Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 16:25, реферат
Гигиена детей и подростков как область медицинской науки возникла в середине 19 в., (школьная гигиена), когда была установлена высокая частота близорукости, сколиоза, неврастении, анемий и других заболеваний среди школьников. Частота этих заболеваний, получивших название «школьные болезни», нарастала от класса к классу и во многом была обусловлена неудовлетворительной организацией обучения и условиями быта учащихся (недостаточным освещением, плохим воздухообменом, учебными перегрузками и др.). Рекомендации по устранению причин «школьных болезней» легли в основу многих публикаций по школьной гигиене.
Введение
1. Врачебно-профессиональная консультация подростков.
2. Гигиенические требования к мебели, оборудованию, игрушкам, учебникам в детских дошкольных и школьных учреждениях.
3. Врачебный контроль за организацией лечебно-профилактических и санитарногигиенических мероприятий в школах и детских садах.
4. Список использованной литературы
СРС
Тема: «Врачебно-профессиональная консультация
подростков. Гигиенические требования
к мебели, оборудованию, игрушкам, учебникам
в детских дошкольных и школьных учреждениях.
Врачебный контроль за организацией лечебно-профилактических
и санитарногигиенических мероприятий
в школах и детских садах. »
Астана-2012
ПЛАН
Введение
1. Врачебно-профессиональная
2. Гигиенические требования к мебели, оборудованию,
игрушкам, учебникам в детских дошкольных
и школьных учреждениях.
3. Врачебный контроль за организацией
лечебно-профилактических и санитарногигиенических
мероприятий в школах и детских садах.
4. Список использованной
Введение
Гигиена детей и подростков как область медицинской
науки возникла в середине 19 в., (школьная
гигиена), когда была установлена высокая частота близорукости,
сколиоза, неврастении, анемий и других
заболеваний среди школьников. Частота
этих заболеваний, получивших название
«школьные болезни», нарастала от класса
к классу и во многом была обусловлена
неудовлетворительной организацией обучения
и условиями быта учащихся (недостаточным
освещением, плохим воздухообменом, учебными
перегрузками и др.). Рекомендации по устранению
причин «школьных болезней» легли в основу
многих публикаций по школьной гигиене.
В советский период школьная гигиена как
наука и область практического здравоохранения
полностью переросла в гигиену детей и
подростков и стала изучать все возрастные
группы детского населения, охваченные
общественными формами воспитания и обучения.
Окончательно гигиеной детей и подростков
она стала именоваться с 1954 г. Гигиена
детей и подростков как область практического
здравоохранения является частью санитарно-эпидемической
службы страны. Она носит государственный
характер, строит всю свою деятельность
на основе научных разработок, отличается
единством структуры управления и привлекает
к активному участию в санитарно-профилактической
работе и пропаганде гигиенических знаний
общественные организации, медработников
и население.
1. Врачебно-профессиональная консультация
подростков
Врачебное профессиональное консультирование
является системой мер, направленных на
обеспечение правильного выбора профессии,
подростками, имеющими отклонения в состоянии
здоровья, с целью защиты их организма
от неблагоприятного воздействия профессионально-
Врачебное профессиональное консультирование
включает 2 формы работы:
Информационное обеспечение – ознакомление
подростков, их родителей и педагогов
с медицинскими аспектами выбора профессии,
то есть с основными профессионально-
Индивидуальная врачебная профессиональная
консультация, в процессе которой основная
задача врача состоит в определении степени
риска прогрессирования отклонений в
состоянии здоровья консультируемого
подростка и разработке конкретных рекомендаций
по выбору профессии или специальности,
формы обучения и рациональному трудоустройству.
В соответствии с
Врачебнопрофессиональная консультация является
Условно выделяются следующие этапы проведения
ВПК:
* начальный этап - индивидуальное консультирование
школьников 4-8 классов в процессе формирования
профессионального самоопределения;
* этап выбора профессии при завершении
неполного (9 класс) или полного среднего
образования (10-11 класс);
* этап профессионального обучения.
