Врачевание в Древней Месопотамии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 16:50, реферат

Краткое описание

Древний Восток явился колыбелью всемирной истории человеческих цивилизаций , классовых обществ и государств. Здесь ранее, чем где-либо на земном шаре, совершился переход от первобытно-общинного строя к раннему рабовладению.
Впервые классовое расслоение общества произошло в Египте и Шумере (IV тысячелетие до н. э.). В других регионах земного шара этот процесс развился в более поздние сроки: в Индии-–в середине III тысячелетия до н. э., в Китае – II тысячелетии до н. э., у народов Восточного Средиземноморья– III–II тысячелетиях до н. э., в Западной и Центральной Европе– I тысячелетии до н. э., в Америке– в I тысячелетии н. э.

Вложенные файлы: 1 файл

Врачевание в Древней Месопотамии.doc

— 105.50 Кб (Скачать файл)

 

Некоторые параграфы Законов касаются правовых аспектов деятельности врачевателей. В случае успешного лечения они получали весьма высокое вознаграждение:

 

221. Если  лекарь срастил сломанную кость [у человека] или же вылечил  больной сустав, [то] больной должен  заплатить лекарю пять сиклей  серебра.

 

222. Если [это] сын мушкенума , [то] он должен  заплатить три сикля серебра.

 

223. Если [это] раб человека, [то] хозяин раба должен заплатить лекарю два сикля серебра.

 

Во времена Хаммурапи на один сикль серебра (ок. 8,4 г) можно было купить 300 л зерна. По нормам потребления того времени мужчине требовалось в год около 550 л зерна (ячмень) из расчета 1,5 л в день (мясо ели только во время обрядов жертвоприношения). Для женщин и детей нормы зерна были в два раза меньше. Таким образом, пять ёиклёй серебра составляли большую сумму: на них можно было целый год кормить несколько человек.

 

При общей суровости Законов Хаммурапи столь высокая плата врачевателю за лечение была связана с большим риском его профессии из-за обычая "талиона" (воздаяние равным за равное: око за око, зуб за зуб). В случае неблагоприятного исхода лечения врачеватель подвергался суровому наказанию:

 

218. Если  врачеватель сделал свободному  человеку сильный надрез бронзовым  ножом и [тем] умертвил этого _человека, либо сделал надрез в области nakkaptu (брови или виска) этому человеку  бронзовым ножом и [тем] погубил  глаз этого человека, ему надлежит отрезать руку (перевод И. М. Дьяконова и В. А. Якобсона).

 

"Сильный  надрез бронзовым ножом" в этой  части головы мог производиться  в различных случаях (при абсцессе, нагноении раны и т. п.) и всегда  был неизменно сопряжен с большим риском повредить глаз, сосуды или нервы, особенно при отсутствии соответствующих анатомических знаний у вавилонян. Вот почему при благоприятном Исходе того же опера явного вмешательства лекарь полу-"ал самое высокое вознаграждение:

 

215. Если  врачеватель сделал свободному человеку сильный надрез бронзовым ножом и человека или сделал надрез в области riskkaptu (брови или виска) этому человеку :гонзовым ножом и спас глаз человека, то он должен получить десять сиклей серебра.

 

216. Если  больной – мушкенум, то он платит пять сиклей серебра.

 

217. Если  больной – чей-нибудь раб, то  гееподин раба платит врачевателю  два сиклй серебра.

 

Различная плата врачевателю за :дно и то же лечение свидетельствует : социальном неравенстве и расслоение общества, и как следствие – классовом подходе к врачебной деятельности и организации медицинского дела.

 

Как уже упоминалось, в Месопотамии издавна существовали строгие гигиенические предписания однако сточные системы в городах долгое время не сооружались (в этом плане выгодно, отличается хараппская цивилизация древней Индии, середина III тысячелетия до и. э., см. с. 69). Все нечистоты, как правило, выбрасывались на улицу (так делалось и позднее в городах Западной Европы и Востока).

