Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 15:29, диссертация
Материалом для формирования личного бессознательного становится прошлое индивида. Эта формулировка аналогична фрейдовскому понятию бессознательного. Личное бессознательное состоит из болезненных и подавленных воспоминаний, а также незначительных воспоминаний, просочившихся из области сознания. Личное бессознательное содержит в себе части личности, которые никогда не доходят до сознания.
"Снова и снова я
наталкиваюсь на ошибочное
Понятие архетипа тесно связано с понятием инстинкта. Инстинкт представляет собой врожденную, свойственную определенному виду, отдельной популяции структуру поведения. Инстинкты являются динамической программой, определяющей поведение животного или человека на биологическом уровне. Архетип имеет такое же отношение к психическому, как инстинкт к телесному. Архетип - регулятор психической жизни. Подобно тому как инстинкты постулируются путем наблюдения за единообразием в биологическом поведении любой особи данного вида, архетипы вырисовываются в результате наблюдения за единообразием психических явлений. В некотором смысле архетипы есть психические инстинкты человеческого рода. (Можно предположить существование животных архетипов тоже.) Разумеется, инстинкты и архетипы тесно связаны между собой, и эта связь в общем виде может рассматриваться как взаимодействие разума и тела.
Архетип древнее, нежели культура, так что он не передается традицией, миграцией или речью. Архетип - априорная форма психики и возникает (запускается) спонтанным образом повсеместно. Архетип тесно связан и со структурой мозга и передается индивиду по наследству вместе с мозговой структурой. Он есть психическое выражение структуры мозга, вечная готовность к актуализации тех или иных психических форм. Субъективное переживание тесно связано с архетипами и осуществляется через выраженные символическим образом определенные универсальные мифологические мотивы или архетипические образы. Последние являются основными компонентами любых религий, мифологий, легенд и сказок всех времен и народов. Архетипические образы присутствуют в снах и видениях, в ряде экстатических переживаний, а также при некоторых психических расстройствах. Встреча с архетипическим образом всегда сопровождается сильным эмоциональным переживанием, сообщающим индивиду чувство надличностной энергии, некоей силы, явно превосходящей индивидуальное эго. Показательными в данном случае являются сопереживания человека в храме или на митинге.
Архетипы узнаваемы во
внешних поведенческих
«… по мнению Юнга, коллективное бессознательное содержит ограниченный набор сложно организованных символически организованных символических структур – архетипов.
Личность у Карла Юнга является Ausschnitt (вырезкой) из коллективного бессознательного. Само слово архетип восходит к Платону; в дальнейшем его унаследовал Юнг, который считал архетипом – «динамическим паттерном», любое «стойкое понятие или идею».
Однако в Юнгианском анализе под архетипом стали понимать первичные схемы образов, воспроизводимые бессознательно и априорно, формирующие активность воображения, выявляемые монографическим и сравнительным методом в мифах, верованиях, литературе и искусстве. Таким образом, к архетипу относятся как к некоему универсальному и постоянному началу человеческой природы…»
«…Процесс осознания бессознательного архетипа проявляется при бреде, религиозном догматизме…»
«… Именно архетип создает для личности анонимное единство «Я» и окружающих, которое и обеспечивает взаимопонимание различных людей. Архетипы наследуются и аккумулируются в коллективной психе…»
«…хотя Юнгианский анализ подвергался суровой критике, однако она была не в состоянии объяснить факты явной близости сновидений, мифологических сюжетов и психопатологических переживаний людей разных национальностей, клишированность и ограниченность круга этих явлений…»
В.П. Самохвалов «Исторiя души и эволюцiя помЪшательства»
Архетипы
Системы ценностей и убеждений.
2. Взаимодополняющие роли в асимметричном раппорте.
3. Паттерны мета-сообщений во взаимоотношениях и отношения к миру.
4. Фазы прохождения Пути Героя (Волшебной Сказки).
5. Любовные стратегии.
Самость, власть
Хозяин, Хозяйка (Король,
Королева) |
Сила
Воин, Охотница |
Идеалы (Божественное дитя)
Принц, Принцесса |
Любовь, Мудрость
Шут (Трикстер), Жрица |
ИДЕАЛЫ (БОЖЕСТВЕННОЕ ДИТЯ)
Принц
Наследник. Сын. Геолог, летчик, путешественник. Художник, поэт, музыкант.
Американский или европейский мальчик. Юнга. Пьеро. Ромео.
Возраст: детство, юность.
Идеальный ребенок. Идеальный сын. Всегда слушается родителей, всегда выполняет то, что говорят. Подчеркнутая вежливость, бережность. Особенно к малым и слабым, переводит бабушек через дорогу
Включенность в социальную иерархию. Стремится занять какую-то нишу. Карьерист. Наследник. Идет по стопам отца. Очень социален: стремление подражать социальным стереотипам.
Выбор профессии: либо – то, что полезно людям, обществу, либо – по стопам отца, либо – романтическая, связанная с путешествиями.
