История сестринского дела

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 23:19, лекция

Краткое описание

У народов Древнего мира уход за больным осуществляли родственники. Специальных людей, которые посвящали бы себя делу ухода за больными, не было, исключение составляли лишь женщины, занимающиеся оказанием помощи роженицам и новорожденным. В Древней Греции были акушерки, которыми, по определению Гиппократа, могли быть только рожавшие женщины и женщины с большим жизненным опытом. Они определяли сроки беременности, наступления родов, им предоставлялось право ускорять роды лекарственными средствами и священными песнями.

Вложенные файлы: 1 файл

лекция6.doc

— 111.00 Кб (Скачать файл)

Нельзя забыть и о подвиге санитарки Натальи  Качуевской. Она находилась в стрелковой роте, ведущей бой. 20 раненых вместе с оружием вынесла с поля боя девятнадцатилетняя девушка. Когда враги окружили блиндаж, девушка меткими выстрелами убила двух гитлеровцев, но и сама была смертельно ранена. Однако, собрав последние силы, она вставила запалы в несколько гранат и подорвала их в тот момент, когда фашисты подходили к ней.

Валерия Гнаровская, жительница Ленинградской области, в 1942 г. в возрасте 18 лет добилась добровольной отправки на фронт и служила санинструктором. Во время боевых действий спасла жизнь более 300 раненым рядовым и офицерам. Только в одном из боев она вынесла с поля боя 47 раненых вместе с их оружием. 23 сентября 1943 г. немецкие танки «тигр» прорвали оборону советских войск, пошли в направлении части, где служила Гнаровская, и приблизились к группе раненых. Когда танки были в 50—60 метрах от раненых, Валерия схватила связку гранат и бросилась под гусеницы вражеского танка. Раздался взрыв, и «тигр» был уничтожен. Второй танк был подбит из противотанкового ружья, остальные повернули обратно. Гнаровской было присвоено звание Героя Советского Союза.

Орденами  Славы всех трех степеней были награждены 18 медицинских работников и среди них одна женщина—санинструктор Матрена Семеновна Нечипорчукова-Ноздрачева.

В августе 1944 г. за 2 дня боев она оказала помощь 26 раненым; под огнем противника, рискуя жизнью, вынесла в безопасное место раненого офицера и эвакуировала его в тыл. За эти подвиги она была удостоена ордена Славы III степени. Орденом Славы II степени Матрена Семеновна была награждена за спасение жизни раненым зимой 1945 г. Двое суток она охраняла более 30 раненых, кормила и поила их, делала перевязки и лишь на третий день эвакуировала в госпиталь. 24 апреля 1945 г. М. С. Нечипорчукова-Ноздрачева была награждена орденом Славы I степени за бесстрашие, проявленное ею на поле боя при спасении под обстрелом противника 78 раненых бойцов и офицеров.

Опыт  Великой Отечественной войны показал, что медицинские сестры могут работать самостоятельно, особенно при проведении профилактических, противоэпидемических и реабилитационных мероприятий. Медицинские сестры находились ближе к больным и раненым, именно они чаще находились на поле боя. Поэтому не случайно среди медицинских работников, удостоенных высшей правительственной награды — звания Героя Советского Союза, было больше медицинских сестер, чем  врачей.

В 1946 г. Министерство здравоохранения СССР утвердило новые учебные планы, которые предусматривали более глубокое преподавание теоретических дисциплин и улучшение практической подготовки выпускников медицинских школ.

В 1953 г. в соответствии с решением Министерства здравоохранения СССР была проведена реорганизация медицинских школ в медицинские училища.

В 1963 г. был  решен вопрос о целесообразности открытия медицинских училищ при крупных многопрофильных больницах, являющихся одновременно клиническими базами. В этом же году стали создаваться курсы повышения квалификации для средних медицинских работников при крупных лечебно-профилактических учреждениях.

Социально-экономические  реформы, начавшиеся в стране в конце 80-х годов, потребовали реорганизации системы оказания медицинской помощи.

Согласно  ВОЗ, сестринское дело является самостоятельной дисциплиной. Такой подход к сестринскому делу, принятый в развитых странах, требует и подготовки специалистов — медицинских сестер с высшим образованием.

К сожалению, на протяжении нескольких десятилетий  в России вопросам сестринского дела не уделялось должного внимания. Развитие сестринских технологий с учетом современной науки в развитых странах привело к отставанию сестринского дела в России.

Предпосылками реформы сестринского дела, его развития, являются: негативные медико-демографические процессы, в особенности снижение рождаемости и старение населения, ухудшение здоровья населения, хронизация патологических процессов в организме, распространение новых заболеваний, таких как ВИЧ, увеличение стоимости медицинских услуг. Постепенно снижается обеспеченность лечебно-профилактических учреждений сестринским персоналом. Двухступенчатый метод обслуживания больных (врач, медицинская сестра) привел к снижению профессиональной компетенции медицинских сестер, выполнению не свойственных им функций.

Реформа сестринского дела в нашей стране началась в 1993 году. На международной конференции «Новые сестры для новой России» была принята философия сестринского дела, положившая начало этому процессу.

К 1994 году в России сформировалась многоуровневая система сестринского образования (училище, колледж, ВСО). Первый выпуск специалистов с высшим сестринским образованием состоялся в 1995 году. К 2002 году число российских вузов, в которых открыты факультеты высшего сестринского образования, составило 34, а общее количество выпускников - свыше 2,5 тысяч менеджеров в области сестринского дела.

5 ноября 1997 г.  постановлением Правительства России  была одобрена «Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации», в соответствии с которой развитие первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) является одним из основных направлений в совершенствовании организации оказания медицинской помощи.

Лидером сестринского дела, инициатором создания факультета высшего сестринского образования в Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова является Г.М. Перфильева, профессор, декан факультета высшего сестринского образования.


Информация о работе История сестринского дела