Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 16:19, реферат
Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения.
Развитие реакции на стресс. Обобщение
Сегодня уже никто не сомневается в том, что стрессовая реакция у человека возникает благодаря сложному взаимодействию в нейроэндокринной системе. В самых общих чертах эта реакция характеризуется усиленной секрецией катехоламинов и глюкокортикоидов (прежде всего кортизона) надпочечниками. Каким же образом развивается эта реакция на стресс? Сигнал о каком-то воздействии мгновенно поступает в кору больших полушарий головного мозга, откуда импульс посылается в гипоталамус. Именно в гипоталамусе расположены высшие координирующие и регулирующие центры вегетативной нервной и эндокринной систем; там чутко улавливаются малейшие нарушения, возникающие в организме. В любой неблагоприятной ситуации гипоталамус мобилизует все находящиеся под его контролем защитные силы.
Под гипоталамусом находится гипофиз, который относится к эндокринной системе. Он синтезирует целый ряд гормонов, некоторые из них влияют на деятельность других эндокринных желез. К этим тропным гормонам относятся адренокортикотропный гормон, воздействующий на кору надпочечников, тиреотропный гормон, регулирующий функцию щитовидной железы, и гонадотропные гормоны, стимулирующие функцию половых желез. Кроме того, гипофиз синтезирует гормоны, которые непосредственно воздействуют на организм, например гормон роста (соматотропный гормон) и пролактин. Синтез и секреция гормонов гипофиза регулируются гормонами гипоталамуса, которые попадают в гипофиз по особым, соединяющим эти отделы кровеносным сосудам. Оказалось, что в гипоталамусе есть особые клетки, выделяющие сложные химические соединения, так называемые рилизинг-факторы.
При воздействии
стрессора стрессорная реакция
развивается следующим образом:
в кровь начинает поступать аварийный
гормон — адреналин, который через
определенные участки гемато-
Заключение
Многие ученые считают, что некоторые положения учения Г. Селье о стрессе в настоящее время устарели и утратили научное значение. С моей точки зрения такое утверждение в лучшем случае некорректно, а в худшем — беспринципно. Теория Г. Селье гениальна и бессмертна.
Гениальность Г. Селье, по мнению большинства ученых, заключается в том, что он сформулировал новую концепцию, позволяющую в разрозненных и пестрых результатах воздействия разнообразных агентов увидеть частные проявления целостного синдрома. В окончательном виде Г. Селье дал определение стресса в своей книге «Стресс и дистресс». Он пишет: «стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование».
Концепция Г. Селье, по мнению академика В.В. Парина (1966), во многом изменила принципы лечения и профилактики целого ряда заболеваний; взгляды его, встреченные вначале не без возражений, нашли сейчас самое широкое распространение. В целом учение известного канадского ученого можно считать одним из самых фундаментальных, и главное плодотворных для развития науки теоретических построений современной медицины.
Список литературы
1. Абрамов Ю.Б.
Особенности эмоционального
2. Апчел В.Я, Цыган В.Н. Стресс и стрессоустойчивость организма.- СПб.: Питер, 1999.- 86 с.
3. Вальдман А.В.,
Козловская М.М., Медведев О.С.
Фармакологическая регуляция
4. Геллгорн Э.
Регуляторные функции
5. Гуревич П.С. Психология: учеб. пособие. М.: Знание, 1999.- с.104-108.
6. Данилова Н.Н.,
Крылова А.Л. Физиология
7. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса.- М.: Наука, 1983.- 386 с.
8. Марищук В.Л.,
Евдокимов В.И. Поведение и
саморегуляция человека в
9. Меерсон Ф.З.,
Пшенникова М.Г. Адаптация к
стрессовым ситуациям и
10. Погодаев К.И. К биологическим основам «стресса» и «адаптивного синдрома»// Актуальные проблемы стресса.- Кишинев: Штиинца, 1976.- с.211-229.
11. Рейковский
Я. Экспериментальная
12. Савченков
Ю.И. Основы психофизиологии:
13. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. - М., 1999.- с.186-213.
14. Сапов И.А.,
Солодков А.С., Щеголев В.С. Влияние
походов кораблей на
15. Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1982.- 124с.
16. Суворова В.В. Психофизиология стресса.- М.: Педагогика, 1978.- 208 с.
17. Уколова М.А., Гаркави Л.Х., Квакмча Е.С. Место стресса в адаптационной деятельности организма// Стресс и его патогенетические механизмы: материалы всесоюз. симпоз.- Кишинев: Штиинца, 1973.- с.11-39.
18. Чирков Ю.Г. Стресс без стресса.- М.: ФиС, 1988.- 176с.
19. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции.- СПб.: Питер, 2006.- 256 с.
20. Эверли Дж.С., Розенфельд Р. Стресс: природа и лечение. Пер. с англ.- М.: Медицина, 1985.- 224 с.
Содержание
Введение 1
Историческое развитие медицинской концепции стресса 1
Предпосылки возникновения учения Селье 1
Эксперименты Селье. Стадии развития стресса 4
Нейровегетативные механизмы стресса 5
Эпидемиологические и медико-социо-психологические исследования 8
Крайности в восприятии понятия «стресс» 10
Стрессогены 10
Развития реакции на стресс. Обобщение 11
Заключение 12
Список
литературы 14
Информация о работе Значение учения Г.Селье о стрессе в клинике внутренних болезней