В ходе проведения врачебно-профессионального
консультирования в зависимости от выявленных
нарушений состояния здоровья подростка определяются
индивидуальные ограничения профессиональной
пригодности к воздействию отдельных
профессионально-
Под профессиональной пригодностью (по
медицинским показаниям) понимается наиболее полное соответствие
функциональных возможностей организма
требованиям, предъявляемым профессиями,
как в плане охраны функционально неполноценного
органа или системы, так и в плане преимущественного
использования наиболее развитых функций.
Профессионально пригодным следует считать
подростка, способного успешно освоить
профессию и работать в ней без ущерба
для здоровья.
Самые частые причины ограничения
Медицинские работники осуществляют врачебную
профессиональную консультацию на основе
знания морфофункциональных
Врачебно-профессиональная включает в себя
следующие этапы:
• медицинское и психофизиологическое
обследование подростка;
• анализ состояния здоровья подростка с
использованием профессиограммы и перечня медицинских
• составление врачебно-профессионального
• рекомендации по проведению лечебно-профилактических
мероприятий.
При проведении профилактических осмотров:
Педиатру следует обратить особое внимание
на нередко встречающиеся у подростков
варианты развития и функциональные отклонения
сердечно-сосудистой системы и дать им
правильную диагностическую оценку, так
как они могут быть причиной ограничения
профессиональной пригодности. Для оценки
функционального состояния сердечно-сосудистой
системы целесообразно использование
простых функциональных проб с физической
нагрузкой (например, пробы Мартине). Кроме
того, необходимо учитывать выраженность
вегетативных нарушений. Критерием для
отнесения выявленных отклонений к норме
или патологии чаще всего служит степень
количественной и качественной их выраженности,
а также стойкость вегетативных расстройств.
Неврологу (психоневрологу) необходимо
обратить внимание на функциональное
состояние центральных и периферических
отделов нервной системы, а также вегетативную
регуляцию. При анализе анамнестических
данных следует учитывать наличие синдромов,
указывающих на вегетативно-сосудистую
дисфункцию и различные сомато-вегетативные
нарушения (головные боли, головокружения,
обмороки, наклонность к ортостатическим
реакциям при перемене положения тела,
утомляемость, нарушения настроения и
т.д.). При наличии органических заболеваний
центральной нервной системы и их последствий,
а также остаточных явлений черепно-мозговых
травм следует оценить выраженность ликвородинамических
нарушений и церебрастенических проявлений,
локализацию, степень и динамику нарушений
функций органов движения, состояние интеллекта.
2. Гигиенические требования к мебели,
оборудованию, игрушкам, учебникам в
детских дошкольных и школьных учреждениях.
Детские комнаты для грудных детей в яслях
и объединенных дошкольных учреждениях
оборудуют манежами прямоугольной формы,
для ползунковых групп - горками-манежами,
одноместными или общими столами, для
старшей группы -преимущественно столами,
стульями, диванами. Столы и стулья предусматриваются
в каждой детской. Помимо указанной мебели,
в детских ставят шкафы для игрушек, туалетный
стол с полкой для белья и ящиками, в которых
хранят предметы ухода за детьми.
Групповые комнаты в детских садах оборудуют
столами, стульями, диванчиками, шкафами,
где хранят игрушки и пособия. Для старшей
дошкольной группы рекомендуются двухместные
столы и стулья.
Столы и стулья для преддошкольных и дошкольных
учреждений установлены 6 номеров соответственно
для 6 ростовых групп детей. Стол и стул
подбирают детям на основании измерения
их роста. Медицинский персонал, воспитатели
обращают особое внимание на посадку ребенка,
приучают его сидеть прямо, не ложиться
грудью на край стола, не горбиться, не
наклонять низко голову. Особенно это
важно в детских садах во время занятий;
лепки, рисования, рассматривания картинок.
Помимо фабричной маркировки мебели -
указания номера и группы роста детей,
для которых она предназначается, детское
учреждение производит дополнительную
маркировку. Эта маркировка заключается
в том, что на стулья и столы соответственного
номера наклеивают одинаковый рисунок.
По этому рисунку каждый ребенок находит
требуемый по его росту стул и стол.
Мебель для дошкольников - крышки столов,
сиденья и спинки стульев, а также качалок
- изготовляют из материалов с малой теплопроводностью.
