Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 19:54, реферат
Статья Ольшевского Валерия Георгиевича - кандидата экономических наук, доцента, заведующего кафедрой экономической теории Витебского государственного университета (Белоруссия) .«Финансово-экономическая политика советской власти в 1917-1918гг.: тенденции и противоречия».
В своей статье В.Г. Ольшевский раскрывает тенденции и противоречия финансово-экономической политики советской власти в 1917-1918гг.
1.Введение…………………………………………………………………………3
2.Военный коммунизм……………….…………………………………..……….4
3.Начало национализации……………….…………………………….………….5
4. Финансовая политика конца 1917-1918гг. Национализация флота и нефтяной промышленности……………………………………...……………….6
5.Заключение………………………………………………………………………9
6.Литература……………………………………………………………………..10
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Новосибирский
государственный медицинский
Министерства здравоохранения и социального развития
Российской Федерации
(ГОУ ВПО НГМУ
РЕЦЕНЗИЯ
На статью В.Г. Ольшевского «Финансово-экономическая политика советской власти в 1917-1918гг.: тенденции и противоречия»
Выполнил:
Студент 1 курса лечебного факультета
35 группы
Умаров Аслидин
Преподаватель_
Наталья Владимировна
Новосибирск 2012
Оглавление:
1.Введение……………………………………………………
2.Военный коммунизм……………….…………
3.Начало национализации……………….
4. Финансовая политика конца
1917-1918гг. Национализация флота и нефтяной
промышленности……………………………………..
5.Заключение………………………………………………
6.Литература………………………………………………
Введение
Статья Ольшевского Валерия Георгиевича - кандидата экономических наук, доцента, заведующего кафедрой экономической теории Витебского государственного университета (Белоруссия) .«Финансово-экономическая политика советской власти в 1917-1918гг.: тенденции и противоречия».
В своей статье В.Г. Ольшевский раскрывает тенденции и противоречия финансово-экономической политики советской власти в 1917-1918гг.
Октябрьская революция 1917 г. положила начало периоду формирования и реализации нового типа хозяйственной организации общества. Взяв власть в свои руки, большевики предпринимали попытки реализации наиболее радикальных идей управления государственной экономикой. Разработка плана создания основ социалистической экономики принадлежала В.И.Ленину и была предпринята в ряде его работ и выступлений.
В задачи настоящей
работы входит описание
Предпринятая автором
попытка осмысления и обобщения
наиболее важных тенденций и итогов
финансово-экономической
Актуально то, что, анализируя тенденции и противоречия финансово-экономической политики , он пытается выяснить , что было в эпицентре острейшей борьбы за власть, а также детально и конкретно выяснить взгляды и мнения членов Совета Народных Комиссаров . Особое внимание автор обращает на такие важные теоретические инструментарии, как концепция революции, национализация средств производства ,военный коммунизм, экономическая жизнь, а также вопрос о национализации нефтяной промышленности .
Военный коммунизм
Ольшевский в своей статье подробно описывает последствия воплощенной теории революции, политику “военного коммунизма”, национализацию промышленности, а также социалистический уклад в экономике страны.
К лету 1918 г. были осуществлены следующие мероприятия: создан Высший совет народного хозяйства (ВСНХ), который должен был управлять всеми отраслями экономики, переходившими из рук частных предпринимателей в собственность государства (национализированными); национализированы банки (декабрь 1917г.), торговый флот (январь 1918 г.), внешняя торговля (апрель 1918г.), крупная промышленность (июнь 1918г.); осуществлен передел помещичьей земли между крестьянами на уравнительных началах («по справедливости»); объявлен режим продовольственной диктатуры (май 1918 г., государственная монополия, твердые цены, запрет частной торговли хлебом, борьба со «спекулянтами», создание продовольственных отрядов). Кризис между тем продолжал обостряться, принимая, по выражению В. И. Ленина, форму «хозяйственной катастрофы». Попытки снизить темпы национализации, сосредоточиться на укреплении трудовой дисциплины и организации управления, предпринятые в мае—июле 1918 г., результатов не дали. С началом Гражданской войны централизация экономических, военных, финансовых, продовольственных и иных ресурсов в руках государства достигла качественно нового уровня.
Также лето 1918 г. положило
начало разработке и
Политика “военного коммунизма”
Национализация средств производства, за временным исключением сельскохозяйственных, транспорта и всех предприятий, кроме самых мелких. Ликвидация частной торговли путем национализации оптовых и розничных торговых предприятий и введение системы распределения, находящегося под контролем правительства. Упразднение денег как менового эквивалента и переход к системе прямого товарообмена под контролем государства. Подчинение всей экономической жизни страны единому плану.
Политика «военного коммунизма»
(названа так потому, что чрезвычайные
меры, диктуемые военной
Начало национализации
Скоординированные действия, направленные на ускорение национализации «сразу и сверху и снизу», развернулись с начала декабря 1917 года. После нескольких встреч Ленина с рабочими, 6-го декабря СНК принял решение о национализации Богословского горного округа на Урале.
