brionvega, Wella. Появились оригинальные модели
станков, телевизоров, фенов для волос.
Дизайнеры искали новые выразительные
средства, практичные и недорогие материалы,
решали многие технические вопросы самостоятельно.
В отличие от студии "Алхимия" дизайнеры
"Мемфиса" сразу поставили себе цель
- установить связь между дизайнерским
объектом и потребителем. В своей деятельности
они использовали новые знания в социологии
и маркетинга: Стремились не просто снабжать
рынок, а с ориентацией на определенные
социальные группы. В итоге это привело
как в эстетическом, так концептуальном
смысле к новому пониманию
Kristall table, Michele De Lucchi, 1981
Ettore Sottsass: Tahiti Lamp
Смешение тем и косвенное
Дизайн и стили.Часть №2.
Каждое направление в
дизайне совершает свой оборот в
длинной цепи спирального движения
времени. Вбирая предыдущие мотивы, влияние
окружающей среды, появляется новый стиль,
новый виток в эволюционном развитии дизайна.
В данной статье будут кратко рассмотрены
такие стили как дадаизм, сюрреализм, рационализм,
стайлинг, органический дизайн, оп-арт,
минимализм, хай-тек, постиндустриализм,
постмодернизм и другие. Несколько слов
хочется уделить ДАДАИЗМУ. Суть направления
- жить нужно одним днем, одним моментом.
Сегодня и сейчас. Истоки берет из литературы
и распространяется на все виды искусства.
Являясь авангардным течением, достаточно
зашифрован в художественном понимании.
Вдохновитель движения поэты Хьюго Болл,
Тристан Тцара. В своем международном
манифесте«Дада дада дада дада» Тцара
обращается к духовно свободным людям
, живущими своими идеалами. Свой отклик
движение нашло в графическом дизайне.
В результате появились первые фотомонтажи.
Дадаизм повлиял на развитие СЮРРЕАЛИЗМА.
Который, в свою очередь, напрямую связан
с раскрытием подсознания. Идеологом стиля
был З.Фрейд и поэт Андре Бретон. По его
словам, человек автоматически выражает
истинный процесс мышления. Стиль запечатлевал
подсознание людей в зрительных и поэтических
образах, полностью освобожденного от
всяких норм и моральных устоев. Ярким
представителем сюрреализма является Сальвадор
Дали.
Сюжеты многих картин были взяты из его
собственных сноведений. Вдохновение
из снов питал и Марсель Дюшан. Сюрреалистические
мотивы находят свое применение в графическом
дизайне и рекламе. Почти параллельно
появляется в архитектуре и дизайне РАЦИОНАЛИЗМ.
Ему характерен логический и функциональный
подход к формообразованию, использование
новых материалов, полный отказ от декоративных
элементов, простота и совершенство. Отчетливо
прослеживались основные тенденции в
архитектуре Джузеппе Терраньи, Луиджи
Фиджини, Альберто Либера. Впервые используется
стиль панорамных окон. Цвета берут на
себя часть конструктивной задачи, создают
иллюзию отдельно поставленных друг на
друга этажей. В зависимости от цвета,
создается ощущение легкости или тяжести.
Подобный художественный подход используется
в разработке мебели, предметов быта. Дизайн
обеспечивает постоянный спрос на бытовые
изделия. Рационализм в середине 20-х особенно
проявился в Италии. Стиль СТАЙЛИНГ
характерен американскому дизайну, напрямую
связан с промышленными изделиями. Для
аэродинамического стиля или стиля обтекаемых
форм свойственны гладкие поверхности,
скругленные грани. Обтекаемая форма напрямую
связана с развитием скорости. Был изобретен
новый пластический материал - бакилет.
Одним из его свойств является быстрое
отвердение , что отлично подходило для
производства автомашин. Сторонниками
движения были Реймонд Фернанд Лоуи и
Генри Дрейфус. Стайлинг вобрал в себя
программу всевозможных изменений формы.
Во многих отраслях промышленности он
был просто необходим. При изготовлении
часов,например, игровых автоматов, приемников.
Соотношение внешней формы и функции усиливается
либо игнорируется вовсе. В девяностых
автомобильный дизайн покоряет ретростиль.
Дж.Майс разрабатывает «Фольксвагена
жука», «Крайслер» выпускает автомобиль
внешне напоминающий лимузин 1930-х годов.
В создании ОРГАНИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА большую
роль сыграл Ч.Макинтош и Ф.Райт. Здесь
предметы органически вплетаются в среду
интерьера. Скульптурные формы носят мягкие,
плавные линии. Большую роль в его развитии
сыграл финляндский дизайнер Альвар Аалто.