В качестве материалов используют дерево
разных пород, фанеру, обработанную особым
образом и поддающуюся штамповке, древесно-опилочные
плиты, покрытые пластиком, и другие материалы.
Мебель (столы и стулья) должна быть легкой
и в то же время устойчивой. Углы и грани
округляют, винты и шурупы заделывают
заподлицо. Все поверхности зачищают,
чтобы не было отколов и отщепов. При изготовлении
мебели из твердых пород древесины отделку
поверхностей производят с сохранением
текстуры и покрывают водостойкими эмульсиями
и лаками. Водостойкими эмульсиями и лаками
покрывают мебель, штампованную из фанеры.
Мебель, сделанную из мягких пород дерева,
окрашивают красками светлых тонов различных
оттенков. Крышки столов, сиденья и спинки
стульев окрашивают светло-зеленой, светло-голубой
и другими красками, а основания - светло-желтой
краской или краской цвета слоновой кости.
Отдельные изделия, предназначенные для
игр и отдыха детей, могут быть выполнены
в более легких и ярких цветах (красный,
оранжевый и др.).
Шкафы для хранения игрушек, строительного
материала и пособий по своим размерам
также должны соответствовать росту детей.
Шкафы для игрушек имеют высоту 135 см для
младшей группы, 145 см для средней и старшей
групп при ширине 100 см и глубине полок
в 40 см. Размеры шкафа для хранения строительного
материала несколько иные: высота 110 см,
ширина 175 см, глубина 35 см.
Острые края и углы у всех предметов оборудования
закругляют, поверхность делают гладкой.
Всю мебель окрашивают в светлые неяркие
цвета.
Оборудование классной комнаты
Основным оборудованием классной комнаты
является парта. Существует более 200 различных
моделей парт, однако удачно сочетают
в своем устройстве все педагогические,
гигиенические и экономические требования
очень немногие из них. К числу оправдавших
себя на практике относится парта типа
Эрисмана. Парты этого типа изготовляются
одноместные и двухместные целиком из
дерева или на металлическом основании.
В массовой школе применяются двухместные
парты. В санаторно-лесных школах, школах
для слабовидящих, школах-интернатах и
других специальных воспитательно-образовательных
учреждениях по педагогическим и гигиеническим
соображениям более приемлемы одноместные
парты.
Для школ-интернатов и школ с продленным
днем рекомендуются одноместные столы
и стулья к ним, имеющие специальные устройства,
позволяющие на время учебных занятий
фиксировать стул по отношению к столу
в положении отрицательной дистанции
сидения. На время игр и различных занятий
такая мобильная мебель позволяет изменять
ее обычное размещение в классе.
Как одноместные, так и двухместные парты
изготовляют 7 различных номеров. Каждый
номер парты соответствует определенной
группе роста детей.
Основные размеры парт установлены на
основании антропометрических измерений
детей и подростков и соответствуют средним
величинам отдельных частей их тела.
Высота скамейки парты соответствует
средней величине длины голени со стопой
данной группы роста школьников с прибавкой
2 см (на толщину каблука).
Глубину скамьи (переднезадний ее размер)
делают равной 2/3 длины бедра. Такая глубина
скамьи обеспечивает устойчивое и удобное
положение. При большей глубине край скамьи,
упираясь в подколенную впадину ученика,
будет сдавливать кровеносные сосуды.
Сиденью придается небольшой уклон кзади.
Это исключает возможные соскальзывания
со скамейки.
Спинку парты делают из одного или двух
брусков. Более целесообразно устройство
спинок из двух брусков, обеспечивающих
не только пояснично-крестцовую, но и подлопаточную
опору.
Дистанция спинки - расстояние по горизонтали
от заднего края крышки стола парты до
спинки - представляет собой среднюю величину
переднезаднего диаметра грудной клетки
школьников соответственной группы роста
с прибавлением 3-5 см.
Стол парты имеет наклонную плоскость
в 14- 15°. Такой наклон крышки создает более
благоприятные условия для работы глаз
при чтении и письме. Размер одного места
за столом определяется не только длиной
предплечий с кистью, но и объемом движений
во время письма, а также правильным размещением
раскрытой тетради.
