Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 14:57, реферат
Гиппократ был величайшим из врачей древности. Его по праву считают отцом европейской медицины: именно ему греческая медицина обязана окончательным оформлением тех важнейших черт, которые определяют ее характер и отличают от любой другой медицины древности. Особенности греческой медицины запечатлели древние медицинские тексты, прежде всего Гиппократов сборник, дошедший до нас благодаря тому, что он попал в Александрийскую библиотеку – крупнейший культурный центр эллинистической Греции.
Реферативное сообщение
по философии
На тему: «Историко-культурные и этические аспекты клятвы Гиппократа»
Гиппократ был величайшим из
врачей древности. Его по праву считают
отцом европейской медицины: именно ему
греческая медицина обязана окончательным
оформлением тех важнейших черт, которые
определяют ее характер и отличают от
любой другой медицины древности. Особенности
греческой медицины запечатлели древние
медицинские тексты, прежде всего Гиппократов
сборник, дошедший до нас благодаря тому,
что он попал в Александрийскую библиотеку
– крупнейший культурный центр эллинистической
Греции. Приблизительно в 60-ти сочинениях
Гиппократова сборника выделяют круг
текстов (примерно 6 книг), которые признаются
подлинными сочинениями Гиппократа. Одной
из них является «Клятва».
«Клятва» формулирует принципы морального
поведения врача, и в этом качестве она
сохраняет непреходящее значение для
медицины. Но вместе с тем текст является
важным историко-культурным источником,
открывая врачебный быт медицинских школ
в эпоху Гиппократа (V-IV века до н. э.).
Во времена Гиппократа (а это время расцвета
греческой классики) медицина вышла за
пределы узко ремесленной сферы и стала
частью греческой культуры: врач пользовался
величайшим авторитетом в обществе, занимая
видное положение как в духовной, так и
в социальной жизни. Интерес к медицине
был всеобщим: Сократ и Платон в своих
рассуждениях в изобилии используют «медицинские»
примеры. В культуре, уделявшей большое
внимание развитию тела, рядом с гимнастом
стоял врач.
«Клятва» рассматривается в литературе
не столько как элемент ритуального поведения,
а в контексте специализации медицинского
знания и образования профессиональных
сообществ врачей. По мнению В.П. Карпова,
обращение к Асклепию, Гигиее и Панацее
в первых строках клятвы не является доказательством
того, что произносили их жрецы асклепейонов;
эти слова произносили врачи, мыслящие
себя асклепиадами – потомками Асклепия.
Во времена Гиппократа шел процесс оформления
профессионального медицинского знания.
Профессионалы противопоставляли себя
непосвященным, недопущенным к профессиональным
тайнам, тем, кто находился вне государственной
службы и был занят только собственными
делами (идиотес, досл «отдельный человек»,
«простак»). Врачи же осознавали и назвали
себя демиургами (досл. «творящий для народа»),
лицами общественно полезными. Другое
бытовавшее в это время ионийское слово
для профессии врача – хейронакт – показывает
ремесленную сторону деятельности медика.
Врачи – члены корпораций противопоставляли
себя также врачам одиночкам, шарлатанам
и знахарям, которых в те времена было
немало.
Сообщества врачей вырастали из первичных
семейных общин. Первоначально знания
врача передавались от отца к сыну, затем
врачи стали брать учеников со стороны.
В «Клятве» говорится о возможности бесплатного
обучения медицине, но уже у Платона есть
указания, что врачи его времени обучались
медицине за плату. Обучение включало
в себя знакомство с общими правилами
врачебного поведения и профессии, проводились
чтения по различным разделам медицины.
Предполагалась, вероятно, также практическая
часть преподавания у постели больного.
Вступая во врачебную корпорацию, врач
принимал на себя особые правила поведения:
уважительное отношение к товарищам по
цеху, воздержание от предосудительных
действий. Особые предписания регламентировали
профессиональную деятельность. Отказ
от литотомии – операции давно известной
у египтян и греков, можно объяснить специализацией
врачебной деятельности, когда объединенные
в особые организации и владевшие секретами
деятельности врачи не должны были вторгаться
в «чужую область», где они не были достаточно
компетентными. Другое объяснение возникает
из нетрадиционного перевода данного
фрагмента текста: «Я не буду кастрировать
даже тех, которые страдают каменным утолщением
(яичка)», то есть отказ от литотомии может
быть понят как отказ от кастрации. Точка
зрения, согласно которой данная операция,
как и операции вообще, была ниже достоинства
врача в Греции и предоставлялась низшему
сословию (как в средневековой медицине),
комментаторам не кажется убедительной.
