Магическая медицина в первобытном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 07:28, курсовая работа

Краткое описание

Задачей моей работы является ознакомление с истоками магической медицины и ознакомление с происхождением обрядов, заклинаний, песнопений, а также разнообразных сложных ритуалов, призванных излечить человека от недуга с помощью потусторонних, мистических сил.
В своей работе я поставила несколько целей, в одной из которых хотелось бы углубиться в историю создания магической медицины. Во второй рассказать о том, что включала в себя магическая медицина

Вложенные файлы: 1 файл

магическая медицина в первобытном обществе.rtf

— 229.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

«Магическая медицина в первобытном обществе»

 

 

Введение

 

Задачей моей работы является ознакомление с истоками магической медицины и ознакомление с происхождением обрядов, заклинаний, песнопений, а также разнообразных сложных ритуалов, призванных излечить человека от недуга с помощью потусторонних, мистических сил.

В своей работе я поставила несколько целей, в одной из которых хотелось бы углубиться в историю создания магической медицины. Во второй рассказать о том, что включала в себя магическая медицина. А так же одна из целей включает в себя рассказ о лекарственных растениях, о целебных свойствах и использовании их в зельях при заговорах.

Вопрос об актуальности своей темы я считаю спорным.

Но все же склоняюсь что моя тема актуальна и сей час.

Хотя с одной стороны я нахожу магическую медицину неправильной, в особенности из-за того, что нельзя достичь полного выздоровления (да и вообще кого-то успеха в лечении) заговорами, обрядами, зельями. Слова и постукивание бубна, не заставят вирусы стремглав бежать из человеческого тела, не выведут токсины и не очистят кровь от пораженных лейкозом клеток. Смешанные в определённых пропорциях луговые травы, собранные за околицей деревни в полночь, без должной обработки так и останутся просто гербарием. Общеизвестно, что различные растения используются в лечении заболеваний, но сейчас людям точно известны списки тех из них, что обладают лекарственным действием, они собираются в определенных пропорциях, с учётом того, какие растения и содержащиеся в них вещества могут взаимодействовать друг с другом без нанесения еще большего вреда организму. И тем более, лекарственные сборы не требуют предварительного прочтения над ними заклинаний, в отличие от собранных различными шаманами. Все выше сказанное, в принципе, склоняет меня в стороны неактуальности выбранной мною темы.

Но в то же время магическая медицина и по сей день широко распространена. Даже скажу большее, мы сами периодически используем ее в повседневной жизни. Как один из самых распространённых моментов, приведу пример с икотой. Когда человек начинает икать, что он говорить? «Икота, икота, уйди на Федота» не так ли? А ведь это в чистом виде заклинание. Большое количество пожилого населения верят во всякие заговоры, обряды, ходят лечиться ни к врачам, а к знахаркам, шаманам, колдунам, как говорят «по старинке», считая, что это намного эффективнее.

Подведя всему этому небольшой вывод, скажу, что магическая медицина, все-таки является спорной в своей актуальности!

 

 

  1. Что такое магия

 

Магия - самый загадочный, самый противоречивый и одновременно самый живучий феномен мышления, возникший у первобытного человека и сопровождающий человечество до настоящего времени. Это явление, оказало огромное влияние на становление и развитие практически всех сфер культуры. Существует мнение, что магия возникла в коллективах неандертальцев, когда начало зарождаться, формироваться абстрактное мышление, а с ним и осознание окружающего мира, своего места в нем, своих действий, т.е. та самая рефлексия, наличие которой принципиально отличает динамичный и постоянно развивающийся человеческий разум от «рассудочной» деятельности и «знания» животного. Возникновение магии было совершенно закономерным явлением. Формирующийся человек рано осознал наличие серьезных препятствий для выживания, и стадный инстинкт подсказал ему универсальные магические или, во всяком случае, противоречившие логике пути выживания - достижение единства, коллективный труд и коллективное распределение добычи.

Магия (греч. mageia - колдовство) - это вера в способность человека сверхъестественным образом воздействовать на других людей, предметы, события или явления природы. Среди многочисленных разновидностей магии была и лечебная магия - врачевание ран и недугов, основанное на культовой практике. Сначала культовая практика не составляла секрета: простые церемонии и ритуалы мог совершать каждый. Со временем круг лиц, способных их усвоить резко сужался, и культовые действия стали совершаться старейшинами рода или наиболее умелыми общинниками.

