Значение дыхания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 21:59, реферат

Краткое описание

Дыхание обеспечивает газообмен в организме, являющийся необходимым звеном обмена веществ.
В основе лежат процессы окисления углеводов, жиров и белков, в результате чего освобождается энергия, обеспечивающая жизнедеятельность.
Быстрое приспособление дыхания к потребностям человека регулирует центральная нервная система (в продолговатом мозге имеется дыхательный центр).
Помимо этого, кора головного мозга обеспечивает выполнение дыхательных движений, необходимых для речи, пения.

Вложенные файлы: 1 файл

Дыхание.doc

— 59.00 Кб (Скачать файл)

Дыхание.

 

 

Значение дыхания.

Дыхание обеспечивает газообмен в организме, являющийся необходимым звеном обмена веществ.

В основе лежат процессы окисления  углеводов, жиров и белков, в результате чего освобождается энергия, обеспечивающая жизнедеятельность.

Быстрое приспособление дыхания к потребностям человека регулирует центральная нервная система (в продолговатом мозге имеется дыхательный центр).

Помимо  этого, кора головного мозга обеспечивает выполнение дыхательных движений, необходимых для речи, пения.

Газообмен происходит в альвеолах легких. Воздух попадает в них по дыхательным  путям: сначала в носовую полость, глотку (общий путь для воздуха  и пищи), затем по дыхательной системе — гортани, дыхательному горлу, бронхам. Последние, разветвляясь, несут кислород в легочные альвеолы.

Центры регуляции дыхания.

Дыхательным центром называют совокуп­ность  взаимно связанных нейронов центральной  нервной системы, обеспечивающих координированную ритмическую деятельность ды­хательных мышц и постоянное приспособление внешнего дыхания к изменяющимся условиям внутри организма и в окружающей среде.

 

Еще в начале XIX века было показано, что в продолговатом  мозге на дне IV желудочка в каудальной его части (в области так называемого писчего пера) расположены структуры, разрушение которых уколом иглы ведет к прекращению дыхания и гибели ор­ганизма. Этот небольшой участок мозга в нижнем углу ромбовидной ямки, жизненно необходимый для поддержания ритмического дыха­ния, был назван «дыхательным центром». В дальнейшем было по­казано, что дыхательный центр расположен в медиальной части ретикулярной формации продолговатого мозга, в области obex, вбли­зи stria acusticae, и состоит из двух отделов:

 

1. инспираторный  отдел («цент­ра вдоха»),

2. экспираторный  отдел  («центра выдоха»).

 

 

 

Развитие  речевого дыхания

Дыхание  в  процессе  речи  называется  речевым  дыханием. Речь  невозможна  без  речевого  дыхания.  Дыхание  ребёнка  младшего  возраста  отличается от  дыхания  ребёнка  дошкольного  возраста  и тем  более – взрослого  человека.

Дыхание  малыша  имеет  слабый  выдох, который  может  осуществляться  через  нос  и  рот  одновременно.  Ребёнок  не  может  произвольно  контролировать  правильность  своего  дыхания. Часто  дети  раннего  возраста  могут  говорить  и на  вдохе.

Давайте  вспомним,  что  дыхание – это  физиологический  процесс, который  состоит из  двух  фаз – вдоха  и  выдоха.  Человек  совершает  их  неосознанно.

Дыхание  бывает:  грудное;  диафрагмальное;  диафрагмально – грудное;  верхнегрудное;  ключичное.

Дыхание  можно  разделить  на  два  вида – речевое  и  неречевое.

Неречевое  дыхание  состоит  из вдоха  и  выдоха,  примерно  равных  по  продолжительности.

Речевое  дыхание  отличается  от  неречевого  более   продолжительным  выдохом.

Правильное речевое дыхание  обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания  нормальной громкости речи, четкого  соблюдения пауз, сохранения плавности  речи и интонационной выразительности.  Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно-сосудистых заболеваний и т. д.

Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально  использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха, отрицательно влияющие на развитие речи детей, могут быть обусловлены неправильным воспитанием, недостаточным вниманием взрослых к речи детей.   

Малыши, имеющие  ослабленный вдох и выдох, как  правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.

Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении.

Сила  дыхания  зависит от  того,  какой  звук  мы  собираемся  произнести. Для  произнесения  гласных  звуков  требуется  более  сильный,  продолжительный  выдох.

Для  выработки  правильного  речевого  дыхания  необходимо:

- выработать  умение  пользоваться  направленной  воздушной  струёй

- развивать   силу  выдоха

- выработать  умение  регулировать  силу  выдоха

- развить   способность  целенаправленно   использовать  правильное  дыхание   для  произнесения  гласных,  согласных  звуков,  слогов,  звукоподражаний,  слов

- формировать   длительность  выдоха.

При проведении игр, направленных на развитие у ребенка  речевого дыхания, необходимо иметь  в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут  вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.

Для  того,  чтобы  малыш  был  успешен  в  выполнении  упражнений на  выдувание,  сдувание,  поддувание,  задания  должны усложняться  постепенно.  Раздаточный  материал  должен  быть удобным,  красивым,  интересным.


Информация о работе Значение дыхания