Дифференция - расстояние по вертикали
между задним краем стола и плоскостью
сиденья. Этот размер парт определен на
основании измерений высоты расположения
предплечья школьников над сиденьем при
правильной посадке во время письма»
Изменение дифференции даже на 2 см уже
создает условия для неправильного, асимметричного
положения тела и искривления позвоночника.
Увеличение дифференции способствует
развитию правосторонних искривлений
позвоночника, так как ученик должен обязательно
поднять плечо, чтобы положить предплечье
на парту. Наоборот, малая дифференция,
вынуждая учащихся низко склоняться над
столом, способствует развитию сутулости.
Дистанция скамьи - соотношение края стола
и края скамьи по горизонтали - также является
важным показателем, без которого трудно
обеспечить учащимся правильное положение
тела во время письма. По ГОСТ на парты
предусматривается отрицательная дистанция
4 см, т. е. край скамьи заходит за край крышки
на 4 см. Откидная часть крышки стола парты
позволяет школьникам свободно садиться,
выходить или стоять за партой.
Уменьшать глубину скамьи и ширину откидной
части крышки стола при ремонте и реставрации
парт недопустимо. Возникновение нулевой
(край крышки расположен непосредственно
над краем скамьи) или положительной (между
краем откидной крышки парты и краем скамьи
образуется значительное расстояние)
дистанции не позволяет школьникам сохранять
правильную посадку во время уроков письма.
Посадка за партой. Наилучшие физиологические
и гигиенические условия для работы учащегося
за партой: нормальное зрительное восприятие,
свободное дыхание, нормальное кровообращение
- создаются при выработке у школьников
прямой посадки. Ученик должен глубоко
сидеть на скамье, ровно держать корпус
и голову, лишь немного наклонять ее вперед.
При этом расстояние от глаз до книги пли
тетради сохраняется в 35 см. Между туловищем
и краем парты остается свободное пространство
в 3-4 см (грудь и живот не сдавлены). Ноги
согнуты в тазобедренном и коленном суставах
под прямым углом, ступни опираются на
пол или подножку, предплечья свободно
лежат на столе. Правильная посадка может
быть только в том случае, если школьник
сидит за партой правильной конструкции,
основные размеры которой соответствуют
пропорциям его тела. Парты неправильной
конструкции, не соответствующие росто-возрастным
размерам детей, неизбежно вынуждают учащихся
сидеть неправильно: изгибаясь, низко
наклоняя голову к тетради и книгам. При
такой посадке дети быстро утомляются.
Правильной позы у учащихся во время занятий
добиваются с первых дней посещения школы.
Правильный подбор парт. Учащиеся каждого
класса распределяются не менее чем по
3-4 ростовым группам. Поэтому в каждом
классе в соответствии с наличным количеством
ростовых групп необходимо ставить в основном
парты 3 различных номеров. Для учащихся
3-х, 5-х, 6-х и 7-х классов нередко требуется
4 различных номера парт в силу большой
разницы их в росте.
Если в 1-4-х классах ставить (при разбивке
детей на группы роста с различием в 10
см) парты № 8 и 9, то можно обеспечить правильную
позу в соответствии с длиной тела 78% учащихся.
Если же принять разбивку Детей по группам
роста с разницей в 15 см, то два номера
мебели (соответственно усредненная высота
стола и скамейки), поставленные в классах,
позволяют правильно рассадить 85% детей.
С переходом на кабинетную систему обучения
особенно остро встает проблема правильного
рассаживания учащихся.
Учебные кабинеты для 5--10-х классов целесообразно
оборудовать столами и стульями № 10 и
11. В этом случае правильно смогут сидеть
66-72% учащихся. Если же принять распределение
учащихся 5-10-х классов по группам роста
с интервалом в 15 см, то, изготовляя два
номера мебели (соответственно усредненная
высота столов и стульев № 9-10 и 11 -12), возможно
будет обеспечить соответствие размеров
мебели длине тела 85% учащихся.
Систематически каждые 5-10 лет санитарно-эпидемиологические
станции (краевые, областные, районные,
городские) с помощью медицинских работников,
обслуживающих школы, должны разрабатывать
в соответствии с данными измерения роста
учащихся (в обуви) местные таблицы номеров
мебели (в %), необходимых для оборудования
разных типов школ.