Романтизм. Мечтательность. Подчеркнутая духовность. Творчество. Интерес к этике, эстетике, вопросам морали, религии, философии, искусства, литературы и пр. Интерес к новому видению мира.
Рефлексия. Постоянный анализ своих мыслей, действий. Развитый внутренний диалог
*Обостренное чувство социальной справедливости (Павлик Морозов).
Четкое деление добра и зла, юношеский максимализм.
Благородство. Стремление защищать слабых, младших и старых (Тимур и его команда). Очень эмоционален, очень эмпатичен.
Страсть
к путешествиям. «Увидеть мир»(юнги,
Джим Хопкинс - из «Острова сокровищ»).
Героизм, юношеский, основанный на уверенности
в своем бессмертии (пионеры-герои), часто
за какие-то высокие идеалы.
Отношения с женщинами: Всегда
с серьезными намерениями. Очень возвышенное,
часто идеализирует возлюбленную. Любовь=романтика.
(Ромео).
Принцесса
Девочка. Девушка.
Маленькая леди. Наследница. Студентка.
Отличница. Web-girl. Джульетта
Возраст: детство,
юность.
Умная девочка. Отличница.
Любит учиться, много читает. Любимая дочка,
внучка, сестра.
Мечтательность. Романтичность.
Духовность. Интерес к этике, эстетике,
искусству, литературе, ко всему прекрасному.
Поиск своего предназначения, своего счастья.
эстетка, стремление и внимание к этике.
Маленькая леди.
Эмоциональность. Любит
мелодрамы, семейные комедии, романтические
комедии с «хэппи-эндом».
Включенность в иерархию: идеал
будущего – семья «как у мамы с папой».
Слушается родителей, учителей, старших.
Стремится соответствовать маме, образу
взрослой женщины. Хочет повзрослеть,
подражает взрослым.
Отличница, уважает старших, когда ей говорят
– слушает, наследница, подражание и культивирование
социальных образцов (плакаты на стенах).
Высокие идеалы. Обостренное
чувство социальной справедливости. Сочувствие
к ближнему, жалость к маленьким. Забота.
Выращивает цветы. Кормит котят, жалеет
бездомных животных, эмпатична.
Капризность. Общительность.
Нуждается во внимании.
Выбор профессии: либо
– что-то полезное людям (врач, учитель,
социальный работник).
Девочка-фанатка. Влюбленность
в певцов, актеров, героев фильмов и книг.
Отношения с мужчинами: ожидание
«принца на белом кабане (коне, кадиллаке)».
Идеальная любовь. Обязателен ритуал ухаживания.
Культивирование социальных образов.
ТЕНЬ (ИДЕАЛЫ (БОЖЕСТВЕННОЕ ДИТЯ))
Бродяга
Дрянной мальчишка. Бомж,
бродяга, бич. Алкоголик. Наркоман. Нигилист.
Рокер, неформал, панк. Гаврош.
Возраст: детство,
юность.
Инфантильное дитя. Избалованный
до крайности ребенок. Родителей слушается
по необходимости или в корыстных целях,
лентяй.
Принц, не нашедший
своего королевства.
Отрицание любой
иерархии. отрицание иерархии, нигилизм,
анархизм Демонстративное презрение к
любым социальным условностям. презрение
к социуму, нищий, но гордый, пьяный, но
гордый, но нищий
Эпатаж. Отрицание
авторитетов. Но, тем не менее, высокая
степень зависимости от мнения окружающих.
Похвалили – счастлив и уверен в своей
гениальности, покритиковали – унижен
и раздавлен.
Выбор профессии: наиболее
романтичная, наиболее творческая, наиболее
богемная.
Мечтательность. Претензия
на гениальность. Постоянное планирование,
несбыточные проекты. Интерес к измененным
состояниям. Отсюда – алкоголизм, наркомания.
Постоянные сомнения
в том, любят ли его, ценят ли. Требования
доказательств.
Обостренное чувство
социальной справедливости, жалобы на
жестокий строй. Революционерство.
Благородство, но
очень показушное. «Смотрите, какой
я!!!». В хорошие дни – поможет всем, но
в плохие – бесполезно даже просить.
Отсутствие дома. Отказ
от любых границ. Гостевание. Героизм,
тоже либо показушный, либо – «на слабо».
Суицидальность, причем демонстративная.
Отношения с женщинами: Несчастная
любовь, и на ее фоне огромное количество
девиц. Постоянный поиск «девушки мечты».
Влюбленность в самую недоступную женщину,
фанатизм.
Шлюха
«Оторва». Мечтательная
толстуха. Земфира. Поп-звезда. Нехорошая
девчонка.
Возраст: детство,
юность.
Умная девочка. Отличница,
которая этого стыдится. Талантлива и
требует, чтобы все это признали. Ленива.
Избалованная дочка, внучка.
