Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2014 в 20:35, реферат
Акушерство и гинекологии несомненно тесно связаны между собой.
Чтобы понять данную взаимосвязь, необходимо для начала обратить внимание и разобраться в этимологии этих слов.
Термин “акушерство” от слова “accoucher”, что означает - рожать. Термин “гинекология” пришел к нам из латинского языка, образован от слов “gyne” – женщина и “logos” – наука, учение. Дословно “гинекология” переводиться как учение о женщине. Акушерство является частью гинекологии. Гинекология – более общее, обширное понятие. Сюда входит изучение особенностей строения женских половых органов, болезни женской половой системы, профилактические, диагностические и лечебные манипуляции и мероприятия. Издавна акушерство понималось как родовспоможение.
Введение;
Акушерство и гинекология в искусстве;
Заключение;
Список используемой литературы.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
<<БЕЛГОРОДСКИЙ
(НИУ <<БелГУ>>)
Тема: Гинекология и акушерство в искусстве.
(реферат)
Специальность: лечебное дело
Жигалова Юлия Александровна
внутренних болезней № 2,
к.и.н. Кистенева О.А.
.
Белгород, 2014
План-оглавление
Акушерство и гинекологии несомненно тесно связаны между собой.
Чтобы понять данную взаимосвязь, необходимо для начала обратить внимание и разобраться в этимологии этих слов.
Термин “акушерство” от слова “accoucher”, что означает - рожать. Термин “гинекология” пришел к нам из латинского языка, образован от слов “gyne” – женщина и “logos” – наука, учение. Дословно “гинекология” переводиться как учение о женщине. Акушерство является частью гинекологии. Гинекология – более общее, обширное понятие. Сюда входит изучение особенностей строения женских половых органов, болезни женской половой системы, профилактические, диагностические и лечебные манипуляции и мероприятия. Издавна акушерство понималось как родовспоможение.
Гинекология, как самостоятельная
наука сформировалась только лишь к XIX веку, а вот акушерство, или
родовспоможение, мы можем проследить
с самых древних времен.
Первая информация о зачатках гинекологии
встречается в письменных источниках
Древней Индии, Египта и др. Это различные
медицинские папирусы, “Аюрведа” – Знание
жизни; в трудах Гиппократа имеются целые
параграфы, посвященные женщинам: “О природе
женщины”, “О женских болезнях” и др.
И к слову, матерью Гиппократа была известная
акушерка Фанарега. Также информация о
гинекологии и родовспоможении имеется
в труде “Канон врачебной науки” Абу
Али Ибн-Сины. В те времена врачи использовали
такие приемы, как соскабливание шейки,
зондирование матки, эмбриотомия, кесарево
сечение и другие. В древности женщины
рожали самостоятельно, либо же акушерскую
помощь им оказывали старшие женщины в
семье.
В средние века развитие этих наук резко падает вместе с общим развитием медицины, так как запрещалось изучение анатомии на трупах, лечением занимались знахари и монахи, убеждением которых было то, что все болезни можно излечить молитвами и заклинаниями.
В течение длительного периода гинекология являлась частью хирургии и лишь в XIX веке она начала выделяться и развиваться как самостоятельная наука.
Большое значение для развития акушерства в XVIII веке имело открытие в ряде городов Европы и России родильных домов. Но вскоре врачи столкнулись с тяжелой проблемой – “родовой горячкой”, то есть послеродовым сепсисом.
Помощь при родах оказывали “повитухи”, или “принимальные бабки”, опыт которых передавался из поколения в поколение. Отсутствие медицинской помощи при родах влекло за собой последствия в виде высокой детской и материнской заболеваемости и смертности.
В дальнейшем, развитие акушерства и гинекологии связано с именами таких известных истории людей, как Михаил Васильевич Ломоносов, который первый поднял вопрос о борьбе с детской смертностью и повышении рождаемости; Нестор Максимович Амбодик, который первый создал акушерскую терминологию и ввел преподавание акушерства на русском языке; Кораблев Герасим Иванович написавший работу “ Курс акушерской науки и женских болезней”; также необходимо отметить Дмитрия Ивановича Менделеева, Ивана Михайловича Сеченова, Николая Ивановича Пирогова, Антона Яковлевича Крассовского, Владимира Федоровича Снегирева, Кронида Федоровича Славянского и многих других.