При двухсменной работе школы в одних
и тех же комнатах размещают (в первую
и вторую смену) параллельные или смежные
по годам обучения классы.
Измерение роста учащихся производится
обычным ростомером или специально приготовленной
деревянной рейкой длиной 2 м с делениями,
нанесенными через каждые 10 см, начиная
со 110 см. Произведя измерение с помощью
такой рейки, можно сразу видеть, на какую
парту следует посадить школьника. Школьники,
не снимая ботинок, становятся около прибора.
Для определения требуемого номера парты
могут служить и данные роста учащихся,
имеющиеся у школьного врача. В этом случае,
однако, к каждому показателю роста необходимо
прибавить 2 см на обувь. Диктуется это
тем, что при исследовании физического
развития рост учащихся определяется
без обуви. Учитель, руководствуясь полученными
данными роста, рассаживает учащихся на
парты требуемого номера.
Расстановка парт в классе. Парты меньших
номеров ставят ближе к классной доске,
а парты больших номеров - дальше. Для детей
с ослабленным зрением или пониженным
слухом парты ставят первыми. В случаях
необходимости постановки парт большого
номера ближе к классной доске их ставят
только в первом или третьем продольном
ряду.
Между рядами парт, а также между партами
и стенами соблюдаются установленные
разрывы, которые указаны в обязательных
санитарных правилах рассаживания школьников
и расстановки парт в классах. Расстояния
эти следующие: между внутренней стеной
в классе и первым рядом парт 50-60 см, а между
рядами парт 70-75 см, между третьим рядом
парт и наружной стеной 60-70 см, между первыми
партами и классной доской 2,5-2,75 м.
Не менее 2 раз за учебный год учащихся,
сидящих в первом и третьем ряду, меняют
местами, не нарушая соответствия номера
парт их росту. Допустим, в первую половину
года учащиеся сидели в третьем ряду, тогда
во вторую половину года их нужно посадить
за парты соответствующих номеров в первом
ряду. Это мероприятие исключает появление
у учащихся привычки к постоянному наклону
туловища и головы вправо или влево, в
сторону классной доски (списывание) или
наглядных пособий, карт и схем, размещенных
над классной доской.
Стол и стул учителя изготовляют целиком
из дерева или на металлическом основании.
Для работы учителя наиболее удобны столы
высотой.77 см (с площадью крышки стола
110X70 см, с наличием закрывающихся ящиков
или тумбой) и стул высотой 45 см с
Достаточной площадью сиденья (40X41 см)
и спинкой, обеспечивающей опору тела
в пояснично-крестцовой и подлопаточной
области.
Стол и стул размещаются в классе обычно
перед первой партой первого ряда (у окна)
или среднего ряда, чтобы учитель мог свободно
наблюдать за поведением учащихся. Лучше
позволяет учителю наблюдать за классом
устройство кафедры или возвышения для
стола.
Шкафы в классе предназначают для хранения
книг, тетрадей и наглядных пособий. В
школах последних лет строительства предусматриваются
внутри-стенные шкафы с раздвижными или
открывающимися вперед дверцами. При таком
размещении шкафов можно предупредить
излишнее скопление на них пыли и сэкономить
площадь класса. Размер шкафа (высота,
глубина полок) согласуется с ростом детей
и длиной их рук (глубина полки от 20 до
50 см). Отделка мебели (парт, шкафов и др.)
оказывает существенное влияние на уровень
освещенности учебных помещений. Исследования
показали, что в одно и то же время дня,
при одинаковой ориентации окон и окраске
стен, в классе, оборудованном светлыми
(отделка с сохранением текстуры) партами,
освещенность оказалась на 20% выше, чем
в классах, оборудованных партами, покрашенными
черной (стол) и коричневой (основание
стола и скамейка) красками. Поэтому рекомендуется
поверхность крышки парт и столов матовая,
светлого цвета: светло-зеленого, светло-голубого,
светло-серого и натурального цвета древесины.
Наиболее гигиеничны парты и столы, поверхность
которых покрыта светлым пластиком или
стойкими эмульсиями, выдерживающими
обработку горячей водой с мылом. Основание
парт и столов, а также скамейки и стулья
могут сохранять цвет натурального дерева
или их следует окрашивать красками в
светло-желтый цвет и цвет слоновой кости.
