Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 01:58, реферат
Вопросам информатизации сферы здравоохранения в Российской Федерации, к сожалению, до сих пор не уделяется должного внимания. Несмотря на то, что руководителями отрасли на самом высоком уровне признается необходимость повышения качества медицинского обслуживания, и ведущая роль ИТ в этом процессе является очевидной, финансирование решений в области информационных технологий государственным бюджетом не предусмотрено.
КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ. 3
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 3
ПОДВОДНЫЕ КАМНИ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ 5
ЭЛЕКТРОННАЯ ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ – ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ. 7
МЕТОДЫ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ. 16
ПРИМЕНЕНИЕ ДАННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПРИМЕРЕ ВЗРОСЛОЙ ПОЛИКЛИНИКИ №75 МОСКОВСКОГО РАЙОНА 24
ВЫВОДЫ : 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 28
Любой человек за свою жизнь хоть раз да обращался к врачу. Значит, знакома такая картина: очередь в стол справок, а затем в регистратуру за своей амбулаторной картой. Хорошо, если ее найдут в больших шкафах, где хранятся истории болезни всех пациентов клиники, и выдадут вам на руки. Плохо, когда карты нет на месте, и вам небрежно говорят: «Посмотрите дома».
Мы рассматриваем проект типовой медицинской системы, предполагающий замену бумажных историй болезни электронными. Теперь карты будут находиться в компьютере — исчезнет надобность в их хранении на полках, как для врача, так и для пациента. И кипы неразборчивых почерков врачей отправятся в урну. Конечно, на первом этапе бумажные карты останутся. Будет происходить дублирование: бумажный вариант будет распечатываться из электронного.
Министерство здравоохранения
и социального развития России поставило
задачу: за ближайшие три года внедрить
новую систему в здравоохранени
Новая система будет представлять собой единую информационно-аналитическую базу, где будут храниться сведения обо всех пациентах. Отныне любой гражданин РФ, скажем, проживающий в Калининграде, сможет обратиться в челябинскую больницу. Врачи будут знать информацию о таком пациенте, где бы он ни находился, за счет региональных центров обработки данных, которые связаны между собой, а также с федеральным центром.
Многих, особенно пожилых людей, конечно будет пугать сложность новой системы. Но на самом деле она не будет представлять собой никакой сложности. Наоборот не нужно будет бегать по всей больнице, разыскивая свою карту.
Бояться тут на самом деле нечего.
Процесс будет выглядеть
И так, что же такое электронная карта – это совокупная информация о пациенте, которая составляется и хранится в автоматизированной информационной базе данных медицинского учреждения.
В основу принципа работы составления, учета и хранения медицинской информации в электронном виде, заложена идея создания единого информационного ресурса, который позволяет оперировать с личными данными пациентов, а также обмениваться такими данным с другими медицинскими учреждениями. В случае необходимости – медицинская документация может предоставляться в компетентные организации: страховые компании, органы контроля над оказанием медицинской помощи, правоохранительные органы и так далее. При этом передача сведений о пациенте третьим лицам и документооборот медицинской документации должны отвечать всем требованиям, предусмотренным для работы с особо охраняемой информацией, в том числе с учетом положений о врачебной тайне.
Электронная история болезни имеет определенную структуру, которая позволяет существенно сократить время на составление, как амбулаторной карты пациента, так и других видов медицинских документов. Таким образом, медицинская документация заполняется комплексно, как правило, используется три базовых раздела:
«Паспортная часть» - общие сведения о лице, обратившемся за медицинской помощью в лечебное учреждение: возраст, пол, местожительства, место работы или учебы, вид страхования.
«Социальная характеристика» - наличие социальных данных у конкретного пациента, информация о которых может существенно повлиять на оказание медицинской помощи, например, инвалидность, участие в вооруженных действиях и конфликтах, особенности работы на вредном или опасном производстве, наблюдение или учет в специализированных медицинских учреждениях.
«Медицинское состояние» - информация,
предназначенная для
Электронная история болезни предполагает соблюдение ряда базовых основ, учет которых очень важен во взаимодействии медицинского персонала и пациентов лечебного учреждения. К основным принципам относятся:
В тех случаях, когда предполагается добровольное информированное согласие пациента на проведение медицинских манипуляций, должен быть обеспечен полный доступ пациента к ознакомлению с медицинской документацией, в том числе – получению выписок из истории болезни, справок, рецептов и т.д.
Важным моментом информационного обеспечения здравоохранения также является уход от пассивной роли пациента при оказании ему медицинской помощи. Благодаря идеологии автоматизации медицинской информации имеется возможность каждому человеку создать свой собственный медицинский архив, доступ к которому можно обеспечить в любом месте и в любое время посредством Интернета, что позволит, например, в случае необходимости оказать экстренную медицинскую помощь.
Во многом электронная история болезни позволяет повысить качество оказываемой медицинской помощи за счет уменьшения временных затрат медицинских работников на заполнение всех необходимых документов. Но на сегодняшний день очень важно, чтобы медицинская документация, особенно оформленная в электронном виде, получила высокий уровень безопасности от незаконного использования, а также была защищена действующими правовыми нормами. Именно по этому, врач сможет получить доступ к вашей карте только с помощью ключа. При его же помощи он поставит свою подпись, но не письменную, а электронно-цифровую. Ключ обеспечивает безопасность вашим персонифицированным данным.
Итак, чтобы комплексно автоматизировать медицинское учреждение, необходима единая информационная система, в основе которой будет лежать электронная история болезни пациента.
Далее представлен краткий перечень функциональных возможностей, которыми должна обладать медицинская информационная система (МИС). Этот перечень не является абсолютно полным, он составлен для того, чтобы сформировать общее впечатление о возможностях системы такого рода.
Одной из главных задач медицинской информационной системы - это возможность электронного документооборота. Система должна позволить почти полностью отказаться от бумажных носителей информации и перейти исключительно на электронные документы, сохранив лишь небольшую часть бумаг, обязательных в связи с правовыми и финансовыми ограничениями (лист временной нетрудоспособности, рецепты по ДЛО, листы назначений наркотических препаратов и т.д.)
Регистратура
Работа с любой медицинской информационной системой немыслима без подключения к единой информационной сети регистратуры поликлиники. Для автоматизации этого подразделения должна использоваться соответствующая подсистема регистратуры.
Основные документы и направления работы:
Кроме создания этих документов, другая основная работа – распределение первичного потока пациентов. Для этого у регистратора имеется доступ ко всем календарям медицинского учреждения.
Подсистема поддержки работы врача
Подсистема поддержки работы врача должна носить универсальный характер и позволять полностью автоматизировать работу лечащих врачей, врачей-специалистов в условиях поликлиники. МИС должна позволять врачам использовать электронную амбулаторную карту (ЭАК) или электронную историю болезни (ЭИБ), при необходимости распечатывая хранимые в системе документы или создавая выписки из электронных ИБ и АК.
Возможности:
Некоторые электронные документы
Диагностическая служба
Подсистема диагностической
Данная подсистема должна обладать следующими возможностями: