Аборт: морально-этические проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 12:34, доклад

Краткое описание

Для того , чтобы определить наше отношение к обсуждаемой проблеме , необходимо обозначить нравственное значение беременности в жизни женщины и общества. В основе любых моральных постулатов, которыми руководствуется какое – либо сообщество, лежит практическая целесообразность. Как сделать, чтобы индивидуальный разум не исчезал вместе с его носителем? Как сделать, чтобы мировой разум не вступал в противоречия с разумом конкретного homo sapiens, независимо от эпохи и географического положения?

Вложенные файлы: 1 файл

аборты.доклад..doc

— 78.50 Кб (Скачать файл)

     ГОУ ВПО

«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Кафедра хирургических болезней педиатрического

факультета с  курсом эндоскопии и эндохирургии

после дипломного образования

 

 

 

 

 

              

 

Аборт: морально-этические  проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫПОЛНИЛА СТУДЕНТКА

ФАКУЛЬТЕТА ФФМО

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ ПЕДИАТРИЯ

ГРУППА  №110

Ткачук Екатерина  Сергеевна

ПРОВЕРИЛА

Крутикова Леся Юрьевна 

 

 

 

                                            Красноярск 2009

 

Введение.

  Для того , чтобы определить наше отношение к обсуждаемой проблеме , необходимо обозначить нравственное значение беременности в жизни женщины и общества. В основе любых моральных постулатов, которыми руководствуется какое – либо сообщество, лежит практическая целесообразность. Как сделать, чтобы индивидуальный разум не исчезал вместе с его носителем? Как сделать, чтобы мировой разум не вступал в противоречия с разумом конкретного homo sapiens, независимо от эпохи и географического положения?

  Церковь рассматривает  жизнь как дар Божий и соответственно предполагает главной обязанностью ныне живущих людей – защиту и продолжение жизни. Однако если проследить эволюцию отношения общества к этому вопросу, то нетрудно заметить, как оно менялось в зависимости от того, как общество воспринимало человеческую жизнь. В Древних Грециях и Риме аборт поощрялся.

  Однако как только  повсеместное распространение регуляции  рождаемости посредством аборта приводило к снижению народонаселения, что вызывало озабоченность руководителей государства, взгляды многих философов менялись радикально. И уже Цицерон (I в.н.э.) призывал к публичному наказанию женщин, сделавших аборт, а Марк Аврелий запретил торговать инструментами для производства аборта.

  Особенно жестокое  отношение к аборту со стороны  церкви и государства отмечено в странах Европы в XVI-XVII  и первой половины XVIII века. В конце XVIII века в странах Европы законодательство в этом вопросе, под влиянием гуманистических идей Просвещения, смягчались, но только в отношении смертной казни. В России «положение о наказаниях» предусматривало для женщины, сделавшей аборт, и для абортмахера равное наказание – лишение всех прав состояния и ссылка в Сибирь. В начале XX века из-за снижения рождаемости в странах Европы аборты были повсеместно запрещены.

  Статистика и мировой опыт показали, что после введения запрета на аборт реальный рост населения идет в течение первых 2-3 лет, а затем следует возврат на прежний уровень.

  Биоэтика как один  из аспектов прикладной этики  предназначена рассматривать отдельные, вновь возникающие процессы, с одной стороны, как изменения порядка вещей, а с другой – как способ соединить эту вновь возникающую мораль казусов с устоявшейся системой ценностей.

  Казалось бы, что может быть  нового в вечной проблеме –  нежелательной беременности? Но  когда нежелательная беременность возникает в подростковом и детском возрасте и возникает не эпизодически, а достаточно часто, биоэтика не может обойти этот вопрос. Для того, чтобы соотнести это неприятное явление с общепринятой шкалой ценностей, надо сначала определить первопричину явления. Либо это падение нравственности в крайнем его, причем почти массовом проявлении, либо явление это другого порядка, сугубо материнского, которое не вписывается в устоявшиеся моральные стереотипы.

  Данная тема и по сей  день является актуальной. И именно биоэтика, как способ выявления альтернативных решений, позволяет найти компромисс в решении этической диллемы : продолжение человеческой жизни в потомстве или ограничение рождаемости (по социальным, медицинским и этическим соображениям).

  С позиций биоэтики сейчас  уже есть достаточно аргументов  для того, чтобы рассмотреть все аспекты прерывания беременности с учетом социальных, культурных и теологических аспектов данной проблемы.