Окраска мебели учебных помещений в белый
цвет неприменима, так как в подобных случаях
резко повышается яркость света, отрицательно
влияющая на зрение учащихся.
Классную настенную доску длиной 3- 3,5 м
и шириной 1,2 м размещают посередине передней
стенки класса. Перемещение ее в сторону
окон резко увеличивает отсвечиваемость
поверхности, а поэтому нецелесообразно,
Для учащихся I- 4-х классов нижний край
доски устанавливается на уровне 85 см
от пола, а для учащихся 5-10-х классов - на
уровне 95 см.
Значительные размеры рабочего поля позволяют
делать подробные записи.
Поверхность классной доски изготовляют
ровной, без изъянов и выпуклостей, матово-темной.
Этим достигается контрастность фона
и изображения, четкость букв, цифр и рисунков,
максимальное поглощение падающего света
и отсутствие отблесков, т. е. благоприятные
условия для зрительного восприятия. Для
изготовления досок используют линолеум,
релин, пластмассу, резину или другие материалы,
имеющие устойчивую, матовую и водостойкую
поверхность. Цвет досок рекомендуют коричневый,
темно-зеленый для классов и черный дли
кабинетов черчения.
Доску окружают рамкой. Нижний борт рамки
делают в виде лотка. Предусматривается
также устройство ящика для хранения мела,
губок и тряпок. Устройство лотка и ящика
предохраняет пол от загрязнения осколками
мела. Помимо настенных, употребляются
доски передвижные большого и малого размера.
Книги и наглядные пособия с точки зрения
внешнего оформления являются зрительными
раздражителями. От качества оформления
книги зависит легкость зрительного восприятия.
Исследования реакций зрительного анализатора
детей и подростков при различных условиях
чтения и письма, проведенные гигиенистами
и офтальмологами, послужили основанием
для разработки гигиенических требований
к бумаге, шрифту, набору и печати.
Шрифт. Высота букв и начертание, толщина
вертикальных и горизонтальных штрихов,
расстояние между строками (интерлиньяж),
буквами и словами (апрош)-все эти элементы
шрифта имеют существенное значение для
работы глаз, особенно в период, когда
дети еще не имеют навыка беглого чтения.
В учебниках для 1-го класса буквы и цифры
по своей высоте должны быть не менее 2,8
мм, для 2-4-х классов- 2,1 - 1,75 мм, для 5-10-х
классов -не менее 1,75-1,5 мм. В азбуках размер
букв доводят до 4,5- 3,5 мм, причем на первых
страницах текст печатают еще более крупными
буквами.
Толщина вертикальных штрихов дается
0,25-0,3 мм при расстоянии между ними не менее
0,5 мм (двойная толщина штриха), а горизонтальных
-0,12-0,15 мм, так как они воспринимаются и
различаются глазом легче, чем вертикальные.
Шрифт для текстов учебников выбирают
простой, без каких-либо добавочных штрихов
и украшений. Мало-разборчивые шрифты
(курсив) применять для выделения текста
не допускается. Для печати учебников
рекомендуются: для 1-4-х классов - школьная
гарнитура, в букварях должна применяться
букварная и рубленая гарнитура; для 5-10-х
классов - школьная и литературная.
Набор - это расположение букв, слов в тексте,
плотность его, длина строк. Существенное
значение, особенно при беглом чтении,
имеет быстрое восприятие образа целого
слова, что возможно только тогда, когда
между словами и между буквами внутри
слова будет соблюдаться определенное
расстояние.
Минимальная величина расстояния между
буквами в отдельных словах для учебников
и книг установлена в 0,5 мм, а между словами
- в 2 мм.
От величины интерлиньяжа (расстояние
между строками) зависит быстрота отыскания
начала последующей строки и создается
зрительная иллюзия большей величины
букв. Процесс чтения облегчается при
наличии интерлиньяжа не менее 3 мм.
Предельная плотность печати (количество
букв на 1 см2) установлена в 15 букв на 1
см2. Этим показателем пользуются при необходимости
быстрой гигиенической оценки набора.