Мечтательность. Поиск
романтики.
Двойственно: либо – толстуха с постоянными
мечтами о прекрасном принце, завидующая
более удачливым ровесницам. Старая дева.
Либо – оторва, которая спит со всеми подряд,
хлещет водку, вращается намеренно с самой
плохой компанией. Девочка, вырвавшаяся
из-под опеки родителей. Стремление испытать
все острые ощущения, которых была лишена
до этого. Интерес к маргинальному искусству.
Принцип: «не учите меня жить! Не лезьте
мне в душу!»
Гиперэмоциональность: истеричк
Отрицание иерархии: эпатаж,
вызывающая одежда, «фенечки по локоть».
Девица при рок-тусовке. Отрицание «мещанских»
ценностей. Стыдится «отсталых» родителей.
Мечтает быть похожей на поп-звезду, актрису,
топ-модель и пр.Подражает взрослым, но
в случае прокола апеллирует к своему
детскому возрасту.
Обостренное чувство
социальной справедливости превращается
в культ бедности и аскетизма: «Все, что
нам нужно, это любовь». Хиппи. Мечта одарить
любовью всех. Жажда любви.
Капризность превращается
в стервозность. «Все мне должны поклоняться
или хотя бы уделять внимание. И вообще,
ВСЕ МНЕ ДОЛЖНЫ!»* Выбор профессии: что-нибудь
богемное, что-нибудь красивое: топ-модель,
актриса, певица, художница.
Отношения с мужчинами: идеальная
любовь, непременно несчастная. На ее фоне
много других «заменителей», кавалеров,
которых она меняет как перчатки. Влюбленность
в недоступных мужчин: женатых, более взрослых,
более молодых, певцов, актеров, культовых
личностей.
ЛЮБОВЬ, МУДРОСТЬ
Трикстер
Шут. Волшебный
помощник. Друг. Товарищ. Волшебник. Хитрый
слуга. Креативщик. Молодой человек, делающий
карьеру. Д’Артаньян.
Возраст: молодость.
Обаяние. Умение общаться.
Успех у всех. Душа компании.
Смелость, сообразительность,
хитрость, чувство юмора.
Талант. Человек, которому
что-то дается легче, чем другим.
Медиатор. Посредник. Добро
и зло равны для него по своей полезности
и целесообразности. Его девиз: «Все в
мире относительно».
у него много масок, он может быть
всем и никем, клоун, шут. Маска.
Помощник, друг, спутник.
С удовольствием поможет тому, кто сможет
убедить его в полезности затеи всему
человечеству и, главное, лично трикстеру.
Необязательность, безалаберность.
Не по злобе, а так – более интересные
дела были. Но на него невозможно обидеться.
Шпион, специалист
по тайным разработкам, PR –кампаниям и
прочей эзотерике. Креативщик. Спец по
безумным и невыполнимым планам.
Отношения с женщинами: ловелас. Казанова.
Соблазнитель и «кидатель». Увеличивает
численность людей на Земле совершено
бескорыстно. Если находит свою любовь,
то долго ее охмуряет, затем проверяет
в деле, затем проверяет на предмет терпения
и сумасшествия. Если все присутствует,
предполагает провести в ней ближайшие
лет... несколько. Женщина – украшение
и помощник. Если уходит, то по-английски.
Жрица
Женщина-загадка. Муза. Добрая
фея. Истинная леди. Волшебница. Мэри Поппинс.
Возраст: молодость.
Истинная женщина. Та, в которую
влюбляются с первого взгляда и о которой
потом мечтают всю жизнь. «Незнакомка»
А. Блока.
истинная женщина, леди совершенство.
Та, которой посвящают стихи, та которая
способна вдохновить на самые героические
поступки, ради такой женщины мужчина
готов свернуть горы, женщина воодушевляющая,
вдохновляющая на созидание. Она входит
в комнату и все преображается вокруг,
становится светлее, она создает вокруг
атмосферу
Обаяние. Умение привлечь
внимание, когда нужно. Не платит за себя.
Ей хочется дарить цветы и подарки. Она
умеет принимать подарки и умеет благодарить
за них.
Любовь. Искусство любви.
Искусство любить и быть любимой. Умение
внушать любовь. Она одаривает своей любовью,
это дарительница. Это служительница искусству
любви. Храмовая танцовщица, та которая
посвящает себя высшей цели, высшей идее.
Любовь для нее не сексуальна и не направлена
на объект, ее любовь всеобъемлюща.
Непредсказуемость, таинственность
Женская мудрость. И – женская
хитрость. удивительная интуиция. «Женщина,
к которой боишься подойти, потому что
она так прекрасна, светла и загадочна».
Отношения с мужчинами: ей поклоняются,
ее любят. Критерии, по которым она выбирает
себе мужчину, загадочны и непонятны.
Ожидание и вера.
Информация о работе К.Г.Юнг и аналитическая психология. Бессознательное и архетипы