Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 07:10, реферат
педагогические основы детей олигофренов
1. Причины возникновения отклонений в развитии у детей
2. Где воспитываются и обучаются дети с отклонениями в развитии
3. Жизненные перспективы детей с отклонениями в развитии
4. Умственно отсталые дети
· Причины поражения коры головного мозга
· Дети–олигофрены
· Деменция
· Дебилы, имбецилы, идиоты
5. Принципы обучения детей с отклонениями развития
различные токсические воздействия, вирусные инфекции, некоторые лекарственные
препараты, употреблявшиеся матерью во время беременности, хронический
алкоголизм родителей или их наркомания, особенно матери, некоторые
эндокринные заболевания, хромосомные нарушения, наследственные заболевания
без хромосомных нарушений и др. Определенную роль играют радиация и все
ухудшающиеся экологические условия.
В настоящее время установлено, что среди всех детей, страдающих таким
отклонением в развитии, преобладают дети с генетическими формами умственной
отсталости — 75%. Из них 74,5% возникает внутриутробно, 17,1% — в
интернатальном периоде, т.е. во время родов, 8,4% случаев — в ранний период
жизни ребенка. Все генетические формы умственной отсталости относятся к числу
врожденных.
В последние годы все чаще можно услышать мнение о том, что не во всех случаях
умственной отсталости можно обнаружить поражение коры головного мозга
ребенка. Впрочем, вероятно и то, что наши диагностические средства
недостаточно совершенны, i:
Умственно отсталые — это весьма полиморфная группа, в которой преобладающее
большинство составляют дети-олигофрены (от греческого oligos — малоумный).
У этих детей поражение мозговых систем возникает на ранних этапах развития:
или во внутриутробном (пренатальном), или в постнатальном периоде, т.е. при
рождении или в первые три года жизни ребенка, т.е. до полного становления
речи. При олигофрении органическая недостаточность мозга носит резидуальный
(остаточный), непрогредиентный (не усугубляющийся) характер. Ребенок-
олигофрен практически здоров. Олигофрения — это не болезнь, но такое
состояние ребенка,
при котором наблюдается
психики.
Недоразвитие познавательной и эмоционально-волевой сферы у олигофренов
проявляется не только в отставании от нормы, но и в глубоком своеобразии. Они
способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно, атипично, иногда с
резкими отклонениями. Однако это подлинное развитие, в ходе которого
происходят и количественные, и качественные изменения всей психической
деятельности ребенка.
Умственная отсталость, возникающая после того, как речь ребенка уже
сформировалась, встречается относительно редко. Одной из ее разновидностей
является деменция — слабоумие. Как правило, интеллектуальный дефект при
деменции необратим, т.к. происходит прогрессирование заболевания, которое
иногда может привести к полному распаду психики. Особыми являются случаи,
когда имеющаяся у ребенка умственная отсталость сопровождается текущим
психическим заболеванием (эпилепсией, шизофренией), что усугубляет основной
дефект, и прогноз развития таких детей бывает весьма неблагоприятным.
Остановимся несколько подробнее на клинической характеристике детей-
олигофренов, поскольку это самая представительная группа умственно отсталых
детей. Все они существенно различаются по степени выраженности дефекта. В
отечественной дефектологии их обычно делят на три группы: дебилы, имбецилы,
идиоты. Дебилы — это дети с легкими степенями умственной отсталости. Они
являются основным контингентом специальных детских садов и специальных школ
для умственно отсталых учеников. Дети со средней и глубоко выраженной
отсталостью (соответственно имбецилы и идиоты) живут и воспитываются в семьях
или помещаются в интернатные учреждения Министерства социальной защиты, где
находятся пожизненно.
Дети с органическими поражениями коры головного мозга (олигофрены) растут
обычно ослабленными, нервными, раздражительными. Многие из них страдают
энурезами. Им свойственна патологическая инертность основных нервных
процессов, отсутствие интереса к окружающему и поэтому эмоциональный контакт
со взрослыми, потребность общения с ними у ребенка в дошкольном возрасте
часто не возникает. Дети не умеют общаться и со своими сверстниками.
Спонтанность усвоения общественного опыта у них резко снижена. Дети не умеют
правильно действовать ни по словесной инструкции, ни даже по подражанию и
образцу. У умственно отсталых дошкольников ситуативное понимание речи может
сохраняться вплоть до поступления в школу.