Значительное увеличение количества букв
на 1 см2 текста указывает на уменьшение
расстояния внутри букв, между буквами
и словами. Немалое гигиеническое значение
имеет и длина строки. Считалось, что чем
короче строка, тем легче читается текст.
Исследования последних лет позволили
внести некоторое уточнение в это положение.
При отсутствии навыка беглого чтения
текст, набранный строкой большой длины
крупным шрифтом, читается быстрее, чем
набранный короткой строкой. Наоборот,
подростки, владеющие навыком беглого
чтения, быстрее читают текст, набранный
более короткой строкой с обычной высотой
шрифта. Для учебников как оптимальная
принята длина строки 100-110 мм.
Четкость набора повышается при наличии
полей на странице. Кроме того, большие
поля отражают больше световых лучей,
что облегчает чтение текста.
Печать - интенсивность, равномерность
и четкость окраски каждой буквы текста
и рисунков. Хорошую контрастность знаков
обеспечивает черная неблестящая краска.
Бумага для книг и учебных пособий (географических
карт, таблиц и т. д.) должна быть белой
(допускается слегка желтоватого или сероватого
оттенка), плотной, с гладкой матовой поверхностью.
Качество бумаги обусловливает не только
удобочитаемость текста книги, но и ее
эпидемиологическое значение. Страницы
книг при постоянном перелистывании загрязняются,
особенно в нижних и верхних углах. Чем
менее прочна и гладка бумага, тем больше
загрязняются страницы книг и дольше сохраняют
на них свою жизнеспособность бактерии;
кроме того, на шероховатой бумаге получается
нечеткая печать, так как краска ложится
неровно. Лучшей для печатания учебников
и детских книг является: «Бумага для печатания
типографская» и «Бумага для печати офсетная».
Формат и переплет. Наиболее удобны в пользовании
книги небольшого объема и веса, в хорошем
переплете. Небольшой формат книги позволяет
легко держать ее в руке. Наличие у книг
переплета повышает их прочность и уменьшает
возможность передачи инфекции.
Дезинфекция книг производится по указаниям
врача-эпидемиолога.
Книги, особенно грязные и потрепанные,
необходимо изъять из употребления.
Дезинфекция проводится пароформалином
в особых герметически закрытых шкафах-камерах.
Учебники в раскрытом виде развешиваются
в такой камере на планках. Рядом с камерой
кипятится раствор формалина, пары его
по резиновой трубке поступают в шкаф-камеру.
На камеру указанного размера расходуется
200 мл 35-45% раствора формалина. После окончательного
выпаривания формалина книги остаются
в закрытом шкафу на 24 часа. Такой способ
дезинфекции при хорошем обеззараживающем
действии не портит книг.
Наглядные пособия выполняются на белой
бумаге, все надписи делают черной краской,
крупным шрифтом размером не менее 3 см.
Рисунки, схемы выполняют четко во всех
деталях и красочно оформляют. Соблюдение
этого особенно важно, если пособия предназначены
для дошкольников и учащихся 7-летнего
возраста, у которых в силу особенностей
высшей нервной деятельности слово учителя
- раздражитель второй сигнальной системы
- нуждается в подкреплении со стороны
раздражителей первой сигнальной системы
- в виде конкретного образа.
Географическую и историческую карты
раскрашивают светлыми малонасыщенными
красками. На ярко раскрашенных картах,
помимо их излишней пестроты, надписи
оказываются недостаточно контрастными
и поэтому мало-разборчивыми. Для надписей
на картах минимальная высота букв установлена
в 1 мм. Одна от другой надписи размещают
не менее чем на двойную высоту букв,
К числу учебных пособий относятся диапозитивы,
диафильмы и кинофильмы. Гигиенические
требования к их оформлению те же, что
и к оформлению наглядных пособий: четкость,
ясность и красочность изображения, разборчивость
текста. Четкости изображения необходимо
добиваться и при проекции диафильма на
экран.
Диафильмы и кинофильмы требуется выполнять
на фотопленке и трудно-воспламеняющихся
материалов. Хранение и демонстрация диафильмов
и кинофильмов производятся при строгом
соблюдении правил пожарной безопасности.