Все мировые религии не приемлют аборт. В то же время все понимают различие демографической ситуации в различных регионах и странах мира. Никто не спорит с тем, что в таких странах, как Китай и Индия, без ограничения рождаемости не обойтись. В странах Европы на уровень рождаемости большое влияние оказывает состояние политической и экономической нестабильности. И если беременность нежеланная, женщины идут либо на ее прерывание, либо на контрацепцию. Не все теологи приемлют контрацепцию, но все не приемлют аборт. И если нужно выбирать, то следует признать, что альтернативы контрацепции, исключая аборт, в обозримом будущем не предвидится.

Тот факт, что проблема аборта вышла за пределы споров, следует поставить в заслугу  общественной морали уходящего столетия. Проблема поставлена, а из философии  видно, что обозначив проблему, мы определяем и направление для ее решения.

  Альтернатива аборту – контрацепция. В течение последних 5 лет в  нашей стране говорилось так  много о контрацепции, что рассуждать  о способах и преимуществах  различных средств контрацепции  нет необходимости. Мало кто согласится с утверждением «позднего» Л.Н.Толстого, что половой акт без желания зачать ребенка безнравственен.

  Следует вспомнить, что в  конституции ряда штатов США  есть статья Уголовного Кодекса,  по которой в качестве наказания  полагалась принудительная стерилизация. И применение ее носило выраженный расистский характер. Подобные статьи Уголовного Кодекса были в законах ЮАР и ряда других стран.

  Если современные научно-технические  возможности позволяют осуществлять  хирургическую стерилизацию легко, быстро, надежно и обратимо, а завтра все это станет в 10 раз лучше и проще, все равно мы – врачи, общество, массовое сознание, мораль и юридическое право – принять этот способ контрацепции сегодня не можем. И даже если мы все сразу поверили в этот метод, пока не будут выработаны надежные законодательные акты, регулирующие отношение врачей и пациентов в этой деликатной сфере.

  Однако опыт последних 30 лет в этой области, позволяет  думать, что нас ожидает немало  интересного, непривычного с позиций сегодняшнего дня.

                    

Аборт и эволюция этического мировоззрения.

                                                                  Самым верным доказательством полного

                                                                  Нравственного падения народа будет то,

                                                                       Что аборт станет считаться делом обычным

                                            И абсолютно приемлемым.

Мелетий (XVIII век)

 

    Россия стала первой страной, разрешившей аборт в 1920 году. При этом впервые государство производство абортов взяло на себя. Антирелигиозная политика, разрушение и уничтожение православной церкви, как социального института и атеистическая пропаганда упрочили практику абортов в России. Эти обстоятельства привели к особой «абортной культуре», которая способствовала к привыканию и приспособлению общества к производству аборта как к одному из основных методов регулирования числа детей в семье. В 1936 году Постановлением ЦИК и СНК СССР аборт был запрещен в связи с неблагоприятными тенденциями в воспроизводстве населения, его производство допускалось исключительно в тех случаях, когда продолжение беременности представляло угрозу для жизни или нанесения тяжелого ущерба здоровью женщины, а также при наличии передающихся по наследству тяжелых заболеваний родителей.

  Историческое отношение  врача к аборту является одной  из первых и основных этико-медицинских  проблем и концертирует в себе отношения между людьми и обществом в целом на уровне нравственного, юридического, социально-политического, религиозного, научного и медицинского сознания.

В 1997 году на 1000 женщин было произведено абортов:

В Польше

3,6

В Ирландии

5,4

В Германии

8,7

В Италии

12,7

Во Франции

13,4

В Великобритании

14,8

В США

26,4

В Китае

37,5

На Кубе

56,5

В России

119,6

В Румынии

172,4


 

Дискуссия о статусе эмбриона, который  определил бы с морально-этических  позиций возможность аборта, а  так же сроки, до которых эмбрион  не является человеком, не утихают до сих пор.

По сей день, ученые спорят о  том, с какого именно срока начинается жизнь эмбриона. Причем многие из ученых считают, что уже на первых месяцах  эмбрион становится «человеком».

Но современная философская  антропология ясно сформулировала идею «телесной личности». На самом деле не существует человека, который не был бы одновременно «Я» телесным и «Я» духовным. В этом смысле телесная сфера является выражением единого и нераздельного человеческого существа. 

Этика медицинского аборта.