В эпицентре острейшей борьбы идей и людей по важнейшим вопросам, в том числе и основному – о национализации средств производства в первые же месяцы советской власти оказалось финансовое ведомство. Потребности финансового обеспечения государства объективно ограничивали формальное обобществление, начатое по инициативе Ленина и осуществляемое под его нажимом вплоть до подписания Брестского мира на основе разработанного им, не отвергнутого руководством ВСНХ в середине декабря 1917г. проекта декрета о социализации народного хозяйства.
Переход частных предприятий
в собственность государства
в тенденции и не только суживал
базу налогообложения, но и возлагал
на дефицитный госбюджет непосильное
бремя расходов по их финансированию.
Рост банкротства
Однако общий , достаточно осторожный подход к национализации просматривается достаточно очевидно. Соответствующий декрет Ленин подписал только 7 декабря. Предполагалось, что предприятия будут финансироваться по сметам из госбюджета, а их продукция будет учитываться и распределяться в соответствии с планом комиссариата торговли и промышленности. 8-9 декабря по такой же процедуре были конфискованы предприятия Симского горного округа.
Финансовая политика конца 1917-1918гг. Национализация флота и нефтяной промышленности
Свидетели событий конца 1917-1918гг.считали Ларина (М.А.Лурье) «руководителем большевистской экономической политики».
Ленин в пылу полемики называл первое полугодие советской власти периодом «ларинской диктатуры» в хозяйственном строительстве.
Ленин не допустил назначения Ларина председателем ВСНХ, хотя сам в ночь свержения Временного правительства предложил ему заняться экономикой.
11 декабря СНК (Ленин) назначил молодого, хорошо зарекомендованного себя в Госбанке получением первых 5 млн.руб. для правительства В.В. Оболенского (Н.Осинского) председателем ВСНХ и одновременно наркомом по организации и урегулированию производства.
14 декабря были захвачены , а затем национализированы частные банки. Вслед за этим Ленин попытался провести через бюро ВСНХ свой проект декрета о социализации народного хозяйства, в котором, в частности, предусматривалась национализация всех акционерных обществ, но не добился успеха. Тем не менее вопреки позиции ВСНХ в Совнаркоме начинается работа по подготовке национализации морского и речного торгового флота и нефтяной промышленности. Ленин требует от посаженного им в «председательское кресло» Оболенского содействия, но тот упирается.
В начале января 1918 г. ВСНХ было навязано все же участие в работе СНК по подготовке национализации торгового флота.
Тяжелые последствия этой национализации выявились уже к маю 1918 года. Национализация флота стоила до сих пор 178 675 000 рублей». На 1918 г. намечался убыток отрасли, превышающий 1,5 млн. рублей.Вопрос о национализации нефтяной промышленности рассматривался на заседаниях СНК 27 января, 15 февраля ( через неделю после первого обсуждения, так как переход на новый стиль уменьшил февраль на 13 дней),ставился в повестках дня 16,18,20 февраля, но переносился Лениным из-за того, что «не был извещен Гуковский».
Между тем Ленину уже начали поступать «сигналы» об «идейной не зрелости» нового наркома. В датированном 14 марта письме на его имя главный комиссар Госбанка А.П. Спундэ писал из Петрограда: «Не следует распространяться об элементарной в кругах марксистов истине, что банки в социалистическом обществе окончательно превращаются в центральное счетоводство народного хозяйства».
Соответственно предполагалось, что банки, как денежно-кредитные учреждения , должны быть сначала объединены, превращены в центральную кассу, расчетный центр, сокращающий обращение денежных знаков и подготавливающий переход к безденежному обороту путем бухгалтерских записей и расчета квитанциями.
Конкретную программу
движения в этом направлении Ленин
выдвинул еще до переезда правительства
в Москву, во время работы VII экстренного
съезда партии, одобрившего в партийном
порядке Брестский мир и
Выступление Ленина было нейтральным. Опубликованный в протоколах ВЦИК 4 созыва и так называемом полном собрании сочинений Ленина краткий отчет о нем заканчивается словами: «Необходимо что-то сделать. Необходимо создать истинную организацию для того, чтобы все издаваемые декреты не оставались только декретами, а чтобы они могли проводиться в жизнь, не оставаясь висеть в воздухе».
В итоге обсуждения доклада Гуковского во ВЦИК было принято решение создать комиссию для разработки финансовой политики. Но критика предложений наркомфина продолжалась за пределами ВЦИК.
Таким образом, финансовая политика
оказалась концептуально
Финансовая политика - составная часть экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяются общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально - экономических процессов.
Деятельность Гуковского все больше натыкалась на глухое противодействие. В усилиях по упорядочению финансов он опирался на центральные органы бывшего министерства финансов и сохранившихся на местах их периферийные учреждения: казенные палаты , акцизные управления ,податные инспекции и т.п. Но эти учреждения с работающими в них «старыми» специалистами контролировались местными советами, что часто приводило к трениям между ними, особенно по вопросам экспроприаций и контрибуций, операционной деятельности банков и др. Гуковский в этих столкновениях становился на сторону подведомственных «старых» учреждений, а местные советы жаловались в руководивший ими наркомат внутренних дел. Весьма показательно, что начавшийся в Москве 17 мая 1918г. Весьма показательно ,что начавшийся в Москве 17 мая 1918 г.