Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 11:15, реферат
Различают два типа взаимоотношений врача (шире говоря - медицинского работника) и больного. Первый тип основан на авторитарно-директивной позиции врача, являющегося для пациента компетентным руководителем, занимающим активную позицию (принцип доминирования), а больной является ведомой, сравнительно малоактивной личностью.
Другой вариант взаимоотношений в системе "врач-больной", предпочтительный для лиц, стремящихся к максимально возможному проявлению активности, основан на так называемом "принципе партнерства" (М.М. Кабанов). При этой позиции врач стремится к партнерскому взаимодействию с больным, основанному на уважении личности пациента и пробуждении его активности, а главное, к сочувотвенно-сопереживательному (эмпатическому) отношению к нему.
Различают два типа взаимоотношений
врача (шире говоря -
медицинского работника) и больного. Первый
тип основан на авто-
ритарно-директивной позиции врача, являющегося
для пациента
компетентным руководителем, занимающим
активную позицию (прин-
цип доминирования), а больной является
ведомой, сравнительно
малоактивной личностью. Такие взаимоотношения
иногда целесооб-
разны, ибо облегчают некоторые психотерапевтические
акции врача,
особенно если нужен авторитет для их
проведения и повышенная
вера в чудодейственность психокоррекционных
воздействий (авто-
ритарное внушение наяву, гипносуггестия,
плацебо-эффект) и др. В
то же время такое доминирование врача
над пациентом, которое
обычно предпочитают незрелые личности
и истероидные акцентуан-
ты, приводит к пассификации больного
и препятствует вырабатыва-
нию активного противодействия болезни.
Другой вариант взаимоотношений в системе
"врач-больной",
предпочтительный для лиц, стремящихся
к максимально возможному
проявлению активности, основан на так
называемом "принципе парт-
нерства" (М.М. Кабанов). При этой позиции
врач стремится к парт-
нерскому взаимодействию с больным, основанному
на уважении
личности пациента и пробуждении его активности,
а главное, к со-
чувотвенно-сопереживательному (эмпатическому)
отношению к нему.
Активизирующиеся при этом механизмы
подражания и идентифика-
ции с врачом, позволяют лучше усвоить
лечебные устанновки врача,
даваемые не в виде руководящих указаний
и доминирования, а как
бы имплицитно, косвенно и малозаметно.
На основании исследова-
ния этих моделей взаимоотношений врача
и больного В.А. Ташлыков
рекомендует на первом, начальном этапе
психотерапевтического кон-
такта преимущественное акцентирование
принципа сотрудничества,
а по мере укрепления доверия пациента
врач может переходить к
более директивному стилю руководства
поведением больного с це-
лью достижения адекватной переделки
личностных отношений, столь
необходимых для реконструкции патогенетических
механизмов не-
врозообразования. Однако, и при этом врач
старается избегать
прямого вмешательства в жизненные позиции
пациента, не давая
ему "лобовых" рекомендаций, а искусно
побуждая к самостоятельно-
му принятию тех или иных решений. Помимо
слов, врач может эф-
фективно использовать невербальные формы
коммуникации и психо-
коррекции, которые "растопляют"
напряженность и недоверчивость
больных. Некоторые медицинские психологи
и психотерапевты (С.
Ледер, Б.Д. Карвасарский, В.А. Ташлыков
и другие) рекомендуют
даже специальные варианты "сензитивного
тренинга" и другие фор-
мы групповой работы с врачами для повышения
их эмпатического
потенциала во взаимоотношениях с больным.
Такая работа практику-
ется в порядке повышения квалификации
врача в рамках последил-
ломного медицинского образования (В.А.
Ташлыков). В то же время
надо видеть, что некоторая группа пациентов
отвергает "сопережи-
вающий" тип поведения врача.
Как правило, это больные с тревожно-мнительной
или педанти-
ческой акцентуацией, ожидающие от врача
точного диагностического
заключения, вследствие чего они ориентированы
на "эмоционально-
нейтральный" тип взаимоотношений больше,
чем на эмпатирующий.
В.А. Ташлыковым отмечено также расхождение
у большой группы
(62%) обследованных (между образом "идеального"
врача и реально-
практикующего лечащего врача, что объясняется
ложно сформиро-
ванными установками больных вследствие
активации защитно-пси-
хологических механизмов адаптации. У
истероидных акцентуантов
чаще всего эксплуатируются механизмы
"вытеснения", "бегства в
болезнь", приводящие к искажению социально-перцептивных
обра-
зов врача и лечебного процесса, у тревожно-мнительных
больных и
при неврозе навязчивых состояний преобладают
механизмы интел-
лектуализации, у шизоидных лиц наблюдается
дистанцирование от
трудных и конфликтных ситуаций, связанных
с борьбой мотивов,
возникающих, например, при необходимости
выбора консервативно-
го или оперативного лечения; при неврастеническом
типе конфликта
преобладают механизмы "рационализации"
и "отрицания". При за-
тяжном течении неврозов или соматических
заболеваний с невроти-
ческими суперпозициями защитные механизмы
психологической
адаптации могут усиливаться и закрепляться
по патологическому типу.
Поэтому важна правильная тактика психокоррекции
личности таких
больных в зависимости от личностных особенностей
и типов психо-
логической защиты. Так, при доминировании
механизмов "бегства в
болезнь", "вытеснения" и "отрицания"
психотерапевтическая тактика
должна быть направлена на выявление скрытых
негативных эмоцио-
нальных переживаний пациентов и конфронтирование
неадекватных
сторон "Я" с реальностью, а при доминировании
механизмов "раци-
онализации" и "интеллектуализации"
необходимо устранение иска-
жения в оценке больными своего поведения,
вызванного снижением
чувства собственной полноценности и
нейтрализация эмоционально-
интеллектуальной диссоциации в способах
восприятия и решения
своих проблем.