Развитие в конце 20 века технологий работы
с материалами, огромные возможности в
создании новых форм породило второе появление
органического дизайна. В разработку своих
вещей Росс Лавгрув закладывает самые
современные материалы. Относительно
его теории, самые интересные изысканные
формы образуются при слиянии органики
и неорганики, то есть живого и неживого.
Стиль ОП-АРТ появился в 1960-х годах 20 века.
Характеризуется геометрическими формами
контрастных цветов, преимущественно
черно-белых тонов, с их помощью создается
движение, вибрация. Сначала стиль зарождается
в Европе и затем распространяется в Америке.
Выдающиеся представители этого направления
- Ричард Анушкевич, Бриджет Райди, Виктор
Вазарелли. Стиль МИНИМАЛИЗМ , появившийся
в конце 60-х 20 века, и сейчас используется
во всех сферах человеческого бытия - дизайна
одежды, предметов быта, в проектировании
домов. А вначале таким эпитетом характеризовали
работы скульпторов Р.Морриса, Д.Флавина,
Д.Джадда. Д.Флавин, художник-минималист,
один из первых сочетал простые формы
и промышленные материалы, придумал инсталляцию
из неоновых трубок. Незаполненное пространство,
простота и чистота линий, минимум выразительных
средств свойственно архитектуре этого
стиля. Эти тенденции нашли свое выражение
в работах Д.Паусона, Т.Андо, К.Сильвестрин.
Стиль ХАЙ-ТЕК определяется элегантностью
и внешней простотой, использованием промышленных
материалов с учетом новейших технологий.
Появившись в семидесятых 20 века, хай-тек
много перенял из архитектуры пост-модернизма.
Ярким примером данного направления является
созданный по проекту архитекторов Ричарда
Роджерса и Рензо Пиано Центр Жоржа Помпиду
в Париже. Здания банков в Гонконге и Шанхае,
архитектор Норманн Фостер. ПОСТИНДУСТРИАЛИЗМ
неразрывно связан с производством вещей
и предметов с помощью технологических
линий. Основоположниками направления
были Рон Арад и Том Диксон. Переход, а
порой полный отказ от массового производства,
- к выпуску товаров для определенной целевой
аудитории, создание эксклюзивных уникальных
изделий. ПОСТМОДЕРНИЗМ возник в 1960-х годах
, но окончательно сформировался в 80-х
прошлого столетия и является ответным
шагом на рационализм модерна. Роберт
Вентури , основоположник движения, считает,
что многозначность и противоречивость
тоже имеют место быть в искусстве и ставит
под сомнение некоторые свойства модерна.
А именно акцент на логику, порядок и простоту.
Художники в своих работах опирались на
стиль ар деко и конструктивизм. Один из
примеров постмодернизма - нью-йоркское
здание компании «АЕ&Т»,
архитектор Ф.Джонсон. Стиль МЕМФИС разработан
группой под этим же названием, куда входили
дизайнеры по мебели и промышленных товаров.
Э.Соттсасс и М.де Люччи стали первыми
из основателей движения. Развитие экспериментального
подхода в дизайне- одна из основных целей
группы. Проекты часто напоминали перефразировку
прошлого дизайна. Несмотря на короткое
существование стиля, он сыграл существенную
роль в распространении постмодернизма
повсеместно. Для стиля ДЕКОНСТРУКТИВИЗМА,
возникшего в 80-х гг. 20 ст., свойственны
перекрещивание поверхностей и ломаные
линии, что составляет контраст плавному
логичному модерну. Основные принципы
предложил французский философ, литературовед
Жак Деррида в конце 60-х гг.По его мнению,
каждый текст имеет свою интерпретацию
и никогда до конца нельзя быть уверенным
в изначальном его значении. Стиль имел
большее распространение в архитектуре
и дизайне интерьеров. Ему также свойственна
противоречивость, отрицание стилей, орнаментных
мотивов, одновременное использование
текстов и изображений. Носителями данного
стиля являются Зара Хадид, Бернар Чуми,
Фрэнк Оуэн Гэри и другие. Новый смысл
приобретают те же изделия, иначе закомпонованные.
Например, Дэниел Вейл помещает детали
простого радиоприемника в пластиковый
пакет и тем самым меняет смысловую нагрузку.
В этой статье и предыдущей «Дизайн.Стили
дизайна» были кратко рассмотрены
основные стили и направления дизайна
на протяжении всех лет его формирования.