Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 16:58, реферат
Рассмотрены все формы ДЦП с подробным описанием и комплексом ЛФК для каждой формы.
Поскольку ДЦП является собирательным термином, объединяющим последствия повреждения развивающегося мозга различными неблагоприятными факторами, то и клинические проявления церебрального паралича разнообразны. Тем не менее, в результате действия совершенно разных по природе повреждающих факторов в тот или иной период развития мозга формируются во многом сходные нарушения мозговых функций.
Противопоказания:
4. КУРСЫ ЛЕЧЕНИЯ
Курс лечения - 15-20 дней, повторяют до 5-7 раз в течение года в зависимости от показаний. Первоначально больной находится в костюме до 20-30 минут. Постепенно время увеличивают до 1,5-2 часов в день с перерывами по 5-10 минут (в зависимости от индивидуальной переносимости).
5. ПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЯМ ЛЕЧЕБНОЙ ГИМНАСТИКОЙ
6. МАССАЖ
Перестройка патологического
двигательного стереотипа крайне сложна,
и для ускорения этого процесса
необходимо как можно более интенсивное
первоначальное расслабление спазмированных мышц, и лишь затем
- применение устройства, влияющего на
их деятельность.
В свою очередь гипотоничные мышцы должны
быть стимулированы к деятельности с помощью
массажа. Поэтому перед применением ЛК
“Адели” и Гравистат проводят подготовительный
дифференцированный массаж по методике
К. А. Семеновой. Кроме того, возможно применение:
Вид массажа подбирается по показаниям в соответствии с формой ДЦП.
7. ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ДВИЖЕНИЯМ В ЛЕЧЕБНЫХ КОСТЮМАХ
Занятия лечебной гимнастикой в лечебном костюме проводятся по общим принципам (вводная, основная и заключительная часть). Занятие состоит из дыхательных и специальных упражнений. Занятия проводят по 1, 2 и 3 режимам. Продолжительность - от 10 до 40 минут.
Дыхательные упражнения. Покачивание на мяче в положении на животе, бедра разведены в стороны. Покачиваем мяч в различных направлениях: вперед-назад, в стороны по диагонали, по кругу (по часовой и против часовой стрелки). Похлопать раскрытой кистью по мячу.
10. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ
САМОСТОЯТЕЛЬНОГО СТОЯНИЯ И
Контроль за положением
головы, вертикальным, симметричным положением туловища с опорой
на полную ступню (у шведской стенки на
горизонтальных брусьях). Стоять, сохраняя
равновесие.
Исходное положение - стоя с поддержкой
(со страховкой) у шведской стенки, держась
руками за перекладину на уровне талии.
1. Опора на полную ступню.
2. Перенос тяжести тела с ноги на ногу
(фиксируя пятку).
3. Приставные шаги вправо и влево.
4. Поочередно стоять на одной ноге.
5. Поочередное выставление правой и левой
ступни на нижнюю планку шведской стенки
с постепенным подъемом на следующую планку.
6. Сохранение равновесия у шведской стенки
с открытыми и закрытыми глазами поочередно.
Исходное положение - стоя со страховкой:
1. Ходьба на месте.
2. Ходьба по ребристой доске.
3. Ходьба по массажной дорожке.
4. Ходьба с препятствиями, перешагивая
через палочки.
5. Ходьба по черте.
6. Ходьба по следочкам (на коврике).
7. Ходьба по зыбкой, мягкой поверхности
(по мату, батуту).
8. Шаговые движения за управляемой движущейся
тележкой, тележкой с подвесным мячом
(стремясь наступить на мяч).
9. Отработка более быстрого темпа движений
в ходьбе.
10. Самостоятельная ходьба с минимальной
страховкой.
Упражнения на тренажерах:
1. Тренажер, имитирующий ходьбу. Следить
за осанкой. Страховка.
2. Отработка фаз шага на беговой дорожке.
Следить за вертикальной и симметричной позой
туловища, положением головы. Перекат
с пятки на носок.
3. Велотренажер.
В мягком манеже:
При условии устойчивого передвижения в правильной позе - переходят к обучению самостоятельной ходьбе.