 

В Ассирии каналы для подачи воды и стока нечистот начали строить в столичных городах. Так, в Ниневии но времена Синанхериба был воздвигнут грандиозный водопровод длиной 18 км. Он имел уклон 1 :80 и покоился на многочисленных арочных мостах, которые проходили над долинами з ущельями. Один из мостов – Джер-занский – достигал в длину около 300 м и опирался на 14- колонн. Ложе водопровода было выложено тремя слоями известняковых плит. Вода подавалась через искусственное водохранилище, созданное в результате воздвижения плотины и изменения русла восемнадцати рек. Строительство канала Синанхериба закончилось в 691 г. до н. э. – более чем за два столетия до сооружения первого римского акведука (см. с. 115).

 

Однако природные и искусственные водоемы были настолько заражены (см. с. 62), что существовал обычай: не пить сырой воды из каналов и рек, а пить вареное пиво и другие разнообразные напитки, которые готовились в большом количестве и широко употреблялись как взрослыми, так и детьми.

 

Передача медицинских знаний осуществлялась в узком кругу посвященных: "Дай посвященному (знающему) показать свои секреты магических знаний – посвященному; непосвященный да не увидит их; что касается сына, которому ты покровительствуешь,– заставь его поклясться именами Асаллухи (Марду-ка) и Нинурты… затем покажи ему…"

 

Ученики врача назывались асу агашгу (аккад. asu agasgu). Клинописи они обучались в знаменитой традиционной светской школе Вавилонии (э-дубба), которая существовала до XVII в. до н. э. Деятельность эдуббы весьма положительно отразилась на развитии естественно-научных знаний в Месопотамии.

 

Специально о медицинских школах в текстах древней Месопотамии не упоминается. По всей вероятности, они еще не существовали.

 

Число свободно практикующих врачевателей в древней Месопотамии было невелико. Их положение в обществе было различным в зависимости от исторического периода и с течением времени имело тенденцию к ухудшению в связи с падением престижа эмпириковасу. При ассирийском дворе в последние столетия истории Ассирии служили только заклинатели ашипу (о придворных врачевателях асу не упоминается).

 

Положение врачевателей при дворе было весьма важным: они следили за здоровьем царя, его семьи и гарема (в гарем допускались только женщины и евнухи). Наиболее известных придворных врачевателей иногда посылали в другие страны для лечения их монархов. Так, известно, что в XIII в. до н. э. вавилонский царь направил своего врачевателя к хеттскому царю.

 

Клинописные таблички свидетельствуют также и о некоторой врачебной специализации. Так, в старовавилонских текстах имеется единичное упоминание о женщине-враче, которая лечила женские болезни, а в нововавилонских текстах (XI–VI вв. до н.э.) говорится о врачевателях, которые лечили болезни глаз. Особенно много рассказывается о, ветеринарах – мунаишу (аккад. muna"isu – целители скота, шум. a-zu ansu – врачеватель ослов). В ветеринарной практике мунаишу часто производили кастрацию волов. Они же делали эту операцию людям (число евнухов, обслуживавших дворцы царей в древней Месопотамии, было весьма велико). Впоследствии операцию кастрации стали производить специально обученные для этого люди (не врачи).

 

К середине I тысячелетия до н. э. медицина древней Месопотамии ценилась ниже древнеегипетской. Об этом свидетельствует и Геродот, который посетил Месопотамию в середине V в. до н. э., когда земли Двуречья были завоеваны персами и государств Вавилонии и Ассирии уже не существовало. Однако на протяжении всей своей многовековой истории вавилоно-ассирийская культура оказывала большое влияние на развитие научных знаний во всей Передней Азии, где вместе с клинописью широко распространились и месопотамские медицинские тексты, которые переписывались почти без изменения до начала нашей эры.

 

 

 


 



Информация о работе Врачевание в Древней Месопотамии