Окончательно первобытная культовая практика оформилась позднее, в период развитой родовой общины, когда зооморфный тотемизм предков-живот­ных постепенно трансформировался в антропоморфный тотемизм и культ предков - людей - покровителей рода (предков-мужчин - при переходе к патриархату и предков-женщин - при переходе к матриархату).

Магия была, по сути по сути, мятежом, вызовом формирующегося человека природе и собственному естеству. И орудием этого мятежа формирующийся человек избрал магические технологии. Тяжкий и долгий путь прошло человечество Каждый этап этого пути приносил позитивные сдвиги в укреплении единства, улучшении условий жизни и, говоря современным языком, психологического климата в коллективе, где формирующийся человек получал уверенность в том, что он будет жить как все и не хуже, чем все. Обретающий все большую уверенность в своих силах, единый коллектив вводит в форме тотема самопочитание. На этой основе начался период расцвета, период господства магии, выражающий идею господства человеческого коллектива над природой.

Магия естественно не обошла медицину: анализ магических действий с позиций их социальной направленности и роли, выполняемой ими в жизни людей, показывает, что медико-гигиенические цели занимали существенное место в магической практике. В магической медицине мы уже встречаемся некоторыми достаточно ясно очерченными представлениями об основных разделах медицины - об этиологии, лечении, профилактике, прогнозе. Именно осмысление с присущей маги незыблемостью связи причины и следствия должно было неминуемо привести к формированию убеждения, что всякая болезнь должна иметь причину. И дело здесь не в том правильно или ложно эти причины определялись, а в том, что был сделан один из решительных шагов к превращению медико-гигиенической деятельности в объект, подлежащий разумной оценке и дальнейшему осмыслению.

 

1.1 Праобщина и зачатки врачевания

 

Начальная форма организации человеческого общества определяется как «первобытное человеческое стадо», или «праобщина». Конечным историческим рубежом праобщины было появление общинного строя - сформировавшегося человеческого общества.

Формирующееся человеческое общество прошло в своем развитии две основные стадии: эпоху древнейших людей - архантропов (ок. 2 млн лет тому назад - 300/200 тыс. лет тому назад) и эпоху древних людей - палеоантропов (неандертальцев) (ок. 300/200 тыс лет тому назад - 40/35 тыс лет тому назад).

Древнейшие люди (архантропы) были прямоходящими, вели кочевой и полукочевой образ жизни. Представление о том, что они употребляли в пищу (и длялечению недугов) только растения, весьма устарело. Археологические исследования показали, что уже ближайшие предки древнейших людей - ав­стралопитеки - наряду с собирательством, занимались охотой на мелких и крупных животных, т.е. были всеядными. Следовательно, тысячелетний эм­пирический опыт и повседневная трудовая практика древнейших людей позволяли им познавать целебные и токсические свойства растений, минералов и частей животных и использовать их в борьбе с недугами. Они заботились о больных сородичах, о чем свидетельствует находка Юджина Дюбуа на о. Ява - бедренная кость питекантропа с выраженными изменениями костной ткани (экзостоз). Без поддержки коллектива сородичей этот тяжелобольной инди­вид неизбежно бы погибнул на ранних стадиях заболевания. Однако он жил долгие годы, будучи явным калекой (становление социальных отношений про­ходило на самых ранних этапах развития человеческого общества).

Начатки гигиенических навыков стали формироваться также у архантропов в процессе обживания пещерных жилищ и применения огня.

Тем не менее, на этом этапе истории погребений еще не было; это свидетельствует об отсутствии религиозных представлений, культа умерших и магиче­ских действий и объясняется тем, что абстрактное мышление у архантропов было развито еще недостаточно.

Палеопсихология определяет три сферы сознания первобытного человека:

1) эмпирический опыт,

2) обобщение результатов эмпирического опыта

3) абстрактное мышление.

Первая и вторая сферы в своем развитии хроноло­гически опережали третью, которая оформилась лишь на стадии перехода от поздних палеоантропов к неоантропам.

Древние люди (палеоантропы) - предки человека современного вида - жили в пещерах, под открытым небом в постоянных стойбищах и в искусст­венно сооружаемых жилищах. Они стали производить первые захоронения умерших, что свидетельствует о развитии у них начальных абстрактных пред­ставлений о посмертной жизни, появлении культа мертвых и культа небесных светил - т.е. о формировании абстрактного мышления и окончательном выделении человека из животного царства как существа социального. Древнейшие захоронения появляются на заключительном этапе существования праобщины и датируются периодом 70/50 тыс. лет тому назад (в пещерах ЛеМустье и Ла Феррасси на территории Франции, в Киик-Коба в Крыму на территории Украины, в пещере Шанидар на территории Ирака).