Гинекология и акушерство не так тесно “привязаны” к искусству, как к медицине. Но, несмотря на это были и есть люди, которые посвящают свою творческую деятельность этой тематике.
Конечно, назвать наскальные или настенные рисунки древних народов намного тяжелее назвать произведениями искусства, но все же нельзя забывать о том, что они относятся к вещественным источникам истории.
Так, в одном из храмов древнего поселения Чатал-Хююк в южной Турции, при раскопках в 1960-е годы была найдена настенная роспись с изображением рожениц (Рисунок 1).
На сосудах, вазах и также в настенных росписях прослеживается некоторая символика. Женскую матку сравнивали с головой быка и именно в таком “облике” изображали внутренние женские половые органы. (Рисунок 2)
При раскопках на Коста-Рике была найдена статуэтка роженицы. Это женщина, полной комплекции, стоящая на коленях и тянущая ребенка за руки из своего чрева. (Рисунок 3)
Рисунок 18 – средневековая иллюстрация, представляющая процесс родовспоможения.
Практически невидящий выпускник антропологического отделения Техасского университета археолог Уильям Натт обнаружил самое древнее в истории западного искусства изображение роженицы. Настенный рисунок был найден во время раскопок этрусского городища, расположенного в холмистой местности Поджо-Колла недалеко от Флоренции (Рисунок 10). Об этом сообщила пресс-служба Техасского университета в Арлингтоне.
Койланоглиф (вид углубленного рельефа или вырезанный на плоскости контур, применявшийся в архитектуре Древнего Египта, а также в древневосточной и античной глиптике) роженицы, изображенной со спины, расположен на небольшом фрагменте этрусского керамического сосуда. Возраст осколка — 2600 лет.
«Эта находка уникальна, поскольку древние изображали процесс родов крайне редко», — сказал Натт, обнаруживший койланоглиф во время летнего сезона раскопок этрусского городища Поджо-Колла. «Похоже, что для тех, кто украшал этот сосуд или владел им, это изображение несло в себе особый смысл», — предполагает археолог.
Так как нет достаточного количества
примеров нахождения гинекологии и акушерства
в искусстве древнего времени, необходимо
обратиться в более поздние века. Начнем
с XIII века.
Итальянский живописец эпохи Проторенессанса
Пьетро Каваллини в 1291 году представил
миру картину “Рождество Девы Марии”
(Рисунок 4). Картиной данное творение назвать
можно лишь условно. Это фреска, выложенная
в церкви Санта-Марии в Риме. Мозаика
изображает, как понятно из названия, рождение
Девы Марии. На изображении представлена
ее мать – роженица, которой помогают
четыре девушки: двое омывают новорожденную,
а двое – ухаживают на женщиной после
родов. Отсюда можно проследить то, что
намного позднее времен до нашей эры, оказывалась
помощь роженицам; теперь им не приходилось
проводить столь сложный этап самостоятельно.
Также из мозаики видно, что помощь оказывали
только женщины, мужчины к данному процессу
не допускались.
Еще одно явление акушерства в искусстве – “Портрет Джованни Арнольфини с женой” (Рисунок 5). Эту картину Ян ванн Эйк представил в 1434 году в Брюгге в Лондонской национальной галерее. На картине изображена чета Арнольфини: супруг поддерживает левой рукой свою беременную жену. Правая же его рука поднята в знак остережения окружающим, а супруга прикрывает живот рукой, словно оберегая своего еще не рожденного ребенка.
Многие живописцы писали картины, на которых изображали Мадонну с младенцем. Это Р. Кампен (Рисунок 6) – его картина датирована 1435 годом и сейчас находиться в Национальной Лондонской галерее; Мазаччо с его картинами “Посещение родильницы” (Рисунок 7), на которой изображается, как, возможно, родственники или придворные навещают недавно родившую женщину, также Мазаччо является автором картины “Мадонна с младенцем” (Рисунок 8). Герард Давид в 1505 году представил свою работу “Мадонна с младенцем” (Рисунок 9), которая находиться в Метрополитен–музее в Нью-Йорке. На этой картине изображена женщина, кормящая грудью своего ребенка.
В 1873 году Далу Жуль Эме выводит в свет свою скульптуру из терракота под названием “Крестьянка с ребенком” (Рисунок 11) . В скульптуре отражен аспект материнства, женщина кормит грудью своего малыша.