  Если аборт, спровоцированный  по причине личной выгоды, абсолютно недопустим в этическом плане, поскольку цена человеческой жизни несравненно превышает всякие другие ценности, то в случае антагонизма между жизнью матери и ее плода мы находимся в совершенно других обстоятельствах.

  В случае конфликта  между жизнью матери и плода  возникает проблема аборта, который  называется медицинским.

  Американские судьи  признали конституционным закон,  который запрещает делать аборты на поздних сроках беременности, даже если это необходимо женщине по медицинским показаниям.

  Однако бывают  случаи, когда конфликт между  жизнью матери и ребенка проявляется  в виде настоящей драмы. Продолжение  беременности может не только привести к смерти матери, но и не позволит спасти ребенка, в то время как аборт может сохранить жизнь матери. В такой ситуации ряд авторов оправдывают аборт, основываясь на следующих аргументах:

  • Второстепенность обреченного плода. В таком случае аборт есть не что иное, как ускорение его смерти с целью спасения жизни матери.  
  • Второстепенность обреченной матери. В таком случае можно пробовать произвести кесарево сечение, если есть надежда спасти хотя бы ребенка умирающей женщины.     

Глобальная оценка: берется во внимание возможность помощи матери и ребенку в виде единой глобальной проблемы. В этой обоюдности, даже если полный успех маловероятен, надо стараться достигнуть возможного. Такая точка зрения связана с необходимостью спасти жизнь, как матери, так и плода. Избирается то, что возможно. Но эта позиция подвержена критике, поскольку речь идет о судьбе двух жизней, и долг сохранить жизнь матери не дает права на то, чтобы отобрать ее у ребенка, - очевидно, кроме случаев, при которых нет другой альтернативы.

  Методы аборта.

      В настоящее время существует множество методов аборта. Однако не все они несут за собой безболезненные и безвредные последствия. А даже опасным.

  Такими методами  являются:

  • Выскабливание матки.
  • Расширение шейки матки
  • Удаление плодового яйца
  • Применение гипертонических растворов
  • Простагландины (внутривенное или внутримышечное введение средств, вызывающих аборт на ранних сроках беременности)

 

Однако все данные методы влекут за собой много тяжелых  последствий. Многие навсегда остаются бесплодными, особенно это затрагивает тех людей, которые хотят стать матерями, будучи сами еще детьми. но следует сказать еще о том, что и в довольно позднем возрасте, не каждая, например, 30 летняя женщина может выносить здорового ребенка, при этом перенеся аборт.

 

Статистика  смерти.

Поскольку засвидетельствование причины смерти часто бывает неточным, особенно в случаях самопроизвольного  или криминального аборта, а показатель смертности для каждой из этих категорий  не известен, невозможно даже приближенно оценить частоту случаев криминального аборта из статистики смертности. Но, тем не менее, были зафиксированы случаи, когда именно аборт являлся причиной смерти. Здесь особенно хочется отметить неудачные аборты, относительно людей с несопутствующими резус-факторами или группами крови. Следует также сказать о демографической ситуации, которая является не самой лучшей для нашей страны.

 

    Аборт и современная религиозная мораль.

Наиболее солидна традиция обсуждения этических проблем медицины в католичестве; в особенности активно оно ведется в последние 50 лет. Характерным отличием позиции католической церкви является наличие официальных документов по вопросам медицинской этики. Важнейшим из таких документов, рассматривающих медицинские вмешательства в репродукцию человека, является Энциклика римского папы Павла VI(1970 года).

  В ней, в частности,  говорится: «Серьезнейший долг  передачи человеческой жизни,  делающий супругов свободными  и ответственными соработниками  Творца, всегда был для них  источником великих радостей, порой сопровождающихся, однако, немалыми трудностями и скорбями». В Энциклике отмечается, что в современном обществе ввиду быстрого роста народонаселения и успехов науки перед государственными властями встает большое искушение – противопоставить этой опасности радикальные меры контроля за рождаемостью, включая аборт.

  В созданной в  1994 г. По инициативе Папского  совета по апостольству «Хартии работников здравоохранения» говорится: «Однако правда и то, что в определенных случаях отвержением абортов наносится вред также и важным благам, которые вполне естественно защитить. Это случаи, связанные со здоровьем матери, с бременем еще одного ребенка, с тяжелыми фетальными злокачественными образованиями, с беременностью, происшедшей вследствие сексуального насилия».

Информация о работе Аборт: морально-этические проблемы