В пещере Шанидар обнаружено девять скелетов тяжело больных древних людей, живших в период от 70 до 44 тыс. лет тому назад. Кости скелета мужчины Шанидар-I, жившего примерно 45 тыс. лет назад, свидетельствуют о серьезном повреждении латеральной стенки левой глазничной впадины (в ре­зультате чего этот древний человек был, по всей вероятности, слеп на левый глаз); кости его левой стопы сохранили явные следы перелома с выраженным артритом ее суставов; его правая рука за много лет до смерти была ампутирована выше локтя (в результате травмы или намеренно), что привело к выраженной дистрофии костной ткани. Стертость наружной части передних зубов говорит о том, что, пережив ампутацию, этот человек многие годы пользовался зубами вместо утраченной правой руки. Будучи полным калекой, он жил в коллективе сородичей, которые оказывали ему повседневную помощь; и умер в возрасте около 40 лет (что значительно выше средней продолжительности жизни первобытных людей).

Исследования в пещере Шанидар, проводимые в 1960 г. под руководством американского археолога Р.С. Солецки (Solecki, R.S.) предоставили и первые достоверные сведения о целенаправленном использовании первобытным человеком лекарственных растений. Мужчина Шанидар-IV (ок. 60 тыс. лет от современности) был погребен на ложе из веток деревьев и лекарственных цветов восьми видов. Среди них были тысячелистник (лат. Achillea), золототысячник (лат. Centaurium), крестовник (лат. Senecio), эфедра (лат. Ephedra), алтей (лат. Althaea) из семейства мальвовых (лат. Malyaceae), растение рода Muscary из семейства лилейных (лат. Uliaceae) и др. 3 Все они и по сей день произрастают в Северном Ираке. Это открытие является несомненным научным доказательством социальных отношений, сложившихся у поздних палеоантропов, по меньшей мере, 60 тыс. лет тому назад, т.е. почти за 20 тыс. лет до выделения человека современного вида - Homosapiens.

магия врачевание первобытный лекарственный

1.2 Магия в первобытный период

 

Магия, как одна из форм первобытных верований появляется на заре существования человечества. Восприятие её в отрыве от иных первобытных верований невозможно - все они были тесно связаны между собой.

Если придерживаться теории о магическом («симпатическом» по Фрезеру) значении наскальной живописи (как это трактуется многими историками религии, например С.А. Токаревым или М. Элиаде), время появления магии можно отнести к периоду Верхнего палеолита.

В ранних формах социума магия ещё не была отделена от прочих верований, так же как ещё не существует специальных «должностей» мага, шамана или жреца. Каждый член племени, в меру необходимости и своего понимания занимается собственной магической практикой: просит духов или животное-тотем о помощи на охоте, поклоняется предметам, приносящим удачу и т.п. Важнейшее значение имели групповые действия, необходимые всему племени, в первую очередь связанные с обрядами перехода (роды, инициация, свадьба, похороны) и охотой. Развитие культуры и выделение особой социокультурной роли служителей культа (шаманов, жрецов и колдунов) постепенно приводят к превращению магии из общедоступных практик в «элитарную дисциплину» - что, однако, не мешает сохранению огромного количества простых народных магических обрядов, доступных любому человеку. Необходимо так же учитывать, что это разделение весьма условно, и часто разница между шаманом, колдуном и знахарем весьма условна. Развитие жречества, в свою очередь, тесно связано с развитием политеизма, формированием культов отдельных божеств [3].

 

 

 

 

2. Истоки магии. Магия в медицинских представлениях

 

С самого начала своей истории человек стремился найти такие средства, с помощью которых можно было вызвать дождь или ветер, вылечить болезнь и победить старость. Считалось, что всего этого можно добиться с помощью особых магических приемов и заклинаний. Магия часто находит отражение в обрядах, связанных с верой в способность человека сверхъестественным образом воздействовать на других людей, предметы, события или явления природы.

Заклинания и заговоры явились предвестниками классического гипноза - вернее, техники словесного внушения. Сам обряд был необходим во время словесного внушения для того, чтобы снять психическую защиту с человека и получить так называемый «раппорт». Проще говоря, целитель манипулирует подсознанием человека. Для того чтобы достичь этого эффекта, даже без погружения человека в стадию гипнотического сна, волхвы, колдуны, чародеи и маги пользовались весьма сложными и синтетическими способами.

Информация о работе Магическая медицина в первобытном обществе