Яркая история стиля «Мемфис»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 13:38, реферат

Краткое описание

Сколько бы ни прошло времени; дней, лет или веков, тяга к прекрасному в человеке не умрет никогда. Человек во все времена, начиная с древних веков и заканчивая сегодняшним днем, стремился украсить себя и все, что находится вокруг него. Отсюда и возникло такое направление как дизайн, который затронул все сферы человеческой деятельности. Много открытий было сделано и много прекрасного создано.

Вложенные файлы: 1 файл

стиль мемфис.docx

— 422.68 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Стул "Sheraton", Роберт Вентури, 1984

 

 

Ettore Sottsass: Clesitera vase 

 

 
Объекты "Мемфиса" РАДУЮТ ГЛАЗ. Это  мир яркого, чистого цвета. Сопоставление  цветов острое, на грани китча, но в  этом и выражается виртуозность - балансировать  на грани. Парадоксальная смесь форм, текстур и фактур, материалов. Неожиданные  акценты. Определяющее слово - ИГРА. Игра красками и формами. И никакого нарочитого усложнения формы. Мир наполнен вещами, мир многообразен и очень сложен. Человеку трудно воспринимать такой  мир - многообразие элементов мира превращается просто в визуальный шум. Отдельный  объект должен восприниматься легко. Зачем  усложнять мир еще больше?…  И обязательно - самобытность, оригинальность, выразительность. Каждый предмет имеет характер. 
Если проводить аналогии образного языка Мемфиса с языком вербальным (словесным), то это не просто живая речь, а сленг, который может быть вульгарным, даже неприличным, но всегда исключительно выразителен и точен. 

 

 

 

Dublin sofa, 1981 
Design: Marco Zanini

 

 

Michele De Lucchi: Continental table 

 

 
Играючи, Соттсасс и его единомышленники решали серьезные проблемы: они отказывались создавать вещи для конвейера и думать только о прибыли и высоких продажах. Современный дизайн, говорили они, должен быть качественным и многофункциональным. Не удивительно, что уже первыми клиентами Sottsass Associates стали такие известные компании, как Мandelli, Brionvega, Wella. Появились оригинальные модели станков, телевизоров, фенов для волос. Дизайнеры искали новые выразительные средства, практичные и недорогие материалы, решали многие технические вопросы самостоятельно. В отличие от студии "Алхимия" дизайнеры "Мемфиса" сразу поставили себе цель - установить связь между дизайнерским объектом и потребителем. В своей деятельности они использовали новые знания в социологии и маркетинга: Стремились не просто снабжать рынок, а с ориентацией на определенные социальные группы. В итоге это привело как в эстетическом, так концептуальном смысле к новому пониманию дизайна.

 

Kristall table, Michele De Lucchi, 1981

 

 

Ettore Sottsass: Tahiti Lamp 

 

 
Смешение тем и косвенное цитирование  стилей прошлого, используемое дизайнерами "Мемфиса", способствовали созданию стилистики постмодернистского дизайна. Члены группы всегда осознавали, что "Мемфис" был "преходящим увлечением", связанной с изменчивостью моды, и в 1988 году, когда популярность группы стала угасать, Соттсасс распустил ее. Несмотря на краткость существования, феномен "Мемфиса" с его молодой энергией и ироничным подходом к дизайну, оказался центральным явлением в создании интернационального движения постмодернизма. "Мемфис" открыл путь антифункциональным направлениям в европейском дизайне, которые получили название "новый дизайн".

Дизайн и стили.Часть №2.