Запрещение врачу разглашать чужие тайны
превратилось в законодательстве некоторых
европейских стран (в том числе и в России)
в закон, у греков же следование этой норме
предполагало, что врач не должен быть
злостным сплетником, дабы не подрывать
доверие ко всей корпорации врачей.
В современном медицинском сообществе
сохраняется идея присяги врача, и текстуально
она оформляется различным образом. Профессор
В.П. Карпов приводит текст «Факультетского
обещания», подписываемого докторантом
после успешной защиты диссертации. Сама
структура этого текста повторяет три
основные части «Клятвы» Гиппократа: о
помощи страждущим, о врачебных секретах
и средствах, об отношении врача к коллегам.
А. Боннар цитирует «Женевскую клятву»
врачей, принятую на общем собрании Всемирной
ассоциации врачей в Женеве в 1948 году.
Эти тексты, повторяя одни важнейшие идеи
«Клятвы», не упоминают о других. Можно
спорить о том, устарели ли принципы «Клятвы»
Гиппократа, или же современное общество
утрачивает фундаментальные общечеловеческие
ориентиры поведения. Может быть, стоит
признать, что в тексте «Клятвы» содержатся
исторически-ситуативные и универсально
значимые положения.
В наше время многие считают клятву слишком
ограниченной и устаревшей: в ней есть,
например, положения, которые строго запрещают
аборт и эвтаназию, хотя сейчас они признаются
возможными как реализация прав и свобод
человека. Действительно, нельзя не согласиться
с тем, что два с лишним тысячелетия внесли
свои изменения в культурный опыт современного
человека: то, что раньше считалось недопустимым,
сейчас не вызывает осуждения. Но «Клятва»
Гиппократа несет в себе и вневременное
этическое содержание, она четко описывает
моральное поведение врача.
Во-первых, это требование «ненанесения
врачом никакого вреда» пациенту. Данный
принцип особенно важен в наше время, когда
медицина обладает огромным арсеналом
средств и методов, нерациональное или
неосторожное применение которых может
стать причиной серьезного ущерба здоровью
человека.
Во-вторых, известнейшей заповедью «Клятвы»
Гиппократа является запрет разглашать
врачебную тайну.
В-третьих, неотъемлемую часть этики
Гиппократа составляют моральные предписания,
касающиеся взаимоотношений врачей друг
с другом и утверждающие принципы корректности
и сотрудничества.
Наконец, «Клятва» Гиппократа является
призывом к гуманности, человеколюбию,
милосердию. В ее основе лежит идея уважения
к больному человеку, пациенту. И, пожалуй,
уже поэтому можно считать «Клятву» Гиппократа
основным нравственным законом не только
в медицине, но и во всем обществе в целом.
Список литературы:
1. Боннар, А. От Антигоны до Сократа / А.
Боннар. – М. : Искусство, 1992. – 203 с. – (Греческая
цивилизация: В 3 частях. Ч. 1)
2. Гиппократ. Избранные книги / Под ред.
проф. В. П. Карпова / Гиппократ. – М. : Сварог,
1994. – 736 с.
3. «Золотой Гиппократ» – российскому
ученому // Пульмонология. – 2002. – № 2. –
С.121–122.
4. Йегер, В. Пайдейа. Воспитание античного
грека: В 2-х томах. - Т.2 / В. Йегер. – М. : Греко-латинский
кабинет Ю.А. Шичалина, 1997. – 335 с.
5. Нравственный маяк: от клятвы Гиппократа
до обещания врача России / Г. Зубрис //
Медицинская газета: Профессиональное
врачебное издание. – 2005. – № 7. – с. 11.
Информация о работе Историко-культурные и этические аспекты клятвы Гиппократа