Письменные принадлежности - тетради, чернила,
ручки, карандаши - должны содействовать
образованию навыка письма при минимальном
напряжении зрения и мелких мышц кисти
руки.
Требования, предъявляемые к бумаге для
изготовления тетрадей, в основном те
же, что и для книг. Бумага для тетрадей
должна быть достаточно плотной, хорошо
проклеенной, иметь матовую, гладкую поверхность.
На такой бумаге чернила не расплываются,
перо не скользит, карандаш оставляет
интенсивно черные линии.
Тетради изготовляют размером 170 мм (ширина)
на 250 мм (высота). Для облегчения усвоения
детьми навыка письма на страницы тетрадей
наносят разлиновку четкими линиями голубого
цвета; очерчивают также поля размером
25-30 мм.
Ручки толщиной 7-8 мм и длиной 155-170 мм с
закругленным концом наиболее удобны
для письма. Ручки тоньше 7 мм вынуждают
делать сильный нажим, что утомляет учащихся,
а толстые выскальзывают из руки и осложняют
плавные движения.
Из существующих карандашей более всего
отвечают гигиеническим требованиям круглые
карандаши № 2 средней твердости, оставляющие
на бумаге четкую, не-размазывающуюся
линию. Длина ученического карандаша около
180 мм, толщина 7-8 мм. Граненые карандаши
ребрами граней режут пальцы, поэтому
не рекомендуются для детей дошкольного
и младшего школьного возраста.
Возможно, использовать в школе ручки
с автоматической подачей чернил. Школьные
авторучки изготовляют из пластмассы.
Длина их 142-150 мм, диаметр не более 10 мм,
вес не более 10 г, перо предусматривается
открытое.
Специальные исследования гигиенистов
и наблюдения педагогов подтвердили целесообразность
применения при письме учащимися 1-4-х классов
ручек с автоматической подачей чернил:
увеличивается скорость письма, что позволяет
выполнять на уроке больший объем упражнений
и тем самым способствует лучшему усвоению
учебного материала.
Чернила применяются интенсивно-черного,
темно-фиолетового или темно-синего цвета,
легко стекающие с пера и быстро высыхающие.
Ранцы и сумки служат школьникам для переноски
книг и тетрадей. Ранцы (заплечные сумки)
являются более гигиеничными, потому что
нагрузка распределяется равномерно на
плечевой пояс, а это не способствует возникновению
боковых искривлений позвоночника. При
переноске книг в портфелях и сумках, особенно
если в них излишне много книг, нагрузка
падает преимущественно на одну сторону
туловища. Это обстоятельство может способствовать
нарушению осанки и развитию искривлений
позвоночника.
Лабораторные принадлежности (приборы
и материалы). Посуда, содержащая различные
химические вещества (кислоты, щелочи
и др.), должна быть устойчива и иметь достаточную
герметичность, исключающую проникновение
ядовитых примесей в воздух помещений.
Этому же требованию должна отвечать аппаратура,
которой пользуются в школе для демонстрации
учащимся работы заводских установок,
связанных с выделением ядовитых газов
и едких жидкостей (установка по перегонке
кислоты, холодильные и др.).
Необходимо следить, чтобы строго соблюдались
правила хранения ртути и работы с ней,
так как установлено, что в случаях небрежного
ее хранения и неаккуратного обращения
при постановке опытов концентрация паров
ртути в воздухе помещения достигает предельно
допустимой. Ртуть следует хранить под
слоем воды в стеклянной толстостенной
посуде с притертой пробкой. Приборы, содержащие
ртуть, хранят отдельно от других. При
постановке опытов со ртутью, ее очистке
или фильтровании приборы устанавливают
па эмалированные или окрашенные нитролаком
противни.
В числе лабораторного инвентаря предусматриваются
специальные огнетушители, ящик с песком,
а для оказания первой помощи при ожогах
и ранениях - аптечка с перевязочными материалами
и медикаментами.
4.Список использованной
1. Гигиена детей и подростков под ред.
В. Н. Кардатенко - М. – Медицина 1980 с. 41-115
2.Гигиена детей и подростков; Кучма В.Р.;
Гэотар- Медиа; 2008 г.; 480
3.Гигиена детей и подростков: Учебник/Под
ред. Г. Н. Сердюковской.