Каждое направление в  дизайне совершает свой оборот в  длинной цепи спирального движения времени. Вбирая предыдущие мотивы, влияние  окружающей среды, появляется новый стиль, новый виток в эволюционном развитии дизайна. В данной статье будут кратко рассмотрены такие стили как дадаизм, сюрреализм, рационализм, стайлинг, органический дизайн, оп-арт, минимализм, хай-тек, постиндустриализм, постмодернизм и другие. Несколько слов хочется уделить ДАДАИЗМУ. Суть направления - жить нужно одним днем, одним моментом. Сегодня и сейчас. Истоки берет из литературы и распространяется на все виды искусства. Являясь авангардным течением, достаточно зашифрован в художественном понимании. Вдохновитель движения поэты Хьюго Болл, Тристан Тцара. В своем международном манифесте«Дада дада дада дада» Тцара обращается к духовно свободным людям , живущими своими идеалами. Свой отклик движение нашло в графическом дизайне. В результате появились первые фотомонтажи. Дадаизм повлиял на развитие СЮРРЕАЛИЗМА. Который, в свою очередь, напрямую связан с раскрытием подсознания. Идеологом стиля был З.Фрейд и поэт Андре Бретон. По его словам, человек автоматически выражает истинный процесс мышления. Стиль запечатлевал подсознание людей в зрительных и поэтических образах, полностью освобожденного от всяких норм и моральных устоев. Ярким представителем сюрреализма является Сальвадор Дали. Сюжеты многих картин были взяты из его собственных сноведений. Вдохновение из снов питал и Марсель Дюшан. Сюрреалистические мотивы находят свое применение в графическом дизайне и рекламе. Почти параллельно появляется в архитектуре и дизайне РАЦИОНАЛИЗМ. Ему характерен логический и функциональный подход к формообразованию, использование новых материалов, полный отказ от декоративных элементов, простота и совершенство. Отчетливо прослеживались основные тенденции в архитектуре Джузеппе Терраньи, Луиджи Фиджини, Альберто Либера. Впервые используется стиль панорамных окон. Цвета берут на себя часть конструктивной задачи, создают иллюзию отдельно поставленных друг на друга этажей. В зависимости от цвета, создается ощущение легкости или тяжести. Подобный художественный подход используется в разработке мебели, предметов быта. Дизайн обеспечивает постоянный спрос на бытовые изделия. Рационализм в середине 20-х особенно проявился в Италии. Стиль СТАЙЛИНГ характерен американскому дизайну, напрямую связан с промышленными изделиями. Для аэродинамического стиля или стиля обтекаемых форм свойственны гладкие поверхности, скругленные грани. Обтекаемая форма напрямую связана с развитием скорости. Был изобретен новый пластический материал - бакилет. Одним из его свойств является быстрое отвердение , что отлично подходило для производства автомашин. Сторонниками движения были Реймонд Фернанд Лоуи и Генри Дрейфус. Стайлинг вобрал в себя программу всевозможных изменений формы. Во многих отраслях промышленности он был просто необходим. При изготовлении часов,например, игровых автоматов, приемников. Соотношение внешней формы и функции усиливается либо игнорируется вовсе. В девяностых автомобильный дизайн покоряет ретростиль. Дж.Майс разрабатывает «Фольксвагена жука», «Крайслер» выпускает автомобиль внешне напоминающий лимузин 1930-х годов. В создании ОРГАНИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА большую роль сыграл Ч.Макинтош и Ф.Райт. Здесь предметы органически вплетаются в среду интерьера. Скульптурные формы носят мягкие, плавные линии. Большую роль в его развитии сыграл финляндский дизайнер Альвар Аалто. Развитие в конце 20 века технологий работы с материалами, огромные возможности в создании новых форм породило второе появление органического дизайна. В разработку своих вещей Росс Лавгрув закладывает самые современные материалы. Относительно его теории, самые интересные изысканные формы образуются при слиянии органики и неорганики, то есть живого и неживого. Стиль ОП-АРТ появился в 1960-х годах 20 века. Характеризуется геометрическими формами контрастных цветов, преимущественно черно-белых тонов, с их помощью создается движение, вибрация. Сначала стиль зарождается в Европе и затем распространяется в Америке. Выдающиеся представители этого направления - Ричард Анушкевич, Бриджет Райди, Виктор Вазарелли. Стиль МИНИМАЛИЗМ , появившийся в конце 60-х 20 века, и сейчас используется во всех сферах человеческого бытия - дизайна одежды, предметов быта, в проектировании домов. А вначале таким эпитетом характеризовали работы скульпторов Р.Морриса, Д.Флавина, Д.Джадда. Д.Флавин, художник-минималист, один из первых сочетал простые формы и промышленные материалы, придумал инсталляцию из неоновых трубок. Незаполненное пространство, простота и чистота линий, минимум выразительных средств свойственно архитектуре этого стиля. Эти тенденции нашли свое выражение в работах Д.Паусона, Т.Андо, К.Сильвестрин. Стиль ХАЙ-ТЕК определяется элегантностью и внешней простотой, использованием промышленных материалов с учетом новейших технологий. Появившись в семидесятых 20 века, хай-тек много перенял из архитектуры пост-модернизма. Ярким примером данного направления является созданный по проекту архитекторов Ричарда Роджерса и Рензо Пиано Центр Жоржа Помпиду в Париже. Здания банков в Гонконге и Шанхае, архитектор Норманн Фостер. ПОСТИНДУСТРИАЛИЗМ неразрывно связан с производством вещей и предметов с помощью технологических линий. Основоположниками направления были Рон Арад и Том Диксон. Переход, а порой полный отказ от массового производства, - к выпуску товаров для определенной целевой аудитории, создание эксклюзивных уникальных изделий. ПОСТМОДЕРНИЗМ возник в 1960-х годах , но окончательно сформировался в 80-х прошлого столетия и является ответным шагом на рационализм модерна. Роберт Вентури , основоположник движения, считает, что многозначность и противоречивость тоже имеют место быть в искусстве и ставит под сомнение некоторые свойства модерна. А именно акцент на логику, порядок и простоту. Художники в своих работах опирались на стиль ар деко и конструктивизм. Один из примеров постмодернизма - нью-йоркское здание компании «АЕ&Т», архитектор Ф.Джонсон. Стиль МЕМФИС разработан группой под этим же названием, куда входили дизайнеры по мебели и промышленных товаров. Э.Соттсасс и М.де Люччи стали первыми из основателей движения. Развитие экспериментального подхода в дизайне- одна из основных целей группы. Проекты часто напоминали перефразировку прошлого дизайна. Несмотря на короткое существование стиля, он сыграл существенную роль в распространении постмодернизма повсеместно. Для стиля ДЕКОНСТРУКТИВИЗМА, возникшего в 80-х гг. 20 ст., свойственны перекрещивание поверхностей и ломаные линии, что составляет контраст плавному логичному модерну. Основные принципы предложил французский философ, литературовед Жак Деррида в конце 60-х гг.По его мнению, каждый текст имеет свою интерпретацию и никогда до конца нельзя быть уверенным в изначальном его значении. Стиль имел большее распространение в архитектуре и дизайне интерьеров. Ему также свойственна противоречивость, отрицание стилей, орнаментных мотивов, одновременное использование текстов и изображений. Носителями данного стиля являются Зара Хадид, Бернар Чуми, Фрэнк Оуэн Гэри и другие. Новый смысл приобретают те же изделия, иначе закомпонованные. Например, Дэниел Вейл помещает детали простого радиоприемника в пластиковый пакет и тем самым меняет смысловую нагрузку. 
В этой статье и предыдущей «Дизайн.Стили дизайна» были кратко рассмотрены основные стили и направления дизайна на протяжении всех лет его формирования.


Информация о работе Яркая история стиля «Мемфис»