Для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для наделения и
фиксирования ярко обозначенных свойств и простейших отношений между
предметами, для понимания важности того ли иного действия умственно отсталому
дошкольнику требуется гораздо больше вариативных повторений, чем для
нормально развивающегося ребенка. Он чаще всего не предпринимает попыток
тактильно-двигательного обследования предметов. В младенчестве не овладевает
хватанием и позднее, в дошкольном возрасте, затрудняется в определении на
ощупь формы и величины предмета. Большинство умственно отсталых детей в
раннем возрасте имеет недоразвитие моторики и зрительно-двигательной
координации. Движения рук у них неловкие, недостаточно согласованные, часто
едущая рука не выделяется. Многие дети не могут действовать одновременно
двумя руками сразу. Недостаточное развитие зрительно-двигательной координации
приводит к тому, что ребенок промахивается при попытке взять предмет, т.к.
неверно определяет направление, не может проследить зрительно за движениями
руки.
У умственно отсталых детей-дошкольников, лишенных специального коррекционно-
направленного обучения, отмечается существенное недоразвитие специфических
для этого возраста видов деятельности — игры, рисования, конструирования,
элементарного бытового труда.
Умственно отсталый ребенок проявляет крайне, слабый интерес к окружающему,
долго не тянется к игрушкам, не приближает их к себе и не пытается ими
манипулировать. В возрасте 3—4 лет, когда нормально развивающиеся дети
активно и целенаправленно подражают действиям взрослых, умственно отсталые
дошкольник я только начинают знакомиться с игрушками. Первые предметно-
игровые действия появляются у них (без специального обучения) лишь к середине
дошкольного возраста.
У большинства умственно отсталых детей, не посещающих специальный детский
сад, не имеющих дома контактов со специалистами-дефектологами или заботливыми
и разумными родителями, графическая деятельность до конца дошкольного
возраста находится на уровне бесцельного, кратковременного, хаотического
черкания.
Одним из условий, необходимых для процесса познания, является способность
ребенка быть внимательным при выполнении заданий и какой-либо деятельности. У
умственно отсталых детей в большой, степени страдает произвольное внимание.
Невозможным оказывается для них сколько-нибудь длительно концентрировать
внимание, одновременно выполнять разные виды деятельности.
Преддошкольный и дошкольный возраст — это период чувственного познания
окружающей среды, которое у умственно отсталых детей без специального
коррекционного
воздействия развивается
категории детей значительно отстает по срокам формирования. Они действуют
либо хаотически, не учитывая свойства предметов, либо ранее усвоенным
способом, не адекватным в новой ситуации. Восприятие олигофренов
характеризуется недифференцированностью, узостью. Сложным для них является
восприятие картин. У детей-олигофренов отмечается грубая неполноценность
представлений, что несомненно отрицательно сказывается на развитии их речи.
Зачастую имеющиеся у них зрительные образы не соотносятся со словесными
обозначениями. Слово,
наполненное односторонним
в определенных условиях и по отношению к определенным пред-•метам. У всех
умственно отсталых детей наблюдаются отклонения в речевой деятельности,
которые в той или иной мере поддаются коррекции.
Развитие речевого (фонематического) слуха происходит у умственно отсталых
детей с большим опозданием и отклонениями. Вследствие этого у них наблюдается
отсутствие или позднее появление лепета. Для олигофренов характерна задержка
становления речи, которая обнаруживается в более позднем (чем в норме)
понимании обращенной к ним речи и в дефектах самостоятельного пользования ею.
У некоторых умственно отсталых детей наблюдается отсутствие речи даже к 4—5
годам. Словарь детей беден. Значения слов недостаточно дифференцированы.
Употребляемые ими предложения примитивны по своей конструкции, с большим
количеством аграмматизмов, пропусков. Умственно отсталые дети редко бывают
инициаторами беседы и испытывают огромные трудности в овладении
монологической речью.
У этой категории детей с отклонениями в развитии недостаточно сформирована
регулятивная функция речи. Они неточно воспринимают указания взрослого и
далеко не всегда действуют в соответствии с этими указаниями даже в тех
случаях, когда хорошо их помнят.
Большие трудности
возникают у умственно
требующих наглядно-образного мышления, т.е. действовать в уме, оперируя
образами представлений. Умственно отсталые дошкольники часто воспринимают
изображения на картинке как реальную ситуацию, в которой пытаются
действовать. Очень сложными для таких детей являются простые тексты,
содержащие причинные или временные зависимости, требующие словесно-
логического мышления.
Осуществляя обобщение
чаще всего основываются на несущественных, случайных признаках. Их обобщения
бывают слишком широкими по объему. Особенно затрудняет этих детей изменение
однажды выделенного принципа обобщения, объединение объектов по-новому. В
этом проявляется свойственная умственно отсталым патологическая инертность,
тугоподвижность
нервных процессов и
Их память характеризуется малым объемом, малой точностью и прочностью
запоминаемого словесного и наглядного материала. Умственно отсталые дети
обычно пользуются непроизвольным запоминанием, т.е. запоминают яркое,