На картине Тинторетто (Якопо Робусти) “Рождение Иоанна крестителя” (Рисунок 12) изображаются послеродовые мероприятия. Роженицу окружают несколько помощниц, которые ухаживают за ребенком и проводят манипуляции для комфортного пребывания женщины после родов. И опять же мы можем проследить, что помощь оказывалась несколькими девушками. На заднем плане можно рассмотреть, как послеродовую помощь оказывает другой роженице. Этой девушке поднесли ребенка в пеленках, возможно, для кормления.
Невозможно не отметить произведение искусства такой великой личности как Леонардо да Винчи. Это “Мадонна с младенцем” (Рисунок 13). Картина исполнена в 1482 г. Прекрасная женщина, кормящая младенца, предстает олицетворением материнской любви как величайшей человеческой ценности.
Нельзя не ответить то, как художники изображали женщин. В те времена эталон женской красоты был един для всех.
Так “Женский портрет” Франческо Мельци, (Рисунок 14) написанный в 1520 году, изображает женщину, олицетворяющую Флору. В античной мифологии Флора - супруга бога западного ветра Зефира и мать всех растений. Она - та, что питает и дает жизнь, и потому изображена с обнаженной грудью.
Также можно представить женские портреты: Корнель де Лион ‘Женский портрет”, Пбетро Антонио Ротари “Портрет А.М.Воронцовой”, Джон Опри “Портрет мисс Френсис Уиннингтон”, Жюль Жозеф “Мария Магдалина в гроте” и другие.
Схожестью этих картин можно назвать облик женщин того времени. Красота и женское здоровье заключались в румяных и пухлых щеках, груди, телосложение средней комплекции – можно продолжать бесконечно.
Также, акушерство и гинекология представляются в скульптурах.
Научный центр акушерства и гинекологии в Москве представляет скульптуру “Материнство во всем” (Рисунок 15). Мать бережно держит своего спящего ребенка.
Мраморная скульптура “Первые шаги” Лорана Маркеста представлена в Крыму в Воронцовом дворце в Зимнем саду (Рисунок 16).
Одной из знаменитых скульптур,
которая находится в Шяуляе, является
«Материнство», которая сделана автором
А.Толейкисом (Рисунок 17).
Этот фонтан является символом
теплых и нежных отношений дитя и его матери.
Ребенок сидит на коленях у женщины, которая
будто оберегает его от болезней и невзгод
всего мира.
На территории одного из Московских роддомов некоторое время назад был воздвигнут небольшой памятник из бронзы (Рисунок 18). Скульптура представлена в виде ребенка, лежащего в кочане капусты. Автор при создании этого творения советовался с акушерами – гинекологами, и поэтому ребенок изображен в анатомически правильном положении, и по информации, даже студентов медицинского университета приводят к этому произведению как к наглядному пособию.
Памятник выдающемуся русскому врачу, основоположнику гинекологии как науки Снегиреву Владимиру Федоровичу возведен в Москве на улице Б.Пироговская (Рисунок 19).
Еще одним примеров явления гинекологии и акушерства в искусстве можно привести кинематограф.
Сериал «Доктора акушеры-гинекологи»
(Obstetrics and Gynecology Doctors) следует вслед за историями
личной и профессиональной жизни сотрудников
отделения акушерства и гинекологии, затрагивая
одновременно и судьбы их пациентов. Особое
внимание в телесериале уделяется Со Хе
Ён, талантливому акушеру-гинекологу,
которая не так давно перевелась сюда
из престижной клиники.
Твердые, смелые, уверенные деловые качества
героини телефильма сильно отличаются
от ее поведения в запутанной личной жизни,
где женщина связала себя отношениями
с женатым мужчиной. Все становится еще
хуже, когда Со Хе Ён встречает коллегу,
руководителя отделения интенсивной терапии
новорожденных Ли Сан Сика, а также своего
давнего знакомого Ван Чжэ Сока.
Фильм “Немножко беременна” снятый в 2007 году в США рассказывает о молодой перспективной журналистке, которая живет стремительной жизнью и в бешеном ритме. В один день все идет под откос, когда она беременеет от “случайной связи” и перед ней встает выбор оставить, пройти через все это в одиночку или же узнать ближе отца ребенка. На протяжении фильма девушка проходит различные диагностические обследования, связанные со своей беременностью.