11. ОБУЧЕНИЕ ХОДЬБЕ В ЛЕЧЕБНОМ КОСТЮМЕ
12. ОСОБЕННОСТИ ЛЕЧЕБНОЙ ГИМНАСТИКИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ФОРМЫ ДЦП
1) При спастической
диплегии применяются
2) При гемипарезе обучение движениям начинают со здоровой конечности. Применяются специальные упражнения для коррекции движений, увеличения объема движений в пораженных конечностях, упражнения, направленные на стимуляцию роста укороченных конечностей. Особое внимание уделяется нормализации и развитию движений кисти и стопы.
3) При гиперкинетической
форме применяется
4) При атонически-астатической форме применяются упражнения для укрепления мышц туловища и конечностей, упражнения, корригирующие осанку и походку, упражнения на сопротивление, на равновесие с применением тренажеров и снарядов.
При назначении лечебной гимнастики
учитывается степень
13. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ
Эффективность методики по мнению авторов - около 70%. Степень выраженности положительного эффекта лечебной гимнастики в ЛК “Адели” и Гравистат зависит от степени тяжести заболевания, мотивации к становлению движений, наличия функциональных или органических контрактур в суставах конечностей (особенно тазобедренных и голеностопных), патологических синергий.
Оценка эффективности производится по объективным и субъективным критериям:
9. ЛЕЧЕБНАЯ ГИМНАСТИКА НА МЯЧАХ И ДРУГИХ НАДУВНЫХ ПРЕДМЕТАХ В ЛЕЧЕБНЫХ КОСТЮМАХ
Лечебная гимнастика
с применением надувных предметов
(мячей, подушек, наклонных плоскостей,
цилиндров, мячей-роллов, батутов, сухого
бассейна и т. п.) - перспективное направление, успешно используемое
в кинезиотерапии (терапия движением)
детей. Упражнения можно проводить в любое
время дня, спустя 40-60 минут после еды.
Необходимо позаботиться о надежной страховке
ребенка. Каждое упражнение повторяют
3-4 раза.
· снижение гипертонуса приводящих мышц
и мышц сгибателей, укрепление ослабленных
мышц.
улучшение подвижности в суставах, коррекция порочных установок ОДА;
улучшение координации движений и
равновесия;
стабилизация правильного положения
тела, закрепление навыка самостоятельного
стояния, ходьбы;
расширение общей двигательной активности ребенка, тренировка возрастных двигательных навыков.
обучение вместе с
воспитателями и родителями самообслуживания,
усвоению основных видов бытовой
деятельности с учетом умственного развития ребенка.
Для решения поставленных задач используются
следующие группы упражнений:
упражнения на расслабление, ритмичное пассивное потряхивание конечностей, маховые движения, динамические упражнения.
пассивно-активные и активные упражнения из облегченных исходных положений (сидя, лежа), упражнения на мяче большого диаметра;
упражнения с предметами под музыку, переключение на новые условия деятельности, развитие выразительности движений;
упражнения в различных видах ходьбы: высоко, низко, «скользко», «жестко», с подталкиванием;
упражнения для головы в и.п. сидя, стоя;
принятие правильной осанки у опоры со зрительным контролем; упражнения в различных исходных положениях перед зеркалом;
упражнения для развития и тренировки основных возрастных двигательных навыков: ползание, лазание (по скамейке), бег, прыжки, (вначале на мини-батуте), метания; упражнения в движении с частой сменой исходного положения.
Формирование движений должно производиться в строго определенной последовательности, а именно: начиная с головы, затем идут руки – туловище, руки – туловище – ноги и совместные двигательные действия. При этом движения руками и ногами должны выполняться сначала в крупных суставах (плечевом и тазобедренном), затем постепенно захватывать средние суставы (локтевой и коленный) и далее смещаться к лучезапястному и голеностопному. При наличии сопутствующих деформаций ОДА (контрактуры, укорочения конечностей, остеохондропатия, сколиозы, остеохондрозы), соматических заболеваний спектр задач расширяется с учетом имеющейся патологии.